Ход игрового упражнения

Логопед показывает картинки, уточняя названия предметов, изображенные на них, и просит ребенка ответить на вопросы:

 

Логопед:                                                    Ребенок:

Кого ты видишь на картинках?      Ящерицу, носорога, бегемота, черепаху,                                                                        

                                                      попугая, хамелеона, гусеница, пеликана.

Кто слева от носорога?                                  Ящерица.

Кто справа от бегемота?                                Черепаха.                                                               

Кто между хамелеоном и пеликаном?          Гусеница.

 

 

Упражнение «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 14-го типа при образовании имен существительных единственного числа родительного падежа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: предметные картинки:

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребенку с вопросом: «Чего (кого) не стало?».

 

                       Ребенок:

  

Колокола                         барабана

Самолета                          пылесоса

Парашюта                        велосипеда

Шоколада                          человека

Чемодана                          самовара 

 

 

Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 14-го типа при образовании имен существительных от глаголов.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед произносит глагол и дает образец образования существительного. Затем просит ребенка изменить слова по предложенному образцу.

 

Логопед:                                                Ребенок:

 

Обучать                                                  обучение

Лечить                                                     лечение

Вышивать                                                вышивание

Желать                                                     желание

Наказать                                                   наказание

Умывать                                                   умывание

Катать                                                       катание

Рычать                                                       рычание

Мычать                                                      мычание

Задавать                                                     задание

Угощать                                                     угощение

Дышать                                                      дыхание

Повести                                                      поведение.

   

 

 

Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 14-го типа при образовании действительных причастий настоящего времени..

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед произносит глагол и дает образец образования существительного. Затем просит ребенка изменить слова по предложенному образцу.

 

Логопед:                                                Ребенок:

 

Поет                                                         поющая

Щебечет                                                  щебечущая

Улетает                                                    улетающая

Рычит                                                        рычащая

Мычит                                                       мычащая

Пищит                                                        пищащая

Тает                                                             тающая

Зимует                                                         зимующая

Орет                                                             орущая

Живет                                                           живущая

Бежит                                                           бегущая

Лежит                                                           лежащая

 

 

Упражнение «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ».

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 14-го типа.

2. Развивать образное восприятие предмета и логическое мышление.

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед предлагает ребенку отгадать загадки.

 

Логопед:                                                                     Ребенок:

 

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках будто еж.

Вот и назван…                                                           ежевика.

 

Волосата, зелена

По листку ползет она

Хоть и много ножек,

Бегать все ж не может.                                                Гусеница.

 

Загляните под окошко-

Там растянута гармошка.

Но гармошка не играет-

Нам квартиру согревает.                                             Батарея.

 

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но - ах!-

Удрала, а хвост в руках.                                               Ящерица.

 

Кто, скажите, ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе ходят …                                         черепахи.

 

Упражнение «ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ?»

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 14-го типа при употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего времени.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: сюжетные картинки.

 

Ход игрового упражнения.

 

   Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит: «Представь, что на картинках нарисован ты. Скажи, что ты делаешь?»

 

Ребенок:

 

Я покупаю мороженое.

Я вытираю пыль с пианино.

Я поливаю бегонию.

Я ухаживаю за жеребятами.

Я догоняю пешехода.

 

 

 

  ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ

ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

Зеленые гусеницы наносили вред огороду.

Галина вышивала голубые рукавицы.

Я покупаю мороженое из шоколада.

Пассажиры выходили из самолета по трапу.

Родители наказали Зинаиду за плохое поведение.

Рабочие вытащили из магазина тяжелую розовую коробку

Бегонию посадили около акации.

Любимое Полинино занятие – рисование, а Володино – математика.

Ученица напевала веселую мелодию.

Капитану милиции поручили особое задание.

Фиолетовое одеяло повесили на горячую батарею.

В галерее мы увидели картину «Богатыри».

Сережино поведение радовало учителя.

Родители обедали в кафетерии.

Мальчики положили велосипеды у обочины.

Кукурузу и чечевицу посадили на огороде.

«По - щучьему велению, по – моему хотению»,- так сбылись Емелины желания.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Агранович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей», С-Пб., «Детство -Пресс», 2000.

 

2. Бабина Г.В. Анищенкова Т.С. «Нарушение слоговой структуры слова у учащихся школы ТНР и их влияние на овладение грамотой». Сб. «Принципы и методы коррекции нарушений речи», С-Пб., Образование, 1997, (С. 192-202).

 

3. Большакова Е.С. «Работа логопеда с дошкольниками» (игры и упражнения.) М.: Просвещение, 1996.

 

4. Волина В.В. «Русский язык» / серия «Учимся играя», Екатеринбург, ТОО «Издательство АРГО», 1996.

 

5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР» (3 уровень) Москва,

«Гном-Пресс», 1999.

 

6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». «Союз», С-Пб., 1999.

 

7. Лопухина И.С. «Логопедия». «Аквариум», Москва, 1996.

 

8. Маркова А.К. «О преодолении нарушений слоговой                                структуры слова у детей, страдающих алалией». Совещание-семинар по вопросам специального обучения в школе для детей с ТНР. М., 1964.

 

9. Маркова А.К. «Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией». Сб. «Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи» под ред. Левиной Р.Е., М.,1961.

 

10. Румянцева Л.И. «Значение ритмико- слоговой структуры слова в процессе чтения» Известия, АПН РСФСР – Вып. 42, 1952. (стр. 9-47).

 

.11.Титова Т.А. «Направления логопедической работы по коррекции слов у детей с дизартрией», Сб. «Принципы и методы коррекции нарушений речи», С-Пб, Образование, 1997, (стр. 16-20).

 

12. Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь» (Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа). С-ПБ., «Детство-Пресс», 1998.

 

13. Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь» (Формирование лексико –грамматических представлений). С-Пб., «Детство-Пресс», 1999.

 

14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Москва, 1991.

 

15. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Дети с общим недоразвитием речи. «Воспитание и обучение» Москва, «Гном-Пресс», 1999.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: