Основные этапы жизненного и творческого пути Пушкина А.С

а) поэтическое творчество Пушкина, основные темы и мотивы его лирики;

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837) гениальный русский поэт, творчество которой предопределило пути развития русской литературы на многие десятилетия вперед.

В творчестве поэта выделяется несколько этапов:

лицейский период (1811 – 1817);

петербургский период (1817 – 1820);

годы южной ссылки (1820 – 1824);

михайловский период (1824 – 1826).

Особое место в творчестве писателя занимает последнее десятилетие, которое стало временем наивысшего расцвета таланта Пушкина. На это десятилетие приходится время, которое принято называть «Болдинской осенью» (1830 год) – время расцвета дарования прозаика и поэта.

Пушкин создавал лирические произведения на протяжении всего творческого пути. Ряд первых стихов, созданных в лицейский период, носит несомненную печать классицизма; наряду с этим молодой лирик испытывает влияние сентименталистов и романтиков. Поэт пишет о любви и дружбе («Разлука», «Мое завещание. Друзьям»). Патриотические чувства лицеиста, возбужденные отечественной войной 1812 года, отразились в стихах «Воспоминания в Царском селе», «Наполеон на Эльбе» и т.п.

В петербургский период и в годы южной ссылки поэт отдает дань романтизму. В его стихах отчетливо звучат мотивы неудовлетворенности, одиночества, тоски, печали, определяемые положением поэта-изгнанника («Погасло дневное светило…», «Я пережил свои желанья…», «Овидию»). Наряду с этим главной темой этого периода является тема свободы («Птичка», «Узник»). Своеобразием «прощанием с романтизмом» становится стихотворение «К морю», написанное уже в Михайловском. В творчестве поэта постепенно все более усиливаются реалистическое начало.

В лирической поэзии Пушкина второй половины 20-х – 30-х годов особенно ярко отразились нравственная сила, богатство и очарование личности поэта, перипетии его жизни. Лирика поэта знакомит читателей с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, с его нравственным идеалом, особенно ярко воплощенным в стихах о любви.

Любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Идеал любимой представляется поэту как «гений чистой красоты» («Я помню чудное мгновенье…). Пушкин касается драматических моментов в любви, но его «печаль светла», он никогда не впадает в уныние. Лирический герой поэта всегда желает счастья той, которую он любит безнадежно («На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил» и др.)

В лирике Пушкина ярко выражена борьба мотивов грусти и печали с глубокой верой в жизнь, в ее светлые начала, в ее будущее. Оптимистические ноты неизменно побеждают. В элегии «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» поэтом овладевают печальные раздумья о смерти как неумолимом законе и неизбежном конце жизни. Раздумья заканчиваются мотивом победы жизни, успокаивающим душу поэта:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

С этой элегией, написанной в 1829-ом году, перекликаются и более поздние стихотворения Пушкина о «младой жизни», побеждающей смерть. Поэт хорошо понимает, что жизнь полна горя, забот и страданий. Но он полон оптимистической веры в будущее, и этот мотив пронизывает все его творчество. В элегии «Безумных лет угасшее веселье...» (1830) Пушкин восклицает:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья...

Лирика Пушкина – это не только стихотворения о вечных проблемах человеческого бытия. В целом ряде поэтических текстов он размышляет о назначении и смысле жизни тех, кто посвятил себя творчеству.

В стихотворениях «Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту» Пушкин провозглашает идею свободы и независимости поэта от «толпы», «черни» (понимая под этими словами светскую чернь, людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии). Призыв к поэту – идти «дорогою свободной» – вовсе не означал, что Пушкин выступал проповедником «искусства для искусства». 

Вся деятельность великого поэта говорит о защите Пушкиным идеи служения искусству, жизни, обществу. В 1826-ом году было написано стихотворение «Пророк», в котором о поэте говорится как об избраннике, провидце и учителе, призванном «глаголом жечь сердца людей». В стихотворении «Эхо» поэт утверждает: задача поэта состоит в том, чтобы активно откликаться на «всякий звук» действительности, даже если ему «нет отзыва». Но Пушкин убежден, что его лирика, пробуждающая добрые, гуманные, истинно человеческие чувства найдет отклик в сердцах читателей. Об этом он говорит в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836), которое по праву может считаться завещанием поэта.

Никогда не прерывалась в лирике Пушкина и гражданская тема, зазвучавшая еще в лицейские годы и в петербургский период («Деревня», «К Чаадаеву). В стихотворениях «Во глубине сибирских руд…», «Арион», написанных в 1827-ом году, поэт говорит о своей верности идеалам декабризма. В стихотворении «Анчар» (1828) Пушкин обличает деспотизм, негодующе протестует против жестокого порабощения человека человеком.

Как лирик Пушкин отличался непревзойденным мастерством. «Верность ума, чувства, точность выражения, вкус, ясность и стройность» были в глазах Пушкина признаками истинно художественного произведения. В нем не должно быть «ничего запутанного, темного... лишнего, неестественного в описаниях, напряженного в чувствах». «Что касается до слога, то чем он проще, тем будет лучше. Главное: истина, искренность», – писал Пушкин одному своему корреспонденту. О художественной простоте и строгости пушкинского стиля писал и Гоголь, характеризуя лирику Пушкина: «Здесь одна поэзия: никакого наружного блеска, все просто, все прилично, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».

 

  б) «Евгений Онегин» – этапное произведение в творчестве Пушкина и в развитии отечественного реализма;

Болдинской осенью (1930 год) был закончен роман в стихах «Евгений Онегин» – величайшее творение Пушкина. Первые строфы произведения появились еще в Кишиневе в 1823 году. Работа над романом развертывается в Одессе и в Михайловском.

В целом роман писался более семи лет. Он был начат еще в годы подъема декабристского движения, а завершен уже показать в обстановке николаевского режима. В годы создания романа Пушкину пришлось пережить ссылку, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России того времени. И если первые песни «Евгения Онегина» проникнуты жизнерадостными настроениями, то в последующих песнях постепенно усиливаются трагические мотивы. Роман явился для Пушкина плодом «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

«Евгений Онегин» – это «энциклопедия русской жизни» (В.Г.Белинский). Впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха. Все слои русского общества находят свое художественное воплощение в романе, освещаются общественные и культурные течения и веяния первой половины 20-х годов XIX века.

В «Евгении Онегине» показаны и столица, и провинция, и деревня, и город. Достаточно вспомнить описание петербургского утра, данное в первой главе: «Встает купец, идет разносчик, / На биржу тянется извозчик, / С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит...».

Точными деталями Пушкин напоминает о характере жизни крепостной деревни. Онегин «ярем барщины старинной оброком легким заменил». Гвоздин – «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков». Судьба няни Татьяны освещает крестьянский семейный быт. Облик усадебной жизни дополняется реалистическими картинами русской природы всех времен года.

На этом широком фоне воссоздана в «Евгении Онегине» судьба лучших людей пушкинского времени – передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Ее духовный и нравственный облик представлен в героях романа – Евгении Онегине и Ленском.

Евгений Онегин показан как молодой человек, который не удовлетворен жизнью, устал от нее. Пушкин дает читателям понять, что все эти чувства присущи не только отдельному персонажу. Онегин – социально-исторический, реалистический тип: молодой человек, жизнь и судьба которого обусловлены как его личными качествами, так и определенной общественной средой конца 10-х – начала 20-х годов.

Хотя Онегин учился «чему-нибудь и как-нибудь», он все же стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличаясь в этом отношении от большинства дворян. Пушкинский герой – порождение этого общества, но вместе с тем он чужд ему. В настроениях Онегина поэт отмечает кризис старых идеалов жизни, восходящих к XVIII веку. Вместе с тем Онегин – сын своей среды. Он вырос в типичных условиях жизни столичной дворянской молодежи, ему свойственны светские предрассудки, жертвой которых становится Ленский. Онегин живет «без цели, без трудов». Его охлажденный ум все подвергает сомнению, ничто не увлекает его. В изображении поэта Онегин близок к тем персонажам западноевропейских реалистических романов, которые воплощали собой современного человека «с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом». Он человек мыслящий и свободолюбивый, но романтические пламенные чувства, резкость политического протеста ему не присущи, как грибоедовскому Чацкому. В деревне Онегин ведет себя как гуманный человек по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой; его больше мучают свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни. Все же, рисуя любовь Онегина к Татьяне, Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению.

В герое пушкинского романа слились самые различные элементы, из которых складывался облик дворянской интеллигенции 1820-х годов. В Онегине показан «лишний человек», что будет роднить его с Печориным, потом развернется в персонажах Лермонтова, Тургенева, Гончарова.

В противоположность Онегину в образе Ленского нарисован другой – романтический тип дворянской интеллигенции 20-х годов. Если духовное развитие Онегина складывалось под влиянием главным образом идей литературы века Просвещения, то Ленский «из Германии туманной / Привез учености плоды, /Дух пылкий и довольно странный...». Он «поклонник Канта и поэт», настроение которого связано с романтическим мировоззрением. Пушкин глубоко сочувствует своему герою, мечтам его юности. Поэту дороги в Ленском «и жажда знаний и труда, и страх порока и стыда», благородные понятия о чести и романтическая возвышенность чувств.  

Онегина с Ленским сближают вольнолюбие, высокое понимание личности человека, хотя у Онегина индивидуализм часто приобретает эгоцентрические черты, тогда как Ленский готов пожертвовать собой за счастье человечества. В одном из черновиков Пушкин замечает, что Ленский мог «быть повешен, как Рылеев». В образе Ленского Пушкин передает такую особенность многих декабристов-романтиков, как сочетание возвышенных идеалов со слабым знанием жизни, оторванность от реальной действительности, которая так горько разочаровала их.

Пушкин считал возможными другой конец для Ленского – превращение Ленского в человека типа гоголевского Манилова. Именно подобный конец предрекал Ленскому Белинский.

Очевидно, Пушкин хотел сблизить Онегина с декабристами. Действие романа оканчивается весной 1825 года, за полгода до восстания 14 декабря. Пушкин говорил одному из своих знакомых, что «Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов». Онегин, конечно, не декабрист по своему облику, как Чацкий, но оба эти варианта сближали судьбу пушкинского героя с трагической судьбой многих представителей дворянской молодежи его времени. Рассказывая в X, зашифрованной главе романа о политических событиях 1812 –1820 годов и движении декабристов,  Пушкин, видимо, склонялся ко второму варианту.

И Онегин, и Ленский, люди различных характеров и настроений, оказываются связанными с передовым движением их времени. Но у Пушкина чувствуется и критическое отношение к героям. Пушкин отмечает, что бедой обоих его героев является оторванность от народной почвы. Он прослеживает и ее источники, рассказывая о воспитании Онегина. Грибоедов, Крылов, все передовые писатели того времени подчеркивали, что светское воспитание было оторвано от национальной почвы, от потребностей русской жизни. Эта оторванность характерна не только для Ленского, но и для Онегина, что в нем почувствовала Татьяна.

Ее образ – воплощение народной стихии. «Русская душою» Татьяна – девушка из дворянской среды. Но «она в семье своей родной // Казалась девочкой чужой». Ей присущи мечтательность, замкнутость, стремление к уединению. Она резко отличалась своим характером, нравственным обликом и духовными интересами от обычных девушек дворянской провинции, вроде ее сестры Ольги. Татьяна не знает ни манерной жеманности, ни лукавого кокетства, ни сентиментальной чувствительности – всего того, что было свойственно большинству ее сверстниц. Она любит Онегина «не шутя», серьезно, пылко. Ее наивно-чистое, трогательное и искреннее письмо дышит глубоким чувством, полно возвышенной простоты. Она живет своим чутким сердцем, но в ней пробуждается и ум, сознание мыслящей девушки, которая поняла натуру Онегина и оказалась в конце романа выше его. Интеллектуальное развитие Татьяны помогает ей в Петербурге понять и внутренне отвергнуть «постылой жизни мишуру», сохранить свой высокий нравственный облик.

Лучшие качества личности Татьяны, воспитанные в ней няней, уходят корнями в народную почву. Пушкин мог сослаться на благотворную роль Арины Родионовны в его собственном воспитании. Татьяна воплощает в себе русский национальный характер. Ее ответ Онегину в конце романа – тоже в понимании Пушкина проявление народной нравственности: нельзя строить свое счастье на горе и страдании другого. Именно это сознание своего нравственного долга ставило пушкинскую героиню выше окружающего ее пустого светского общества.

Общий смысл романа выражен в судьбе трех главных героев. Все лучшее в русском обществе – возвышенные души (Ленский), умные люди (Онегин), верная своему долгу и сердцу Татьяна – постигает трагическая судьба. И Пушкин повествует об этом как о типическом явлении русской жизни своего времени.

Живым страдающим душам романа противостоят в нем «мертвые души» – петушковы, буяновы и другие, облик которых впоследствии с такой рельефностью и с «горьким смехом» запечатлел Гоголь. Гоголевские типы встречаются среди гостей на именинах Татьяны. А в петербургских гостиных проходят «мертвые души» высшего света, о которых будет писать Лермонтов в своих произведениях, «облитых горечью и злостью».

Роман Пушкина, правдиво воссоздавая действительность, возвеличивал все подлинно человеческое, провозглашал необходимость связи русской культуры с жизнью народа. Вот почему «Евгений Онегин» явился в высшей степени народным произведением, «актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него!» – писал В.Г. Белинский.

Сам Пушкин противопоставлял свой роман как классицистической, так и романтической литературной традиции. «Евгении Онегине» – реалистический роман, «в котором отразился век и современный человек изображен довольно верно...».  Белинский видел в «Онегине» «картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения «Евгений Онегин» есть поэма историческая в полном смысле слова, – писал он, – хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица».

Историзм романа «Евгений Онегин» проявился, прежде всего, в точном определении Пушкиным в тексте романа хронологических рамок развития сюжета: действие романа начинается в 1819 году и заканчивается весной 1825 года. В описание жизни московского дворянского общества, петербургского высшего света Пушкин вводит многочисленные исторические реалии, связанные с общественно-политическими и культурными событиями в русской и западноевропейской жизни той поры.

В X главе дана, по отзыву Вяземского, «славная хроника» возникновения движения декабристов, дана характеристика Северного и Южного общества. В X главе романа Пушкин выступил как первый историк движения декабристов.

Реализм романа «Евгений Онегин» проявился в универсальном изображении человека, всех сторон его внутреннего мира, его интеллектуальной, психологической и нравственной жизни. Общественная жизнь, социальная среда и внутренний мир человека изображены в «Евгении Онегине» в их взаимных связях и в удивительно гармонической пропорциональности. Изображать быт считалось делом третьестепенным во времена и классицизма, и романтизма. Пушкин щедро рисует картины быта и нравов, но все же бытовизм у него не является преобладающим элементом изображения, как в «Мертвых душах» Гоголя.

Личность самого Пушкина особенно ярко выявляется в лирических отступлениях романа. Они посвящены раздумьям поэта о жизни, воспоминаниям, литературным спорам, наконец, оценкам того, что он изображает в романе. 

Лирические отступления не задерживают его свободного течения событий. Композиция «Евгения Онегина» с его постепенно развертывающимся действием, с биографическими и историческими экскурсами, со строгой мотивированностью происходящих в нем событий создает основу композиции русского реалистического романа XIX века.

Все предшествующие достижения пушкинского стиха синтезированы в необыкновенно богатой строфике, ритмике и мелодике романа. Поэт применяет в «Евгении Онегине» специальную строфу, состоящую из 14 стихов, рифмующихся по определенной схеме. Принятая Пушкиным композиция строф не мешает бесконечному разнообразию оригинальных рифм и ритмических вариаций четырехстопного ямба.

Реалистический социально-психологический роман, созданный Пушкиным, открывал первую страницу в истории русского романа XIX века. ««Онегин» в высшей степени оригинальное и национально-русское произведение. Вместе с современным ему гениальным творением Грибоедова «Горе от ума» стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе... – писал В.Г. Белинский. – Оба эти произведения были школою, из которой вышли и Лермонтов, и Гоголь. Без «Онегина» был бы невозможен «Герой нашего времени», так же как без «Онегина» и «Горя от ума» Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: