Эксперименты над животными

Лекция № 4.

Эксперимент

Манипуляции с независішой переменной с целью изучения ее воздействия на зависшіую перемепиую. В широком смысле, психолог-эк-спериментатор манипулирует некоторыми аспектами ситуации, а затем наблюдает результаты этого воздействия на некий аснект по-ведения. Сушествует три основные категории экспериментов.

/. Лабораторные эксперименты. Главной характеристикой ла-бораторных экспериментов является способность исследователя контролировать и изменять наблюдаемые переменные. Благодаря этой способности исследователь может устранять многие внешние перемснные, которые в противном случае повлияли бы на резуль-тат эксперимента. К внешним переменным можно отнести шум, жару или холод. отвлекающие факторы, либо характер самих уча-стников эксперимента.

Аргументы за:

• Благодаря способности экспериментатора нейтрализовать воздействие внешних переменных можно установить при-чинно-следственные связи.

• В лабораторных условиях у экспериментатора имеется воз-можность оценить поведение с большей точностью, чем в ес-тественной обстановке.

• Лаборатория позволяет исследователю упростить сложные ситуации, возникающие в реальной жизни, разбивая их нв простые составные части (экспериментальный редукциоиизм).

Аргументы против:

• Утверждается, что лабораторные условия плохо соотносятся с реальной жизнью, поэтому результаты лабораторных экс-периментов нельзя экстраполировать на внешний мир.

• Участники могут реагировать на лабораторную обстановку, либо подстраиваясь под требования эксперимента (настоя-тельная характеристика), либо действуя неестественным об-разом из-за беспокойства о суждениях экспериментатора (предчувствие оцепки).

• Экспериментатору часто приходится вводитъ в заблуждеиие участников, чтобы избежать указанных выше искажений при лабораторных исследованиях. Это поднимает серьезные вопросы, связанныс с этикой подобных исследований.

2. Полевые эксперішенты. В этой категории экспериментов ис-кусственная лабораторная обстановка заменяется более естсствсн-ной. Участники не знают о свосм участии в эксперименте. Вместо того, чтобы исследовать воздействие независимой перемснной в рукотворной среде или ждать, пока требуемые условия не возник-нут сами по себе, исследоватсль создает интересуюшую его ситуа-цню и смотрит, как люди реагируют на нее. В качестве прпмера можно привести наблюдение за реакцией прохожих на чрезвычай-ную ситуацию, в зависимости от одежды и внешнего вида «жерт-вы» — т. е. замаскированного экспериментатора.

Аргументы за:

• Сосредоточиваясь на поведении в сстественной обстановке, экспериментатор укрепляет внешиюю встидностъ своих от-крытий.

• Поскольку субъекты не знают о своем участии в эксперимен-те, снижается вероятность предчувствия оценки.

• Экспериментатор сохраняет контроль над пезависшюй пере-мецнай и, следовательно, по-прежнему способен устанавли-вать причинно-следственные отношения.

Аргументы против:

• Поскольку многие манипуляции с независимой переменной имеют довольно тонкую природу, они могут остаться неза-меченными для участников. Сходным образом, тонкие реак-ции участников могут остаться незамеченными для экспсри-ментатора.

• По сравнению с лабораторной обстановкой, эксперимента-тор почти не может контролировать воздействие внешних переменных, которые могут нарушить чистоту причинно-следственных отношений.

• Поскольку участники не знают о своем участии в экспери-менте, возникают проблемы этического характера, такие как вторжение в личную жизнь и отсутствие осведо.шеппого со-гласия.

3. Естественные эксперітенты. Эта категория экспериментов не считается «настоящей», так как независичая переменпсія не нахо-дится под прямым контролем экспериментатора, и он не может руководить действиями участников на различных стадиях экспери-мента. При провсдении естественного эксперимента независимая переменная контролируется неким внешним агснтом (например, школа или больница). а психолог может изучать лишь получен-ный результат. Аргументы за:

• Поскольку происходит исследование реальных жизненных ситуаций, психолог получает возможность изучать проблс-мы, представляющие высокий обществснный интерес, что может иметь важные практические послсдствия.

• Из-за отсутствия прямых манипуляций с участниками экспе-римента возникает меньше этических проблем.

Аргументы против:

• Поскольку экспериментатор практически не властен над изу-чаемыми переменными, установление причинно-следствен-ных связей носит весьма спекулятивный характер.

• Поскольку на поведение влияют разные факторы, неизвест-ные или неподконтрольные исследователю, естественныс эксперименты крайне трудно продублировать в тех же ус-ловиях.

Экспериментальная группа

Группа участников эксперимента, получающих независимую пе-ремеииую. В эксперименте, измеряющем воздействие музыки на способность к математическим вычислениям, группа участников. слушающих музыку во время вычислений, будет эксперименталь-ной группой. Вторая группа, выполняющая такие же вычисления без музыки, будет коитролыюй группой.

Экспериментальный план

Процедура, используемая для контроля над перемеііиыми, на-блюдаемыми в процессе эксперішеііта. Существует три главных типа экспериментальных планов:

• Повторные измерения: все участиики наблюдаются при всех условиях эксперимента. К примеру, при проверке воздей-ствия алкоголя на способность к мысленным арифметическим вычислениям одних и тех жс участников обследуют при двух разных условиях (в трезвом и нетрезвом состоянии).

• Сочетание субъектов эксперимента: попытка установить не-кую связь между участниками. Экспериментатор сравнивает участников по тем параметрам, которые, с его точки зрения. могут оказывать влияние на их показатели и таким образом маскировать эффект иезависимой перемеіиіой. К примеру, пол, возраст и тип личности может оказывать заметное воз-действие на ряд различных задач, поэтому их сравнивают по разным параметрам.

• Независимые субъекты эксперимента: участников наугад поме-щают в разные условия. При этом исследователь исходит из предпосылки, что если внешние переменные (например, шум, жара или холод, отвлекающие факторы или характер самих участников эксперимента) и оказывают какое-то влияние на результаты, оно не является систематичсским.

Экспериментальный план с одним участником

Известный также как «единичный эксперимент», этот план под-разумевает использование лишь одного участника, а не целой группы в процессе экспериментального исследования. Такой ме-тод может оказаться полезным по ряду причин:

• Он быстро обеспечивает ценную информацию о воздействии независѵшой перемениой и позволяет экспериментатору опро-бовать новые процедуры для использования в расширенном исследовании.

• При испытании терапевтических методик он имеет клини-ческие преимущества. К примеру, пациента можно протести-ровать сначала в одном состоянии (А), а затем в другом со-стоянии (Б). Пользуясь схемой АБАБ, терапевт может удос-товериться, является ли улучшение по одному из наблюдае-мых параметров результатом используемой методики или же оно обусловлено другими факторами, такими, как время или эффект последователъиости.

Эксперименты над животными

Использование различных животных для психологических ис-следований. Животные используются по разным причинам, как при исследовании собственно животных (этология), так и ради приобретения знаний, имеющих практическую пользу для людей. В этой области ведется наиболее горячая полемика. Основные причины использования животных:

• Они предоставляют возможность для лучшего эксперимен-тального контроля и объективности.

• Животные используются в ситуациях, где невозможно ис-пользовать людей.

• Люди и животные имеют достаточно общего в своей физио-логии и эволюционной истории, чтобы оправдать экстрапо-ляцию результатов исследований на человеческий организм (например, некоторые приматы имеют до 95% генетического материала, сходного с человеческим).

Сторонники и противники экспериментов над животными расхо-дятся во взглядах на некоторые фундаментальные вопросы, касаю-щиеся практического значения и нравственности подобных экспери-ментов. Основной аргумент о том, что между животными и людьми существуют значительные различия в физиологии мозга, на самом деле не выдерживает серьезной критики, так как все млекопитаю-щие обладают одинаковым типом структуры головного мозга и механизмами иейроппой трансмиссии. Сходным образом, основная классификация поведения (аффективное, когнитивное и мотиваци-онное) присутствует даже у скромной лабораторной крысы.

Этика экспериментов над животными является той областью, вокруг которой ведутся наиболее жаркие дискуссии. Был введен даже термин зресіешт, обозначающий игнорирование прав жи-вотных в экспериментальных проектах. Некоторые противники экспериментов над животными занимают непримиримую нрав-ственную позицию в этом вопросе, утверждая, что их использова-ние для достижения наших целей не может быть оправдано с точ-ки зрения морали. Другие занимают более гибкую позицию и ут-верждают, что высококачественные эксперименты, вызывающие минимальный стресс у животных и приносящие очевидную пользу для медицины, должны быть разрешены. Закон о научных проце-дурах в отношении животных от 1986 года дает четкие ориентиры для использования животных в исследовательской деятельности на территории Великобритании.

Хотя общественный интерес сейчас в основном сосредоточен на использовании животных в лабораторных экспериментах, следует помнить, что животные часто изучаются в их естественной среде обитания. Такие исследования налагают на ученых особую ответ-ственность. так как требуют минимального воздействия на эколо-гическое равновесие при изучении того или иного вида.

 

 

            

Задание: Разработать один эксперимент по исследованию памяти, вычленить гипотезу, контргипотезу, независимые переменные и все те зависимые переменные с которыми они связаны.

Экспериментом называется проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи. В процессе эксперимента исследователь всегда наблюдает за поведением объекта и измеряет его состояние. Процедуры наблюдения и измерения входят в процесс эксперимента. Кроме того, исследователь воздействует планово и целенаправленно на объект, чтобы измерить его состояние. Эта операция называет­ся экспериментальным воздействием.

Эксперимент — основной метод современного естествознания и естественнона­учно ориентированной психологии. В научной литературе термин «эксперимент»

         Таблица 1.1

    Активный Пассивный
Опосредованный Эксперимент Измерение
Непосредственный Беседа Наблюдение

применяется как к целостному экспериментальному исследованию — серии экспе­риментальных проб, проводимых по единому плану, так и к единичной эксперимен­тальной пробе — опыту.

Подводя промежуточный итог, отметим, что наблюдение является непосред­ственным, «пассивным» методом исследования. Измерение — «пассивный», но опосредованный метод. Эксперимент — «активный», но также опосредованный ме­тод изучения реальности.

Теоретически возможен и четвертый вид эмпирического исследования: непо­средственный и «активный», при котором исследователь без приборов регистрации и воздействия взаимодействует с объектом, активно меняя его состояние. Такой ме­тод возможен, наверное, только в психологии, и называется он беседой, а шире — коммуникативным методом.

Таким образом, получаем простейшую классификацию эмпирических методов исследования, представленную в таблице (табл. 1.1).

все методы, применяемые для получения эмпирического материала, можно условно разделить на активные и пассивные. К первым относятся лабораторный эксперимент и его различные модификации, квазиэксперимент. Ко вторым — наблюдение, клинический метод, метод анализа продуктов деятельности, измерение и корреляционные исследования, метод сбора информации (servey research), «архивное исследование» и т. д. Применяя методы первой группы, иссле­дователь активно вызывает явление или процесс, воздействуя на объект. Используя же методы второй группы, он лишь довольствуется регистрацией естественного про­цесса. Другое дело, что регистрировать поведение исследователь может непосредственно или применяя некоторый инструмент (опросник, тест и т. д.). Так же как и воздействовать на испытуемого он может непосредственно в ходе беседы либо орга­низуя деятельность обследуемого в лабораторном эксперименте с помощью иссле­довательских средств (приборов, заданий и т. д.). Это — второе «измерение» психо­логических эмпирических методов.

Существует и третье измерение: в какой мере экспериментатор использует есте­ственнонаучный подход к исследованию или «метод понимания» — непосредствен­ной интерпретации поведения испытуемого, его внутреннего мира путем эмпатии или построения модели психики испытуемого в своей субъективной реальности. В чем-то (но не во всем) это измерение психологических методов сходно с измере­нием «инструментальность — непосредственность».

Наблюдение тоже может быть инструментальным, например, при использова­нии видеозаписи, магнитофонной записи и другой аппаратуры. Однако, в отличие от измерительного корреляционного исследования, при этом отсутствует взаимо­действие испытуемого с инструментом, как при измерении (выполнении теста).

В эксперименте и в ходе измерения испытуемый активно выполняет задания, а при наблюдении и опросе никакой задачи ему не ставится, он ведет себя естествен­ным образом (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Экспериментатор

Испытуемый

Выполнение задачи Естественное поведение
Воздействует на процесс Эксперимент Беседа, опрос
Фиксирует естественный процесс Измерение Наблюдение

 

Существует еще один важный критерий (он разделяет методы организации ис­следования на две большие группы). Это — критерий соответствия метода призна­кам идеального исследования, как он понимается в современной методологии науки.

По этому критерию различаются методы организации исследования:

1. Экспериментальное исследование, систематическое наблюдение или кор­реляционное исследование. Особенность их состоит в том, что исследователь пы­тается установить причинную или корреляционные связи между основными пере­менными, контролируя внешние переменные. Для этого он целенаправленно отби­рает группы испытуемых или наблюдаемых индивидов, планирует определенным образом последовательность своих действий.

2. Естественные эксперимент и наблюдение, беседа, клинический метод, ме­тод описания частных случаев и др. Они применяются для выявления особенно­стей поведения человека. Служат источником для эмпирических обобщений и вы­движения индуктивных гипотез, которые в дальнейшем могут стать материалом для теоретических рассуждений и проверяться в критических экспериментах. Способы контроля переменных (независимой, зависимой, внешних) систематически не при­меняются, хотя возможно использование сложных техник фиксации данных (карт наблюдения, аудио- и видеоаппаратуры, тестов и др.).

 

3. Квазиэксперимент. «Промежуточный» между естественными методами про­ведения исследования и методами, где применяется строгий контроль переменных. Часто его отождествляют (в частности, Ф.-Дж. МакГиган) с методом систематиче­ского наблюдения, при котором экспериментатор не воздействует на исследуемый объект. Но такая точка зрения не оправданна. Другое дело, что воздействие может быть выделено в природе как независимое от исследователя, естественно происхо­дящее, но в этом случае мы получаем исследовательский метод, занимающий имен­но промежуточное положение между экспериментом и наблюдением. Под квазиэкс­периментом принято понимать такой метод, при котором не удается полностью реа­лизовать схему, предписываемую идеальным исследованием, но эти отношения частично компенсируются использованием особых квазиэкспериментальных пла­нов.

Согласно традиции, экспериментальное исследование противопоставляется всем неэкспериментальным методам, которые рассматриваются в методологии на­уки с точки зрения того, чего им недостает, чтобы стать полноценным эксперимен­тальным исследованием.

Экспериментальное исследование в психологии отличается от других методов тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной, тогда как при прочих методах возможны лишь варианты отбора уровней независимых пе­ременных. Нормальным вариантом экспериментального исследования является на­личие основной и контрольных групп испытуемых. В неэкспериментальных иссле­дованиях, как правило, все группы равноценны, поэтому проводится их сравнение.

По формальным основаниям выделяется несколько типов экспериментального исследования.

В психологической исследовательской практике для характеристики различных видов экспериментального исследования используются также понятия «критиче­ский эксперимент», «пилотажное исследование», или «пилотажный эксперимент», «полевое исследование», или «естественный эксперимент».

критического эксперимента. Он проводится для того, чтобы одновременно проверить все возможные гипотезы. Подтверждение одной из них ведет к опровержению всех других возможных альтернатив. Постановка критического экс­перимента в психологии требует не только тщательного его планирования, но и вы­сокого уровня разработки научной теории. Поскольку в нашей науке преобладают не дедуктивные модели, а эмпирические обобщения, исследователи крайне редко проводят критический эксперимент.

Термин «пилотажное исследование» применяется для обозначения пробного, первого эксперимента или серии экспериментов, в которых апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д. Обычно пилотаж проводят перед «большим», трудоемким экспериментальным исследованием, чтобы потом не тра­тить деньги и время попусту. Пилотажное исследование проводится на меньшей выборке испытуемых, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних пе­ременных. Надежность данных, получаемых в результате пилотажа, невелика, но его проведение позволяет устранить грубые ошибки, связанные с выдвижением ги­потезы, планированием исследования, контролем переменных и т.д. Кроме того, в ходе пилотажа можно сузить «зону поиска», конкретизировать гипотезу и уточнить методику проведения «большого» исследования.

Полевое исследование проводится для изучения связи между реальными пере­менными в повседневной жизни, например между статусом ребенка в группе и ко­личеством его контактов в игре со сверстниками или занимаемой им территории в игровой комнате. По своей сути полевое исследование (или полевой эксперимент) относится к квазиэкспериментам, так как при его проведении нет возможности стро­го контролировать внешние переменные, отбирать группы и распределять внутри них испытуемых, управлять независимой переменной и точно регистрировать зави­симую переменную. Но в некоторых случаях «полевой», или естественный, экспери­мент — единственно возможный способ получения научной информации (в психо­логии развития, этологии, социальной психологии, в клинической психологии или психологии труда и т. д.). Сторонники «естественного эксперимента» утверждают, что лабораторный эксперимент является искусственной процедурой, дает экологи­чески невалидные результаты, поскольку «вырывает» испытуемого из контекста повседневной жизни. Но в полевых исследованиях ошибок, помех, влияющих на точность и надежность данных, неизмеримо больше, чем в лабораторном исследова­нии. Поэтому психологи стремятся планировать естественный эксперимент таким образом, чтобы схема его проведения была максимально близка к схеме лаборатор­ного эксперимента, и перепроверяют результаты, полученные «в поле», более стро­гими процедурами.

Экспериментальное исследование в психологии, как и в любых других науках, проводится в несколько этапов. Часть из них обязательна, часть — в некоторых слу­чаях может отсутствовать, но последовательность шагов необходимо запомнить, чтобы не делать элементарных ошибок.

Приведем основные этапы психологического экспериментального исследования и кратко рассмотрим их содержание.

1. Любое исследование начинается с определения его темы. Тема ограничивает область исследований, круг проблем, выбор предмета, объекта и метода. Однако первым этапом собственно исследования является первичная постановка пробле­мы. Исследователь должен уяснить себе, чем он неудовлетворен в современном психологическом знании, где он ощущает пробелы, какие теории дают противоречащие друг другу объяснения поведения человека и т.д.

Эмпирическое исследование проводится в трех основных случаях:

— проверка гипотезы о существовании явления;

— проверка гипотезы о существовании связи явлений;

— проверка гипотезы о причинной зависимости явления А от явления В.

Собственно эксперимент применяется только для обнаружения причинной свя­зи явлений. Что является основной причиной повышенной невротизации (синдром школьной дезадаптации) детей 6-7 лет в первые месяцы учебы в школе? Возмож­ные варианты ответов: низкий уровень готовности к учебной деятельности (несформированность первичных учебных навыков), недостаточное развитие произвольно­сти, низкий уровень интеллекта, социально-психологические проблемы вхождения в классный коллектив и т.д. Каждая из этих гипотез требует проверки, хотя все они кажутся обоснованными и правдоподобными.

2. После первичной постановки проблемы наступает этап работы с научной ли­тературой. Исследователь должен ознакомиться с экспериментальными данными, полученными другими психологами, и попытками объяснения причин заинтересо­вавшего его явления.

3. На следующем этапе происходит уточнение гипотезы и определение перемен­ных. Первичная постановка проблемы уже скрыто предполагает варианты ответа на нее. Экспериментальная гипотеза, в отличие от теоретической, должна быть сформу­лирована в виде импликативного высказывания: «Если... то...». Кроме того, она должна быть конкретизирована и операционализирована. Это означает, что входя­щие в высказывание «если А, то В» переменные А и В должны контролироваться в эксперименте: А — управляться экспериментатором, а В — регистрироваться не­посредственно или с помощью аппаратуры. Определение переменных в терминах экспериментальной процедуры и их операционализация завершают этап уточнения гипотезы. Тем самым уточняется предмет экспериментального исследования: та сто­рона психики, на которую направлено экспериментальное воздействие и которая регулирует проведение, регистрируемое в ходе эксперимента. Психическая реаль­ность всегда выступает в эксперименте «переменной-модератором», или «промежу­точной переменной».

4. Исследователь должен выбрать экспериментальный инструмент, который по­зволял бы ему: а) управлять независимой переменной; б) регистрировать зависимую переменную. Речь идет о конкретной методике и аппаратуре психологического эксперимента. Кроме того, условия эксперимента (помещение, ситуация, время и др.) должны либо элиминировать влияние внешних переменных, либо сохранять кон­стантность величины их воздействия на зависимую переменную.

Характер используемой аппаратуры определяется тем, какую методику выберет или сконструирует экспериментатор. Исследование феномена полезависимости — поленезависимости может проводиться с помощью различных конкретных методик.

а) теста «Спрятанные фигуры»;

б) методики «Стержень — рамка» или «Крест — рамка»;

в) методики «Стержень — наклонная комната» и т.п.

5. Планирование экспериментального исследования является центральным эта­пом всей процедуры. В первую очередь речь идет о выделении внешних переменных, которые могут влиять на зависимую переменную. Планирование необходимо для обеспечения внешней и внутренней валидности эксперимента. Специалисты реко­мендуют многочисленные техники контроля внешних переменных (более подробно об этом см. раздел 4.5).

Следующим шагом является выбор экспериментального плана. Какой план предпочтительнее? Ответ на этот вопрос зависит от того, какова экспериментальная гипотеза, какое число внешних переменных вы должны контролировать в экспери­менте, какие возможности предоставляет ситуация для проведения исследований и т.д. При ограниченности времени и ресурсов (в том числе финансовых) выбирают максимально простые экспериментальные планы. Для проверки сложных гипотез, требующих управления несколькими независимыми переменными и/или учета многих дополнительных переменных, используют соответствующие усложненные планы.

6. Отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом. Всю совокупность потенциальных испытуе­мых, которые могут быть объектами данного психологического исследования, обо­значают как популяцию, или генеральную совокупность. Множество людей или животных, принимающих участие в исследовании, называют выборкой. Состав экс­периментальной выборки должен моделировать, представлять (репрезентировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, получаемые в эксперименте, распро­страняются на всех членов популяции, а не только на представителей этой выборки.

Техника рандомизации состоит в том, что всем представителям совокупно­сти присваивается индекс, а затем производится случайный отбор в группу необхо­димой численности для участия в эксперименте. В этом случае мы имеем три груп­пы: 1)всю генеральную совокупность; 2)группу рандомизации, из которой производится отбор; 3) экспериментальную рандомизированную выборку.

Одно из требований к выборке — репрезентативность. Выборка должна каче­ственно и количественно представлять генеральную совокупность, основные типы потенциальных испытуемых, существующие в популяции. Испытуемые должны быть правильно распределены по экспериментальной и контрольным группам, что­бы все группы были эквивалентными.

7. Проведение эксперимента является, очевидно, наиболее ответственной час­тью исследования, требующей от человека не только знаний и навыков, но и способ­ностей к экспериментированию. Любой самый лучший замысел можно испортить небрежным проведением эксперимента. В ходе эксперимента исследователь орга­низует процесс взаимодействия с испытуемым, зачитывает инструкцию, проводит, если это необходимо, обучающую серию. Он варьирует независимую переменную (задачи, внешние условия и др.), проводит сам или с помощью ассистента регистра­цию поведения испытуемого.

Наконец, экспериментатор опрашивает испытуемого по окончании эксперимен­та (постэкспериментальное интервью).

8. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпрета­ция результатов — следующий этап исследования.

Обычно методы обработки данных выбираются на стадии планирования экспе­римента или же еще раньше — при выдвижении экспериментальной гипотезы. Экс­периментальная гипотеза преобразуется в статистическую. Возможных типов ста­тистических гипотез в экспериментальном исследовании немного:

а) о сходстве или различии двух и более групп;

б) о взаимодействии независимых переменных;

в) о статистической связи независимых и зависимых переменных;

г) о структуре латентных переменных (относится к корреляционному исследова­нию).

Статистические оценки дают информацию не о наличии, а о достоверности сходств и различий результатов контрольных и экспериментальных групп.

9. Выводы и интерпретация результатов завершают исследовательский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровер­жение гипотезы о причинной зависимости между переменными: «Если А, то В».

Подтверждение статистических гипотез (о различиях, связи и пр.) — решающий, но не единственный аргумент в пользу принятия экспериментальной гипотезы. Ис­следователь сопоставляет свои выводы с выводами других авторов, высказывает ги­потезы о причинах сходства или различия между данными, полученными им самим, и результатами предшественников. И наконец, он интерпретирует свои выводы в терминах теоретической гипотезы

10. Конечным продуктом исследования являются научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала.

Существуют определенные требования к оформлению рукописной научной ра­боты, наглядному представлению результатов и структуре изложения. (Представ­ление результатов исследования рассматривается в гл. 7)

Подведем итог. Экспериментальное исследование проводится по определенной схеме. Важнейшие этапы его проведения: формулировка проблемы и выдвижение гипотезы, конструирование методики и подбор аппаратуры, отбор испытуемых, со­здание плана для контроля переменных, проведение эксперимента, обработка и ин­терпретация результатов, подготовка научного отчета.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: