Учёт резервов предстоящих расходов и оценочных резервов

Образование оценочных резервов (резервов по сомнительным долгам, под обесценение финансовых вложений в ценные бумаги, под снижение стоимости материалов и др.) является одним из приемов бухгалтерского учета, применяемым для уточнения оценки активов.Резервы предстоящих расходов (на оплату отпусков работников, ремонтный, гарантийный и др.) представляют собой разновидность обязательств организации.Проверка операций по учету резервов осуществляется по данным счетов 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений в ценные бумаги», 63 «Резервы по сомнительным долгам» и 96 «Резервы предстоящих расходов». Проверку могут проводить специалисты органов государственного контроля,ведомственного контроля и аудиторы. Целями проверки операций по учету резервов являются установление законности, эффективности и целесообразности совершенных хозяйственных операций и их отражение в отчетности. Источниками информации при проверке операций по резервам являются:

1.Отчетность:1.1. бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет об изменении капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств;
1.2. налоговая отчетность: декларация (расчет) по налогу на доходы и прибыль;
1.3. статистическая отчетность: отчет о составе средств и источниках их образования (4-ф (баланс)); отчет о состоянии расчетов (12-ф (расчеты)), отчет о финансовых результатах (12-ф (прибыль)), отчет об инвестициях в Республику Беларусь из-за рубежа и инвестициях из Республики Беларусь за рубеж (4-ф (инвест)).

2. Регистры бухгалтерского и налогового учета: журналы-ордера, ведомости, разработочные таблицы и распечатки из компьютерных программ и т.п.

3. Договоры купли-продажи ценных бумаг, займа, на депозитный вклад, залога ценных бумаг, простого товарищества (договоры о совместной деятельности) и др., выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами, накладные, счета-фактуры, инвентаризационные описи, акты сверки расчетов, акт приема-передачи ценных бумаг, акт приема-передачи вклада в совместную деятельность, авизо об оприходовании имущества товарищем, ведущим общие дела, выписки банка и платежные поручения о перечислении вкладов в денежной форме (при безналичных расчетах) или расходный кассовый ордер и квитанция к приходному кассовому ордеру (при наличных расчетах), накладные на передачу имущества (активов) в оплату ценных бумаг и др.
При проверке необходимо удостовериться, что остатки, отраженные в бухгалтерской отчетности, действительно реальны и подтверждаются результатами инвентаризации. В соответствии с требованиями п. 41 Инструкции по бухгалтерскому учету «Резервы, условные обязательства и условные активы» (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 28 декабря 2005 г. № 168) в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации раскрывается следующая информация для резервов:балансовая сумма резерва на начало и конец отчетного периода;вновь созданные суммы резерва, увеличения существующих сумм резервов за отчетный период;использованные суммы резерва в течение отчетного периода;восстановленные суммы резерва в течение отчетного периода;краткое описание характера текущего обязательства и предполагаемое время выбытия активов;указание обстоятельств неопределенности относительно суммы или времени выбытия активов;основные допущения, сделанные в отношении будущих событий;сумма ожидаемого возмещения с указанием суммы актива, признанного для этого возмещения.




Значение бухгалтерской отчётности в управлении деятельностью организации.

Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, характеризующих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности. Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования. Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами. Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки и эффективности деятельности предприятия, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Для уверенности в правильности показателей бухгалтерской отчетности и для того чтобы исключить претензии работников налоговых органов, которые могут возникнуть в процессе проверки деятельности предприятия за отчетный год, необходимо учитывать основные требования, предъявляемые к составлению бухгалтерских отчетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: