АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ВИД УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сборник статей
Под редакцией С.Б.Мойсейчук, А.И.Степанцова
Минск 2011
УДК [008-027.22:005](476)(082)
ББК 77.04(4Беи)к94я43
А 86
А 86 | Рецензенты: А.В.Морозов, доктор филологических наук, профессор, зав. отделом культуры славянских народов Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси; А.И.Смагин, доктор искусствоведения, профессор кафедры культурологии Института современных знаний им. А.М.Широкова Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности: сб. ст. / под. ред. С.Б.Мойсейчук, А.И.Степанцова. – Минск: Белорус. гос. ун-т культуры и искусств, 2011. – 156 с. ISBN 978-985-522-031-3. Данное издание подготовлено преподавателями кафедры менеджмента СКД и является первым опытом публикации по проблемам развития арт-менеджмента в Беларуси. Цель его – систематизация и расширение теоретических знаний о закономерностях развития сферы арт-менеджмента как специализированной области научного знания и самостоятельной сферы профессиональной деятельности. Рекомендуется для использования в качестве дополнительного учебного материала для студентов вузов культуры и искусств, изучающих особенности функционирования арт-индустрии, сферы социально-культурной деятельности и шоу-бизнеса, а также для слушателей курсов повышения квалификации, работников социально-культурной сферы, практических работников – продюсеров и менеджеров в области арт-индустрии и шоу-бизнеса. УДК [008-027.22:005](476)(082) ББК 77.04(4Беи)к94я43 |
ISBN 978-985-522-031-3 © Белорусский государственный университет культуры и искусств, 2011 |
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие….……………………………………………... Раздел 1. Научно-теоретические основы арт-менеджмента Л.Е.Романенко. Арт-менеджмент в сфере социально-культурной деятельности ……………………………………………. И.М.Шумская. Арт-рынок: сущность и специфика развития ……………………………………………………………….. И.Л.Смаргович. Предпосылки возникновения и развития культурно-досуговой индустрии ………………………………. А.И.Степанцов. Кадры культуры как коллективный субъект социально-культурной деятельности ……………………… Н.Н.Королев. Профессиональная компетентность арт-менеджера …………………………………………………………... | 4 5 16 26 36 47 |
Раздел 2. Организационно-управленческие аспекты арт-менеджмента К.И.Ремишевский. Продюсерство в аудиовизуальной сфере: творчество по законам рыночных отношений …….………. А.М.Стельмах. Театральная антреприза и предпринимательство ………………………………………………………….. А.В.Калашникова. Театр кукол Беларуси как объект менеджмента ……………………………………………………….. Н.И.Аксютик. Организация гастрольной деятельности передвижного цирка ……………………………………………….. Е.А.Макарова. Дискотека в системе шоу-бизнеса ………… В.В.Жолобова. Детская филармония как канал трансляции музыкальной культуры …………………………………………. | 57 79 86 95 102 110 |
Раздел 3. Технологии арт-менеджмента М.И.Веренич. Социально-культурное проектирование как технология арт-менеджмента …………………………………... Ю.В.Мицкевич. Рекламные технологии в профессиональной деятельности арт-менеджера ……………………...………. О.И.Белякова. Инструментарий маркетинговых коммуникаций в арт-менеджменте ……………………………..………... Л.П.Сивурова. Фестивали народного художественного творчества ……………………………………………………….. С.Б.Мойсейчук. Организационно-технологические основы фестиваля творчества детей с особенностями психофизического развития …………………………………………………... | 117 124 130 137 146 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Арт-менеджмент нередко понимается как артистический менеджмент, т.е. профессиональное управление процессом формирования условий для творчества (создания художественных ценностей – материальных и духовных), продвижения на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов и исполнителей, организационных усилий коллектива учреждения (продюсерского центра, фирмы).
Имеется также схожее по смыслу определение менеджмента шоу-бизнеса как области знания и практической деятельности, направленной на реализацию функций руководства процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных) и продвижения их на рынок культурных услуг. Однако мы полагаем, что для полноценного, подлинного восприятия и рассмотрения специфики деятельности арт-менеджера как своего рода управленца, “ограничение” трактовки арт-менеджмента только сферой шоу-бизнеса является недостаточным. Такой подход представляется односторонним и не позволяет создать целостную картину этого феномена как такового. Поэтому в процессе подготовки специалистов-управленцев социально-культурной деятельности целесообразно исходить из более широкой трактовки понятия “арт-менеджмент”.
Анализируя арт-менеджмент как феномен современной художественной практики и гуманитарного знания, подчеркнем, что главенствующим в данном словосочетании, безусловно, является его первая составляющая – “арт”. Именно она детерминирует основную смысловую нагрузку этого синтетического понятия.
Собственно “арт” (от англ. art) есть искусство, в широком смысле понимаемое как:
1) художественное творчество в целом со всем спектром вариативных видов искусства, начиная с пространственных (графический рисунок и печатная графика, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство), временных (художественная литература, музыка), пространственно-временных (танец, театр, цирк; кино-, видео-, теле-, радиоискусство и пр.);
2) квинтэссенция художественной культуры.
Рассмотрение арт-менеджмента как целостного феномена и своеобразного “института управления” в значительной мере обусловливается современной социокультурной ситуацией, ее динамикой и спиралевидным развитием, что, в свою очередь, детерминировано экономическими, юридическими и иными условиями бытия. Именно этим и вызвана необходиость корреляции традиционных подходов к подготовке специалистов в области арт-менеджмента.
Раздел 1
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА
Л.Е.Романенко, кандидат
педагогических наук, профессор кафедры менеджмента СКД