Бухгалтерский счет – эк-кая групп-ка однородных по своему содержанию ср-в предп-я и источников их формирования. С помощью счетов пред-е имеет возможность отражать каждую совершаемую хоз-ную операцию в текущем учете и накапливать инф-ю, кот-я затем группир-ся для составления отчетности.
Классификация счетов – разделение счетов на группы и подгруппы по однородным признакам
Типовой план счетов состоит из 8-ми разделов балансовых счетов и одного раздела – забалансовые счета.
I. БАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА предназначены для учета средств, принадлежащих предприятию и включаемых в итог баланса. Они подразделяются на:
Внеоборотные активы, Производственные запасы, Затраты на производство, Готовая продукция и товары, Денежные средства, Расчеты, Источники собственных средств, Финансовые результаты.
II. ЗАБАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА предназначены для наличия и движения имущества, не принадлежащего предприятию (находящиеся на ответственном хранении, в пользовании, на комиссии и т.п.), обеспечения полученных и выданных обязательств и платежей и др. К забалансовым счетам относятся:
|
|
Наименование счетов | №сч |
Арендованные основные средства | 001 |
Имущество, принятое на ответственное хранение | 002 |
Материалы, принятые в переработку | 003 |
Товары, принятые на комиссию | 004 |
Оборудование, принятое для монтажа | 005 |
Бланки строгой отчетности | 006 |
Списанная безнадежная к получению дебиторская задолженность | 007 |
Обеспечения обязательств полученные | 008 |
Обеспечения обязательств выданные | 009 |
010 | |
Основные средства, сданные в аренду | 011 |
012 | |
013 | |
Потеря стоимости основных средств | 014 |
015 | |
Недвижимое имущество, находящееся в совместном домовладении | 016 |
Именные приватизационные чеки «Имущество» | 017 |
16. ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.
Типовой план счетов представляет собой структуру, основу которой составляют синтетич. счета и субсчета. Использование того или иного синтетического счета строго регламентировано, а субсчетов – нет.
Согласно закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» План счетов бухгалтерского учета организации – систематизированный перечень счетов, разработанный организацией на основе Типового плана счетов бухгалтерского учета, установленного законодательством РБ, с учетом отраслевых и других особенностей хозяйственной деятельности. С 1 января 2012года введен в действие новый Типовой план счетов бухгалтерского учета.
Использование счетов строго регламентировано, а субсчетов – нет. Каждый счет имеет наименование и цифровой код. Все счета сгруппированы по разделам.
|
|
Предприятия на основе Типового плана счетов разрабатывают свой рабочий план, в котором могут ввести новые необходимые субсчета или отказаться от предусмотренных.
В основу Плана счетов положены следующие принципы:
- независимость содержания финансовой информации, формирующейся в бухгалтерском учете, от структуры Плана счетов;
- относительная независимость процесса систематизации и накопления информации о фактах хозяйственной жизни от процесса формирования данных для целей налогообложения;
- относительная независимость учетного процесса от какого-либо определенного вида бухгалтерской отчетности;
- обеспечение возможности хозяйствующим субъектам свободно конструировать рабочие планы счетов;
- практическое удобство работы с Планом счетов;
- преемственность в построении Плана счетов.
Типовой план счетов состоит из 8-ми разделов балансовых счетов и одного раздела забалансовых счетов:1.Долгосрочные активы, 2.Производственные запасы, 3.Затраты на производство, 4.Готовая продукция, 5.Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, 6.Расчеты, 7.Собственный капитал, 8.Финансовые результаты; и одного раздела забалансовых счетов
ДВОЙСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ НА СЧЕТАХ.
Каждая хозяйственная операция в обязательном порядке затрагивает два объекта учета, т.е. два счета бухгалтерского учета.
Двойная запись – один из самых специфичных элементов метода бухг-го учета. Посредством двойной записи осуществляется регистрация хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Сущность этого элемента в том, что каждая хозяйственная операция отражается по двум счетам: дебету одного и кредиту другого.
Метод двойной записи имеет большое контрольное значение, поскольку одна и та же операция в равновеликой сумме отражается по дебету одного и кредиту другого счета. Значит, в случае расхождения сумм по одной операции на счетах, отражающих ее, выявляется ошибка.
Корреспонденция счетов – взаимосвязь между счетами, возникающая в результате отражения на них хозяйственных операций при помощи двойной записи. Счета, участвующие в корреспонденции, называют корреспондирующими счетами.
Запись операций на корреспондирующих счетах называется бухгалтерской проводкой. Бухгалтерские проводки (записи) бывают простые и сложные.
При простой бухгалтерской проводке затрагиваются только два счета, на одном из которых сумма отражается по дебету, а на втором – по кредиту.
В сложной бухгалтерской проводке (записи) дебет одного счета может быть связан с кредитами нескольких счетов или кредит одного счета – с дебетами нескольких счетов. При этом сумма записей по дебету и кредиту разных счетов должна быть равна.