Определение терапевтического пространства с точки зрения экопсихологии и психологии окружающей среды

Психология окружающей среды позволяет расширить представление об арт-терапевтическом пространстве и его отношениях с природной и антропогенной средой. Психология окружающей среды является сравнительно новой научно-практической дисциплиной, фокусирующейся на изучении отношений человека со средой обитания. Дисциплина рассматривает понятие среды широко, включая в нее не только природную среду, но и разные институциональные среды, архитектуру, информационную среду и многое другое. Одним из приоритетных направлений в развитии данной дисциплины являются исследования экологии окружающей среды, затрагивающие проблемы здоровья населения. Как отмечает R. De Young [26], «…в связи с тем, что проблемы экологии приобретают особо острый характер и привлекают к себе значительное внимание, в том числе, в сфере социальных наук, дисциплина активно занимается изучением того, как люди взаимодействуют со средой обитания, влияя на нее, и как, в свою очередь, среда влияет на них» [Там же. С. 17].

Психология окружающей среды исследует влияние среды на поведение, здоровье и психологическое благополучие человека. Одна из важных идей, заложенных в психологии среды и способных оказать влияние на развитие эко-арт-терапии, состоит в том, что человеческие существа способны к активному взаимодействию со средой, в том числе, в интересах своего выживания [Там же]. «Хотя имеется много вопросов, связанных с взаимодействием человека со средой, которые требуют более пристального изучения, концепция рационального человека (reasonable person model) и используемые нами экспериментальные модели адаптивного оформления среды (adaptive muddling) служат основой для разработки и использования творческих вмешательств, способных мобилизовать в людях самые лучшие качества. Используемые вместе, данные концепции и модели позволяют сформировать такие программы по работе с населением, которые раскроют заложенные в них способности к исследованию и пониманию среды, повышению своей компетентности, исполнению ответственных ролей, необходимых для решения задачи сохранения среды и ее ресурсов. Данные концепции и модели связаны с представлением о человеке как активном, целенаправленном субъекте, а не только реципиенте информации, идущей из внешней среды и от экспертов» [Там же. С. 32].

Одна из ключевых, очень важных тем, звучащих в литературе, посвященной исследованиям в области психологии окружающей среды, заключается в признании того, что сохранение, восстановление и создание комфортной и здоровой среды обитания способствует ощущению эмоционального комфорта и благополучия и повышает эффективность поведения [25; 49]. Психология окружающей среды поддерживает идею участия (participation) и ставит в качестве одной из задач «повышения уровня вовлеченности граждан в обустройство среды обитания, а также в различные инициативы, направленные на поддержание ее в благополучном состоянии. Данное направление работы связано не только с экологическим просвещением, но и с формированием у людей готовности к заботе о среде обитания» [25, c. 224].

Хотя идеи и данные исследований, связанные с психологией окружающей среды, пока малоизвестны большинству арт-терапевтов и иных специалистов сферы психического здоровья, отмечается постепенное повышение интереса некоторых из них к осмыслению среды в разных смыслах этого слова [3; 17; 18; 19; 20; 23; 24; 31; 38; 41; 52; 67]. Арт-терапевты начинают все больше интересоваться комплексными процессами взаимодействия в терапевтической среде, пытаясь выйти за границы традиционной триады «клиент-терапевт-артобъект». По мнению C. Moon [66], «архитектура, дизайн интерьеров, ландшафтная скульптура и инсталляция приобретают для нас значение по мере того, как мы проникаемся интересом к физической среде как среде для искусства и творчества» [Там же. С. 83].

D. Kalmanowitz and B. Lloyd [38; 39; 40; 41] описывают модель «портативной студии», созданную ими в результате проведения арт-терапии в лагерях беженцев. При отсутствии условий для создания полноценной среды для занятий эти авторы попытались использовать те возможности, которые предоставлял выход за пределы здания. Модель «портативной студии» «основана на представлении о том, что клиенты арт-терапии обладают внутренними ресурсами, способностями к адаптации и той внутренней культурой, которая помогает им выражать себя, даже находясь в неподходящих условиях для творчества, но при этом не ощущая себя жертвой обстоятельств…» [41, c. 123]. Они также заметили, что беженцы и иные группы клиентов, участвующих в арт-терапии, устанавливают особые отношения с окружающей средой. Благодаря этим отношениям и творческому взаимодействию со средой они получают положительные психологические эффекты.

Персонализация

В публикациях по психологии окружающей среды также используется выражение «персонализация среды» [36], связанное с представлением о «средовой идентичности». Под персонализацией среды понимается ее индивидуальное структурирование человеком — субъектом или группой. Именно персонализация среды выражает индивидуальность субъектов и групп в их пространственных и временных отношениях со средой, их уникальность. Невозможность персонализировать среду приводит к появлению чувства отчужденности от нее, ее чужеродности и, как следствие, чувству незащищенности, неуверенности, «потере себя».

Персонализация среды имеет важное значение в арт-терапии, во многом определяя особый характер взаимодействия участников занятий с окружающим их пространством. Она выступает одним из условий решения таких важнейших задач арт-терапии, как:

личностная реконструкция (коррекция нарушенных отношений личности);
формирование или восстановление здорового образа «Я»;
совершенствование адаптивных моделей поведения, основанных на творческом взаимодействии со средой, а также деятельности, проактивности;
поддержка художественной (творческой) идентичности клиентов;
обретение экзистенциальных, духовных ориентиров и смыслов существования.

Хотя персонализация в какой-то мере происходит также в иных условиях, в частности, в других формах психотерапии, лечебной и социальной работы, ее значение и способы ее достижения в арт-терапии особые. В арт-терапии персонализация среды достигается на основе художественно-творческой деятельности клиента, создания изобразительной продукции с ее индивидуально неповторимым стилем и содержанием, обозначения авторства, времени создания работ, их названия, экспонирования работ, создания и оформления индивидуального портфолио или места для хранения созданной продукции.

При некоторых формах общинной, социально-ориентированной и ландшафтной арт-терапевтической практики персонализация может достигаться за счет воздействия на более широкую окружающую среду — природную, антропогенную, информационно-виртуальную. Персонализация среды в арт-терапии может также осуществляться следующим образом:

путем выбора и оформления определенного рабочего места в общем пространстве арт-терапевтического кабинета (студии);
выделением клиенту персональной студии;
посредством выбора, подготовки и хранения клиентом персональных художественных материалов (которыми пользуется только он);
с помощью «маркировки» элементов среды арт-терапевтического кабинета путем их творческого «присваивания»;
если участникам арт-терапии разрешается осваивать среду за пределами кабинета, то они могут проявлять инициативу в оформлении этой среды, создавать ландшафтную скульптуру, инсталлировать найденные объекты;
путем фотографирования и видеосъемки клиентами целостной среды или ее элементов (прежде всего, своей продукции) а также себя в среде, в том числе вместе с созданными произведениями.

Наряду с арт-терапией, персонализация среды особенно ярко проявляется в творчестве художников-аутсайдеров, самодеятельных художников, использующих разные формы «уличного искусства» (street art), общинного, ландшафтного искусства. Эти тенденции могут поддерживаться арт-терапевтами путем реализации соответствующих проектов общинной, социальной арт-терапии, «искусства местных сообществ».

В случае персонализации пространственной среды происходит опредмечивание («материализация») в пространстве человеком своей индивидуальности, отождествление индивидом части окружающего его пространства с самим собой, со своей личностью. Иными словами, происходит наделение части пространства той субъективностью, которая присуща данному индивиду или группе. В процессе «персонализации» среды в ней не только фиксируются уже сформировавшиеся качества личности человека и его идентичности, но и совершаются их дальнейший рост, развитие и трансформация, в том числе за счет интеграции новых компонентов идентичности.

Особенно сильно потребность человека в персонализации среды может проявляться в экстремальных ситуациях, в частности, у маргинальных групп, лиц, вынужденных оставить привычную среду пребывания и жизнедеятельности (беженцы, военнослужащие, лица, помещенные в соматическую или психиатрическую больницу, исправительное учреждение, места временного содержания и т.п.).

Разные способы персонализации среды и установления над ней контроля посредством творческих инициатив могут быть использованы арт-терапевтами, а также другими помогающими специалистами в деятельности медицинских, образовательных и социальных учреждений. Подобные инициативы могут рассматриваться в качестве одной из эффективных форм поддержки механизмов творческой адаптации личности, средства гуманизации среды. Это может иметь важное значение в реабилитации разных контингентов — людей с ограниченными возможностями здоровья, наркозависимых, переживающих процесс межкультурной адаптации и других.

Важное значение для понимания психологии отношений человека со средой могут иметь представления о психологии деятельности, заключающиеся в том, что «в деятельности … осуществляется … единство субъекта и его действительности, личности и среды» [4, c. 20] и что «… предмет становится средой, лишь вступая в действительность деятельности субъекта как в один из моментов этой действительности» [Там же. С. 8]. Феномен персонализации среды отражает потребность человека в установлении контроля над средой, в ее физическом или психологическом «присваивании». Феномен персонализации среды может быть также обоснован с использованием представлений этологической теории искусства E. Dissanayake [27], которая отмечает, что «человек обладает естественным стремлением осваивать среду, упорядочивать и вносить в нее смысл» [Там же. С. 113–114].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: