Банкротство и финансовая реструктуризация

Одна из важных задач финансового менеджмента — своевре­менное выявление признаков банкротства организации, которое связано с ее неплатежеспособностью.

Во всех странах процесс банкротства, т.е. признание предпри­ятия неплатежеспособным, регулируется государством посредством специально издаваемых законодательных актов и правительствен­ных документов. В Российской Федерации основной такой акт — Закон Российской Федерации от 08.01.98 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» и ФЗ 2002 г.

Закон определяет несостоятельность (банкротство) как неспо­собность удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнять обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанности не исполнены должником в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 000 руб., а к должнику-гражданину — не менее 1000 руб.

Помимо реального банкротства, которое может быть объявлено должником добровольно или возбуждено по решению арбитражно­го суда, существует еще:

умышленное банкротство, когда собственником или руководителем предприятию преднамеренно наносится ущерб в лич­ных интересах или в интересах иных лиц;

фиктивное банкротство — заведомо ложное объявление пред­приятием о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

В случае положительного решения к предприятию-банкроту мо­гут быть применены два вида процедур:

реорганизация — с целью вывести предприятие из кризисного состояния;

ликвидация — раздел имущества предприятия-должника между кредиторами и погашение претензий кредиторов.

І. Реорганизация предполагает принятие ряда мер.

1. Наблюдение. В течение периода наблюдения проводятся ме­роприятия, направленные на выявление экономического состояния должника и способов решения его дальнейшей судьбы. При этом руководство предприятия не отстраняется от своих обязанностей, хотя ряд его прав можно реализовать только с согласия временного управляющего. Временный управляющий изучает и выявляет количество и состояние активов должника, наличие и характер дебиторской задолженности, перспективность деятельности предприятия-должника, требования кредитора, состав имущества должника, находящегося у третьих лиц.

2.  В соответствии с законом 2002 г. введена новая процедура — финансовое оздоровление, которая применяется к должнику в целях восстановления платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

3. Внешнее управление является третьим шагом в мерах реорганизационных процедур. С момента введения внешнего управления и назначения внешнего управляющего руководство предприятием устраняется и его место занимает внешний управляющий; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по долговым обязательствам и обязательным платежам должника. Основная задача внешнего управляющего — разработать план внешнего управления по выводу предприятия из кризисного состояния и по возможности реализовать его, не доводя дело до конкурсного производства. Законом предусмотрен и срок для этого — 12 месяцев; этот срок может быть продлен еще на 6 месяцев.

4. Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, объявленному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсный управляющий, который назначается для проведения конкурсного производства, принимает в свое ведение имущество должника, проводит его инвентаризацию, оценку, анализирует финансовое состояние пред­приятия, предъявляет третьим лицам требования о взыскании дол­гов, осуществляет поиск, выявление и возврат имущества.

Все имущество предприятия-должника реализуется на открытых торгах, а вырученные средства используются для удовлетворения тре­бований кредиторов в соответствии с установленной законом оче­редностью.

В системе антикризисного управления предприятиями, обеспе­чивающими необходимую их санацию и реализацию целей стратеги­ческого развития, важную роль играет их реорганизация.

Реорганизация представляет собой имущественную трансформа­цию отдельных хозяйствующих субъектов, сопровождаемую преобра­зованием их организационно-правового статуса, с целью более эф­фективного осуществления хозяйственной деятельности.

С позиций финансового менеджмента, реорганизация предприя­тий представляет собой форму интеграции или диверсификации их ка­питала с целью более эффективного его использования в хозяйствен­ном процессе.

В соответствии с отечественным законодательством, реорганизация предприятий может осуществляться в следующих основных формах.

1. Слияние предприятий представляет собой объединение двух предприятий, в результате которого создается новое предприятие — их правопреемник. Все имущество, имущественные права и обязан­ности реорганизуемых в этой форме предприятий переходят к пред­приятию-правопреемнику, возникшему в результате реорганизации. Ре­организуемые предприятия заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок конвертации акций каждого из них в акции (или иные ценные бумаги) нового общества. После слияния статус юриди­ческого лица участников договора ликвидируется в установленном порядке.

2. Присоединение предусматривает прекращение деятельности одного или нескольких предприятий как юридического лица и переда­чу всех имущественных прав и обязанностей другому предприятию. Присоединяемое и присоединяющее предприятия заключают договор, в котором определяют порядок и условия присоединения, а также по­рядок конвертации акций присоединяемого общества. После осуще­ствления присоединения присоединяемое предприятие теряет статус юридического лица.

3. Разделение предусматривает ликвидацию предприятия (объе­динения) с одновременным созданием на его базе двух или более но­вых самостоятельных предприятий. Каждое из новообразованных пред­приятий получает статус юридического лица, а имущественные права и обязанности переходят к каждому из них в соответствии с раздели­тельным балансом. Решение о разделении, его условиях и порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции (или другие ценные бумаги) создаваемых предприятий принимается общим собра­нием акционеров.

4.  Выделение представляет собой создание одного или несколь­ких предприятий без прекращения деятельности последнего, формой выделения может являться также выход предприятия из состава объе­динения. Каждое новое предприятие получает статус юридического лица, а имущественные права и обязанности переходят к ним на основе раз­делительного баланса. Реорганизуемое предприятие продолжает свою деятельность в предшествующем юридическом статусе.

5. Преобразование характеризует смену организационно-право­вой формы или формы собственности предприятия. В результате пре­образования реорганизуемое предприятие продолжает свою хозяй­ственную деятельность в статусе предприятия — правопреемника. Все права и обязанности реорганизованного предприятия переходят к вновь возникшему юридическому лицу на основе передаточного акта.

ФИНАНСОВЫЙ ЛЕВЕРИДЖ

Задача формирования рациональной заемной полити­ки с учетом уровня доходности предприятия и возможного риска решается разными методами, в том числе с помо­щью использования эффекта финансового рычага (левериджа).

Финансовый леверидж — приращение к рентабельности собственных средств за счет привлечения в оборот заемных средств на платной основе.

Формула, определяющая эффект финансового рычага (левериджа):

ЭФЛ = (1 – Н) (ВРа – СПК) ЗК / СК

где Н — ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью; ВРа – валовая рентабельность активов, %; СПК – ставка процентов по кредиту, %; ЗК — заемный капитал, СК — собственный капитал.

1 – Н – налоговый корректор фин. левериджа;

ВРа – СПК – дифференциал фин. левериджа;

ЗК / СК – плечо фин. левериджа.

Роль дифференциала и плеча в регулировании ЭФР различна. Наращивать дифференциал ЭФР желательно. Это позволит повышать рентабельность СК либо за счет роста экономической рентабельности активов, либо за счет снижения СПК (если первое в руках самого предпринимателя, то второе — в руках кредитора-банкира). Это означает, что предприниматель может оказывать влияние на дифференциал только через ВРа (и такое влияние небезгранично). Величина дифференциала дает очень важную информацию продавцу заемных средств — банкиру. Если величина дифференциала близка к нулю или отрицательна, то банкир воздерживается от новых кредитов или резко повышает их цену, что сказывается на величине СПК.

Что же касается плеча ЭФР, то его наращивание за известным пределом представляется просто разрушительным для предпринимателя и фирмы. Значительная величина плеча резко увеличивает риск невозврата кредитов, а, следовательно, затрудняет получение новых займов.

Основные правила, связанные с эффектом финансового рычага.

1. Дифференциал ЭФР должен быть положительным. Предприниматель имеет определенные рычаги воздействия на дифференциал, однако такое влияние ограничено возможностями наращивания эффективности производства.

2. Дифференциал — это важный информационный импульс не только для предпринимателя, но и для банкира, так как он позволяет определить уровень (меру) риска предоставления новых займов предпринимателю. Чем больше дифференциал, тем меньше риск для банкира, и наоборот.

3. Плечо финансового рычага несет принципиальную информацию, как для предпринимателя, так и для банкира. Большое плечо означает значительный риск для обоих участников экономического процесса.

Таким образом, эффект финансового рычага позволяет определять и возможности привлечения заемных средств для повышения рентабельности собственных средств, и связанный с этим финансовый риск (для предпринимателя и банкира).

Сформулированные выше правила позволяют фирме конкретно решать проблему определения величины возможного привлечения кредитов и займов (в краткосрочном периоде и для решения текущих проблем фирмы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: