Использованные материалы

  • Священномученик Сергий (Орлов) 1888-1937 // Страница сайта Истринского благочиния
    • http://www.blagoistr.ru/much_s_orl.html
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/nopanel/ans/nm/...C**

О дне сем.

Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, 2которому и десятину отделил Авраам от всего,- во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, 3без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.

4Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.

5Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь - брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.

6Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.

7Без всякого же прекословия меньший благословляется бо́льшим.

8И здесь десятины берут человеки смертные, а там - имеющий о себе свидетельство, что он живет.

9И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: 10ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.

11Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства,- ибо с ним сопряжен закон народа,- то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?

12Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.

13Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.

14Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.

15И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, 16Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.

17Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

18Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, 19ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.

20И как сие было не без клятвы,- 21ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,- 22то лучшего завета поручителем соделался Иисус.

23Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; 24а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, 25посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

26Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.

28Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.

Апостол рассуждает на тему упоминаемого в Книге Бытия священника-царя Мелхиседека. Многих эти слова смущают, но смущаться тут не следует. О Мелхиседеке пишет он так не потому что тот действительно был бессмертным и вечным, но употребляет иносказание. Как пишет святитель Иоанн Златоуст, у одного нет родословия, потому что оно не упоминается в Писании, а Господь воистину не имеет его, будучи вечен. Точно также дело обстоит и с началом и концом жизни. Главное же в том, что апостол разъясняет отличие ветхозаветного священства от новозаветного, ибо сам Господь стал новым СВЯЩЕННИКОМ по благодати, будучи САМ начальником ЕЕ. Так и, вообще, новозаветное священство поставляется не по принципу принадлежности к какому-то роду, а по данной от Бога Благодати (кандидат испытывается и если его находят достойным, то через возложение рук епископа на него низводится Благодать Божия, которая и сообщает ему сан священника).

Евангелие (от Луки): 1Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; 2увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, 3и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; 4ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

5И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: 6придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.

7И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?

8Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.

9Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.

10Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; 11будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.

12Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; 13будет же это вам для свидетельства.

14Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, 15ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.

16Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; 17и будете ненавидимы всеми за имя Мое, 18но и волос с головы вашей не пропадет,- 19терпением вашим спасайте души ваши.

20Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: 21тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, 22потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.

23Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: 24и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

25И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; 26люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, 27и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.

28Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.

29И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: 30когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.

31Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.

32Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; 33небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

34Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, 35ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; 36итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.

Предупреждая обо всем этом, Господь называет события конца мира знаменем начала избавления Верных. Конечно, избавлением является, собственно, явление Христа, ибо им завершится время гнета над миром врага рода человеческого, а также краткое время правления антихриста. Он и избавит верных своих от гнета зла, введя их вслед за тем в обетованное Царство. Даже умершие, удостоившиеся славы на небесах, до этого дня не будут иметь совершенной радости, ибо все обретут ее после Страшного Суда. Но если для ожидающих воздаяния от Бога этот день будет избавлением, то для проживших в беспечности это будет временем плача, ибо имея время для исправления, они не воспользовались им. Но, в какой-то мере, такое можно сказать и о смерти, ибо по смерти чающие встречи с Богом уже сейчас получают воздаяние и избавление от гнета греха и всякого зла, от чего они страдали на земле. Поистине, кто к чему стремится, тот то и обретает. Господь говорит это, напоминая это, дабы никто не сказал, что его не предупреждали, и дабы даже самый страшный грешник, вспомнив о Суде Божием, одумался и прежде конца покаялся, как покаялся разбойник на Кресте….

Пятница 22 декабря.

Икона Божией Матери "Нечаянная Радость"

Особенных праздников в этот день нет. Самый торжественный из них – праздник Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы, предусматривает всего лишь утреню с Великим славословием. Другой праздник дня – праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» не предусматривает вовсе никакой торжественности. Однако в Новороссийске в данный момент заканчивается строительство храма в честь этой иконы. Располагаться будет он на территории 7 Воздушно-десантной бригады, расположенной в городе. Спроектирован он в старо-византийском стиле (суровые формы, а также глава с куполом, похожим, скорей, на граненный шатер, чем на традиционный шлемовидный купол, какой принято представлять при упоминании «византийского стиля»). Далее представлю традиционные статьи об этих и других праздниках.

Икона Божией Матери, именуемая "Нечаянная Радость"

Дни памяти: 1 / 14 Мая, 21 Мая / 3 Июня, 9 / 22 Декабря

История прославления иконы, в общем-то известна и описана впервые в книге святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное» – Данная икона первоначально находилась в доме некоего человека, ведущего греховную, блудную жизнь[18], но вместе с тем, чтущего Божию Матерь и всегда молящегося перед данной иконой, произнося архангельский глас: «Радуйся, Благодатная, Господь с тобою!» Как-то он молился таким образом перед иконой, думая отправиться по своим греховным делам, но тут икона словно бы ожила: Изображение Богородицы пришло в движение, а на теле Христа появились раны.

«Кто это сделал, Царица?» - Воскликнул наш герой.

«Ты и подобные тебе своими грехами снова распинаете Сына Моего.» - Был ответ. Это привело данного человека к раскаянию и он тут же по своей молитве получил известие о прощении, о чем и не чаял, отсюда и название иконы. Поистине, хотя на этот день не записано никаких особых торжеств, но этот праздник даже и без торжеств запоминается уже самой историей празднования этого дня. «Ты и подобные тебе своими грехами снова распинаете Сына Моего.» - эти слова относятся ко всем нам и, может быть, в особенности, ко мне самому ибо я подчас дерзаю писать подобные вещи ибо каждый грех ПРОСВЕЩЕННОГО СВЕТОМ ИСТИНЫ вменяется за два греха, так как, согрешая, он еще и дискредитирует свою веру, ведь по нам судят и о вере нашей. В первые века христианства не столько проповедь приводила язычников к Богу, сколько пример жизни христиан, не идущий ни в какое сравнение с жизнью язычников ибо их вечно враждующие друг с другом боги давали людям простор для лавирования между разными «сообществами» божеств и жизни, как человек хочет, не стесняя себя. Ныне же, увы, наша жизнь ничем не отличается от жизни безбожников и тем неприятней, когда такой вывод делаешь о себе. Но молитвами Пречистыя Божия Матери да помилует нас Господь и да наставит на путь истинный.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Человек этот, как пишет далее святитель Димитрий, исправил свою жизнь, проведя ее уже добродетельно.

«Смотри, каково попечение Ходатаицы нашей о прощении согрешений наших! — заканчивает своё повествование святитель Димитрий Ростовский. — Слава милосердию Её, слава неизреченному благоутробию Её, слава богатству Её, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

«Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце своё к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Её за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира, и что в невыразимой брани нашей никогда не оскудевает Её предстательство и помощь нам» (преподобный Никодим Святогорец).

До революции 1917 года наиболее известный чтимый список иконы «Нечаянная Радость» находился в московской церкви Неопалимой Купины в Хамовниках. Он был пожертвован в храм в 1835 году по завещанию Александры Куницыной. Предание приписывает ему возвращение в 1838 году слуха вдове Анисье Степановной. Другой почитаемый список находился в кремлёвской церкви Благовещения на Житном дворе.

В настоящее время чтимые списки иконы находятся в следующих храмах:

Храм Илии Пророка в Обыденском переулке — список иконы, почитавшийся патриархом Пименом, перенесённый из церкви Благовещения на Житном дворе; Храм иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще — список, почитаемый чудотворным;  Храм мучеников Адриана и Натальи в Бабушкине;

Храм Вознесения Господня на Гороховом поле; Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе;

Храм Спаса Преображения на Песках — список, почитаемый чудотворным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: