В) «Повести Белкина» и их значение для последующего развития русской прозы

В 1830-х годах Пушкин много работал над критическими статьями, в которых проводилась идея сближения литературы с современной действительностью. Важной задачей писателей Пушкин считал развитие повести и романа как жанров демократических, доступных широким кругам читателей. В 1830 году Пушкин писал: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании».

Широкое вступление Пушкина в прозу начинается с «Повестей Белкина», написанных Болдинской осенью 1830 года. Пушкин опубликовал их без своей подписи, не надеясь на успех, настолько они отличались от популярной тогда романтической повести и дидактической прозы.

«Повести Белкина» до появления произведений Гоголя являлись наиболее реалистическими произведениями русской прозы. Поражают разнообразие и необычность их тематики. Это не только картины дворянско-усадебного быта («Барышня-крестьянка»). Пушкин выдвигает демократическую тему «маленького человека» в «Станционном смотрителе», предваряющем собой «Шинель» Гоголя.

«Повести Белкина» явились откликом Пушкина на все проблемы современной ему русской прозы. Своей правдивостью, глубоким проникновением в характер человека, отсутствием всякого мелодраматизма повесть «Станционный смотритель» положила конец влиянию сентиментально-дидактической повести о «маленьком человеке», ведущей начало от «Бедной Лизы» Карамзина. Идеализированные образы, нарочито созданные в дидактических целях, сентиментальные сюжетные ситуации сменяются реальными типами и бытовыми картинами незаметных, но всем хорошо знакомых уголков русской действительности. Такова почтовая станция, где писатель находит неподдельные радости и горести жизни. Подлинный гуманизм повести Пушкина противостоит отвлеченной чувствительности сентиментальной повести; манерный, впадающий в мелодраматическую риторику язык уступает место простому и бесхитростному, опирающемуся на народно-бытовое просторечие рассказу вроде рассказа старика-смотрителя о его дочери Дуне. 

В «Повестях Белкина» Пушкин опирается на традиции повествовательной прозы конца 20-х годов. В «Выстреле» и «Метели» романтические ситуации и коллизии разрешаются просто и счастливо, в реальной обстановке, не оставляя места никаким загадкам и мелодраматическим концовкам, которые были популярны в романтической повести. В «Барышне-крестьянке» казавшийся романтическим герой, носивший перстень с изображением черепа, оказывается простым и добрым малым, находящим свое счастье с милой, но обыкновенной девушкой, а ссора их отцов, не породив ничего трагического, разрешается миром. В повести «Гробовщик» всевозможные чудесные и таинственные ситуации, связанные с загробным миром, присущие романтическим балладам и повестям, сведены к весьма прозаичной торговле гробами, сами они рисуются простыми деревянными ящиками, а их хозяин – обыкновенным гробовщиком Адрианом, проживающим у Никитских ворот в Москве и не обладающим никакими сверхъестественными силами. Появление привидений в повести оказалось лишь сновидением выпившего с приятелями Адриана. Таинственное становится комическим, теряя весь свой романтический ореол, превращаясь в предмет шуток и насмешек.

Пушкинские бытовые и пейзажные зарисовки передают самое существенное, самое главное в изображаемом явлении, в них нет лишних деталей; Пушкину не нравится «близорукая мелочность» описаний французских романистов. Он отвергает пышный слог романтической прозы, ее живописные эффекты. Принцип «нагой простоты» Пушкин проводит строго последовательно. Он всегда сдержан и избегает того, что могло бы показаться поэзией в прозе.

Из прозы Пушкина вытекают в дальнейшем очень многие явления русской литературы – и натуральная школа, и тема «маленького человека», и сатирическая проза.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: