Анализ объема производства

Рост объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек производства, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ работы предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции.

Для характеристики объема производства и реализации продукции используют систему показателей:

1) натуральные;

2) условно-натуральные;

3) трудовые;

4) стоимостные.

Стоимостные измерители – это основные показатели производства и реализации продукции. Для оценки объема производства в стоимостном выражении используют показатели: валовую, товарную и реализованную продукцию.

Валовая продукция – стоимость всей выпущенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция – это стоимость выпущенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг за вычетом незавершенного производства и внутрихозяйственного оборота. Товарная продукция учитывается в сопоставимых и действующих ценах.

Объем реализации продукции определяется двумя способами:

– по отгрузке продукции покупателям (метод начисления);

– по оплате продукции (кассовый метод).

Объем реализации может учитываться в сопоставимых, плановых или действующих ценах.

Натуральные показатели – это измерители объема производства и реализации продукции.

Условно-натуральные показатели – используются для обобщающей характеристики объемов производства и реализации продукции.

Трудовые показатели – это нормативные трудозатраты, которые применяются в обобщающей характеристике объема производства.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции являются:

· бизнес-планы предприятия;

· оперативные планы-графики;

· бухгалтерская отчетность;

· статистическая отчетность.

По времени различают оперативный, текущий и перспективный анализ объема производства и реализации продукции.

Оперативный анализ производства и реализации продукции отражает:

1) фактические и плановые показатели объема выпуска и отгрузки продукции по объему и ассортименту;

2) информацию о качественных характеристиках изделий;

3) отклонения от плана;

Оперативный анализ производится ежедневно и нарастающим итогом.

Текущий анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Среднегодовой темп роста Т (прироста Тпр) можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

На ассортиментную политику оказывают влияние факторы:

1. Конъюктура рынка

2. Уровень доходов населения

3. Спрос на отдельные виды продукции

4. Эффективность использования, имеющихся у предприятия ресурсов (материальных, трудовых, технологических, технических, финансовых).

Коэффициент выполнения плана по ассортименту – это относительная величина, определяемая как отношение общего к фактическому объему выпущенной продукции.

Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту – это объем фактического производства продукции за вычетом изделий, изготовленных сверх планового задания.

Причины недовыполнения плана по ассортименту:

1. Внешние:

· обще-экономическая ситуация;

· состояние рынка;

· эластичность спроса на отдельные виды продукции;

· состояние материально-технического обеспечения;

· форс-мажорные обстоятельства.

2. Внутренние:

· несвоевременный или неполный ввод в эксплуатацию производственных мощностей предприятия;

· неэффективная организация производственного процесса;

· недостатки в системе управления производством;

· ненадлежащее состояние машин и оборудования;

· неэффективное использование технических и технологических возможностей производства;

· низкий уровень культуры производства;

· недостаточная квалификация персонала предприятия;

· отсутствие мотивации работников.

Структура производства определяет объем выпуска продукции в стоимостном выражении и оказывает влияние на показатели:

¨ материалоемкость;

¨ трудоемкость;

¨ фондоемкость;

¨ капиталоемкость;

¨ себестоимость продукции;

¨ прибыль предприятия;

¨ рентабельность производства и реализации продукции.

Влияние структуры на объем валовой продукции можно определить двумя методами:

Метод цепных подстановок:

1. Для оценки влияния структуры рассчитывают подстановки

 

ВПусл 1 =∑(Vф общ ´ УДпл ´ Цпл), (1)

 

где V – общий объем выпущенных изделий; УД – удельный вес каждого вида продукции в общем ее выпуске; Ц – цена единицы соответствующего вида изделия.

ВПусл 2 =∑(Vф общ ´ УДф ´ Цпл), (2)

 

2. Изменение объема валовой продукции

 

∆ВПстр = ВПусл 2 – ВПусл 1. (3)

 

Метод абсолютных разниц:

1. Влияние структуры реализации продукции на средний уровень цены:

 

∆Цстр = ∑(УДф – УДпл) Цпл / 100. (4)

 

2. Изменение объема валовой продукции:

 

∆ВПстр =∆Цстр ´ Vф общ. (5)

 

Анализ основных фондов предприятия.

Основные средства (ОС) (часто называемые в экономической литературе и на практике основными фондами) являются одним из важнейших факторов производства.

Анализ основных фондов производится по нескольким направлениям, разработка которых в комплексе позволяет дать оценку структуры, динамики и эффективности использования ОС и долгосрочных инвестиций.

Основные направления анализа основных средств

Основные направления анализа:

Анализ структуры и динамики ОС

Задачи анализа: Оценка размера и структуры вложения капитала в ОС.Определение характера и размера влияния стоимости ОС на финансовое положение и структуру баланса. Вид анализа: Финансовый анализ

Анализ эффективности использования ОС

Задачи анализа: Анализ движения ОС. Анализ показателей эффективности использования ОС. Анализ использования времени работы оборудования. Интегральная оценка использования оборудования. Вид анализа: Управленческий анализ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: