Порядок применения налоговых вычетов

Суммы НДС, предъявленные поставщиком Вашему предприятию при приобретении товаров (работ, услуг), в зависимости от цели использования.

Указанные суммы налога:

  • принимаются к вычету;
  • относятся на издержки производства;
  • покрываются за счет собственных средств предприятия.
НДС предъявленный поставщиками
Вычеты
Издержки производства и обращения
Собственные источники

Применение налоговых вычетов - это уменьшение общей суммы налога, исчисленной по налогооблагаемым операциям, на суммы НДС предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг).

Операции, по которым суммы НДС принимаются к вычету, перечислены в ст. 171 НК РФ. Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Операции, по которым суммы НДС подлежат отнесению на издержки производства и обращения, указаны в статье 170 НК РФ.

Во всех остальных случаях, предъявленные налогоплательщику суммы НДС, покрываются за счет собственных средств.

Порядок определения суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет

Согласно п.1 ст. 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога, исчисляемая в установленном порядке исходя из налоговой базы.

Налог в бюджет= Налог (ст. 166 НК РФ) - Вычет (ст. 171 НК РФ).

где

Налог в бюджет - сумма налога, подлежащая уплате в бюджет;

Налог (ст. 166 НК РФ)- сумма налога, исчисленная с оборотов по реализации (налоговой базы) по правилам, установленным ст. 166.

Вычет (ст. 171 НК РФ) - сумма НДС, уплаченная поставщикам за приобретенные ТМЦ (работы, услуги) в соответствии со ст. 171 НК РФ.

Сроки уплаты НДС

Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Предприятия и организации, у которых ежемесячная выручка от реализации в течение квартала не превышает 1 000 000 руб. могут уплачивать НДС за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Учет НДС ведется на активном счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" (субсчета по видам ценностей) и активно-пассивном счете 68 "Расчеты по налогам и сборам " (субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость").

Счет 19 имеет следующую структуру:

Счет 19

Дебет (Дт) Кредит (Кт)
1. Сальдо - остаток НДС по приобретенным материальным ценностям  
2. НДС по приобретенным материальным ценностям. 3. НДС по материальным ценностям, списанным в затраты на производство
4. Сальдо - остаток НДС по приобретенным материальным ценностям (1+2-3)  

Счет 68 имеет следующую структуру:

Счет 68

Дебет (Дт) Кредит (Кт)
Сальдо - остаток задолженности бюджета предприятию по НДС Сальдо - остаток задолженности предприятия бюджету по НДС
Зачет НДС, уплаченного по приобретенным материальным ценностям поставщикам Начисления задолженности предприятия по НДС
Сальдо - остаток задолженности бюджета предприятию по НДС Сальдо - остаток задолженности предприятия бюджету по НДС

30. В практической деятельности организаций могут осуществляться операции без расчетов денежными средствами, например, обмен товарами. Правовой основой такого рода операций служит договор мены, по которому каждая из сторон обязуется передать товар в собственность другой стороны в обмен на товар (ст. 567 ГК РФ). Такого рода сделки называются товарообменными, или бартерными. Если договором мены не предусмотрены особые случаи перехода права собственности на товары, то указанное право переходит к обеим сторонам после исполнения их обязательств.

В том случае, если одна из сторон, получив товары по договору мены, не исполнила свои обязательства но взаимной отгрузке, она должна отразить полученные товары за балансом по счету 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" - до момента выполнения своих обязательств. Вторая сторона, отгрузившая товары, должна будет отразить их как отгруженные и учитывать до момента исполнения обязательств своим контрагентом на счете 45 "Товары отгруженные". Оплатой товаров будет считаться прекращение встречного обязательства в момент поставки товаров.

Организации, осуществляющие бартерные сделки, могут в своей учетной политике определять выручку от реализации для целей налогообложения методом начисления. Датой определения выручки будет считаться день отгрузки товаров (работ, услуг) и предъявления покупателям расчетных документов.

Может применяться и кассовый метод для определения выручки от реализации, когда датой поступления выручки будет считаться дата прекращения дебиторской задолженности покупателей. Поскольку по товарообменным, или бартерным, сделкам денежные расчеты отсутствуют, то при кассовом методе определения выручки последняя будет считаться полученной при поступлении товаров по договору мены.

Согласно ст. 568 ГК РФ, по договору мены товары считаются равноценными, расходы на их передачу и принятие несет каждая из сторон по соответствующим обязательствам. В том случае, если учетная стоимость товаров выше или ниже стоимости обмениваемого имущества, разница в стоимости относится на финансовые результаты деятельности организации. Все налоги должны быть начислены от стоимости обмениваемых товаров, установленной по договору. При этом предъявить к вычету из бюджета можно только сумму НДС, исчисленную от учетной стоимости товаров, а если учетная стоимость товаров ниже, чем по договору мены, то доначисление НДС будет сделано за счет прочих расходов организации.

31. Ответственность за прием, хранение и отпуск запасов возлагается на материально ответственных лиц, назначенных приказом руководителя учреждения С должностными лицами, отвечающими за сохранность я материальных ценностей, заключается письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственностиь.

В целях обеспечения сохранности ценностей в учреждениях должным образом организуется складской учет Для этого выделяются специально оборудованные помещения - склады

Учет запасов по месту ответственного хранения ведется материально-ответственным лицом в Книге складского учета (ф С-9) по наименованиям, сортам, количеству В ней ведется учет на складе материалов, продуктов питания, готовых изделий, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, других запасов

Книга издается завскладом в бухгалтерии При этом она должна быть прошнурована, страницы пронумерованы и их количество заверенная подписью главного бухгалтера учреждения и скреплена печатью

Книга ведется в разрезе наименований материалов, при этом указывают место хранения запасов, их цену, сорт, размер, количество, источник получения и выдачи запасов Записи производятся по каждому к Документом о приеме или выдаче запасов и после каждой записи в Книге выводится остаток материалев.

Учет запасов в составе и в бухгалтерии может вестись с присвоением запасам номенклатурных номеров

Номенклатурный номер - это условный числовой код учета, который присваивается группе предметов одного наименования, качества и цены Он имеет 7 знаков:

- первые три цифры означают код субсчета - например, 231;

- четвертая цифра означает номер подгруппы - 1 - реактивы и химикаты;

- последние три цифры означают порядковый номер в подгруппе: 051 - спирт этиловый

Номенклатурный номер спирта этилового будет: 2311051

Номенклатурные номера указываются на ярлыках, стеллажах где они размещены и в книге складского учета, а также во всех первичных документах по учету запасов

В установленные сроки (согласно графика документооборота) завскладом комплектует приходные и расходные документы, на их основании составляет Реестр приемки-сдачи документов ф № М-13 в двух экземпляр ках, которые вместе с документами подает в бухгалтерию В бухгалтерии проверяется представленный отчет и делают записи в учетных регистрах Один экземпляр Реестра возвращается посредникамидом.

32. По степени детализации учета бухгалтерские счета делятся на синтетические, аналитические и субсчета.

На синтетических счетах отражаются наличие и движение хозяйственных средств в итоговой денежной оценке.

На аналитических счетах учет ведется более детально, с разбивкой по конкретным видам средств, их открывают в развитие соответствующих синтетических счетов. Учет на аналитических счетах ведется в денежном и натуральном выражении (метрах, килограммах, тоннах, штуках и т.п.).

Субсчета являются промежуточной группировкой средств между синтетическим и аналитическим учетом.

Синтетические счета являются счетами 1-го порядка, субсчета — счета 2-го порядка, аналитические счета — счета 3-го, 4-го и других порядков.

Рассмотрим пример ведения синтетического и аналитического учета на счете 10 «Материалы» на фабрике трикотажных изделий.

Ведение аналитического и синтетического учета имеет следующие особенности:

аналитический учет — это, как правило, количественно-суммовой учет, поэтому в основном он ведется на складах. Синтетический учет ведется в бухгалтерии предприятия. Но и в бухгалтерии на некоторых счетах может вестись аналитический учет, например, на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведется учет заработной платы по каждому работнику;

синтетический учет ведется только в денежном выражении, а аналитический учет может вестись как в денежном выражении, так и в натуральных единицах;

система ведения синтетического учета, как правило, не зависит от специфики работы предприятия, так как это обобщающий учет. Аналитический учет привязан к конкретному предприятию и зависит от сферы его деятельности;

синтетические и аналитические счета взаимосвязаны, так как на аналитических счетах отражаются те же хозяйственные операции, что и на синтетических. Но на аналитических счетах учет ведется более подробно для конкретных видов средств. Это означает, что итоговые данные по аналитическим счетам должны быть равны итогу на соответствующем синтетическом счете.

33. Тара имеет большое значение в обеспечении сохранности товарно-материальных ценностей и рациональной организации их транспортировки. Правильная организация учета тары способствует сокращению ее потерь и расходов.

Бухгалтерский учет тары в соответствии с действующей классификацией ведется по следующим видам:

1) тара из древесины;

2) тара из металла;

3) тара из пластмассы;

4) тара из стекла;

5) тара из тканей и нетканых материалов.

Задача бухгалтерского учета тары — правильно и своевременно отражать все операции по движению тары для того, чтобы обеспечить рациональное ее использование и сокращение потерь и расходов по ее ремонту.

Документальное оформление приема и отпуска тары и ее оценка. Тару, поступающую в снабженческо-сбытовые организации, приходуют в те же сроки и таким же порядком, что и товары. В случае расхождений между фактическим наличием и данными по документу составляют акты установленной формы. На тару и упаковочные материалы, не указанные в счете поставщика и полученные в результате распаковки товаров, составляется приходный ордер. Тара и материалы при этом оцениваются и приходуются по утвержденным ценам или по ценам возможной реализации. Тара, указанная в счетах поставщиков, приходуется по ценам приобретения, но не выше цен действующих прейскурантов.

Отпуск тары оформляется так же, как товаров. В ТТН данные по каждому наименованию тары — ее количество и стоимость — приводятся отдельными строками. На тару, пришедшую в негодность, составляют акт. Акт составляет комиссия, назначаемая руководителем, которая определяет причины порчи, боя и лома и виновных лиц. Сдача деревянной и картонной тары тароремонтным предприятиям оформляется ТТН. Возврат тары поставщикам осуществляется и оформляется в соответствии с особыми условиями поставки или договором поставки товаров.

Тара может учитываться по ценам приобретения, сдаточным, залоговым и средним ценам. Тара, полученная под товарами, учитывается по прейскурантным оптовым ценам в зависимости от ее качественного состояния. Сдаточная цена представляет собой цену тары, по которой она может быть сдана тарособирающими и тароремонтными предприятиями и организациями. Залоговая цена устанавливается на некоторые виды тары в целях своевременного ее возврата и возвращается поставщиком после получения тары. Средние цены могут применяться в снабженческо-сбытовых организациях, пользующихся разными видами тары. Для сокращения количества номенклатурных номеров тары предприятия имеют право вводить средние учетные цены для внутреннего учета движения тары.

Синтетический и аналитический учет тары и результатов и операций по ней. Учет тары, поступившей с товарами или приобретенной для упаковки реализуемых товаров, ведут на активном субсчете 413 «Тара под товаром и порожняя». На этом субсчете учитываются все виды тары.

Новая тара, изготовляемая на специализированных тароремонтных предприятиях, учитывается на счете 40 «Готовая продукция», затраты на ее изготовление предварительно отражают на счете 20 «Основное производство».

Тару, принадлежащую предприятию, предназначенную для постоянного хранения товара или многократно используемую стоимостью за единицу 100 руб. и выше и сроком службы свыше года, рассматривают как «инвентарную» и учитывают на счете 01 «Основные средства». Если же цена такой тары менее 100 руб. независимо от срока службы или если срок ее службы менее одного года независимо от стоимости, учет ведут на счете 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы».

На инвентарной таре должны быть трафарет или бирка с наименованием снабженческо-сбытовой организации, на балансе которого она числится, и инвентарным номером.

Стоимость инвентарной тары, числящейся на счете 12, погашается за счет издержек обращения путем начисления износа в зависимости от сроков службы тары или в размере 50% ее стоимости в момент сдачи в эксплуатацию. Остальные 50% за вычетом стоимости отходов по цене возможного их использования начисляются при списании тары. Стоимость инвентарной тары учитывается на счете 01 и погашается в соответствии с установленными нормами амортизационных отчислений.

Стоимость тары, поступившей от поставщика и не указанной в счете-фактуре по данным приходного ордера, записывается в дебет счета 41 «Товары» (субсчет 3 «Тара под товаром и порожняя»), а стоимость упаковочных материалов — в дебет счета 05 «Материалы» и кредит счета 90 «Прибыли и убытки» (статья «Прибыльно операциям с тарой»).

Бухгалтерские записи по дебету субсчета 413 «Тара под товарами и порожняя» делаются в журнале-ордере № 6-сн на основании реестров, товарных отчетов и приложенных к ним документов. По истечении месяца данные из сводного журнала-ордера вносят в Главную книгу.

Записи по отпуску тары производятся в ведомости № 16-сн. Итоговые данные ведомости записываются с кредита субсчета 413 в дебет счета 45. Отпуск тары вместе с товарами в счет плановых платежей и по предварительной оплате учитывается в отдельной ведомости № 16-асн. Итоги ведомости по графе «Тара» переносятся в журнал-ордер № 11-сн с кредита субсчета 413 в дебет счета 62.

Аналитический учет тары на складах, так же как и товаров, ведут материально ответственные лица на карточках складского учета. Взаимосвязь складского учета тары на складе с учетом в

3. 34. При сортовом способе на каждое наименование и сорт товаров открывается отдельная карточка. В заголовке карточки указываются наименование, артикул, сорт и другие отличительные признаки товара. В остальной части карточки отражаются приход, расход и остатки. Данный вид учета рекомендуется применять при оценке стоимости товара по способу «по средней себестоимости».

  1. Периодическая проверка фактических остатков товаров путем проведения инвентаризации и сравнение их с данными бухгалтерского учета для контроля за сохранностью ценностей в местах хранения.
  2. Проверять своевременность и полноту оприходования поступивших товаров, правильность их списания, а также правильность составления отчетов материально ответственными лицами.

Порядок поступления и реализации товаров в оптовой торговле регулируется договорными отношениями между организацией и контрагентами (поставщиками и покупателями). Чаще всего в оптовой торговле используют договор поставки товаров, посредством которого регулируют прямые отношения между поставщиком и покупателем и договор комиссии с помощью которого осуществляют продажу товаров через посредников. Гораздо реже используется договор мены товаров.

Во время проверки отчетов материально ответственных лиц бухгалтер обязан установить:

  • подлинность документов и правильность записей в отчете, сделанных на основании приложенных документов, а также соответствия даты документов периоду, за который представляется отчет;
  • соответствие в данном отчете остатков товаров и тары на начало отчетного периода остаткам, показанным в предыдущем отчете на конец отчетного периода;
  • соответствие в отчете остатков товаров и тары на начало отчетного периода фактическим остаткам в инвентаризационных описях на дату проведения инвентаризации;
  • даты всех ли первичных документов, приложенных к отчету, свидетельствуют, что товары получены до инвентаризации, а не после инвентаризации;
  • законность и обоснованность хозяйственных операций (прием, отпуск, списание товара и т.д.);
  • наличие в документах всех необходимых реквизитов, подписей материально ответственных лиц, распорядительных подписей руководителя организации на внутреннее перемещение товаров;
  • полноту оприходования в отчетном периоде товаров по выданным доверенностям, оплаченным или принятым к оплате документам;
  • правильность цен на товары, таксировки и подсчетов в отчете и приложенных к нему документах.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: