Логопед показывает картинки, уточняя названия предметов, изображенные на них, и просит ребенка ответить на вопросы:
Логопед: Ребенок:
Кого ты видишь на картинках? Ящерицу, носорога, бегемота, черепаху,
попугая, хамелеона, гусеница, пеликана.
Кто слева от носорога? Ящерица.
Кто справа от бегемота? Черепаха.
Кто между хамелеоном и пеликаном? Гусеница.
Упражнение «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
Цель:
1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 14-го типа при образовании имен существительных единственного числа родительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки:
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребенку с вопросом: «Чего (кого) не стало?».
Ребенок:
Колокола барабана
Самолета пылесоса
Парашюта велосипеда
Шоколада человека
Чемодана самовара
Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».
Цель:
1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 14-го типа при образовании имен существительных от глаголов.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед произносит глагол и дает образец образования существительного. Затем просит ребенка изменить слова по предложенному образцу.
Логопед: Ребенок:
Обучать обучение
Лечить лечение
Вышивать вышивание
Желать желание
Наказать наказание
Умывать умывание
Катать катание
Рычать рычание
Мычать мычание
Задавать задание
Угощать угощение
Дышать дыхание
Повести поведение.
Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».
Цель:
1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 14-го типа при образовании действительных причастий настоящего времени..
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед произносит глагол и дает образец образования существительного. Затем просит ребенка изменить слова по предложенному образцу.
Логопед: Ребенок:
Поет поющая
Щебечет щебечущая
Улетает улетающая
Рычит рычащая
Мычит мычащая
Пищит пищащая
Тает тающая
Зимует зимующая
Орет орущая
Живет живущая
Бежит бегущая
Лежит лежащая
Упражнение «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ».
Цель:
1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 14-го типа.
2. Развивать образное восприятие предмета и логическое мышление.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку отгадать загадки.
Логопед: Ребенок:
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках будто еж.
Вот и назван… ежевика.
Волосата, зелена
По листку ползет она
Хоть и много ножек,
Бегать все ж не может. Гусеница.
Загляните под окошко-
Там растянута гармошка.
Но гармошка не играет-
Нам квартиру согревает. Батарея.
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но - ах!-
Удрала, а хвост в руках. Ящерица.
Кто, скажите, ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят … черепахи.
Упражнение «ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ?»
Цель:
1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 14-го типа при употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего времени.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит: «Представь, что на картинках нарисован ты. Скажи, что ты делаешь?»
Ребенок:
Я покупаю мороженое.
Я вытираю пыль с пианино.
Я поливаю бегонию.
Я ухаживаю за жеребятами.
Я догоняю пешехода.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ
ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
Зеленые гусеницы наносили вред огороду.
Галина вышивала голубые рукавицы.
Я покупаю мороженое из шоколада.
Пассажиры выходили из самолета по трапу.
Родители наказали Зинаиду за плохое поведение.
Рабочие вытащили из магазина тяжелую розовую коробку
Бегонию посадили около акации.
Любимое Полинино занятие – рисование, а Володино – математика.
Ученица напевала веселую мелодию.
Капитану милиции поручили особое задание.
Фиолетовое одеяло повесили на горячую батарею.
В галерее мы увидели картину «Богатыри».
Сережино поведение радовало учителя.
Родители обедали в кафетерии.
Мальчики положили велосипеды у обочины.
Кукурузу и чечевицу посадили на огороде.
«По - щучьему велению, по – моему хотению»,- так сбылись Емелины желания.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Агранович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей», С-Пб., «Детство -Пресс», 2000.
2. Бабина Г.В. Анищенкова Т.С. «Нарушение слоговой структуры слова у учащихся школы ТНР и их влияние на овладение грамотой». Сб. «Принципы и методы коррекции нарушений речи», С-Пб., Образование, 1997, (С. 192-202).
3. Большакова Е.С. «Работа логопеда с дошкольниками» (игры и упражнения.) М.: Просвещение, 1996.
4. Волина В.В. «Русский язык» / серия «Учимся играя», Екатеринбург, ТОО «Издательство АРГО», 1996.
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР» (3 уровень) Москва,
«Гном-Пресс», 1999.
6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». «Союз», С-Пб., 1999.
7. Лопухина И.С. «Логопедия». «Аквариум», Москва, 1996.
8. Маркова А.К. «О преодолении нарушений слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией». Совещание-семинар по вопросам специального обучения в школе для детей с ТНР. М., 1964.
9. Маркова А.К. «Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией». Сб. «Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи» под ред. Левиной Р.Е., М.,1961.
10. Румянцева Л.И. «Значение ритмико- слоговой структуры слова в процессе чтения» Известия, АПН РСФСР – Вып. 42, 1952. (стр. 9-47).
.11.Титова Т.А. «Направления логопедической работы по коррекции слов у детей с дизартрией», Сб. «Принципы и методы коррекции нарушений речи», С-Пб, Образование, 1997, (стр. 16-20).
12. Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь» (Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа). С-ПБ., «Детство-Пресс», 1998.
13. Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь» (Формирование лексико –грамматических представлений). С-Пб., «Детство-Пресс», 1999.
14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Москва, 1991.
15. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Дети с общим недоразвитием речи. «Воспитание и обучение» Москва, «Гном-Пресс», 1999.