Лекция № 4.
Эксперимент
Манипуляции с независішой переменной с целью изучения ее воздействия на зависшіую перемепиую. В широком смысле, психолог-эк-спериментатор манипулирует некоторыми аспектами ситуации, а затем наблюдает результаты этого воздействия на некий аснект по-ведения. Сушествует три основные категории экспериментов.
/. Лабораторные эксперименты. Главной характеристикой ла-бораторных экспериментов является способность исследователя контролировать и изменять наблюдаемые переменные. Благодаря этой способности исследователь может устранять многие внешние перемснные, которые в противном случае повлияли бы на резуль-тат эксперимента. К внешним переменным можно отнести шум, жару или холод. отвлекающие факторы, либо характер самих уча-стников эксперимента.
Аргументы за:
• Благодаря способности экспериментатора нейтрализовать воздействие внешних переменных можно установить при-чинно-следственные связи.
• В лабораторных условиях у экспериментатора имеется воз-можность оценить поведение с большей точностью, чем в ес-тественной обстановке.
|
|
• Лаборатория позволяет исследователю упростить сложные ситуации, возникающие в реальной жизни, разбивая их нв простые составные части (экспериментальный редукциоиизм).
Аргументы против:
• Утверждается, что лабораторные условия плохо соотносятся с реальной жизнью, поэтому результаты лабораторных экс-периментов нельзя экстраполировать на внешний мир.
• Участники могут реагировать на лабораторную обстановку, либо подстраиваясь под требования эксперимента (настоя-тельная характеристика), либо действуя неестественным об-разом из-за беспокойства о суждениях экспериментатора (предчувствие оцепки).
• Экспериментатору часто приходится вводитъ в заблуждеиие участников, чтобы избежать указанных выше искажений при лабораторных исследованиях. Это поднимает серьезные вопросы, связанныс с этикой подобных исследований.
2. Полевые эксперішенты. В этой категории экспериментов ис-кусственная лабораторная обстановка заменяется более естсствсн-ной. Участники не знают о свосм участии в эксперименте. Вместо того, чтобы исследовать воздействие независимой перемснной в рукотворной среде или ждать, пока требуемые условия не возник-нут сами по себе, исследоватсль создает интересуюшую его ситуа-цню и смотрит, как люди реагируют на нее. В качестве прпмера можно привести наблюдение за реакцией прохожих на чрезвычай-ную ситуацию, в зависимости от одежды и внешнего вида «жерт-вы» — т. е. замаскированного экспериментатора.
Аргументы за:
• Сосредоточиваясь на поведении в сстественной обстановке, экспериментатор укрепляет внешиюю встидностъ своих от-крытий.
|
|
• Поскольку субъекты не знают о своем участии в эксперимен-те, снижается вероятность предчувствия оценки.
• Экспериментатор сохраняет контроль над пезависшюй пере-мецнай и, следовательно, по-прежнему способен устанавли-вать причинно-следственные отношения.
Аргументы против:
• Поскольку многие манипуляции с независимой переменной имеют довольно тонкую природу, они могут остаться неза-меченными для участников. Сходным образом, тонкие реак-ции участников могут остаться незамеченными для экспсри-ментатора.
• По сравнению с лабораторной обстановкой, эксперимента-тор почти не может контролировать воздействие внешних переменных, которые могут нарушить чистоту причинно-следственных отношений.
• Поскольку участники не знают о своем участии в экспери-менте, возникают проблемы этического характера, такие как вторжение в личную жизнь и отсутствие осведо.шеппого со-гласия.
3. Естественные эксперітенты. Эта категория экспериментов не считается «настоящей», так как независичая переменпсія не нахо-дится под прямым контролем экспериментатора, и он не может руководить действиями участников на различных стадиях экспери-мента. При провсдении естественного эксперимента независимая переменная контролируется неким внешним агснтом (например, школа или больница). а психолог может изучать лишь получен-ный результат. Аргументы за:
• Поскольку происходит исследование реальных жизненных ситуаций, психолог получает возможность изучать проблс-мы, представляющие высокий обществснный интерес, что может иметь важные практические послсдствия.
• Из-за отсутствия прямых манипуляций с участниками экспе-римента возникает меньше этических проблем.
Аргументы против:
• Поскольку экспериментатор практически не властен над изу-чаемыми переменными, установление причинно-следствен-ных связей носит весьма спекулятивный характер.
• Поскольку на поведение влияют разные факторы, неизвест-ные или неподконтрольные исследователю, естественныс эксперименты крайне трудно продублировать в тех же ус-ловиях.
Экспериментальная группа
Группа участников эксперимента, получающих независимую пе-ремеииую. В эксперименте, измеряющем воздействие музыки на способность к математическим вычислениям, группа участников. слушающих музыку во время вычислений, будет эксперименталь-ной группой. Вторая группа, выполняющая такие же вычисления без музыки, будет коитролыюй группой.
Экспериментальный план
Процедура, используемая для контроля над перемеііиыми, на-блюдаемыми в процессе эксперішеііта. Существует три главных типа экспериментальных планов:
• Повторные измерения: все участиики наблюдаются при всех условиях эксперимента. К примеру, при проверке воздей-ствия алкоголя на способность к мысленным арифметическим вычислениям одних и тех жс участников обследуют при двух разных условиях (в трезвом и нетрезвом состоянии).
• Сочетание субъектов эксперимента: попытка установить не-кую связь между участниками. Экспериментатор сравнивает участников по тем параметрам, которые, с его точки зрения. могут оказывать влияние на их показатели и таким образом маскировать эффект иезависимой перемеіиіой. К примеру, пол, возраст и тип личности может оказывать заметное воз-действие на ряд различных задач, поэтому их сравнивают по разным параметрам.
• Независимые субъекты эксперимента: участников наугад поме-щают в разные условия. При этом исследователь исходит из предпосылки, что если внешние переменные (например, шум, жара или холод, отвлекающие факторы или характер самих участников эксперимента) и оказывают какое-то влияние на результаты, оно не является систематичсским.
|
|
Экспериментальный план с одним участником
Известный также как «единичный эксперимент», этот план под-разумевает использование лишь одного участника, а не целой группы в процессе экспериментального исследования. Такой ме-тод может оказаться полезным по ряду причин:
• Он быстро обеспечивает ценную информацию о воздействии независѵшой перемениой и позволяет экспериментатору опро-бовать новые процедуры для использования в расширенном исследовании.
• При испытании терапевтических методик он имеет клини-ческие преимущества. К примеру, пациента можно протести-ровать сначала в одном состоянии (А), а затем в другом со-стоянии (Б). Пользуясь схемой АБАБ, терапевт может удос-товериться, является ли улучшение по одному из наблюдае-мых параметров результатом используемой методики или же оно обусловлено другими факторами, такими, как время или эффект последователъиости.
Эксперименты над животными
Использование различных животных для психологических ис-следований. Животные используются по разным причинам, как при исследовании собственно животных (этология), так и ради приобретения знаний, имеющих практическую пользу для людей. В этой области ведется наиболее горячая полемика. Основные причины использования животных:
• Они предоставляют возможность для лучшего эксперимен-тального контроля и объективности.
• Животные используются в ситуациях, где невозможно ис-пользовать людей.
• Люди и животные имеют достаточно общего в своей физио-логии и эволюционной истории, чтобы оправдать экстрапо-ляцию результатов исследований на человеческий организм (например, некоторые приматы имеют до 95% генетического материала, сходного с человеческим).
Сторонники и противники экспериментов над животными расхо-дятся во взглядах на некоторые фундаментальные вопросы, касаю-щиеся практического значения и нравственности подобных экспери-ментов. Основной аргумент о том, что между животными и людьми существуют значительные различия в физиологии мозга, на самом деле не выдерживает серьезной критики, так как все млекопитаю-щие обладают одинаковым типом структуры головного мозга и механизмами иейроппой трансмиссии. Сходным образом, основная классификация поведения (аффективное, когнитивное и мотиваци-онное) присутствует даже у скромной лабораторной крысы.
|
|
Этика экспериментов над животными является той областью, вокруг которой ведутся наиболее жаркие дискуссии. Был введен даже термин зресіешт, обозначающий игнорирование прав жи-вотных в экспериментальных проектах. Некоторые противники экспериментов над животными занимают непримиримую нрав-ственную позицию в этом вопросе, утверждая, что их использова-ние для достижения наших целей не может быть оправдано с точ-ки зрения морали. Другие занимают более гибкую позицию и ут-верждают, что высококачественные эксперименты, вызывающие минимальный стресс у животных и приносящие очевидную пользу для медицины, должны быть разрешены. Закон о научных проце-дурах в отношении животных от 1986 года дает четкие ориентиры для использования животных в исследовательской деятельности на территории Великобритании.
Хотя общественный интерес сейчас в основном сосредоточен на использовании животных в лабораторных экспериментах, следует помнить, что животные часто изучаются в их естественной среде обитания. Такие исследования налагают на ученых особую ответ-ственность. так как требуют минимального воздействия на эколо-гическое равновесие при изучении того или иного вида.
Задание: Разработать один эксперимент по исследованию памяти, вычленить гипотезу, контргипотезу, независимые переменные и все те зависимые переменные с которыми они связаны.
Экспериментом называется проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи. В процессе эксперимента исследователь всегда наблюдает за поведением объекта и измеряет его состояние. Процедуры наблюдения и измерения входят в процесс эксперимента. Кроме того, исследователь воздействует планово и целенаправленно на объект, чтобы измерить его состояние. Эта операция называется экспериментальным воздействием.
Эксперимент — основной метод современного естествознания и естественнонаучно ориентированной психологии. В научной литературе термин «эксперимент»
Таблица 1.1
Активный | Пассивный | |
Опосредованный | Эксперимент | Измерение |
Непосредственный | Беседа | Наблюдение |
применяется как к целостному экспериментальному исследованию — серии экспериментальных проб, проводимых по единому плану, так и к единичной экспериментальной пробе — опыту.
Подводя промежуточный итог, отметим, что наблюдение является непосредственным, «пассивным» методом исследования. Измерение — «пассивный», но опосредованный метод. Эксперимент — «активный», но также опосредованный метод изучения реальности.
Теоретически возможен и четвертый вид эмпирического исследования: непосредственный и «активный», при котором исследователь без приборов регистрации и воздействия взаимодействует с объектом, активно меняя его состояние. Такой метод возможен, наверное, только в психологии, и называется он беседой, а шире — коммуникативным методом.
Таким образом, получаем простейшую классификацию эмпирических методов исследования, представленную в таблице (табл. 1.1).
все методы, применяемые для получения эмпирического материала, можно условно разделить на активные и пассивные. К первым относятся лабораторный эксперимент и его различные модификации, квазиэксперимент. Ко вторым — наблюдение, клинический метод, метод анализа продуктов деятельности, измерение и корреляционные исследования, метод сбора информации (servey research), «архивное исследование» и т. д. Применяя методы первой группы, исследователь активно вызывает явление или процесс, воздействуя на объект. Используя же методы второй группы, он лишь довольствуется регистрацией естественного процесса. Другое дело, что регистрировать поведение исследователь может непосредственно или применяя некоторый инструмент (опросник, тест и т. д.). Так же как и воздействовать на испытуемого он может непосредственно в ходе беседы либо организуя деятельность обследуемого в лабораторном эксперименте с помощью исследовательских средств (приборов, заданий и т. д.). Это — второе «измерение» психологических эмпирических методов.
Существует и третье измерение: в какой мере экспериментатор использует естественнонаучный подход к исследованию или «метод понимания» — непосредственной интерпретации поведения испытуемого, его внутреннего мира путем эмпатии или построения модели психики испытуемого в своей субъективной реальности. В чем-то (но не во всем) это измерение психологических методов сходно с измерением «инструментальность — непосредственность».
Наблюдение тоже может быть инструментальным, например, при использовании видеозаписи, магнитофонной записи и другой аппаратуры. Однако, в отличие от измерительного корреляционного исследования, при этом отсутствует взаимодействие испытуемого с инструментом, как при измерении (выполнении теста).
В эксперименте и в ходе измерения испытуемый активно выполняет задания, а при наблюдении и опросе никакой задачи ему не ставится, он ведет себя естественным образом (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Экспериментатор | Испытуемый | |
Выполнение задачи | Естественное поведение | |
Воздействует на процесс | Эксперимент | Беседа, опрос |
Фиксирует естественный процесс | Измерение | Наблюдение |
Существует еще один важный критерий (он разделяет методы организации исследования на две большие группы). Это — критерий соответствия метода признакам идеального исследования, как он понимается в современной методологии науки.
По этому критерию различаются методы организации исследования:
1. Экспериментальное исследование, систематическое наблюдение или корреляционное исследование. Особенность их состоит в том, что исследователь пытается установить причинную или корреляционные связи между основными переменными, контролируя внешние переменные. Для этого он целенаправленно отбирает группы испытуемых или наблюдаемых индивидов, планирует определенным образом последовательность своих действий.
2. Естественные эксперимент и наблюдение, беседа, клинический метод, метод описания частных случаев и др. Они применяются для выявления особенностей поведения человека. Служат источником для эмпирических обобщений и выдвижения индуктивных гипотез, которые в дальнейшем могут стать материалом для теоретических рассуждений и проверяться в критических экспериментах. Способы контроля переменных (независимой, зависимой, внешних) систематически не применяются, хотя возможно использование сложных техник фиксации данных (карт наблюдения, аудио- и видеоаппаратуры, тестов и др.).
3. Квазиэксперимент. «Промежуточный» между естественными методами проведения исследования и методами, где применяется строгий контроль переменных. Часто его отождествляют (в частности, Ф.-Дж. МакГиган) с методом систематического наблюдения, при котором экспериментатор не воздействует на исследуемый объект. Но такая точка зрения не оправданна. Другое дело, что воздействие может быть выделено в природе как независимое от исследователя, естественно происходящее, но в этом случае мы получаем исследовательский метод, занимающий именно промежуточное положение между экспериментом и наблюдением. Под квазиэкспериментом принято понимать такой метод, при котором не удается полностью реализовать схему, предписываемую идеальным исследованием, но эти отношения частично компенсируются использованием особых квазиэкспериментальных планов.
Согласно традиции, экспериментальное исследование противопоставляется всем неэкспериментальным методам, которые рассматриваются в методологии науки с точки зрения того, чего им недостает, чтобы стать полноценным экспериментальным исследованием.
Экспериментальное исследование в психологии отличается от других методов тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной, тогда как при прочих методах возможны лишь варианты отбора уровней независимых переменных. Нормальным вариантом экспериментального исследования является наличие основной и контрольных групп испытуемых. В неэкспериментальных исследованиях, как правило, все группы равноценны, поэтому проводится их сравнение.
По формальным основаниям выделяется несколько типов экспериментального исследования.
В психологической исследовательской практике для характеристики различных видов экспериментального исследования используются также понятия «критический эксперимент», «пилотажное исследование», или «пилотажный эксперимент», «полевое исследование», или «естественный эксперимент».
критического эксперимента. Он проводится для того, чтобы одновременно проверить все возможные гипотезы. Подтверждение одной из них ведет к опровержению всех других возможных альтернатив. Постановка критического эксперимента в психологии требует не только тщательного его планирования, но и высокого уровня разработки научной теории. Поскольку в нашей науке преобладают не дедуктивные модели, а эмпирические обобщения, исследователи крайне редко проводят критический эксперимент.
Термин «пилотажное исследование» применяется для обозначения пробного, первого эксперимента или серии экспериментов, в которых апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д. Обычно пилотаж проводят перед «большим», трудоемким экспериментальным исследованием, чтобы потом не тратить деньги и время попусту. Пилотажное исследование проводится на меньшей выборке испытуемых, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних переменных. Надежность данных, получаемых в результате пилотажа, невелика, но его проведение позволяет устранить грубые ошибки, связанные с выдвижением гипотезы, планированием исследования, контролем переменных и т.д. Кроме того, в ходе пилотажа можно сузить «зону поиска», конкретизировать гипотезу и уточнить методику проведения «большого» исследования.
Полевое исследование проводится для изучения связи между реальными переменными в повседневной жизни, например между статусом ребенка в группе и количеством его контактов в игре со сверстниками или занимаемой им территории в игровой комнате. По своей сути полевое исследование (или полевой эксперимент) относится к квазиэкспериментам, так как при его проведении нет возможности строго контролировать внешние переменные, отбирать группы и распределять внутри них испытуемых, управлять независимой переменной и точно регистрировать зависимую переменную. Но в некоторых случаях «полевой», или естественный, эксперимент — единственно возможный способ получения научной информации (в психологии развития, этологии, социальной психологии, в клинической психологии или психологии труда и т. д.). Сторонники «естественного эксперимента» утверждают, что лабораторный эксперимент является искусственной процедурой, дает экологически невалидные результаты, поскольку «вырывает» испытуемого из контекста повседневной жизни. Но в полевых исследованиях ошибок, помех, влияющих на точность и надежность данных, неизмеримо больше, чем в лабораторном исследовании. Поэтому психологи стремятся планировать естественный эксперимент таким образом, чтобы схема его проведения была максимально близка к схеме лабораторного эксперимента, и перепроверяют результаты, полученные «в поле», более строгими процедурами.
Экспериментальное исследование в психологии, как и в любых других науках, проводится в несколько этапов. Часть из них обязательна, часть — в некоторых случаях может отсутствовать, но последовательность шагов необходимо запомнить, чтобы не делать элементарных ошибок.
Приведем основные этапы психологического экспериментального исследования и кратко рассмотрим их содержание.
1. Любое исследование начинается с определения его темы. Тема ограничивает область исследований, круг проблем, выбор предмета, объекта и метода. Однако первым этапом собственно исследования является первичная постановка проблемы. Исследователь должен уяснить себе, чем он неудовлетворен в современном психологическом знании, где он ощущает пробелы, какие теории дают противоречащие друг другу объяснения поведения человека и т.д.
Эмпирическое исследование проводится в трех основных случаях:
— проверка гипотезы о существовании явления;
— проверка гипотезы о существовании связи явлений;
— проверка гипотезы о причинной зависимости явления А от явления В.
Собственно эксперимент применяется только для обнаружения причинной связи явлений. Что является основной причиной повышенной невротизации (синдром школьной дезадаптации) детей 6-7 лет в первые месяцы учебы в школе? Возможные варианты ответов: низкий уровень готовности к учебной деятельности (несформированность первичных учебных навыков), недостаточное развитие произвольности, низкий уровень интеллекта, социально-психологические проблемы вхождения в классный коллектив и т.д. Каждая из этих гипотез требует проверки, хотя все они кажутся обоснованными и правдоподобными.
2. После первичной постановки проблемы наступает этап работы с научной литературой. Исследователь должен ознакомиться с экспериментальными данными, полученными другими психологами, и попытками объяснения причин заинтересовавшего его явления.
3. На следующем этапе происходит уточнение гипотезы и определение переменных. Первичная постановка проблемы уже скрыто предполагает варианты ответа на нее. Экспериментальная гипотеза, в отличие от теоретической, должна быть сформулирована в виде импликативного высказывания: «Если... то...». Кроме того, она должна быть конкретизирована и операционализирована. Это означает, что входящие в высказывание «если А, то В» переменные А и В должны контролироваться в эксперименте: А — управляться экспериментатором, а В — регистрироваться непосредственно или с помощью аппаратуры. Определение переменных в терминах экспериментальной процедуры и их операционализация завершают этап уточнения гипотезы. Тем самым уточняется предмет экспериментального исследования: та сторона психики, на которую направлено экспериментальное воздействие и которая регулирует проведение, регистрируемое в ходе эксперимента. Психическая реальность всегда выступает в эксперименте «переменной-модератором», или «промежуточной переменной».
4. Исследователь должен выбрать экспериментальный инструмент, который позволял бы ему: а) управлять независимой переменной; б) регистрировать зависимую переменную. Речь идет о конкретной методике и аппаратуре психологического эксперимента. Кроме того, условия эксперимента (помещение, ситуация, время и др.) должны либо элиминировать влияние внешних переменных, либо сохранять константность величины их воздействия на зависимую переменную.
Характер используемой аппаратуры определяется тем, какую методику выберет или сконструирует экспериментатор. Исследование феномена полезависимости — поленезависимости может проводиться с помощью различных конкретных методик.
а) теста «Спрятанные фигуры»;
б) методики «Стержень — рамка» или «Крест — рамка»;
в) методики «Стержень — наклонная комната» и т.п.
5. Планирование экспериментального исследования является центральным этапом всей процедуры. В первую очередь речь идет о выделении внешних переменных, которые могут влиять на зависимую переменную. Планирование необходимо для обеспечения внешней и внутренней валидности эксперимента. Специалисты рекомендуют многочисленные техники контроля внешних переменных (более подробно об этом см. раздел 4.5).
Следующим шагом является выбор экспериментального плана. Какой план предпочтительнее? Ответ на этот вопрос зависит от того, какова экспериментальная гипотеза, какое число внешних переменных вы должны контролировать в эксперименте, какие возможности предоставляет ситуация для проведения исследований и т.д. При ограниченности времени и ресурсов (в том числе финансовых) выбирают максимально простые экспериментальные планы. Для проверки сложных гипотез, требующих управления несколькими независимыми переменными и/или учета многих дополнительных переменных, используют соответствующие усложненные планы.
6. Отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом. Всю совокупность потенциальных испытуемых, которые могут быть объектами данного психологического исследования, обозначают как популяцию, или генеральную совокупность. Множество людей или животных, принимающих участие в исследовании, называют выборкой. Состав экспериментальной выборки должен моделировать, представлять (репрезентировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, получаемые в эксперименте, распространяются на всех членов популяции, а не только на представителей этой выборки.
Техника рандомизации состоит в том, что всем представителям совокупности присваивается индекс, а затем производится случайный отбор в группу необходимой численности для участия в эксперименте. В этом случае мы имеем три группы: 1)всю генеральную совокупность; 2)группу рандомизации, из которой производится отбор; 3) экспериментальную рандомизированную выборку.
Одно из требований к выборке — репрезентативность. Выборка должна качественно и количественно представлять генеральную совокупность, основные типы потенциальных испытуемых, существующие в популяции. Испытуемые должны быть правильно распределены по экспериментальной и контрольным группам, чтобы все группы были эквивалентными.
7. Проведение эксперимента является, очевидно, наиболее ответственной частью исследования, требующей от человека не только знаний и навыков, но и способностей к экспериментированию. Любой самый лучший замысел можно испортить небрежным проведением эксперимента. В ходе эксперимента исследователь организует процесс взаимодействия с испытуемым, зачитывает инструкцию, проводит, если это необходимо, обучающую серию. Он варьирует независимую переменную (задачи, внешние условия и др.), проводит сам или с помощью ассистента регистрацию поведения испытуемого.
Наконец, экспериментатор опрашивает испытуемого по окончании эксперимента (постэкспериментальное интервью).
8. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов — следующий этап исследования.
Обычно методы обработки данных выбираются на стадии планирования эксперимента или же еще раньше — при выдвижении экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза преобразуется в статистическую. Возможных типов статистических гипотез в экспериментальном исследовании немного:
а) о сходстве или различии двух и более групп;
б) о взаимодействии независимых переменных;
в) о статистической связи независимых и зависимых переменных;
г) о структуре латентных переменных (относится к корреляционному исследованию).
Статистические оценки дают информацию не о наличии, а о достоверности сходств и различий результатов контрольных и экспериментальных групп.
9. Выводы и интерпретация результатов завершают исследовательский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависимости между переменными: «Если А, то В».
Подтверждение статистических гипотез (о различиях, связи и пр.) — решающий, но не единственный аргумент в пользу принятия экспериментальной гипотезы. Исследователь сопоставляет свои выводы с выводами других авторов, высказывает гипотезы о причинах сходства или различия между данными, полученными им самим, и результатами предшественников. И наконец, он интерпретирует свои выводы в терминах теоретической гипотезы
10. Конечным продуктом исследования являются научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала.
Существуют определенные требования к оформлению рукописной научной работы, наглядному представлению результатов и структуре изложения. (Представление результатов исследования рассматривается в гл. 7)
Подведем итог. Экспериментальное исследование проводится по определенной схеме. Важнейшие этапы его проведения: формулировка проблемы и выдвижение гипотезы, конструирование методики и подбор аппаратуры, отбор испытуемых, создание плана для контроля переменных, проведение эксперимента, обработка и интерпретация результатов, подготовка научного отчета.