Бухгалтерские записи, затрагивающие два счета, называются простыми, а затрагивающие три и более счетов — сложными. Например, при поступлении материальных ценностей от поставщиков в сумме 25000 руб. часть ценностей на сумму 15000 руб. относится к материалам, а другая часть в сумме 10000 руб. — косновном средствам. В этом случае кредитуется один "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", а дебетуются два счета: "Вложения во внеоборотные активы" на сумму 10000 руб. и "Материалы" на сумму 15000 руб.
13)Объекты бухгалтерского учета
Существуют три объекта бухгалтерского учета. Предприятие в своей ежедневной деятельности использует разные виды средств: здания, оборудование, инвентарь, материалы, топливо, энергию, денежные средства и т.д. Все эти средства постоянно меняются при использовании (поступают и расходуются). Их необходимо тщательно учитывать.
Поэтому первый объект бухгалтерского учета - средства предприятия. Все средства поступают на предприятие из разных источников: от учредителей, поставщиков, органов страхования и бюджета, за счет кредитов банков и т.д. Все эти источники находятся в постоянном движении (увеличиваются и уменьшаются) и их надо также учитывать.
Поэтому второй объект бухгалтерского учета - источники средств предприятия. Средства предприятия используются на разных стадиях кругооборота средств: снабжения, производстве продукции, ее реализации. На каждой стадии происходит ряд затрат, которые надо учитывать.
Поэтому третий объект учета - хозяйственные процессы: процесс снабжения, процесс производства и процесс реализации.
14)Порядок сверки данных синтетического и аналитического учета
Свидетельством правильности ведения бухгалтерского учета являются:
· равенство суммы остатков аналитических счетов, открытых в развитие определенного синтетического счета, и остатков данного синтетического счета;
· равенство суммы оборотов по дебету или кредиту этих же аналитических счетов и оборотов по дебету или кредиту синтетического счета.
Если при сверке суммы оборотов и остатков по синтетическому счету не тождественны соответственно итоговой сумме оборотов и остатков аналитических счетов, открытых к нему, то это означает, что есть ошибки и они должны быть исправлены.
При ведении бухгалтерского учета с помощью компьютерной системы учета тождество данных синтетического и аналитического учета должно обеспечиваться бухгалтерской программой автоматически2.
15)Классификация хозяйственных процессов
Процесс снабжения: На этой стадии предприятие заключает договора с поставщиками и подрядчиками на поставку товаров, работ и услуг. Поставщики - юридические и физические лица, которые поставляют Вашему предприятию разные виды материальных ценностей, необходимых для производства. Подрядчики - юридические и физические лица, которые оказывают Вашему предприятию услуги (по транспортировке, связи, консалтингу, аудиту и т.д.) или выполняют какие-либо работы (строительные, монтажные, ремонтные и т.д.). В договорах оговариваются: наименование товаров, работ и услуг, их ассортимент, качество, количество, цены, сроки поставок, штрафные санкции за несоблюдение условий договора. За соблюдением договоров следит отдел снабжения. Определяются источники финансирования закупок условия транспортировки их, перечень лиц, за это ответственных.
Процесс производства: На данной стадии закупленные ранее ОС, ОБС, НА соединяются с рабочей силой. Результатом этого является создание продукта, который отличается от материалов внешней формой и ценой. В этом процессе участвуют рабочие (основные и вспомогательные), технологи, инженеры. Учет процесса производства - важнейший участок бухгалтерского учета, поскольку на этой стадии подсчитываются все затраты предприятия по изготовлению продукции и в конечном итоге, на этой сумме базируется расчет цены изделий (работ, услуг).
Процесс реализации: Стадия, на которой изготовленная в процессе производства продукция реализуется. Для этого продукцию упаковывают, проводят рекламную компанию, выставки, презентации, заключают договора с покупателями и заказчиками, с торговыми и сбытовыми организациями. Затем, отталкиваясь от полной себестоимости продукции, определяют ее продажную цену.
16 ) План счетов бухгалтерского учета и принципы его построения
Общие бухгалтерские принципы построения плана счетов включают:
1. Международные принципы его построения и вытекающие из них требования к бухгалтерскому учету: фотографически точное отражение имущественного и финансового положения фирмы, оценка средств и источников, осторожность, разделение бухгалтерских периодов, постоянство используемых методов, доброкачественность информации и продолжение деятельности.
2. Четкое выделение в плане счетов 4-х категорий счетов:
балансовые счета (активные, пассивные, активно-пассивные). Обычно в эту группу входит 5 классов счетов, позволяющих составлять бухгалтерский баланс;
счета «затраты – выпуск – результаты», предназначенные для определения результата в целом по предприятию по видам деятельности: эксплуатационной, финансовой, чрезвычайной. В этой группе в зависимости от учетных систем представлено 2-3 класса счетов;
системы управленческой, маржинальной, аналитической, вспомогательной бухгалтерий, использующиеся для принятия тактических и стратегических решений, определения и анализа себестоимости, результатов работы в разрезе центров ответственности. В зависимости от систем управленческая бухгалтерия включает 1-3 класса счетов;
счета, осуществляющие связь между финансовой и управленческой бухгалтериями (отражающиеся, переплетающиеся, параллельные, собирательно-распределительные или предназначенные для перегруппировки затрат от элементов к статьям). Обычно эти счета включаются в классы управленческой бухгалтерии.
3. Определение финансовых результатов работы предприятия 4 разными способами по 4 категориям счетов: балансовым, «затраты – выпуск», управляющим и связывающим финансовую и управленческую бухгалтерии.
4. В большинстве региональных и национальных планах счетов выделяются основные счета, субсчета первого и второго порядков, при этом координирование счетов производится, как правило, по десятичной системе, что особенно важно при автоматизации учетных процессов и решении управленческих проблем.
17)Классификация активов организации
Все средства, используемые на организации можно подразделить на четыре группы (см. схему в приложении).
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА (ОС) - средства труда и материальные условия труда, составляющие основу производства, без которых оно невозможно. Это: машины, оборудование, передаточные устройства, транспорт (на транспортных организациях), производственный и хозяйственный инвентарь (средства труда), а также здания сооружения, транспорт, многолетние насаждения (материальные условия труда).
Они имеют следующие отличительные особенности:
а) ОС используются много производственных циклов, служат более 12 месяцев
б) ОС не меняют при эксплуатации своей внешней формы
в) затраты на ОС организации компенсируют путем включения их стоимости частями (амортизационные отчисления) в себестоимость изготавливаемой с их помощью и на них продукции в течении нормативного (планового) срока службы ОС.
ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА (ОБС) - предметы труда, из которых изготавливается продукция, а также которые используются в хозяйственных целях и для ухода за оборудованием. Это:
А. Сырье - продукция сельского хозяйства и добывающей промышленности, ранее не подвергавшиеся обработке: яйца, зерно, руда, сырая нефть, хлопок и т.д.
Б Материалы - продукция ранее подвергшаяся обработке. Они делятся на основные и вспомогательные. Основные - те, которые составляют основу изготавливаемой продукции (например, доски в столе, ткань в диване и т.д.), и без которых невозможно использование готовой продукции по прямому назначению. Вспомогательные материалы делятся на три группы:
1. Те, которые придают основным материалам какие-то свойства и качества (полироль на мебели, краска, лаки, водоотталкивающая пропитка в плаще и т.д.)
2. Те, которые используют в хозяйственных целях (мыло и тряпье для мытья полов, лента для пишущей машинки),
картриджи для принтера и т.д.)
3. Те, которые используют для ухода за оборудованием (смазочные масла для станков, обтирочные материалы).
В. Топливо: нефтепродукты (мазут, бензин, солярка, керосин) газ, торф, уголь.
Г. Энергия: электрическая, тепловая и т.д.
Д. Незавершенное производство (НЗП) - продукция, прошедшая не все стадии обработки или прошедшая все стадии обработки, но не прошедшая ОТК (отдел тех. контроля) или прошедшая все стадии обработки, ОТК, но не сданная на склад до 24 часов 31 числа месяца.
Е. Готовая продукция - продукция, прошедшая все стадии обработки, ОТК и сданная на склад до 24 часов 31 числа месяца
Ж. Полуфабрикаты - продукция, прошедшая часть стадий обработки и предназначенная для продажи или дальнейшего использования: например фарш, сырые обработанные куры и т.д.
З. Товары - продукция, предназначенная для продажи у посреднических и торговых организаций.
ОБС имеют следующие отличительные особенности:
1. Они потребляются (используются) в течение одного производственного цикла
2. Они меняют свою внешнюю форму
3. Они переносят свою стоимость на изготавливаемую из них или с их помощью продукцию сразу всю полностью.
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ - активы организации, имеющие цену, но не имеющие материальной формы. Это: торговая марка, товарный знак, патенты (документы, удостоверяющий право собственности на какое-то изобретение, предмет), лицензия (документ, удостоверяющих разрешение на осуществление какого-то вида деятельности), интеллектуальная собственность, программные продукты, брокерские места и др.
18)Документация. Понятие о документах. Виды документов
Документация - совокупность документов, составляемых на все хозяйственные операции. Как элемент бухгалтерского учета документация это способ сплошного, непрерывного отражения хозяйственных операций с целью получения о них данных, требующихся для ведения текущего бухгалтерского учета и контроля за ними.
Функции документации: Бухгалтерская документация имеет оперативное значение, так как она используется для передачи распоряжений руководителей исполнителям, то есть применяется для руководства хозяйственной деятельностью. При помощи документов контролируется правильность совершаемых операций, ведется текущий анализ выполняемой работы, устанавливаются причины нарушений, т.е. документация выполняет контрольно-аналитические функции. Особую роль документация играет в охране собственности, т.к. при помощи документов проверяют обоснованность получения и выдачи материальных ценностей. Правовое значение документации в том, что, подтверждая правильность зарегистрированных в учете фактов, документы являются доказательством при спорах между предприятиями. Их используют органы суда и арбитража.
Все разнообразие бухгалтерских документов можно классифицировать по разным признакам:
ПО НАЗНАЧЕНИЮ
1. Распорядительные - содержащие распоряжение провести какую-либо хозяйственную операцию (приказы, чеки и т.д.)
2. Оправдательные (исполнительные) - оформляемые в момент совершения операции и содержащие сведения о ней (приходные ордера, акты приема-передачи ОС и т.д.)
3. Документы бухгалтерского оформления - создаются работниками бухгалтерии для подготовки, облегчения и упрощения учетных записей
(ведомости, справки и т.д.)
4. Комбинированные - сочетающие в себе признаки первых трех групп (приходный и расходный кассовые ордера и т.д.)
ПО ПОРЯДКУ СОСТАВЛЕНИЯ
1. Первичные - впервые отражающие совершившуюся операцию
2. Сводные - составляемые на основе первичных документов
ПО СПОСОБУ ОХВАТА ОПЕРАЦИЙ
1. Разовые - отражающие одну операцию или несколько одновременных однородных операций
2. Накопительные - служат для накопления однородных операций, совершаемых на п/п за определенный промежуток времени






