Ход игрового упражнения

    Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч логопеду, называет его «ласково».

            Логопед:             Ребенок:

 

А) с суффиксом – К -.

        Кровать             кроватка

        Площадь            площадка

        Ступень              ступенька

        Сторона             сторонка

 

Б) с суффиксом – ИШК-, -ЫШК-.

         Стекло               стеклышко

          Гнездо               гнездышко

           Бревно              бревнышко

           Брат                   братишка

           Трус                   трусишка

           Штаны                штанишки

В) с суффиксом – ЧК-, -ЧИК.

            Крыльцо            крылечко

            Блюдце              блюдечко

            Слово                 словечко

            Сказка                сказочка

            Цветы                 цветочки

            Блины                   блинчики    

            Графин              графинчик

            Стакан               стаканчик

 

 

Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при употреблении антонимов.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку подобрать слово с противоположным значением.

 

    Логопед:                          Ребенок:

 

                                    Темная                              светлая

                                            Трусливая                         храбрая

                                            Веселая                             грустная

                                              Шершавая                         гладкая

                                             Громадный                       крошечный

                                             Уснуть                              проснуться

                                             Болезнь                             здоровье

 

Упражнение «СКАЖИ О СЕБЕ».

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при употреблении возвратных глаголов прошедшего времени.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: парные картинки.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед показывает ребенку парные картинки и просит подобрать слово, которое обозначает, что человек делает что-то сам.

 

     Логопед:                              Ребенок:

 

     Прятал                                 прятался.

     Сгибал                                 сгибался

     Свалил                                 свалился

     Крутил                                 крутился

     Хвалил                                 хвалился    

      Светил                                 светился

      Спустил                               спустился

 

 

 

           

              

 

 

  

  Упражнение «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ».

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа словосочетаниях.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

3. Развивать слуховое внимание и память.

 

Оборудование: предметные картинки.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, одновременно проговаривая словосочетания: крупные снежинки, хрустальный стаканчик, хрупкая скорлупа, грязные шлепанцы, стеклянный градусник.

Затем предлагает ребенку послушать прилагательные, вспомнить предметы, к которым они относились, подобрать соответствующие картинки и назвать словосочетание.

 

      Логопед:                            Ребенок:

Хрустальный                              хрустальный стаканчик.

 Стеклянный                                 стеклянный градусник.

Грязные                                       грязные шлепанцы

Хрупкая                                       хрупкая скорлупа

Крупные                                      крупные снежинки.

 

Аналогично проводится рабохата со словосочетаниями:

 скользкая тропинка, красная гвоздика, сладкая клубника, грозная дворняга, просторный спортзал, крошечный светлячок, прозрачный графинчик, свободный троллейбус, светлые звездочки, степная станция.                                                      

 

Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед произносит словосочетание и дает образец образования прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.

 

Логопед:                                                        Ребенок:

 

Хлеб из пшеницы                                    пшеничный хлеб

Блузочка из кружева                               кружевная блузочка

Графинчик из хрусталя                           хрустальный графинчик

Стаканчик из стекла                                стеклянный стаканчик.

Сок из фруктов                                         фруктовый сок

Соус из свеклы                                           свекольный соус.

Сырок из творога                                      творожный сырок

Аромат цветов                                           цветочный аромат

Напиток из клюквы                                   клюквенный напиток.

Морс из брусники                                      брусничный морс

Джем из клубники                                      клубничный джем

 Скульптура из мрамора                                   мраморная скульптура

Пластина из свинца                                   свинцовая пластина.

Житель столицы                                          столичный житель.

Зал для спорта                                              спортивный зал

Герой из сказки                                           сказочный герой

  Двигатель от трактора                                 тракторный двигатель

  Предмет в форме квадрата                          квадратный предмет.

 

 

Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ».

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: предметные картинки: трамплин, клубника, скворечник, скамейка, троллейбус, продукты, крылья.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком картинки и задает вопросы. Ребенок однословно отвечает на вопросы и находит соответствующие картинки.

 

Логопед:                                        Ребенок:

 

Из чего варят варенье?                Из клубники.

Откуда вылетел скворец?            Из скворечника.

Откуда прыгнул лыжник?           С трамплина.

   Откуда встала бабушка?              Со скамейки.         

   Что хранят в холодильнике?       Продукты.

    Куда вошел контролер?              В троллейбус.

    Чем машут птицы?                      Крыльями.

 

Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа.

2. Развивать слуховое внимание и логическое мышление

 

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом, подходящим по смыслу.

 

Логопед:                                                                                       Ребенок:   

 

Теплоход причалил к (вокзалу, пристани, аэропорту).             К пристани.

 Из маленького домика вышла (старичок, старушка, мальчик). Старушка.

Шалуны друг в друга водой (кидали, сыпали, брызгали).            Брызгали.

Капли росы на солнце (блестели, таяли, звенели).                     Блестели.

Лягушка с кочки в лужу (прыгнула, уползла, убежала).          Прыгнула.

Пассажиры ждали поезд на (остановке, платформе, дороге)   На платформе.

Медленно кружились (школьница, снежинки, голова).           Снежинки.

Стол накрыли кружевной (газетой, скатертью, ковриком).     Скатертью.

Тракторист работает на (тракторе, мотоцикле, комбайне).      На тракторе.

В жаркую ночь мальчик укрылся (шубой, простыней, одеялом).  Простыней.

С колючего кустарника мы собирали (крыжовник, огурцы, сливы).      

                                                                                                          Крыжовник.

 

  

 

Упражнение «ПРОФЕССИИ».

Цель:

1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при словообразовании имен существительных, обозначающих профессии людей по их занятиям.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: сюжетные картинки по теме «Профессии».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: