Обобщенная схема системы управления

 

   

 

 

 

   
  Ресурсы

 

Объект

управления

 

Исполнительные органы  
   

 

 

   
  Внешняя среда

 

 

   
   

 

 

 

Источники информации  
                 
   

 

 

 

   
  Методы переработки информации

 

Орган управления

 

Управление сигналами (блок)  
   

 

 

 

   
   

 

Оценка получаемых результатов

 

   
                   

 

Объект управления связан с органом управления при помощи некоторых источников информации о состоянии контролируемых процессов.

Орган управления – лицо или группа лиц, обеспечивающие организацию работ или соответствующие функционирование какого-либо объекта. В условиях автоматизации процессов управления такой орган заменяется совокупностью технических и программных средств, образующих некоторую систему, предназначенную для получения и анализа информации и выработки решений по управлению объектом.

При передаче получаемых данных возникают помехи, искажающие исходную информацию, поэтому орган управления принимает лишь кажущееся состояние объекта.

Влияние на объект внешней среды частично или полностью учитывается с помощью каких-либо способов.

В распоряжении органов управления находятся ресурсы (людские, энергетические, материальные), за счет использования которых осуществляется функционирование объекта. Получаемая информация о состоянии объекта и внешних возмущениях является основой для выработки решений по наиболее рациональному использованию ресурсов, или такому ведению протекающих внутри объекта процессов, при которых конечный результат на выходе объекта был бы оптимальным. Для этого орган управления должен иметь какие-то сравнительные критерии по оценке получаемых результатов.

Переработка информации для своевременного получения решений по управлению объектом должна производиться на основе заранее разработанных методов.

Экономическая информационная система (ЭИС) – совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

Автоматизированные информационные системы (АИС) – совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.

     



Необходимость и назначение системы классификации ЭИС. Комбинированная классификация ЭИС. Классификация ЭИС по признаку структурированности задач, по функциональному признаку, по уровню управления.

Для генерации (выработки) в сложных экономических системах эффективных управляющих воздействий необходимо, с одной стороны, создание соответствующих алгоритмов управления, а с другой – переработка значительных объемов разнообразной информации. Именно с этим вызвано появление многих работ по созданию экономических информационных систем (ЭИС), базирующихся на применении разнообразных экономико-математических методов и моделей, используемых для моделирования управленческих процессов, и средств вычислительной техники и программного обеспечения, обеспечивающих оперативную и достоверную обработку всей необходимой информации в интересах достижения поставленных целей.

ЭИС – это совокупность различных средств, предназначенных для сбора, обработки и выдачи информации с целью оптимизации принятия решений, в результате которых снижается непосредственное участие человека в осуществлении того или иного производственного процесса или процесса управления.

Задачи, решаемые в ЭИС, обусловливаются целями и условиями функционирования экономических объектов. С их помощью реализуются такие сложные проблемы управления в экономике, как:

• непрерывность и динамичность принятия решений;

• многовариантность расчетов;

• обеспечение сбора данных в реальном масштабе времени;

• организация сплошного комплексного учета и экономического анализа и др.

Создаваемые и функционирующие ЭИС могут значительно различаться по характеру и объему решаемых задач, типу объектов управления и ряду других признаков. 

Их обычно классифицируют по следующим признакам: 

• уровень действия (государственный, региональный, муниципальный, объединений, предприятий или фирм);

• сфера применения или предметная область (бухгалтерские, статистические, налоговые и т.д.);

• степень интеграции (многоуровневые или корпоративные);

• способ обработки информации (централизованный, децентрализованный и др.);

• назначение или характер объектов управления (административное, производственное, социальное и др.);

• степень автоматизации (ручные, автоматизированные и автоматические);

• характер получаемой информации (информационно-справочная, информационно-советующая, управляющая).

Классификация ЭИС по признаку структурированности задач

Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (не формализуемые) и частич­но структурированные.

Структурированная (формализуемая) задача — задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними. В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме мате­матической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно прихо­дится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автома­тизация их решения, т. е. сведение роли человека к нулю. Пример. Реализация задачи расчета за­работной платы.

Неструктурированная (неформализуемая) задача — задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи. Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания матема­тического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Решение в таких случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и, возмож­но, косвенной информации из разных источников.

В практике работы любой организации существует сравнительно немно­го полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. О большин­стве задач можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называются частично структурированными. В этих условиях можно создать информационную систему. Получаемая в ней информация анализируется че­ловеком, который будет играть определяющую роль, т.е. автоматизированные информационные системы.

Классификация ЭИС по функциональному признаку и уровню управления

В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются: производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая.

Производственная деятельность связана с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств.

Маркетинговая деятельность включает в себя:

анализ рынка производителей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж;

организацию рекламной кампании по продвижению продукции;

рациональную организацию материально-технического снабжения.

Финансовая деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации.

Кадровая деятельность направлена на подбор и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам.

Указанные направления деятельности определили типовой набор информационных систем:

- производственные системы;

- системы маркетинга;

- финансовые и учетные системы;

- системы кадров (человеческих ресурсов);

- прочие типы, выполняющие вспомогательные функции в зависимости от специфики деятельности фирмы.

Тип информационной системы зависит от того чьи интересы она обслуживает и на каком уровне управления.

Из рисунке видно, что чем выше по значимости уровень управления, тем меньше объем работ, выполняемых специалистом и менеджером с помощью информационной системы. Однако при этом возрастают сложность и интеллектуальные возможности информационной системы и ее роль в принятии менеджером решений. Любой уровень управления нуждается в информации из всех функциональных систем, но в разных объемах и с разной степенью обобщения.

Основание пирамиды составляют информационные системы, с помощью которых сотрудники-исполнители занимаются операционной обработкой данных, а менеджеры низшего звена - оперативным управлением. Наверху пирамиды на уровне стратегического управления информационные системы изменяют свою роль и становятся стратегическими, поддерживающими деятельность менеджеров высшего звена по принятию решений в условиях плохой структурированности поставленных задач

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: