double arrow

Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета и порядок ее проведения.

Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бух учета, отраженных на счетах. Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены в документах и отражены в системном бух учете, а также ввести необходимые уточнения и исправления.

Инвентаризация проводится по каждому ответственному лицу, по каждому наименованию объекта учета.

Организации обязаны проводить инвентаризацию основных средств, капитальных вложений, незавершенного производства, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и др.

Обязательно проводится инвентаризация в следующих случаях:

- при передаче имущества в аренду, при продаже или преобразовании государственной организации в АО или товарищество;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Инвентаризация зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных средств может производится раз в 2-3 года;

- при смене материально ответственных лиц;

- При установлении фактов хищений или порчи ценностей;

- В случае стихийных бедствий, ЧС;

- при реорганизации

Основные задачи инвентаризации:

- контроль за сохранностью имущества;

- выявление неиспользованного имущества;

- проверка соблюдения правил и условий хранения объектов имущества;

- проверка реальной стоимости учтенного имущества.

Виды инвентаризации:

По объему проверки: полные и частичные.

•                 При полной инвентаризации проверке подлежат все виды имущества. Проводится она обязательно в конце года перед составлением годового отчета.

•                 При частичной инвентаризации проверке подвергаются один или несколько видов имущества в определенных местах хранения.

По времени проведения: плановые, внеплановые.

•                 Плановые инвентаризации проводятся в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности и Основными положениями по инвентаризации основных средств, денежных средств и расчетов;

•                 Внеплановые инвентаризации организуются по мере необходимости, в основном – внезапно.

По перечню решаемых вопросов: комплексные, тематические.

Основные этапы инвентаризации:

Подготовительный этап – определение состава инвентаризационной комиссии.

Проверка фактического наличия.

Документальное оформление результатов инвентаризации (инвентаризационные описи, сличительная ведомость, промежуточные акты, протоколы комисии, акт инвентаризации).

Принятие решение руководителем.

Отражение в учете:

1.                Когда выявлены излишние ценности: принимаем к учету по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации Д 10,41,…(в зависимости от ценности) К91-1 (Прочие доходы и расходы)

2.                Когда выявлена недосдача: Д 94 (Недосдачи и потери) К 10, 41,…

Существуют недосдачи:

В пределах норм естественной убыли – списываем на издержки обращения Д44К94

2.                Сверх норм ествественной убыли или в принципе недосдача:

- если выявлено виновное лицо: Д73-2 К94

Если не выявлено, то списываем в расходы: Д91-2 К94

Оценка статей бух.баланса

Оценка статей бухгалтерского баланса – это выражение в денежном измерении отражаемых в балансе отдельных видов хозяйственных средств и источников их образования. Принципы оценки статей бухгалтерского баланса едины для всех предприятий и регламентированы государством. В основу оценки положена фактическая себестоимость приобретения средств производства или изготовления продукции. Прибыль или убыток, отражаемые в балансе определяются установленными методами на основе данных счетов бухгалтерского учета. О.с.б.б. должна быть реальной, то есть отражать действительную величину отдельных видов средств и источников их образования. Реальность статей баланса обеспечивается достоверностью данных бухгалтерского учета и принципами оценки хозяйственных средств.

Правила оценки статей баланса установлены положениями по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности. При составлении баланса используются следующие методы оценки:

Основные средства и нематериальные активы в балансе отражаются по остаточной стоимости.

Товары отражаются по покупной стоимости (по фактической себестоимости приобретения).

Сырье и основные материалы, топливо, запасные части и другие материальные ценности отражаются по фактической себестоимости.

Готовая продукция отражается по фактической себестоимости, либо по нормативной производственной себестоимости, либо по прямым статьям затрат (без счета 26 «Общехозяйственные расходы»).

5.оборудование — по фактической стоимости приобретения;

6.резервный капитал — в сумме неиспользованных средств этого капитала;

7.резервы предстоящих расходов — в сумме неиспользованных резервов;

8.доходы будущих периодов — в сумме, полученной в отчетном периоде, но относящейся к следующим отчетным периодам;

9. расходы будущих периодов — в сумме фактически произведенных в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам;

Кредиторская задолженность — в суммах фактических долгов кредиторам.

Дебиторская задолженность — в сумме, признанной дебиторами.

Капитальные вложения — по фактическим затратам для застройщика (заказчика).

Формы бухгалтерского учета как совокупность учетных регистров.

Учетные регистры — это счетные таблицы определенной формы, построенные в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и источниках его образования. Они служат для отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Под формой бухгалтерского учета следует понимать совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них. В настоящее время в организациях применяются:

Мемориально-ордерная,

Упрощенная

Автоматизированная формы учета.

Состав учетных регистров и последовательность записи в них при мемориально-ордерной форме учета представлены на рис.1.3.

Мемориально-ордерная форма учета отличается строгой последовательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетной техники, при ней широко используются стандартные формы аналитических регистров, счетные машины, копировальный способ регистрации.

Недостатки мемориально-ордерной формы учета:

•трудоемкость учета, вызываемая прежде всего многократным дублированием одних и тех же записей;

•отрыв и частоеотставаниеаналитическогоучетаотсинтетического, егогромоздкость;

•формырегистрованалитическогоучетазачастуюнесодержатпоказателей, необходимыхдляконтроля,анализахозяйственнойдеятельности и составленияотчетности.

В связи с этимучетимеетсравнительнонизкоепознавательноезначение, а длясоставленияотчетностиприходитсяпроизводитьвыборку и группировкуданныхтекущегоучета.Внастоящеевремямемориально-ордернаяформаучетаприменяется в сравнительнонебольшихорганизациях.

Отзначительнойчастиуказанныхнедостатковсвободнаавтоматизированнаяформаучета, созданнаянабазеиспользованиякомпьютеров. В общемвидеданнойформеучетасвойственнатакаяпоследовательностьобработкиинформации: компьютерныйносительинформации—компьютер—выходнаяинформация.

Применениемашинно-ориентированныхформучетаобеспечивает:

Механизацию и вомногомавтоматизациюучетногопроцесса;

Высокуюточностьучетныхданных;

Оперативностьучета;

Повышениепроизводительностиучетныхработников, освобождениеихотвыполненияпростыхтехническихфункций и предоставлениеимбольшейвозможностизаниматьсяконтролем и анализомхозяйственнойдеятельности;

Увязкувсехвидовучета и планирования, посколькуонииспользуютодни и теженосителиинформации.

В последнее время предприятиям малого бизнеса разрешено применять упрощенную форму учета, при которой можно использовать всего два вида учетных регистров - Книгу учета фактов хозяйственной деятельности (регистрсинтетическогоучета) и ведомостиучетасоответствующихобъектов (основныхсредств, производственныхзапасов и готовойпродукции и др.), являющихсярегистрамианалитическогоучета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: