Научно-теоретические основы

АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ВИД УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сборник статей

Под редакцией С.Б.Мойсейчук, А.И.Степанцова

Минск 2011


УДК [008-027.22:005](476)(082)

ББК 77.04(4Беи)к94я43

А 86

  А 86 Рецензенты:   А.В.Морозов, доктор филологических наук, профессор, зав. отделом культуры славянских народов Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси; А.И.Смагин, доктор искусствоведения, профессор кафедры культурологии Института современных знаний им. А.М.Широкова     Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности: сб. ст. / под. ред. С.Б.Мойсейчук, А.И.Степанцова. – Минск: Белорус. гос. ун-т культуры и искусств, 2011. – 156 с. ISBN 978-985-522-031-3.   Данное издание подготовлено преподавателями кафедры менеджмента СКД и является первым опытом публикации по проблемам развития арт-менеджмента в Беларуси. Цель его – систематизация и расширение теоретических знаний о закономерностях развития сферы арт-менеджмента как специализированной области научного знания и самостоятельной сферы профессиональной деятельности. Рекомендуется для использования в качестве дополнительного учебного материала для студентов вузов культуры и искусств, изучающих особенности функционирования арт-инду­стрии, сферы социально-культурной деятельности и шоу-биз­неса, а также для слушателей курсов повышения квалификации, работников социально-культурной сферы, практических работников – продюсеров и менеджеров в области арт-индустрии и шоу-бизнеса. УДК [008-027.22:005](476)(082) ББК 77.04(4Беи)к94я43

ISBN 978-985-522-031-3            © Белорусский государственный

                                                университет культуры и искусств, 2011


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие….……………………………………………... Раздел 1. Научно-теоретические основы арт-менедж­мента Л.Е.Романенко. Арт-менеджмент в сфере социально-куль­турной деятельности ……………………………………………. И.М.Шумская. Арт-рынок: сущность и специфика развития ……………………………………………………………….. И.Л.Смаргович. Предпосылки возникновения и развития культурно-досуговой индустрии ………………………………. А.И.Степанцов. Кадры культуры как коллективный субъект социально-культурной деятельности ……………………… Н.Н.Королев. Профессиональная компетентность арт-ме­неджера …………………………………………………………... 4   5   16   26   36   47
Раздел 2. Организационно-управленческие аспекты арт-менеджмента К.И.Ремишевский. Продюсерство в аудиовизуальной сфере: творчество по законам рыночных отношений …….………. А.М.Стельмах. Театральная антреприза и предпринимательство ………………………………………………………….. А.В.Калашникова. Театр кукол Беларуси как объект менеджмента ……………………………………………………….. Н.И.Аксютик. Организация гастрольной деятельности передвижного цирка ……………………………………………….. Е.А.Макарова. Дискотека в системе шоу-бизнеса ………… В.В.Жолобова. Детская филармония как канал трансляции музыкальной культуры ………………………………………….   57   79   86   95 102   110
Раздел 3. Технологии арт-менеджмента М.И.Веренич. Социально-культурное проектирование как технология арт-менеджмента …………………………………... Ю.В.Мицкевич. Рекламные технологии в профессиональ­ной деятельности    арт-менеджера ……………………...………. О.И.Белякова. Инструментарий маркетинговых коммуникаций в арт-менеджменте ……………………………..………... Л.П.Сивурова. Фестивали народного художественного творчества ……………………………………………………….. С.Б.Мойсейчук. Организационно-технологические основы фес­тиваля творчества детей с особенностями психофизического развития …………………………………………………...     117   124   130   137     146

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Арт-менеджмент нередко понимается как артистический менеджмент, т.е. профессиональное управление процессом формирования условий для творчества (создания художественных ценностей – материальных и духовных), продвижения на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов и исполнителей, организационных усилий коллектива учреждения (продюсерского центра, фирмы).

Имеется также схожее по смыслу определение менеджмента шоу-бизнеса как области знания и практической деятельности, направленной на реализацию функций руководства процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных) и продвижения их на рынок культурных услуг. Однако мы полагаем, что для полноценного, подлинного восприятия и рассмотрения специфики деятельности арт-менеджера как своего рода управленца, “ограничение” трактовки арт-менеджмента только сферой шоу-бизнеса является недостаточным. Такой подход представляется односторонним и не позволяет создать целостную картину этого феномена как такового. Поэтому в процессе подготовки специалистов-управленцев социально-культурной деятельности целесообразно исходить из более широкой трактовки понятия “арт-менеджмент”.

Анализируя арт-менеджмент как феномен современной художественной практики и гуманитарного знания, подчеркнем, что главенствующим в данном словосочетании, безусловно, является его первая составляющая – “арт”. Именно она детерминирует основную смысловую нагрузку этого синтетического понятия.

Собственно “арт” (от англ. art) есть искусство, в широком смысле понимаемое как:

 1) художественное творчество в целом со всем спектром вариативных видов искусства, начиная с пространственных (графический рисунок и печатная графика, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство), временных (художественная литература, музыка), пространственно-временных (та­нец, театр, цирк; кино-, видео-, теле-, радиоискусство и пр.);

 2) квинтэссенция художественной культуры.

Рассмотрение арт-менеджмента как целост­ного фе­номена и свое­образного “института управления” в значительной мере обусловли­вается современной социокуль­турной ситуацией, ее дина­микой и спиралевидным разви­тием, что, в свою очередь, детермини­ровано экономически­ми, юридическими и иными условиями бытия. Именно этим и вызвана необходиость корреляции традиционных подходов к подготовке специалистов в области арт-менеджмента.


 


Раздел 1

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА

Л.Е.Романенко, кандидат

педагогических наук, профессор кафедры менеджмента СКД

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: