Вертикальный и горизонтальный анализ бухгалтерской отчетности

Горизонтальный и вертикальный анализ финансовых отчетов взаимно дополняют друг друга и поэтому обычно проводятся совместно.

Цель горизонтального анализа состоит в том, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения величин различных статей отчета за определенный период, дать оценку этим изменениям. Чаще всего горизонтальный анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами их роста или снижения. Полученные данные за ряд смежных периодов позволяют не только анализировать отдельные балансовые статьи, но и, применяя методы трендового анализа, прогнозировать будущие предположительные значения показателей.

В условиях значительной инфляции результаты горизонтального анализа требуют корректировки, но даже без корректировки эти данные можно использовать при межхозяйственном внутриотраслевом сравнении.

Вертикальный анализ — это преобразование финансового отчета в форму, в которой значения отдельных статей представляются в виде долей общего показателя. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи в общем итоге. К достоинствам вертикального анализа можно отнести следующее.

1. Переход к относительным величинам позволяет проводить сопоставление удельных весов показателей со среднеотраслевыми показателями или показателями других предприятий, что может дать информацию об эффективности производства с точки зрения технологии, организации и управления финансами.

2. Относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляции, которая существенно искажает абсолютные величины финансовой отчетности. Если горизонтальный анализ применяется к относительным показателям, то это делает его результаты более обоснованными.

В практике проведения финансового анализа бывает удобно пользоваться специальными формами финансовых отчетов, которые не являются официальными стандартизированными формами, а подготавливаются финансовым аналитиком для удобства пользования, облегчения восприятия результатов и т.п. Наибольшее распространение нашли консолидированные и синтетические формы.

Переход к консолидированным формам оправдан, когда не стоит задача подробного исследования всех статей финансовых отчетов, а только основных результативных показателей (например, на первых этапах исследования). Чаще всего консолидированные формы применяются при проведении горизонтального и вертикального анализа.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: