Священномученик Викторин Добронравов

Память 15 / 28 декабря, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Санкт-Петербургских святых

Прот. Викторин Добронравов. Фото с сайта fond.ru

Родился 29 января / 11 февраля 1889 года в Кишиневе, в семье священника.

В 1910 окончил Кишиневскую духовную семинарию. Затем поступил в Петроградский Политехнический институт. Не спросив благословения, уехал в 1914 с последних экзаменов в Москву, чтобы стать монахом, но получил благословение митрополита не на монашество, а на священство.

4 / 17 октября 1914 года рукоположен в диакона. Служил в Спасо-Колтовской церкви в Петрограде.

В конце 1915 г. рукоположен в иерея к тому же храму.

25 сентября 1918 - арестован. Провел в заключении около месяца.

С 25 февраля 1919 года - протоиерей, настоятель домовой церкви свт.Николая Чудотворца в доме-убежище для престарелых артистов на Петровском острове в Петрограде.

Он был большим почитателем иконы Божией Матери "Державная" и каждую пятницу служил перед ней акафист. Очень чтил Козельщанскую икону Божией Матери.

В конце 1920-х годов - известный священник-иосифлянин. В декабре 1927 г. входил в состав делегации к митрополиту Сергию (Страгородскому).

Был арестован 19 сентября 1930 года и заключен в Арсенальную тюрьму. 8 октября 1931 года коллегией ОГПУ осужден по обвинению в участии в контрреволюционной монархической церковной организации (ст.58-10,58-11 УК РСФСР, групповое дело "Истинно-Православных") и приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей.

До отправки на строительство Беломорканала просидел в одиночной камере полтора года. В 1931 году отправлен Белбалтлаг. В лагере его отправили на учебу на фельдшера, и он работал после этого в лагерях как фельдшер.

Освобожден досрочно в апреле 1937 года. Вернулся из заключения в 1937 г., но не в Ленинград, а в Новгород. Жил на хуторе Гнездышко Окуловского района Новгородской области. Работал лекпомом в детдоме им.Ушинского. Тайно служил.

Арестован 6 августа 1937 года. При аресте нашли в кармане у о.Викторина Евангелие, что усугубило его вину. Помещен в тюрьму г. Боровичи Ленинградской обл.

15 декабря 1937 тройкой при УНКВД по Ленинградской обл. осужден по ст.58-10,58-11 УК РСФСР и приговорен к высшей мере наказания - расстрелу.

Расстрелян 28 декабря 1937 года в городе Боровичи.

Причислен к лику святых новомучеников российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви 25 марта 2004 года для общецерковного почитания.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHox...XEr

О дне сем.

Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. 2Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.

3Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, 4ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.

5Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.

6Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.

7Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.

8Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех,- которые приносятся по закону,- Ты не восхотел и не благоизволил", 9потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе.

10По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.

11И всякий священник ежедневно стои́т в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.

12Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, 13ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.

14Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.

15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: 16Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, 17и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.

18А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.

19Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, 20который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, 21и имея великого Священника над домом Божиим, 22да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, 23будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.

24Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам.

25Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.

26Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, 27но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.

28 Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, 29то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?

30Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой.

31Страшно впасть в руки Бога живаго!

32Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, 33то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии; 34ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.

35Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.

36Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; 37ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.

38Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

39Мы же не из колеблющихся на погибель, но стои́м в вере к спасению души.

Глава 11.

1Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

2В ней свидетельствованы древние.

3Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.

4Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.

5Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.

6А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

7Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.

8Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.

9Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

11Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.

12И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.

13Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; 14ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.

15И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; 16но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.

17Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 18о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.

19Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

20Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

21Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.

22Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

23Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

24Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, 25и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, 26и поношение Христово почел бо́льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

27Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.

28Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.

29Верою перешли они Чермное море, как по суше,- на что покусившись, Египтяне потонули.

30Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.

31Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.

32И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 33которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

И знаменитые слова о вере с многочисленными примерами из Ветхого Завета, известными и понятными соплеменникам. Начинает свои слова апостол с похвал тех, кто страдая за Христа (ибо христиан ненавидели и гнали их соплеменники – иудеи), проявлял терпение, не отступая от Бога. Заканчивает же он теми самыми словами о вере, приводя многие примеры веры. Примеры, тем более, четкие, что перед глазами праведников Ветхого Завета было лишь обетование о спасении, но они доверяли Богу, веря, что получат воздаяние, если не в этом веке, то в будущем. Мы же имеем перед глазами самое спасение, которое совершено и предлагается нам Христом, а нам надо лишь принять его. Низвержение в ад с Воскресением Христа больше не является неизбежной участью человека, но нам дана возможность входа в Обетованное Царство. И нам ли, имеющим такое обетование, унывать? Те, доверяя Богу, не получили избавления, а долгие века ожидали исполнения обетования в аду, получив его из рук Христа, мы же имеем самое избавления, и уже по смерти можем войти в уготованное нам Царство (разумеется, во всей полноте получим его мы лишь после Страшного Суда). Потому, нам ли не доверять Богу?! Именно к этому апостол призывает. Как ребенок верит родителям, не беспокоясь за свое обеспечения, зная, что родители о нем позаботятся, так и христианин призван во всем доверять Богу, зная, что Он даст ему все необходимое и в нужном количестве (не отвергая, впрочем, труд, относясь к нему с подобающим усердием, но вопрос о результате отдавая в руки Божии, не забивая голову мыслями о нем), все же мысли посвящая своему спасению. Как же мы с вами далеки от того, к чему призываемся! Мы больше склонны мысли свои посвящать делам земным, желая, чтобы все было по-нашему, Богу же по-настоящему не веря. Но именно поэтому слова о вере нам так часто и приводятся, дабы напомнить нам о том, какими мы должны быть….

Евангелие (от Марка): 1И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

2И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними.

3Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.

4И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.

5При сем Петр сказал Иисусу: Равви́! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.

6Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.

7И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.

8И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса.

9Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

10И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.

11И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?

12Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.

13Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.

14Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.

15Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.

16Он спросил книжников: о чем спорите с ними?

17Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: 18где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; 22и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

Господь преображается перед учениками своими и ученики испытывают такое блаженство, что не хотят, чтобы видение заканчивалось (несмотря на страх, о котором написано здесь). И тут же Он снова говорит о своих будущих страданиях, смерти и воскресении. Собственно, преображался Господь пред ними исключительно чтобы они понимали, что страдания, которые Он примет вскоре, принимаются не потому что Он не может противиться гонителям, но потому что Он желает принять их, дабы спасти человеческий род. Но в тот момент они не поняли этого и даже слова о смерти и воскресении не восприняли, так что когда он в реальности примет их, сей факт будет для них шоком, вследствие чего они все разбегутся, а многие начнут сомневаться в том, что Он – действительно Мессия. Лишь впоследствии, по сошествии на них Духа Господн, они все поймут. Но теперь их больше волнует «несоответствие» - почему пророк Илия явился сейчас, а не перед приходом Христа. Сейчас разъяснено, что пророчество о приходе пророка Илии будет предварять второе, а не первое пришествие Христа – он будет обличать антихриста. Однако многое из сказанного в этом пророчестве иносказательно относится к Иоанну Крестителю, о котором архангел Гавриил говорил, что он придет «в духе и силе Илии». И здесь, говоря об «Илии», который пришел, но его «не узнали, а поступили с ним, как хотели», имеет в виду, как раз, Иоанна Крестителя, ведь он был широко почитаем, как пророк, притом, о его тюремном заключении и гибели было широко известно, а потому ученики, некоторые из которых раньше были учениками Иоанна, без труда поняли, о чем Господь говорит им.

Пятница 29 декабря.

Пророк Аггей

День памяти: 16 / 29 Декабря

Пророк Божий Аггей

С вятой пророк Аггей происходил из колена Левиина[201][202] и родился в плену Вавилонском[203]. Еще будучи в юношеском возрасте, он возвратился из Вавилона во Иерусалим и пророчествовал здесь со святым пророком Захариею[204] тридцать шесть лет. Оба они жили за 500 слишком лет до воплощения Христова. Святой Аггей был современником построения второго Иерусалимского храма, воздвигнутого на месте первого - Соломонова. Построение сего храма было предпринято по возвращении из плена Вавилонского Зоровавелем, предводителем Иудеев, отпущенных на родину царем персидским Киром, который назначил его правителем Иудеи. Сооружение храма было сопряжено с большими трудностями, ибо сему препятствовали Самаряне[205], участие коих в построении храма было отклонено Иудеями, желавшими сохранить чистоту и неприкосновенность богослужения от всего нечистого, языческого. Самаряне подкупили начальников некоторых персидских областей, и те клеветали на Иудеев пред двором Персидским. Но главным препятствием к успешному сооружению храма было то, что прежнее горячее усердие Иудеев охладело. Они устремили свою деятельность на другое, занялись строением и украшением собственных домов, полагая, что еще не приспело время строить дом Божий, представляли они и иные предлоги для оправдания своей беспечности. И вот в сие время посылает Господь к Иудеям пророка Аггея с обличением и угрозами, а также и обещанием высшей помощи и славным пророчеством о превосходстве и величии второго храма пред первым. С помощью Божиею и при содействии пророков Аггея и Захарии, Зоровавель преодолел козни врагов и бездеятельность Иудеев, и храм, начатый в 520 г. до Р. Хр., был окончен в 516 г., в шестое лето правления царя персидского Дария. " Руки Зоровавеля, - сказал Господь через пророка, - положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам " (Зах. 4:9). Всех речей пророка Аггея, относящихся к сооружению храма, - четыре[206]. В них пророк возбуждает Иудеев к строению обличением их беспечности и нерадения о доме Божием и указанием безуспешности от сего в делах их, бесплодия земли и других наказаний Божиих; он возбуждал их также безопасностью и благовременностью строения, уверением присутствия и покровительства Божия в сем деле, величием и превосходством нового храма, необходимостью его для них и обещанием им благословения Божия за исполнение воли Господа. Величественно изображает пророк будущую славу сего храма и утверждения незыблемого царства на земле, царства Христова: " так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир " (Агг.2:6-10).

И еще было слово Господне к пророку: " скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф " (Агг.2:21-24).

По кончине своей, святой Аггей с честью был погребен близ священнических гробов, ибо происходил из священнического рода. Был он мужем, совершенным в добродетели, и, как славный и великий пророк, был любим и чтим всеми. Имя его, в переложении с еврейского языка на русский - значит праздник или празднующий[207].

Изображается святой Аггей старцем с благообразным лицом, обрамленным круглою бородою, глава его частью была лишена волос.

Святой мученик Марин

Святой мученик Марин

Православие.Ru, 29 декабря 2012 г. http://www.pravoslavie.ru/put/58466.htm

Память 16 / 29 декабря

При римском императоре Карине, который правил с 283 по 285 год, знатного юношу из сенаторского сословия, по имени Марин, схватили по доносу за его приверженность Христу. Марина принуждали принести жертву римским богам, но с бесстрашием зрелого мужа отрок отказался отречься от Спасителя и стойко перенес все мучения, которым был затем подвергнут.

Сначала его подвесили у столба и жестоко бичевали, затем положили на раскаленную решетку, а после этого бросили в кипящую воду. Увидев, что по благодати Святого Духа пылающий огонь становится для мученика прохладной росой и не причиняет никакого вреда, его отдали на растерзание хищным зверям, однако святой снова чудесным образом избежал смерти. После этого, притворной покорностью введя тирана в заблуждение, святой Марин вошел в языческий храм и силой молитвы ниспроверг стоявших там идолов.

После всех испытаний святой мученик, в сопровождении родителей, которые с готовностью отдали собственное дитя в благоприятную жертву Господу, был отведен к месту казни и обезглавлен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: