Понятие и виды бух. Учета

1. Современное производство включает в себя две сферы, которые дополняют друг друга и при этом взаимосвязаны между собой:

· материальное производство. Оно является основой существования жизни и развития общества. В данной сфере производятся различные вещественные блага: в промышленности, в строительстве, в сельском хозяйстве. Кроме того, здесь оказываются материальные услуги: в торговле, в сфере бытового обслуживания, на транспорте и т. п.;

· нематериальное производство. Эта сфера ответственна за формирование духовных и иных ценностей и занята предоставлением соответствующих услуг (образование, здравоохранение и др.).

2. Необходимость сведений о происходящих хозяйственных процессах повлекла за собой организацию хозяйственного учета. Возникновение хозяйственного учета было предопределено потребностью в управлении материальным производством, как одной из функций руководства: при управлении хозяйственными процессами следует определять и выделять конкретные факты хозяйственной жизни, уметь их учитывать и сопоставлять. Хозяйственный учет должен обеспечивать аппарат управления информацией. При этом необходимая информация о ходе хозяйственных процессов собирается посредством наблюдения за ними.

Хозяйственный учет - количественное отражение и качественная характеристика хозяйственных и общественных явлений. Хозяйственный учет осуществляется путем наблюдения, измерения и систематической регистрации всех хозяйственных процессов, их результатов и использования ресурсов на каждом отдельном предприятии.

На всех этапах развития общества для контроля и управления хозяйственной деятельностью используются показатели учета. Чтобы получить эти показатели, следует организовать наблюдение учитываемых явлений. После чего выявленные явления должны быть измерены, то есть выражены через определенные величины, зарегистрированы определенным образом и обобщены.

3. В учете применяются экономические группировки, позволяющие путем их обобщения изучать хозяйственную деятельность. Объекты учета отражаются в учетных документах с помощью натуральных, трудовых и денежных измерителей.

Натуральные измерители применяются для количественного учета отдельных предметов (основных средств, материальных ценностей, готовых изделий). К ним относятся килограммы, метры, штуки, литры и т. д. Натуральные показатели можно обобщать лишь по однородным предметам или работам, имеющим одинаковые измерители. С помощью натуральных измерителей можно получать и качественные характеристики объектов. На практике сферу применения натуральных измерителей значительно расширяет использование условно-натуральных измерителей, которые предназначены для отражения однородных по назначению, но различных по качественным характеристикам учетных объектов.

Трудовые измерители являются способом определения и контроля затрат труда и использования рабочего времени. К учетным единицам относятся часы, дни, человеко-часы, человеко-дни (выражаются в единицах времени (рабочий день, час). Данные показатели в ряде случаев применяют для расчета качественных показателей в сочетании с натуральными (например, при определении роста или снижения производительности труда, исчисления трудоемкости операции).

Денежные (стоимостные) измерители (рубли) используются в качестве единого обобщающего показателя, позволяющего учесть самые разнородные средства и ценности, разнохарактерные операции, а также представить их в денежной оценке как единое целое. Для наиболее объективной оценки хозяйственных операций денежные измерители могут применяться в учете в сочетании с натуральными и трудовыми (например, размер оплаты труда в денежном выражении определяется с помощью дневной ставки и количества отработанных дней). Денежный измеритель позволяет учитывать и контролировать расходование средств предприятия, определять себестоимость работ, осуществлять расчетные операции между предприятиями, а также материальное стимулирование рабочих, кроме того, выступает средством выражения кредитных связей организаций. В Российской Федерации денежным измерителем является рубль.

Посредством денежного измерителя:

· рассчитывают характеризующие работу хозяйствующего субъекта показатели (оценочно);

· контролируют деятельность предприятия, в том числе финансово-хозяйственную деятельность отдельных подразделений;

· определяют обобщающие показатели о разнородных объектах учета.

Применение различных измерителей в отдельности или в разных сочетаниях дает возможность более полно и правильно отразить и проконтролировать отдельные хозяйственные операции и их результаты.

 

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ БУХ.УЧЕТА

Бухгалтерский учет часто называют «языком» бизнеса и предпринимательства. Поэтому в основе организации и ведения бухгалтерского учета должны лежать общие правила, принимаемые и исполняемые всеми участниками хозяйственной деятельности. Эти правила регламентируются законодательными и нормативными актами на уровне государства. В нормативных документах определяется порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета для всех предприятий и организаций, являющихся юридическими лицами.

Все правовые документы, касающиеся регулирования бухгалтерского учета, подразделяются на четыре уровня (рис. 1.3).

Первый уровеньзаконодательный, он представлен федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. Основу системы документов такого уровня представляют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ и другие законодательные документы федерального уровня.

Второй уровеньнормативный, представленный положениями Министерства финансов Российской Федерации (Минфина России), т.е. стандартами по бухгалтерскому учету, в кото рых рассматриваются отдельные вопросы ведения бухгалтерского учета. К таким документам относятся положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), например:

ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия»;
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность предприятия»;
ПБУ 9/99 «Доходы организации»;
ПБУ 10/99 «Расходы организации»;
ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»;
ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»;
ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и т.д.

Третий уровеньметодический, он представлен различными приказами, инструкциями и рекомендациями органов власти по вопросам конкретного применения нормативных документов с учетом отраслевых особенностей, специфики производств и т. п. Основным документом такого уровня является План счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций.

Четвертый уровень — уровень хозяйствующего субъекта, представленный организационно-распорядительными документами и приказами руководства предприятия по вопросам ведения бухгалтерского учета непосредственно на предприятии с учетом особенностей его хозяйственной деятельности. Это, прежде всего, документы, раскрывающие учетную политику предприятия, например, приказ об учетной политике, рабочий план счетов, график документооборота и т. п.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета позволяет однозначно трактовать учетную информацию и определять ответственность за нарушения, допущенные при ведении бухгалтерского учета.

3. Задачи бухучета следующие:

1. формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности организации, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, финансовыми и налоговыми органами, банками.

2. своевременное предупреждение негативных явлений в производственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрипроизводственных резервов и прогнозирование результатов работы организации на текущий период и перспективу.

3. обеспечение информацией, необходимой для контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых, финансовых ресурсов в соответствии с нормами, сметами, нормативами.

Функции:

1. Информационная – бухучет является основным источником информации, поставляемой руководителям различного уровня предприятия. На ее основе принимаются управленческие решения. Информация должна быть объективной и оперативной, достоверной и своевременной.

2. Контрольная – работники бухгалтерии осуществляют контроль за сохранностью, наличием и движением имущества организации, правильностью и своевременностью расчетов с работниками организации, с бюджетом и налоговыми органами, с поставщиками по поводу расчета с ними за поставленные товароматериальные ценности.

3. Выполнение сохранности имущества – выполнение этой функции зависит от действующей системы учета и определенных предпосылок:
- Наличие специализированных складских помещений, оснащенных средствами оргтехники.
- Использование современных средств вычислительной техники для сбора, обработки и передачи информации.
- Совершенствование самой системы учета, применение научно обоснованных методов, выявление недостач и хищений.

Функция обратной связи – бухучета формирует и передает информацию обратной связи, то есть информацию о фактических параметрах объекта управления.

4. КЛАССИФИКАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Состав хозяйственных средств предприятия определяется содержанием его деятельности. Но каждому предприятию для осуществления эффективной хозяйственной деятельности необходимы трудовые ресурсы, недвижимое имущество, оборудование, материалы, денежные средства и т. п. В бухгалтерском учете хозяйственные средства, которыми располагает предприятие, называют активами.

В зависимости от того, какими хозяйственными активами располагает предприятие, и как они участвуют в производственном цикле предприятия, их классифицируют по составу и размещению.

По составу активы предприятия подразделяются на оборотные и внеоборотные активы (рис. 1.6).

Оборотные активы — это средства, которые постоянно находятся в текущем процессе кругооборота средств и переходят из сферы производства в сферу обращения.

По размещению оборотные активы делятся на активы, которые используются:

  • в сфере производства — это предметы труда: материалы, сырье, комплектующие изделия, запасные части, топливо, инвентарь, инструменты и т. п. Эти средства, как правило, используются в одном производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции;
  • сфере обращения — товары, готовая продукция на складах и отгруженная покупателю, денежные средства, ценные бумаги, средства в расчетах и т. п.

Внеоборотные активы — это дорогостоящие средства труда, которые используются не в одном, а в нескольких производственных циклах, а также имеют длительный срок использования (более одного года). К внеоборотным средствам относятся основные средства и нематериальные активы.

Основные средства — это средства труда, связанные с производством продукции, выполнением работ и услуг, которые служат в течение длительного времени и имеют стоимость более 10 тыс. р. за единицу. К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, инструменты, автотранспорт, вычислительная техника и т. п. Основные средства постепенно по мере износа переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции в процессе начисления амортизации, они, как правило, не изменяют свою материальную форму в процессе эксплуатации.

Нематериальные активы — это средства, которые не имеют материальной формы и физических свойств, но могут использоваться в течение длительного времени и приносить доход предприятию. К нематериальным активам относятся авторские права на интеллектуальную собственность, права на использование программ для ЭВМ, баз данных, патенты на изобретение и ноу-хау,

промышленные образцы, товарные марки и знаки, деловая репутация фирмы и т.п. Нематериальные активы, подобно основным средствам, постепенно переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции в виде амортизационных отчислений.

Основные средства и нематериальные активы так же, как и оборотные активы, могут быть использованы:

  • в сфере производства — здания цехов, станки, вычислительная техника, промышленные образцы и т.п.;
  • сфере обращения — здания складов, автотранспорт, программы складского учета и т. п.

Основные средства и нематериальные активы составляют производственную базу предприятия.

6. КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ХОЗ.СРЕДСТВ

Хозяйственные средства по источникам образования делятся на собственные и заемные.

К собственным хозяйственным средствам относятся:

— уставной капитал — создается на основе вкладов учредителей при формировании предприятия. Сумма уставного капитала оговаривается в уставе и не должна быть ниже 100 МРОТ или 1000 МРОТ в зависимости от юридической формы и планируемых размеров предприятия. При изменениях в уставном капитале происходит перерегистрация предприятия. Предприятие платит по своим долгам только в размере своего уставного капитала, первичные кредиторы — сотрудники этого предприятия и государство. Поэтому размер уставного капитала — «лицо» предприятия;

— добавочный капитал — состоит из прироста основных средств в результате их переоценки с учетом коэффициента инфляции. Если на предприятии принимают решение о ежегодной переоценки основных средств, то при росте инфляции практически из воздуха создается дополнительный капитал, однако при снижении цен на эти основные средства на рынке можно получить и полное обесценивание. Такой рост дополнительного капитала не всегда является выгодным. Переоценка ценностей не является обязательной.

Также в состав дополнительного капитала входит эмиссионный доход — доход от акций;

— резервный капитал — формируется за счет нераспределенной прибыли.

Закрытые акционерные общества обязаны иметь резервный капитал, остальные же предприятия создают резервный капитал, если это указано в учредительных документах. Резервный капитал расходуется только на покрытие убытков предприятия. НЗ предприятия;

— нераспределенная прибыль:

Нераспределенная прибыль = бухгалтерская прибыль – налоги.

Бухгалтерская прибыль = доход – расход.

К заемным хозяйственным средствам относятся:

— кредиты (наличие кредитов возможно только лишь у организаций, имеющих право на кредитование физических и юридических лиц);

— займы (заемодателем может быть любое физическое или юридическое лицо);

— кредиторская задолженность — это задолженность предприятия другим физическим и юридическим лицам, например поставщикам, бюджету, работникам своего предприятия и т. д.

Спонсор статьи - производственная компания "Информационные стенды" - предлагает вашему вниманию изготовление информационных стендов в Екатеринбурге. Если ваша организация нуждается в автономном обеспечении важной информации, если вы хотите, чтобы ваши сотрудники и клиенты были в курсе всего, что происходит на предприятии, вам необходимо оснастить свои рабочие площади организационными инфраструктурными элементами - информационными стендами и досками объявлений, вывесками и табличками с наименованиями секторов и отделов, чтобы работа выполнялась оперативнее, а клиент находил необходимое быстро и удобно.

7. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА БУХ.УЧЕТА











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: