Взаимосвязь между синтетическими и аналитическими счетами

  1. Начальное сальдо по всем аналитическим счетам, открываемым по данным синтетическому счету, равняется начальному сальду синтетического счета, которому они открыты;
  2. Обороты по всем аналитическим счетам, открываемым по данным синтетическому счету, должны быть равны оборотам синтетического счета;
  3. Конечное сальдо по всем аналитическим счетам, открытым по данному синтетическому счету, равняется конечному сальдо синтетического счета.

 

10. УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ

Обязательства — это привлеченные средства в виде задолженности предприятия, которые возникают в процессе расчетов с другими юридическими и физическими лицами и временно находятся в распоряжении предприятия. Чаще всего предприятие имеет задолженности перед бюджетом по уплате налогов, поставщиками за полученные, но еще не оплаченные средства, работниками предприятия по выплате заработной платы и т.д.

Каждое предприятие покупает различные материалы и средства, продает свою продукцию. Тех, с кем имеет дело предприятие, покупая и продавая средства, принято делить на поставщиков и покупателей. Расчеты с поставщиками ведут на пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Учет расчетов с покупателями ведется на активном счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Поставщиками считают не только тех, кто поставляет товарно-материальные ценности, но и тех, кто выполняет работы, оказывает предприятию услуги, например услуги связи и т.д.

Р а с ч е т ы с п о с т а в щ и к а м и в основном проводятся безналичным путем. Безналичные расчеты — это перевод денег с расчетного счета одного предприятия на расчетный счет другого предприятия. Эту операцию выполняют банки, и она, как правило, занимает несколько дней. Поэтому операции приобретения средств у поставщиков обычно проходят в два этапа:

  • получены средства от поставщиков и предъявлен счет на их оплату — в этом случае появляется задолженность перед поставщиками по оплате полученных средств, которую отражают на кредите счета 60;
  • оплачен счет за полученные средства — после того как деньги поступят на расчетный счет поставщика, будет погашена задолженность, что отражают на дебете счета 60.

При этом возможно, что сначала производится оплата, а затем получение средств. Рассмотрим на примере, как отражаются на счете 60 расчеты с поставщиками.

12. КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ СЧЕТОВ БУХ.УЧЕТА

Для ведения бухгалтерского учета на счетах используется правило двойной записи, которое заключается в следующем: любая хозяйственная операция отражается одновременно на двух счетах — в дебете одного и кредите другого счета.Взаимосвязь между счетами называется корреспонденцией счетов, а сами счета — корреспондирующими. Указание корреспонденции счетов называется бухгалтерской проводкой. Составить бухгалтерскую проводку — значит указать, какой счет дебетуется, а какой кредитуется и на какую сумму.

13. СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ

По степени детализации учета бухгалтерские счета делятся на синтетические, аналитические и субсчета.

На синтетических счетах отражаются наличие и движение хозяйственных средств в итоговой денежной оценке.

На аналитических счетах учет ведется более детально, с разбивкой по конкретным видам средств, их открывают в развитие соответствующих синтетических счетов. Учет на аналитических счетах ведется в денежном и натуральном выражении (метрах, килограммах, тоннах, штуках и т.п.).

Субсчета являются промежуточной группировкой средств между синтетическим и аналитическим учетом.

Синтетические счета являются счетами 1-го порядка, субсчета — счета 2-го порядка, аналитические счета — счета 3-го, 4-го и других порядков.

Ведение аналитического и синтетического учета имеет следующие особенности:

аналитический учет — это, как правило, количественно-суммовой учет, поэтому в основном он ведется на складах. Синтетический учет ведется в бухгалтерии предприятия. Но и в бухгалтерии на некоторых счетах может вестись аналитический учет, например, на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведется учет заработной платы по каждому работнику;

синтетический учет ведется только в денежном выражении, а аналитический учет может вестись как в денежном выражении, так и в натуральных единицах;

система ведения синтетического учета, как правило, не зависит от специфики работы предприятия, так как это обобщающий учет. Аналитический учет привязан к конкретному предприятию и зависит от сферы его деятельности;

синтетические и аналитические счета взаимосвязаны, так как на аналитических счетах отражаются те же хозяйственные операции, что и на синтетических. Но на аналитических счетах учет ведется более подробно для конкретных видов средств. Это означает, что итоговые данные по аналитическим счетам должны быть равны итогу на соответствующем синтетическом счете.

14. ПЛАН СЧЕТОВ БУХ.УЧЕТА

План счетов бухгалтерского учета - это система регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). План счетов с субсчетами утвержден приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (в редакции от 08.11.2010) и действует в 2015 и 2016 году. Используя утвержденный учет План счетов 2015 с комментариями и субсчетами, коммерческие организации утверждают свой рабочий план счетов бухгалтерского учета, который будет применяться и который должен содержать полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета. В зависимости от содержания хозяйственной операции и полноты бухучета, есть счета бухгалтерского учета активные и пассивные. Таким образом, классификация счетов бухгалтерского учета подразделяется на Активные (А), Пассивные (П) и Активно-Пассивные (АП

 

15. ПОРЯДОК РАСЧЕТА ОБОРОТНОЙ ВЕДОМОСТИ И БАЛАНСА

Хозяйственные операции по данным первичных документов отражаются в журнале хозяйственных операций. В журнале указывают содержание операции, номер документа, на основании которого произведена запись, сумму операции и корреспонденцию бухгалтерских счетов.

Суммы из журнала хозяйственных операций заносятся в соответствующие бухгалтерские счета, а в конце каждого отчетного периода подводят итоги по всем бухгалтерским счетам, подсчитывают обороты и сальдо. Затем все остатки и обороты по счетам заносят в оборотную ведомость. На основании оборотной ведомости составляют баланс на конец отчетного периода.

Бухгалтерский баланс отражает состояние хозяйственных средств и имущества предприятия, а также источников образования этих средств на определенную отчетную дату и показывает в обобщенном виде финансовое состояние предприятия.

Баланс имеет две составные части — актив и пассив. В активе отражаются конечные дебетовые остатки на бухгалтерских счетах, т.е. информация о средствах предприятия с точки зрения их состава и размещения, а в пассиве — конечные кредитовые остатки на счетах, т. е. информация об источниках образования хозяйственных средств, состоянии капитала и обязательств.

Можно сказать, что в активе и пассиве баланса отражаются одни и те же средства, но рассматриваются они с различных точек зрения: в активе — что имеем, а в пассиве — за счет чего имеем. Итоги актива и пассива баланса должны быть равны, эти итоги называют валютой баланса.

Оборотная ведомость имеет два назначения.

Во-первых, ее применяют для контроля. Если все расчеты на счетах выполнены правильно, то в оборотной ведомости должно быть три пары равенств: сальдо начальное по дебету равно сальдо начальному по кредиту, обороты по дебету равны оборотам по кредиту, сальдо конечное по дебету равно сальдо конечному по кредиту.

Первая пара равенств вытекает из баланса на начало месяца, так как данные первого и второго столбца — это данные актива и пассива баланса на начало месяца.

Вторая пара равенств вытекает из правила двойной записи, так как одна и та же сумма проходит и по дебету, и по кредиту счетов. Поэтому итоговая сумма оборотов в оборотной ведомости должна быть равна сумме всех операций в журнале хозяйственных операций.

Третья пара равенств имеет контрольное значение и показывает, что расчеты на счетах выполнены правильно.

Во-вторых, на основании оборотной ведомости составляют баланс на конец отчетного периода, в нашем примере на конец месяца. Сальдо конечное по дебету счетов в оборотной ведомости — это данные для актива баланса, а сальдо конечное по кредиту счетов записывают в пассив баланса.

16. ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ В БАЛАНСЕ АКТИВНО-ПАССИВНЫХ СЧЕТОВ

Остатки на активно-пассивных счетах в балансе отражаются следующим образом: в активе баланса отражается дебиторская задолженность, т. е. дебетовые сальдо на активно-пассивных счетах, а в пассиве баланса — кредиторская задолженность, т. е. кредитовые сальдо. Можно сформулировать следующее правило отражения бухгалтерских счетов в балансе.

АКТИВ ПАССИВ
Дебетовые сальдо на активных счетах Кредитовые сальдо на пассивных счетах
Дебиторская задолженность на активно-пассивных счетах Кредиторская задолженность на активно-пассивных счетах

 

17. ТИПЫ ХОЗ.ОПЕРАЦИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА БАЛАНС

Любая хозяйственная операция вызывает изменение определенных статей баланса. Все хозяйственные операции по их признаку влияния на баланс подразделяются на четыре типа.Первый тип хозяйственных операций вызывает изменения только в активе баланса. В таких операциях в основном участвуют активные счета или же хозяйственные операции связаны с дебиторской задолженностью. Например, отпущены материалы в производство на сумму 6000 р. (ДЕБЕТ 20 «Основное производство» КРЕДИТ 10 «Материалы»), в этом случае материалов останется на 4000 р., а сумма затрат в основном производстве увеличится до 14000 р. Данная операция вызвала изменения в активе баланса, но не повлияла на итог актива баланса — он не изменился.Второй тип хозяйственных операций вызывает изменения только в пассиве баланса. В таких операциях участвуют в основном пассивные счета. Например, увеличен резервный капитал за счет прибыли на сумму 8000 р. (ДЕБЕТ 99 «Прибыли и убытки» КРЕДИТ 82 «Резервный капитал»), в этом случае сумма прибыли уменьшится и составит 5000 р., а резервный капитал увеличится до 15000 р. Данная операция, вызвав изменения в пассиве, не повлияла на итог пассива баланса — он не изменился.Третий тип хозяйственных операций вызывает одновременное увеличение актива и пассива баланса. В таких операциях участвуют активные и пассивные счета. Например, получен краткосрочный кредит на сумму 15000 р. (ДЕБЕТ 51 «Расчетные счета» КРЕДИТ 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»), в этом случае увеличится задолженность предприятия за кредит на 15000 р., а на расчетном счете сумма увеличится до 41000 р. Общий итог актива и пассива баланса увеличился, но итоговое равенство не изменилось.Четвертый тип хозяйственных операций вызывает одновременное уменьшение актива и пассива баланса. В таких операциях участвуют активные и пассивные счета. Например, выплачена из кассы заработная плата в размере 4000 р. (ДЕБЕТ 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» КРЕДИТ 50 «Касса»), в этом случае в кассе останется 2000 р., а сумма задолженности перед работниками по заработной плате уменьшится до 1000 р. Общий итог актива и пассива баланса уменьшился, но итоговое равенство сохранилось.

18. ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ БАЛАНС

Каждое предприятие может быть зарегистрировано и начать свою деятельность только при наличии у него уставного капитала. Вступительный баланс отражает образование уставного капитала при создании предприятия.

Уставный капитал коммерческих структур образуется за счет паевых взносов учредителей в виде денежных средств или какого-либо имущества. Учредители вправе рассчитывать на получение доходов, когда предприятие начнет работать в полную силу и получать прибыль. Уставный капитал государственных предприятий образуется за счет средств, выделенных из бюджета.

Учет уставного капитала ведется на пассивном счете 80 «Уставный капитал». Создание и увеличение уставного капитала отражается на кредите этого счета, а уменьшение капитала — на дебете счета 80.

Расчеты с учредителями отражаются на активно-пассивном счете 75 «Расчеты с учредителями». По кредиту счета 75 ведется учет взносов учредителей в уставный капитал, а на дебете отражается выплата доходов учредителям..

Рассмотрим на примере, как формируется уставный капитал и составляется вступительный баланс.

19. СОДЕРЖАНИЕ ОБЪЕКТА И УЧЕТА И ЗАДАЧИ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

В данной статье разберем с вами основные задачи учета денежных средств. Денежные средства любой организации являются обязательным объектом учета. Денежный оборот в аптечной сети образует налич­ные (средства в кассе) и безналичные денежные средства на банков­ских счетах. Эти две формы денежного оборота едины и периодиче­ски переходят из одной формы в другую.

Денежные средства относятся к оборотным хозяйственным сред­ствам и отражаются в активе баланса. Они необходимы для проведе­ния расчетов в процессе хозяйственной деятельности:

1. с покупателями (за проданные товары, услуги);

2. с поставщиками товаров, работ, услуг;

3. с персоналом (по заработной плате, подотчетным суммам и т.д.);

4. с бюджетом (по налогам, сборам);

5. по претензиям.

Расчеты предприятия с другими предприятиями и физическими лицами возможны:

- наличными деньгами через кассу предприятия (осуществление кас­совых операций);

- безналичным путем, то есть операции, происходят с денежными сред­ствами на счетах в учреждениях банка.

Основные задачи учета денежных средств:

1. своевременное и правильное отражение приходных и расходных кас­совых и банковских операций с денежными средствами в учетных до­кументах;

2. обеспечение строгого контроля за наличием, движением, использо­ванием денежных средств;

3. содействие ускорению оборота денежных средств;

4. контроль за своевременным оформлением платежей по налогам в бюджет;

5. соблюдение действующих положений и правил, регламентирующих расчетно-денежные операции.

 

20. УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Для всех организаций Российской Федерации установлены единые требования к порядку учета и хранения наличных денежных средств. Все операции по приему и расходованию наличных денежных средств, а также хранение денег и денежных документов должны осуществляться в кассе организации.

Касса – это подразделение организации, выполняющее кассовые операции с наличными деньгами и денежными ценностями. Для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать требованиям по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: