Социально-культурной деятельности

 

В наступившей эпохе культура становится одним из важнейших факторов экономического развития.

Культура определяется нами как специфический способ организации человеческого бытия и развития общества, представленный в совокупности отношений человека к природе, обществу, другому и самому себе, выраженный в продуктах материальной, духовной и художественной деятельности, ориентированный на удовлетворение духовных потребностей людей в системе социальных норм и учреждений.

Производство и потребление культурных продуктов и услуг требуют определенных ресурсов (нормативно-правовых, кадровых, материально-технических, информационно-твор­ческих и т.д.). Учитывая это, культура в современном мире позиционируется как самостоятельная отрасль социально-экономической сферы, отражающая ее духовно-ценностный и социально-норматив­ный аспекты. В этой связи она является особым направлением государственной и регулируемой государством и обществом деятельности.

В соответствии с Законом “О культуре в Республике Беларусь” культурная деятельность включает в себя возрождение, сохранение и охрану, освоение и использование, популяризацию и распространение культурных ценностей в целях дальнейшего развития культуры. Организация функционирования культуры обеспечивается взаимодействием институтов материального, духовного и художественного производства, соответственно создающих (творящих) материальные, духовные и художественные ценности, а также институтов потребления результатов этой деятельности.

Регуляция процессов производства и потребления культурных ценностей в обществе связана с решением основных групп социально-культурных задач. К ним относятся, во-пер­вых, поддержание устойчивого развития общества, его социальных и культурных процессов; во-вторых, воспроизводство субъектов культурного действия, включение индивида в социально приемлемую культурную деятельность и, в-третьих, развитие многообразия видов деятельности в сферах духовного, материального и художественного производства, эффективное их использование для решения актуальных проб­лем общества.

Изменение общих структурно-функциональных и организационных параметров всей социокультурной системы способствовало востребованности ее разнообразных видов деятельности. Последние закономерно оформлялись в систему, получив название социокультурных. Это привело к углублению специализированности отдельных элементов этой системы, повышению уровня их взаимодействия, определению универсальности и интенсивности функционирования как системы в целом, так и ее наиболее важных подсистем.

В процессе своей актуализации социокультурные виды деятельности выполняли посреднические функции между индивидом и средой обитания, участвовали в межпоколенной трансляции ценностного ядра наследуемой культуры, поддерживали ее гомеостатическую функцию.

Как отмечает М.А.Ариарский, «…характер культуры породил столь же широкую, многообразную и общественно значимую деятельность (выделено мной. – Л.Р.) по ее освоению, распространению и дальнейшему развитию, которую интегрирует понятие “социально-культурная деятельность” [1, с. 32]. Социально-культурная деятельность сегодня рассматривается как определенный вид человеческой деятельности, сфера социально-культурной практики [3] и самостоятельная область культурологического знания [15, с. 89–97]. По мнению А.В.Соколова, ее родовым понятием является культурная деятельность, которая, согласно общепринятой и законодательно закрепленной формулировке, является деятельностью субъектов по созданию, сохранению, распространению, освоению и дальнейшему развитию культурных ценностей. Уточняя сущностные характеристики социально-культурной и культурной деятельности, ученый прибегает к анализу субъектов последней. По его мнению, создателями, хранителями и пользователями культурных ценностей являются три социальных субъекта: 1) личность, социализированный индивид; 2) формально организованные или неформальные социальные группы; 3) социум, общество в целом. Следовательно, как отмечает далее автор, в зависимости от субъекта деятельности культурная деятельность подразделяется на индивидуальную, групповую и массовую. Каждая из них имеет свои особенности, продиктованные характером субъекта и социальными задачами [12]. Так, деятельность личности, социализированного индивида определяется как индивидуальная культурная деятельность. Именно она является первоисточником всех культурных новаций. Коллективная же оценка и отбор результатов индивидуальной культурной деятельности, ее распространение, хранение в социальном времени и пространстве принадлежат социальным группам и обществу в целом.

Таким образом, культурная деятельность подразделяется на индивидуально-культурную и социально-культурную деятельность. Индивидуально-культурная деятельность представляет собой культурную деятельность индивидуального субъекта по созданию культурных ценностей (самореализация личности); по саморазвитию личного духовного и физического потенциала (индивидуализация личности); по освоению знаний, умений и норм культурного использования материальных, духовных и художественных культурных ценностей (инкультурация и социализация личности).

Социально-культурная деятельность существенно отличается от нее как по функциям, так и по задачам. Она представляет собой сложный общественный феномен, охватывая самые разнообразные явления культуры и различные стороны жизнедеятельности общества. Однако, по мнению А.В.Соко­лова, несмотря на ее всеохватный характер, социально-куль­турная деятельность все же имеет свои границы. В широком смысле социально-культурная деятельность – это культурная деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных социальных групп, вплоть до общества в целом) по обобществлению культурных новаций; развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; социальной коммуникации, т.е. распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.

Преобразующий характер социально-культурной деятельности позволяет ее субъекту постоянно выходить за пределы наличной конкретной ситуации, преодолевать лежащие в ее основе “программы” и тем самым выходить на уровень культурно-исторического творчества [3].

В более узком смысле социально-культурная деятельность – это общественно-целесообразная культурная деятельность социализированных субъектов в материальной, духовной и художественной сферах. Разнообразные функции социально-культурной деятельности определили ее многочисленные направления функционирования. В основу их условного разделения положена доминантная функция социально-культур­ной деятельности.

Итак, первое направление этой деятельности связано с производством духовных, материальных и художественных цен­ностей культуры как на профессиональной, так и любительской основе. Оно осуществляется профессиональными специалистами, а также любителями социального, художественного и научно-технического твор­чества. Профессиональных специалистов представляют ученые и конструкторы, писатели и художники, композиторы, актеры и музыканты, архитекторы и дизайнеры, модельеры, ювелиры и т. п. Это направ­ление поддерживает инновационно-творческую деятельность субъекта в составе социально-культурной деятельности.

Второе направление отражает многогранный процесс освоения ценностей культуры. По мнению М.А.Ариарского, оно практически объединяет все население планеты, которое в большей или меньшей мере ус­ваивает богатства мировой и национальной культуры, различными ее компонентами – от санитарно-гигиенической, коммуникативной, семейно-быто­вой до художественной, нравст­венной, правовой, экономической, политической, экологической, физической и т.д. Предметом этого направления является соответственно познавательная и просветительская деятельность [2].

Третье направление – исследование, восстановление, сохра­нение и популяризация культурного наследия среди различных групп населения. Оно охватывает социально-культурную деятельность музейных работников, библиотекарей, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения исторической памяти и национально-культурного наследия и представляет собой культуроохранную деятельность.

Четвертое направление ориентировано на трансляцию ценностей культуры, передачу разнообразного культурного опыта из поколения в поколение, включение человека в культурную деятельность и процесс формирования его как субъекта социального и культурного действия. Это направление социально-культурной деятельности обеспечивается педагогами дошкольных, общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений, учреждений дополнительного образования, системы повышения квалификации, в том числе и социальными педагогами, осуществляющими регулирование многоаспектных и индивидуально ориентированных процессов приобщения личности к культуре в открытой социальной среде. К этому направлению относится и деятельность экскурсоводов, работников средств массовой информации, специалистов иных форм социально-культурной деятельности и т.п. Их информационная и коммуникационная, образовательная и воспитательная деятельность представляет определенные векторы основного направления социально-культурной деятельности.

Безусловно, все направления взаимосвязаны между собой и составляют единый социально-культурный процесс, поддерживающий динамику культуры во всем ее многообразии, предполагающий дальнейшее обогащение ее содержания, расширение форм и видов ее проявления, развитие субъекта культурного действия.

Многосложность этого процесса неизбежно потребовала актуализации еще одного направления социально-культурной деятельности. Это направление обеспечивает управление культурными, индивидуально-культурными и социально-культурными процессами, без актуализации которого система не смогла бы функционировать. Следовательно, является очевидным, что управленческая деятельность – одно из направлений социально-культурной деятельности, обеспечивающей целостное функционирование культурных процессов. Это направление связано в первую очередь с деятельностью менеджеров. Они выполняют организационно-посред­нические, административно-управленческие и психолого-пе­дагогические функции стимулирования познавательно-обра­зовательной, художественно-творческой, развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов культурной активности субъектов. В сферу их задач входит: создание благоприятной культурной среды и стимулирование инновационных движений в социокультурной сфере; разработка, реализация региональных и иных целевых социально-куль­турных программ и технологий; организация деятельности центров, способствующих культурному развитию населения, и содействие расширению и углублению работы структур дополнительного образования; развитие народного творчества и руководство учреждениями, организациями, объединениями социально-культурной сферы и т.п.

Управленческие задачи охватывают практически всю социально-культурную сферу, особым континуумом которой является художественная культура. В культуре художественная культура является относительно самостоятельным ее слоем. Она охватывает все виды художественной деятельности: словесную и музыкальную, хореографическую, театральную и т.п.

Системообразующим звеном художественной культуры является искусство. Общество всегда зависело от искусства как ядра культуры, проводника, ведущего к наиболее полному воплощению в человеке лучших сторон человеческой природы, обеспечивающего его гармонию с миром и самим собой. В конце ХХ – начале ХХІ в. искусство, как никогда ранее, актуализировало свой потенциал. С учетом этого в социокультурной сфере резко стала возрастать необходимость использования художественной информации и коммуникации, управления процессами взаимодействия личности с искусством.

Художественная информация и коммуникация превратились в мощное средство воспитательного воздействия на человека, стали важным фактором социальной практики и социальной жизни в целом. Первая из них представляет собой инвариантную часть информационного поля культуры, формирующую ее духовное ядро – основу историко-культурного процесса. Вторая, обеспечиваемая искусством, затрагивает сферу решения основных задач социально-культурной деятельности – формирование субъекта социального и культурного действия, развитие культуры, как основы жизни общества. Художественная коммуникация обеспечивает целостность социокультурного процесса через формирование субъекта культурного действия, его инкультурацию. Она является поддерживающим фактором:

– введения человека в процесс трансцендирования (предвосхождение себя, выход на новый уровень развития);

– организации условий вхождения его в социокультурный поток;

– развития способности выхода субъекта культурного действия за рамки культурного потока, алгоритмов действия и подражания, а также преодоления «запрограммированности» культур социальных групп и более обширных социальных общностей;

– формирования способностей человека к преобразованию культурного потока, включения его в индивидуально-куль­турную и социально-культурную деятельность [11].

Современный социум с его нормативно-ценностной структурой выступает как форма сохранения и передачи духовно-социального, в том числе и художественного опыта духовно-практической художественно-творческой деятельности. Он определяет доминантные направления социально-культурной деятельности, ориентиры производства и потребления искусства, степень актуализации видов художественной деятельности, диапазон использования художественной информации и коммуникации в социально-культурных процессах, человекоформирующих и культуротворческих практиках.

Парадигмальные сдвиги, характеризующие современный этап историко-культурного процесса, делают проблемы уп­равления социально-культурной деятельностью в сфере искусства одними из наиболее важных. В силу этого основными задачами социально и культурно ориентированной деятельности являются развитие разных видов искусства, воспроизводство его творцов, популяризация и пропаганда высокохудожественных произведений национальной и всемирной культуры, художественно-эстетическое воспитание зрителей, приобщение широких зрительских масс к искусству [11].

Функциональная организация художественной сферы выражается во взаимодействии следующих ее институтов: художественного производства, создающего произведения искусства (художественные ценности); художественного потребления, организующего потребление художественных ценностей; художественной критики, обеспечивающей процесс художественной коммуникации в соответствии с требованиями, предъявляемыми к искусству каждым типом общества и культуры. Особой отраслью художественного производства является организация воспроизводства самих творцов художественных ценностей – система обучения и воспитания новых поколений художников, способы их приобщения к существующей культуре.

Учитывая особенности художественной информации, специфику художественной деятельности и художественной коммуникации, своеобразие процессов в художественной культуре, является очевидным и специфичность управления ими. Интенсивно развивающийся художественный континуумом, актуализация особого статуса искусства в современных социокультурных процессах – все это диктует необходимость дифференциации управления как одного из направлений социально-культурной деятельности.

В последнее время стало органичной необходимостью появление таких профессий, как арт-менеджер, продюсер, промоутер, импресарио, концертный агент, продакшн-менеджер и т.п. Соответственно возникла потребность в разработке области знаний, помогающей осуществить руководство процессом создания художественных ценностей и продвижения их на рынок культурных продуктов и услуг. Эти факторы обусловили концептуализацию арт-менеджмента и обоснование его как одного из направлений социально-культурной деятельности.

Понятие арт-менеджмента в СКД связано с:

– созданием художественного продукта и его продвижением на арт-рынок;

– обеспечением благоприятной культурной среды средствами искусства;

– реализацией механизма вовлечения людей в мир художественной культуры;

– удовлетворением и дальнейшим развитием художественных, духовных интересов и потребностей разных групп населения;

– технологией стимулирования художественной и художественно-творческой деятельности.

Регулирование индивидуальной культурной деятельности и социально-культурной деятельности субъектов в сфере художественной культуры, моделирование художественных и художественно-творческих процессов, их культурологическая экспертиза, социокультурное проектирование и выбор соответствующей технологии в разных областях социальной прак­тики – вот далеко не полный перечень задач арт-менедж­мента.

Таким образом, используя деятельностный и культурологический подходы к выявлению сущности арт-менеджмента в сфере социально-культурной деятельности, мы пришли к следующим выводам: культура определяется нами как специфический способ организации человеческого бытия и развития общества, представленный в совокупности отношений человека к природе, обществу, другому и самому себе, выраженный в продуктах культурной деятельности (материальной, духовной и художественной), ориентированный на удовлетворение духовных потребностей людей в системе социальных норм и учреждений. Культурная деятельность включает в себя возрождение, сохранение и охрану, освоение и использование, популяризацию и распространение культурных ценностей в целях дальнейшего развития культуры. Характер культуры породил широкую, многообразную и общественно значимую деятельность по ее освоению, распространению и дальнейшему развитию, которую интегрирует понятие «социально-культурная деятельность». Социально-культурная деятельность – это общественно-целесообразная культурная деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных социальных групп, вплоть до общества в целом) в материальной, духовной и художественной сферах по обобществлению культурных новаций, развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности, социальной коммуникации, т.е. распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей. Следовательно, ее родовым понятием является культурная деятельность.

Разнообразные функции социально-культурной деятельности определили ее многочисленные направления функционирования. Одним из них является направление, обеспечивающее управление культурными, индивидуально-культурными и социально-культурными процессами. Оно опосредует всю социально-культурную сферу и все виды культурного производства и потребления, в том числе и художественного как составляющего социально-культурной деятельности. Специфичность управления социально-культурной деятельностью в сфере художественной культуры связана со своеобразием ее процессов, с особенностью художественной информации, спецификой художественной деятельности и художественной коммуникации. Эти особенности диктуют иные механизмы менеджмента социокультурной деятельности в сфере художественной культуры, иное научное обеспечение менеджмента, иного специалиста – арт-менеджера. Указанные предпосылки не только позволяют концептуализировать арт-менеджмент как самостоятельное направление социально-культурной деятельности, но и выявить его взаимосвязь с ней по контуру управления.

Используя представленное обоснование и методологическую базу, приходим к выводу, что арт-менеджмент – это самостоятельное направление социально-культурной деятельности, обеспечивающее управление художественными процессами в социокультурной сфере; это совокупность принципов, методов, средств управления художественным производством, координацией действий сотрудников, служб и реализации возможностей предпринимательства в арт-инду­стрии. Как область знаний, арт-менеджмент научно обеспечивает художественную сферу, процессы производства и потребления художественных ценностей и продвижение их на рынок культурных продуктов и услуг. Учитывая важность и значимость художественной культуры в жизни общества, арт-менеджмент является компонентом культурной политики.

______________

1. Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А.Ари­арский. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЭГО, 2001. – 288 с.

2. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А.Ариарский. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 792 с.

3. Давыдов, В.В. Теория деятельности и социальная практика / В.В.Давыдов, Ю.В.Громыко. – http://www.siluation.ru /app /i_art_973.htm.

4. Жданова, Е.И. Управление и экономика в шоу-бизнесе: учеб. пособие / Е.И.Жданова [и др.]. – М.: Финансы и статистика, 2003.

5. Каган, М.С. Философия культуры / М.С.Каган. – СПб.: Петрополис, 1996. – 416 с.

6. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учеб­ник / Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.

7. Колбер, Ф. Арт-менеджмент – наука третьего тысячелетия (научный взгляд) / Ф.Колбер, И.Эврар // Арт-менедж­мент. – 2002. – № 3.

8. Новикова, Г.Н. Технологии арт-менеджмента: учеб. пособие / Г.Н.Новикова. – М.: МГУКИ, 2006.

9. Первушина, О.В. Социально-культурная деятельность (теоретические основы): учеб. пособие для студентов дневного и заочного отделений по специальности 053100 “социально-культурная деятельность” / О.В.Первушина / Алтайский гос. ин-т искусств и культуры. – Барнаул: АГИИК, 2002. – С. 6–15.

10. Романенко, Л.Е. Актуализация художественно-образо­вательных проблем в культуре на рубеже ХХ–ХХІ вв. / Л.Е.Романенко // Мастацкая адукацыя і культура. – 2007. –
№ 3. – С. 7–10.

11. Романенко, Л.Е. Инвариантность художественного образования в культуре: проблема художественной коммуникации / Л.Е.Романенко // Сучасны гісторыка-культурны працэс: самавызначэнне і самарэалізацыя суб’екта: матэрыялы рэсп. навук. канферэнцыі, Мінск, 16–17 мая 2006 г. / Бел. дзярж. пед. ун-т імя М.Танка; рэдкал.: С.В.Снапкоўская [і інш.]; адк. рэд. А.У.Рагуля. – Мінск: БДПУ, 2006. – С. 119–122.

12. Соколов, А.В. Социально-культурная деятельность как учебный предмет и объект теории / А.В.Соколов // Вестник МГУКИ. – 2005. – № 2. – С. 73.

13. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности / А.В.Соклов. – СПб.: СПбГУП, 2003. – С. 18.

14. Туев, В.В. Социально-культурная деятельность как элемент предметного поля культурологии / В.В.Туев // Культурология и культуроведение: концептуальные подходы, образовательная практика / редкол.: Е. Я. Александрова [и др.]. – М.: Рос. ин-т культурологии, 1998.

15. Ярошенко, Н.Н. Парадигмальный контекст инноваций в социально-культурной деятельности / Н.Н.Ярошенко // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. – М.: МГУК, 1997.

 


И.М.Шумская,

кандидат культурологии,

доцент


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: