Творчество В.А.Жуковского

Формирование Василия Андреевича Жуковского (1783 – 1852) началось на рубеже XVIII и XIX столетий, в период популярности сентиментализма. Молодой Жуковский испытал на себе влияние Карамзина, который навсегда сохранил для него высокий авторитет. В дальнейшем, уже в начале XIX века, Жуковский выступил как первый представитель и глава русского романтизма.

Элегии Жуковского, которые лежат у истоков его творчества, – большие лирические произведения, в которых описательное и медитативное начала находятся во взаимопроникновении благодаря тому, что центром текстов оказывается элегическая личность. В прославленных элегиях «Сельское кладбище», «Вечер», в стихотворении «Певец» в центре – образ юноши. Этот совсем юный человек, «едва расцвел – и жизнь уж разлюбил» («Певец»). Лирический конфликт в том и состоит, что юное существо оказалось не принятым жизнью: «Здесь пепел юноши безвременно сокрыли...» («Сельское кладбище»); «Придет сюда Альпин в час вечера мечтать // Над тихой юноши могилой!» («Вечер»); «И рано встретил он конец, // Заснул желанным сном могилы...» («Певец»).

Воспоминания, а их мир более всего представлен в элегиях и близких им стихотворениях, для Жуковского имеют глубокий философско-этический смысл:

О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили,

Не говори с тоской: их нет;

Но с благодарностию: были.

В элегическом стихотворении «Теон и Эсхин» изложена этическая программа поэта, размышляющего о счастье. Автор убеждает в необходимости не внешней активности, а нравственной. Страннику Эсхину противопоставлен домосед Теон, нашедший истинный путь к счастью в нравственно чистом существовании и стремлении к возвышенным целям. Только духовные ценности, открытые в человеческом сердце, нетленны, утверждают автор и его любимый герой: «При мысли великой, что я человек, // Всегда возвышаюсь душою». Гуманность Теона позволила ему пережить тяжелые личные утраты, примириться с ними и сохранить просветленное, хотя и не лишенное меланхолии, сознание.

В целом ряде произведений Жуковского отчетливо выступает романтическая концепция «лучшего мира». «Есть лучший мир; там мы любить свободны», – пишет от в «Песне». Одним из положений романтической концепции жизни заканчивается стихотворение «Желание»: «Верь тому, что сердце скажет;/ Нет залогов от небес/ Нам лишь чудо путь укажет/ В сей волшебный край чудес».

Жуковский писал лирические стихотворения на протяжении всей жизни. Но в историю русской поэзии он вошел как балладник (именно такое прозвище он получил у современников). «Баллады», – писал сам Жуковский, – мой избранный род поэзии».

Жанр баллады появился в русской литературе еще до Жуковского, но только он придал ему поэтическую прелесть и сделал популярным. Больше того, он срастил поэтику жанра баллады с эстетикой романтизма, и в результате этот жанр превратился в характернейший для романтизма. Именно как создатель 39 баллад, написанных с 1808 по 1833 годы, поэт приобретает славу всему признанного главы нового направления.

В балладах Жуковского сохраняется меланхолическая прелесть стихов, но она существует теперь на почве сюжетов фантастических и трагических.

Основная тема баллад – преступление и наказание. Жуковский обличал различные проявления эгоцентризма. Постоянный герой его баллад – сильная личность, сбросившая с себя нравственные ограничения и выполняющая личную волю, направленную на достижение сугубо эгоистической цели. Жадный епископ Гаттон («Божий суд над епископом») не делится хлебом с голодающим народом. Рыцарь Адельстан связывается с дьяволом, страшной ценой покупая у него личную красоту, рыцарскую доблесть и любовь красавицы. Поэт указал на аморальность и в семейных отношениях: когда муж-барон участвует в сражениях, жена изменяет ему с тем, кто тоже называется рыцарем. Но барон убивает своего соперника не в честном поединке, не по-рыцарски, а тайно, трусливо, оберегая себя самого от опасности, и за это наказан («Замок Смальгольм, или Иванов вечер»).

Балладный мир Жуковского утверждал: в жизни совершается поединок добра со злом. В нем, в конечном счете, побеждает добро – нравственное начало. В балладах развернута идея не всепрощения, а справедливого возмездия. Поэт верит, что порочный поступок не останется безнаказанным. Таков закон мирового порядка, нравственный закон, которому, по мысли поэта, подчинено все бытие. 

Среди баллад Жуковского особое место занимает цикл произведений о любви: «Людмила», «Светлана», «Ленора», «Алина и Альсим», «Эолова арфа», «Рыцарь Тогенбург». 

Сентиментальный идеал верной и счастливой любви или любви, прошедшей через испытания жизни и вознагражденной, дополняется в балладах Жуковского новыми нравственно-психологическими коллизиями. Любовь в его балладах окрашивается в трагические тона. Задача поэта – наставить человека, оказавшегося в драматической ситуации утраты страстно любимого. Людмила из одноименной баллады жестоко осуждена потому, что она предается страсти, желанию быть во что бы то ни стало счастливой; любовная страсть и горе утраты жениха так ослепляют ее, что она забывает о своих нравственных обязанностях – по отношению к другим людям, к самой себе, к жизни в целом. Поэт считал, что для нравственного человека целью жизни отнюдь не является достижение счастья. Грех Людмилы, ропщущей на Бога, в том и состоял, что она хотела личного счастья вопреки всему и всем, а по концепции баллады – вопреки воле Провидения.

Исходный нравственный тезис поэта во всех балладах, посвященных теме любви, всегда один и тот же, Жуковский верен себе. Он требует обуздания эгоистических желаний и страстей. «...В жизни много прекрасного и кроме счастья», – говорил поэт, по воспоминаниям современника.

Кроме лирических стихотворений и баллад Жуковский создавал поэмы и сказки, многие из которых являлись переводами произведений европейских авторов («Орлеанская дева» (Ф. Шиллера), «Сид» (из И. Гердера) и др.. Одним из наиболее значительных творений Жуковского стал перевод древнегреческой поэмы «Одиссея». Прогрессивный журнал 40-х годов «Современник» заметил: ««Одиссея» В.А. Жуковского, бесспорно, самое замечательное литературное явление 1849 года». Кроме этого им было сделано стихотворное переложение «Слова о полку Игореве».

Значение творчества Жуковского исключительно велико. Лирика Жуковского – достойная предшественница поэзии Пушкина и поэтов гражданственного романтизма; она страстно утверждала нравственный пафос творчества и высокую ответственность поэта за свое искусство («что он сам, то будет и его создание», «жить, как пишешь»). Художественный мир лирики Жуковского – меланхолический и романтически-таинственный; поэт заглядывает в нравственные глубины человеческой души, ему доступны утонченные переживания, лирика утверждает самоценность личности. Его поэзия направляла литературу в область психологического анализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: