Сюжеты хроникальные и концентрические

 Сюжеты с преобладанием чисто временных связей между событиями называются хроникальными. Сюжеты с преобладанием причинно-следственных связей между событиями называют сюжетами единого действия, или концентрическими.

Каждый из этих двух типов организации сюжета обладает особыми художественными возможностями.  Хроникальное сюжетосложение позволяет писателю осваивать жизнь в пространстве и времени с максимальной свободой. Поэтому оно широко используется в эпических произведениях большой формы.

Хроникальные сюжеты выполняют разные художественные функции. Во-первых, они могут представлять собой сочетание решительных, инициативных действий героев, поворотных событий, всевозможных приключений. Такие сюжеты называют авантюрными.  Во-вторых, хроникальные сюжеты могут служить изображению социально-бытового уклада жизни и внутреннего мира персонажей. Такие сюжеты как бы обозревают внешне не связанные между собою события и факты, имеющие вместе с тем для главного героя глубокий внутренний смысл («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева). 

 Произведение с концентрическим сюжетом строится на одной сюжетной линии. Единство действия дает возможность тщательно исследовать какую-то одну конфликтную ситуацию (конфликт показан в его устремленности к разрешению и исчезновению: от завязки действия к развязке).  

 Концентрическое сюжетосложение преобладает в драматических произведениях, для которых характерно единство действия. Эпические произведения малой формы (особенно новеллы) тоже тяготеют к сюжетам с единым узлом событий. Концентрическое начало может присутствовать также в эпопеях, романах, больших повестях.

В то же время нельзя не отметить, что в эпических произведениях большой формы (а также в пьесах последних столетий) хроникальные и концентрические начала сюжетосложения нередко сосуществуют: писатели отступают от главной линии действия и изображают события, связанные с ней лишь косвенно. Особенно сложны соотношения между концентрическими и хроникальными началами в сюжетах многолинейных, где прослеживается несколько одновременно возникающих «узлов» событий («Война и мир» Л. Толстого) В таких сюжетах нередко развертывается параллельно друг другу несколько самостоятельных, лишь время от времени соприкасающихся друг с другом сюжетных линий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: