По тексту Ю.Бондарева

Фрагмент прозы известного русского писателя, Юрия Бондарева, поднимает традиционную проблему русской литературы, красота окружающего мира, гармонию природы и отсутствие таковой в жизни человека.

Основным художественным приемом, позволяющим раскрыть мысль автора, становится антитеза. Бондарев обращает внимание на позднюю солнечную осень, рисуя в деталях трогающие душу приметы наступившего времени («ворохи осеннего золота», «мягкая розовая дымка», «прогретые бабьим летом стены домов»). Созерцание увиденного рождает философские мысли о тайне мироздания, о вечном законе обновления жизни в природе. Душа повествователя переполнена эмоциями: ему хочется кричать о красоте всего сущего.

Контрастом прочувствованной до глубины души картине становится крик женщины, нараставший «нечеловеческим отчаянием». Счастье рассказчика сменяется горечью. За этим новым ощущением угадываются тревожные мысли автора о несовершенстве человека, об отсутствии в его бытийном существовании тех бытийных начал, которые должны быть свойственны всему живому. Автор прибегает к аллегории для выражения своих мыслей: ему представляется, что в крике женщине угадывается боль всего человечества, которая забыла напрочь о том, что самое главное – осознание того, что тебе дарована жизнь.

Юрий Бондарев заставляет читателя задуматься над тем, что смысла пребывания человека на земле – ощущать радость бытия. Обилие риторических вопросов, фигуры умолчания передают одновременно и тревогу автора за происходящее, и растерянность, невозможность осмыслить услышанное на фоне ясного осеннего дня.

Мысли, угадываемые в тексте, удивительно созвучны размышлениям о смысле бытия русских классиков 19 века Толстого и Достоевского. Жизнь хороша еще до осознания ее смысла. В этом солидарны и автор «Войны и мира», и автор «Преступления и Наказания». Каждый живущий должен дорожить драгоценными моментами бытия, радоваться всему что его окружает, постигать гармонию внешнего мира и ощущать ее в себе. Процесс этот сложный, неоднозначный.

В романе Толстого «Война и мир», обилие пейзажных картин контрастно изображению военных действий. Природа великолепна в своей первозданной красоте, она восхищает Николая Ростова, который не понимает, как может совмещаться в единой картине солнечный день, голубые воды Дуная и его первое участие в военной операции. Столь же контрастным является описание утра в день Бородинского сражения и поля битвы после всего произошедшего.

Приведенные примеры позволяют говорить о том, что Юрий Бондарев, продолжая традиции русских авторов-классиков, в очередной раз заставляет нас задуматься об истинном предназначении человека на земле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: