Дни памяти: 10 / 23 декабря, Собор Новомучеников и исповедников Российских

Яков Васильевич Шестаков – священник, краевед, писатель, издатель – родился 28 апреля / 11 мая 1858 года в селе Камасино Пермского уезда Пермской губернии в семье священника. В 1873 году Яков Васильевич окончил Духовное училище, в 1879 году – Пермскую Духовную семинарию по 1-му разряду. С 1879 года Шестаков был учителем и законоучителем в Редикорском земском училище Чердынского уезда Пермской губернии, с 1881 года – в Юксеевском пермяцком (инородческом) училище того же уезда. Здесь он продолжил изучать коми-пермяцкий язык настолько, чтобы владеть свободно разговорной речью. Здесь же у него появилась мысль открыть для просвещения "инородцев" - коми-пермяков женскую обитель, где "пермячки могли бы обучаться нравственности, добрым христианским навыкам, труду и домашнему обиходу".

В начале 1887 года Я.В. Шестаков оставил педагогическую работу. Для ознакомления с христианским просвещением "инородцев" он отправился в монастырь Симеона Верхотурского Чудотворца на р.Туре.

Свящ. Иаков Шестаков

В феврале 1887 года поступил в Верхотурский Никольский монастырь[53] в качестве послушника, занимался делопроизводством (письмоводством) обители. Посещал святыни столиц, Киева и Казани.

Утвердившись в мысли служения делу просвещения коми-пермяков, в том же 1887 году женился на коми-пермячке, Александре Матвеевне Вилесовой, окончившей гимназию.
В 1887 года Яков Васильевич был рукоположен во иерея к церкви села Новотуринского (Токовая) Верхотурского уезда Пермской губернии, был законоучителем в местной школе. В 1888 году отец Иаков переведен в церковь села Хохловка, преподавал в Хохловском Духовном училище. С 29 августа / 11 сентября 1889 года служил в церкви Успения Пресвятой Богородицы города Чердынь, преподавал в приходском училище. В Чердыни он продолжил свою просветительскую деятельность. С его приходом в Успенской церкви ввелись внебогослужебные собеседования. По его настоянию воскресный "торжок" (рынок) был переведен на субботу. В доме городской управы им была открыта библиотека-читальня (закрытая после его отъезда). Он приобрел для библиотеки вывеску, принес цветы и портьеры на окна. Заведующий библиотекой С.В.Федосеев при содействии о.Иакова обратился к писателю Мамину-Сибиряку о книгах, на что Дмитрий Наркисович благосклонно откликнулся - выслал все свои сочинения. Часовня "убиенных нагайскими татарами" была сделана теплой. Тогда же были впервые напечатаны списки погибших защитников русского поселения для раздачи народу. Также о.Иаков организовал церковный хор. Однако не все складывалось легко и гладко, некоторые купцы были недовольны: "Заставляет нас ходить в читальню, еще молод нас учить-то... За то, что перевел торговый день с воскресенья на субботу мы его больше не потерпим: он нас по карману прямо ударил... Протопопу Остроумову бумагу пошлем, а то и губернатору".

Но все постепенно улаживалось. О.Иаков состоял членом-секретарем уездного отделения училищного совета.  24 мая / 6 июня 1891 года отец Иаков переведен старшим священником в церковь во имя святителя Николая Чудотворца в селе Кудымкорском Соликамского уезда и назначен благочинным 3-го Соликамского округа. Одновременно с 4 / 17 октября 1891 года он был законоучителем Кудымкорского 2-классного мужского училища. В Никольской церкви при нем был установлен новый иконостас, приобретено малое серебряное Евангелие, на заводе И.И.Любимова изготовлена чугунная печь, храм стал теплым, вместо деревянной устроена железная церковная ограда. При обозрении благочиния о.Иаков наметил 6 деревень и 1 село, где необходимо было строительство новых церквей. В неурожайный 1891 г. Шестаков получил от И.А.Урбановича, уполномоченного по продовольствию, 6400 руб. на строительство церквей и школ. Для получения средств из Елабужского комитета, 400 руб., и бесплатного леса Строгановых он ездил в Елабугу, в Петербург. Таким образом, получив денежные средства и основной строительный материал — лес, о. Иаков решил строить сразу пять церквей. Несмотря на финансовые затруднения, строительство шло благополучно. Сами коми-пермяцкие крестьяне оказывали всяческое содействие и радовались, как дети, первым звукам колокола. Благодаря бесплатному лесу получилась экономия, на которую было заказано два иконостаса. При строительстве церкви в д. Пешнигорт было предложено открыть женскую обитель для коми-пермячек. О.Иаков решил открыть новую обитель в глухой деревне Коча, в 200 верстах (213,36 км.) от Чердыни. Коми-пермяки не только одобрили замысел отца благочинного, но и помогли в этом деле. В с. Пешнигорт устроили благолепный храм и женскую школу грамоты с миссионерским приютом, в которую поступило несколько девочек-инородок. Был заведующим Кудымкорской воскресной школой грамоты и народной читальней. Находясь в должности заведующего Пешнигортской, Кекурской и Шадринской школ грамоты, в течение 4 лет платил из своего жалованья учителю и за квартиру. В 1892 году под его руководством при Мелюхинской церкви была построена школа на средства правительства. Благочинный в течение семи лет отправлял способных мальчиков и девочек "инородцев" в разные учебные заведения. Многие из них получили образование и специальности священников, учителей, сестер милосердия.  В 1891-1894 гг. отец Иаков состоял наблюдателем коми-пермяцких церковноприходских школ и миссионером по Соликамскому уезду. В 1894-1898 гг. был членом Пермской комиссии Уральского общества любителей естествознания (ныне Пермский краевой музей). В 1898 году священник уволен от обязанностей благочинного, а 27 сентября / 10 октября 1899 года отец Иаков Шестаков вышел за штат. С 1899 года он жил в Перми, преподавал в Пермской Духовной семинарии, состоял членом Пермской ученой архивной комиссии, собирал средства на создание церквей и монастырей, странноприимных домов, приютов. С его именем связано строительство церквей при Кутимском заводе Чердынского уезда, в деревне Милюхиной Соликамского уезда и др., основание странноприимного дома в деревне Токовой, создание двух женских монастырей в Пермской епархии.
Отец Иаков организовал комиссию по переводу книг на коми-пермяцкий язык, ходатайствовал об открытии в селах Юксеевском и Кудымкорском складов для книг, переводил богослужебную, учебную и художественную литературу. В начале 1900-х годов он организовал издательство «Кама» сначала в Сарапуле, затем в Москве. Издавал отец Иаков книги по истории и краеведению Пермской, Екатеринбургской, Вятской епархий, публиковал материалы по истории местных церквей и монастырей в виде путеводителей, справочников и адрес-календарей. Отец Иаков Шестаков издал на коми-пермяцком языке азбуку, Литургию Иоанна Златоуста, Закон Божий, а также занимался изданием брошюр, листовок, плакатов на религиозные, краеведческие, санитарно-гигиенические темы. Священник также писал статьи для журналов «Пермские епархиальные ведомости», «Исторический вестник», «Записки общества изучения Севера», «Труды Пермской губернской ученой архивной комиссии», «Уральская жизнь»; собирал фольклор Прикамья, под псевдонимом Яков Камасинский опубликовал этнографические очерки «Около Камы» (1905). Во время одной из поездок по епархии нашел в верховьях реки Камы племя, «не просвещенное христианской верой».
В начале ХХ века отец Иаков впервые обратил внимание общественности на проблему сохранения культурного наследия Прикамья и памятников церковной старины. Для этой цели он предложил создать Пермский епархиальный церковно-археологический комитет и в 1909 году издал проект устава. Пермское церковно-археологическое общество было организовано 17 / 30 октября 1912 года, но в это время отец Иаков уже постоянно жил в Санкт-Петербурге (с 1909 года), формально оставаясь заштатным священником церкви села Кудымкорского. В 1909-1913 гг. он работал в цензурном комитете Святейшего Синода.
Отец Иаков Шестаков много путешествовал по русским городам, встречался с известными людьми, собирал факты и описывал события, очевидцем которых был. Эти записи и впечатления стали материалом для его воспоминаний «Летопись отца Иакова Компинского». Кроме того, священник был прототипом героя романов М. А. Осоргина «Свидетель истории», «Книга о концах» и очерка «Отец Яков».
Неоднократно отец Иаков посещал Соликамск, сотрудничал с краеведческим отделом Педагогического музея (ныне его фонды находятся в Соликамском краеведческом музее), по заказу отдела написал «Исторический путеводитель по Соликамску» (1917). В декабре 1918 года в Соликамске священник был арестован красноармейцами. Его вывезли за 10 верст (10,668 км.) от села Хохловка Оханского уезда, расстреляли и добили штыками. Сохранились свидетельства, что он был похоронен на Хохловском кладбище.

Канонизирован как священномученик определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

По материалам Православной Энциклопедии. Т. 20. С. 482-483.
http://pstgu.ru/news/martir/2011/12/23/34643/#Al2








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: