Анализ ассортимента и структуры продукции

При анализе результатов хозяйственной деятельности предприятие должно учитывать ассортиментную политику и структуру выпуска продукции. При формировании ассортимента продукции компании учитывают, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Систему формирования ассортимента составляют:

определение текущих и перспективных потребностей потребителей;

оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

изучение жизненного цикла товара, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

оценка экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Для оценки выполнения плана производства продукции по ассортименту применяется коэффициент, расчет которого производится путем деления общего фактического объема производства товаров, зачтенного в выполнение плана производства по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. Рассмотрим их подробнее. Внешние причины. К ним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние логистики, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей по независящим от организации причинам.

Внутренние причины связаны с недостатками в организации производства, высокой степенью износа основных фондов (как физическим, так и моральным), низкой культурой производства, недостатками в системе управления персоналом.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных видов продукции в общем их выпуске.

Выполнить план по структуре производства – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов. Изменение структуры продукции оказывает большое влияние на все экономические показатели:

объем выпуска в стоимостной оценке;

материалоемкость;

себестоимость товарной продукции, прибыль;

рентабельность.

Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем всего выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

 

Расчет влияния структуры продукции на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки (таблица №2), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

ВПпл = Vпл * УДпл * Цпл

ВПусл1 = Vф * УДпл * Цпл

ВПусл2 = Vф * УДф * Цпл

ВПф = Vф * УДф * Цф

 

ΔВПΔV = ВПусл1 – ВПпл

ΔВПΔУД = ВПусл2 – ВПусл1

ΔВПΔЦ = ВПф – ВПусл2

ΔВП = ΔВП ΔV + ΔВП ΔУД + ΔВПΔЦ = ВПф – ВПпл

 

 

Анализ движения основных фондов.

Объем выпуска продукции находится в зависимости от многих факторов, которые могут быть сгруппированы в три основные группы:

  • факторы, связанные с наличием, использованием средств труда, т.е. основных промышленно-производственных Фондов (средств);
  • факторы, связанные с обеспеченностью предметами труда (материальными ресурсами) и их использованием;
  • факторы, связанные с наличием, движением и использованием трудовых ресурсов.

Анализ должен изучить и измерить влияние этих факторов на объем выпуска продукции. При этом, влияние каждой группы факторов (ресурсов) определяется при прочих равных условиях, т.е., предполагается, что факторы, относящиеся к другим группам, действовали так, как было предусмотрено.

Рассмотрим первую группу факторов (ресурсов), влияющих на объем выпуска продукции. При прочих равных условиях объем продукции будет тем больше, чем больше сумма основных фондов и чем лучше их использование.

Основными источниками информации для анализа основных фондов являются: ф. №5 годового отчета «Приложение к балансу», инвентарные карточки по учету основных средств, акты приема-передачи основных средств, накладные на внутреннее перемещение основных средств, акты приема-передачи отремонтированных, реконструируемых, модернизированных объектов основных средств,

Основные фонды (средства) представляют собой средства труда, используемые для изготовления продукции или для обслуживания процесса производства.

Анализ следует начать с изучения структуры основных фондов, т.е. соотношения различных групп основных фондов в общей сумме их стоимости.

Необходимо, чтобы в структуре основных фондов увеличивался удельный вес их активной части, т.е. рабочих машин и оборудования, которые непосредственно воздействуют на предметы труда, т.е. на материалы. При этом отдача от использования основных фондов увеличивается.

Затем следует проверить, как обновляются основные фонды, и исчислить такие показатели:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: