Структура гостиничного предприятия

Предмет курса

Среди многих экономических наук можно выделить теоретическую и прикладную экономику, которые представляют направления наиболее актуальные для познания и регулирования важнейших процессов хозяйственной жизни. В совокупности из называют более кратко: «Экономика» — в России «Экономикс» — на Западе.

Хотя конечной естественной целью экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу.

Производство, описание и объяснение всей хозяйственной деятельности предприятия и являются предметом изучения в курсе «Экономика предприятия». На основе познания закономерностей производственного процесса появляется возможность разработать хозяйственные методы реализации практических целей.

Экономика предприятия и другие экономические науки

Всякое предприятие не существует само по себе, а связано с экономикой в целом, с одной стороны, через рынок производственных факторов, с другой — через рынок сбыта, поэтому и экономика предприятия должна исследовать отношения отдельных предприятий с другими хозяйственными единицами, с рынком. При этом она рассматривает хозяйственный процесс, как в целом, так и с точки зрения интересов отдельного предприятия.

Экономика предприятия тесно связана с микро- и макроэкономикой, но не тождественна им. Так, например, микроэкономический анализ исходит не из отдельного предприятия, а из влияния рынка на отдельное предприятие и в действительности не является исследованием экономики и организации производства на уровне предприятия. Микроэкономический анализ рассматривает обе стороны рынка: спрос и предложение. В то же время анализ с позиций экономики предприятия рассматривает спрос как заданную величину.

С другой стороны, то, что составляет проблемы макроэкономики, например образование цен на производственные факторы, производство и распределение национального дохода и т.д., для экономики предприятия есть заданная величина, которую она учитывает. Любые перемены в народном хозяйстве, например изменение структуры потребностей, демографические сдвиги, изменения доходов населения, технический прогресс, ведут к изменению ситуации на предприятии.

И наоборот, объекты изучения экономики предприятия, например издержки производства, являются для макроэкономики данными, которые следует учитывать в исследованиях.

Таким образом, экономика предприятия является самостоятельной экономической дисциплиной, предметом изучения которой является деятельность предприятия, процесс разработки и принятия хозяйственных решений.

Содержание курса

Основными объектами изучения экономики предприятия являются:

§ производственная структура предприятия, типы промышленного производства, организация производственного цикла;

§ организация процесса управления предприятием;

§ выбор хозяйственной стратегии, разработка плана производства и реализации продукции;

§ формирование, использование капитала и накопление доходов (прибыли) предприятия;

§ материально-техническое обеспечение производства, поставки сырья, материалов, формирование запасов и рациональное их использование;

§ техническая подготовка производства и создание необходимой производственной инфраструктуры;

§ формирование издержек производства, калькуляция себестоимости продукции, ценовая политика предприятия;

§ финансовые ресурсы предприятия, эффективность хозяйственной деятельности, оценка риска в предпринимательстве;

§ инновационная деятельность предприятия, качество продукции, инвестиционная политика предприятия, экологические проблемы;

§ подбор кадров, прием на работу, организация труда, система оплаты труда и стимулирования повышения производительности труда;

§ внешнеэкономическая деятельность предприятия.

Методы исследования

Экономика предприятия, как и любая другая наука, имеет особые методы исследования и изложения.

Являясь прикладной дисциплиной, экономика предприятия широко использует методы исследования, характерные для прикладных экономических наук. Укажем лишь некоторые из них.

Большое значение в экономических исследованиях имеют методы статистического наблюдения и сравнительного анализа. Они дают возможность накапливать и сопоставлять частные и обобщающие экономические показатели, анализировать динамику предприятия, сравнивать результаты его деятельности с показателями других хозяйствующих субъектов с целью выявления наилучших результатов.

Широко используются в теоретическом и прикладном анализе экономики предприятия математические модели, методы графического изображения, способствующие лучшему восприятию соотношений между различными экономическими показателями, оценке их «поведения» под влиянием экономических ситуаций. При использовании методов экономико-математического моделирования в экономике предприятия обычно исходят из двух допущений: предполагается, во-первых, что предприятие всегда стремится к максимизации прибыли и, во-вторых, что рыночная среда, в которой действует предприниматель, является средой активной, оказывающей непосредственное воздействие на всех рыночных субъектов.

Успешное осуществление предпринимательской деятельности в современных условиях возможно лишь при условии умелого сочетания, по крайней мере, трех основных моментов:

§ знания общеэкономической теории;

§ наличия конкретных экономических знаний и навыков;

§ умения использовать различные количественные методы для предпринимательских расчетов, аналитических вычислений, прогнозов и т. п.

Курс «Экономика предприятия» тесно связан с такими дисциплинами, как «Экономика предпринимательства», «Маркетинг», «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности», «Финансы промышленности», «Статистика промышленности» и др.

Выводы

§ Экономика предприятия тесно связана с другими экономическими науками: макро- и микроэкономикой, теорией менеджмента и маркетинга, статистикой, бухгалтерским учетом и др.

§ Предмет экономики предприятия — деятельность предприятия, процесс разработки и принятия хозяйственных решений.

§ Объекты экономики предприятия — производственная деятельность предприятия, механизмы формирования и использования основных факторов производства и экономических ресурсов предприятия.

§ Метод сравнительного анализа, статистические, графические, вероятностные методы, прогнозирование и другие методы экономических наук широко используются в экономике предприятия. Разработка грамотных хозяйственных решений невозможна без знания экономических законов, наличия конкретных экономических знаний, навыков, умения использовать их на практике.

 

1. Экономика предприятия как наука. Взаимосвязь с другими дисциплинами. Содержание курса «Экономика предприятия».

При формировании рыночных отношений предприятие стано­вится важнейшим элементом рыночной системы, поэтому в совре­менных условиях хозяйствования требуется переосмысление форм и методов ведения экономики предприятия.

Ключевой задачей предприятия является формирование спо­собности адекватно реагировать на изменения, которые происходят на рынке под влиянием экономических, технологических, социаль­ных, политических факторов. Эти изменения могут быть связаны с появлением на рынке новых изделий, которые по неценовым факто­рам более привлекательны для потребителей, т. е. обладают более высокими техническими и эксплуатационными характеристиками. Рыночная ситуация может измениться и под влиянием появления на рынке аналогичных изделий, предпочтительных для потребителя по ценовым факторам, т. е. имеющих более низкую цену. Изменение вкусов и поведения потребителей может привести к потере интереса к продукции, производимой предприятием, в связи с появлением аб­солютно новых потребностей. Положение предприятия может изме­ниться под влиянием темпов роста спроса на отдельные виды про­дукции, структурных сдвигов на сырьевом рынке, методов государ­ственного регулирования экономики, экологических кризисов, из­менения политической ситуации и т. д.

Экономика предприятия - наука, изучающая варианты вы­бора эффективного ведения хозяйства на предприятии в усло­виях ограниченных ресурсов с целью удовлетворения потреб­ностей. При этом критериями процесса производства продук­ции и ее реализации коммерческими предприятиями являются производство конкурентоспособной и рентабельной продук­ции, получение максимальной прибыли, обеспечение финансо­во-экономической стабильности предприятия и расширенного воспроизводства.

Как наука экономика предприятия тесно связана с экономиче­ской теорией, статистикой, экономико-математическими методами управления и т. д.

Исходя из сложности рассматриваемых проблем, было сформи­ровано содержание дисциплины "Экономика предприятия", которая состоит из ряда блоков и рассматривает:

· предприятие как элемент рыночной системы, его особенности как субъекта хозяйствования, организационно-правовые формы предприятия, возможности объединения предприятий, особенности малых предприятий;

· использование производственных ресурсов предприятия, в том числе определение потребности в них и оценку эффективности их использования;

· управление производством и реализацией продукции, вклю­чая как взаимодействие предприятия с государственными органами управления, так и планирование хозяйственной деятельности пред­приятия, учет затрат на производство, анализ финансового положе­ния предприятия; значительное внимание уделено маркетинговой деятельности предприятия, его внешнеэкономическим возможностям, страхованию имущества предприятия с целью его защиты от действия неблагоприятных внешних факторов;

• управление предприятием и организацию производства, включая организацию управления производством, его структуру, организацию систем управления качеством продукции, организаци­онно-экономическую подготовку производства и т. д.

2. Цели и задачи дисциплины.

Цель изучения экономики предприятия — формирование целостного и системного представления об эффективном веде­нии хозяйства на предприятии в условиях ограниченных ресур­сов, воздействия внешних и внутренних факторов на произ­водство; выработка умения по выбору экономически оправдан­ной стратегии и тактики адаптации предприятия к изменяю­щейся внешней среде и, в конечном счете, по обоснованию управленческих решений относительно того, что, как и для ко­го производить.

Задачи изучения дисциплины:

· освоение методов обоснования экономических решений;

· приобретение навыков проведения экономических расчетов;

· выработка умения ориентироваться в рыночных ситуациях;

· оценка эффективности деятельности предприятия;

· обеспечение конкурентоспособности продукции и предпри­ятия;

· финансово-экономическое обоснование инвестиционных про­ектов, выработка эффективных стратегий развития предприятия на основе инновационной деятельности.

Таким образом, данная дисциплина позволяет получить доста­точно глубокое и системное представление об экономике предпри­ятия, методах обоснования управленческих решений по вопросам эффективного использования ресурсов, необходимых для развития предприятия, его успешного функционирования в рыночных усло­виях, адаптации к воздействию качественно новых факторов.

3. Предмет и объект науки «Экономика предприятия».

Предметом изучения экономики предприятия является поведение его работников, прежде всего менеджеров и руково­дителей, в хозяйственной, производственной, коммерческой и финансовой сферах деятельности, и в первую очередь — выбо­ра эффективного варианта использования ограниченных ре­сурсов предприятия, в целях обеспечения конкурентоспособ­ности товара и более полного удовлетворения потребностей товаропотребителей. Проблема повышения эффективности про­изводства тесно взаимодействует с проблемой рационального выбора наилучшей стратегии и тактики развития предприятия, альтернативы удовлетворения потребностей общества, что по­зволяет обеспечить в процессе производства и реализации про­дукции (услуг) получение прибыли товаропроизводителем и расширенное воспроизводство. Выбор управленческих реше­ний в условиях рынка — объективная необходимость произ­водства. Главным критерием выбора выступает экономическая эффективность производства.

Таким образом, предметом исследования экономики пред­приятия является хозяйствование — принятие решений об ис­пользовании ограниченных ресурсов на основе выбора альтер­натив по достижению заданной цели. При этом предприятие должно быть ориентировано не только на экономические цели (максимизация прибыли, покрытие затрат, снижение убытков и повышение рентабельности), но в равной степени на техни­ческие и технологические (повышение технического уровня оборудования, машин и технологий, улучшение качества про­дукции), социальные (совершенствование мотивации и оплаты труда, условий труда и отдыха, обеспечение гарантии занятос­ти), а также на экологические цели, ориентированные на пред­отвращение ущерба окружающей среде (снижение уровня за­грязнения воды и воздуха, уменьшение количества отходов и их переработка).

Объектами изучения курса «Экономика предприятия» является производственная, коммерческая и экономико-финансовая деятельность предприятия, взаимосвязь производ­ства и рынка, факторы и механизмы функционирования эко­номики, выбор оптимального сочетания ресурсов, форм и ме­тодов организации производства, обеспечение конкурентоспо­собности товара и предприятия.

 

2. Структура индустрии гостеприимства

Структура гостиничного предприятия

4. Существующие в гостинице информационные системы объединяются в различные службы. На первом месте стоит внутренняя организация, которая призвана руководить работниками и направлять их деятельность на достижение целей предприятия.

5. Строгая подчиненность и внутренние связи организации помогут правильно спроектировать информационные системы.

6. В структуру гостиничного предприятия входят следующие службы:

7. 1) отдел обслуживания;

8. 2) пищевой комплекс;

9. 3) отдел кадров, бухгалтерия.

10. К отделу обслуживания относятся:

11. 1) главный администратор;

12. 2) служба управления номерным фондом;

13. 3) служба приема и размещения;

14. 4) отдел резервирования;

15. 5) отдел бронирования;

16. 6) административно-хозяйственное подразделение;

17. 7) связь;

18. 8) обслуживающий персонал (служба портье, служба горничных);

19. 9) служба безопасности;

20. 10) финансовая служба;

21. 11) кадровая служба;

22. 12) секретариат;

23. 13) ночной аудитор.

24. Пищевой комплекс может состоять из:

25. 1) кухни;

26. 2) ресторана;

27. 3) баров, кафе;

28. 4) секции уборки внутренних помещений и мытья посуды;

29. 5) отдела обслуживания массовых мероприятий.

30. Теперь подробнее рассмотрим каждый отдел. Большинство гостиниц имеет линейно-функциональную структуру управления.

31. Основными обязанностями главного администратора можно считать ведение балансовых гостевых счетов, предложение гостям услуг гостиницы (доставку почты, посланий, факсов и т. п.), руководство сбытом номеров. Главный администратор контролирует автоматизированную систему управления. Автоматизированная система управления – это система, состоящая из набора компьютерных программ, с помощью которых можно собирать и использовать информацию, предназначенную для работы офисов управления и поддержки. В автоматическую систему управления входят четыре особо важные программы, которые обеспечивают администратора необходимой информацией в таких направлениях, как:

32. 1) общие вопросы по управлению;

33. 2) управление расчетами с гостями;

34. 3) управление службой резервирования;

35. 4) управление обслуживанием гостей.

36. Служба управления номерным фондом бронирует номера, ведет прием гостей, их регистрацию и размещение, поддерживает санитарно-гигиеническое состояние номеров, а также занимается оказанием гостям бытовых услуг.

37. В состав службы входят:

38. 1) директор;

39. 2) менеджер по эксплуатации номеров;

40. 3) служба приема и размещения;

41. 4) служба горничных;

42. 5) сервисная служба;

43. 6) служба посыльных;

44. 7) служба портье;

45. 8) служба консьержа;

46. 9) служба безопасности.

47. Служба приема и размещения. От этой службы зависит первое впечатление гостя от гостиницы. Задачи службы – контроль процесса приема и размещения гостей, разрешение конфликтов. Служба размещения использует незарезервированные номера для непосредственной продажи клиентам по более высокой цене.

48. Служба резервирования. Менеджер, который стоит во главе данной службы, подчиняется директору отдела обслуживания. Главная задача менеджеров – продать как можно дороже все пустые номера в гостинице, убеждая клиента в том, что гостиница соответствует его требованиям и даже превосходит его ожидания. Менеджер должен бороться за каждого клиента.

49. Служба бронирования собирает заявки на бронирование и следит за повышением спроса, основываясь на котором увеличивает стоимость размещения. В службу размещения передаются номера, которые не были заранее забронированы, с целью их последующей продажи по более высокой цене. В обязанности данной службы входят наблюдение за ситуацией, складывающейся в гостинице или отеле, сбор заявок на резервирование свободных номеров и определение возможности повышения спроса, которую гостиница могла бы использовать для увеличения стоимости размещения с целью получения предприятием большего дохода.

50. Служба административного хозяйства – это самая большая служба, в которой работает около 50 % всех служащих. Опросы, проведенные среди гостей, подчеркивают значимость данной службы.

51. Служба средств связи обеспечивает внутреннюю связь для служебного пользования, связь с клиентом. Центр связи работает круглосуточно.

52. Обслуживающий персонал. Во главе стоит менеджер, в подчинении которого находятся швейцары, портье и коридорные.

53. Швейцары встречают гостей у входа в гостиницу. Они, как правило, одеты в яркую форму. В обязанности швейцаров входят приветствие гостей, помощь при выходе из машины или вызов такси.

54. Служба портье осуществляет контроль за номерным фондом гостиницы, ведя картотеку по занятости номеров и наличию свободных мест, и выполняет функции информационного центра. Информация через службу портье движется в двух направлениях – к гостям (если речь идет об информировании о видах обслуживания, предоставляемых гостиницей, местных достопримечательностях, работе городского транспорта и др.) и в различные подразделения гостиничного предприятия.

55. Служба горничных является наиболее функционально значимым подразделением, если речь идет о получении услуг гостиничного размещения, так как это подразделение отвечает за уборку номеров, холлов, коридоров и других внутренних помещений, в которых осуществляются прием и обслуживание клиентов. В обязанности данной службы входит уборка номеров, холлов, коридоров.

56. Лицо, возглавляющее службу горничных, несет ответственность за работу персонала по поддержанию чистоты и порядка в жилых и служебных помещениях гостиницы.

57. Старшая горничная получает от директора указания и доводит их до своих подчиненных, распределяет среди них обязанности, одновременно выполняя административные функции, возложенные на нее исполнительным директором.

58. Коридорные должны провожать гостя до его номера, помогать донести багаж и расположиться в номере. Коридорный объясняет гостю, что и как работает, например прачечная, телевизор, обслуживание в номерах, ресторан, бассейн.

59. Служба безопасности выполняет функции поддержания порядка и безопасности в гостинице, поскольку предприятие несет ответственность за обеспечение разумной безопасности своих клиентов. Данная служба занимается такими проблемами, как разработка стратегий на реагирование при чрезвычайных ситуациях, повседневная безопасность номеров, контроль ключей, контроль входа в гостиницу, контроль территории, сейфы, сбор и хранение информации, система сигнализации.

60. Гостиничное предприятие может поручить выполнение этих обязанностей как собственной службе, так и привлечь стороннюю организацию.

61. В ведении службы администрации находятся все финансовые вопросы и кадры. Эта служба создает и поддерживает необходимые условия труда для персонала, контролирует нормы и правила техники безопасности, противопожарной и экологической безопасности. Она управляет и несет ответственность за все службы гостиницы. К административной службе относятся:

62. 1) финансовая служба;

63. 2) кадровая служба;

64. 3) секретариат;

65. 4) инженер по противопожарной безопасности;

66. 5) инженер по технике безопасности.

67. Финансовая служба занимается вопросами финансового обеспечения предприятия, получает отчеты от кассиров каждой торговой точки предприятия, включая службу питания, службу портье, сувенирные киоски и спортивные комплексы, если таковые имеются. Рассматриваемая служба ведет единый финансовый учет расходов и доходов предприятии доходов от торговых точек, проводит операции по учету оплачиваемого рабочего времени, выплачиваемым бонусам, а также получаемых отдельными работниками чаевых.

68. Кадровая служба решает вопросы подбора, расстановки и повышения квалификации кадров. В обязанности этого подразделения входит ведение личных дел всех сотрудников гостиницы.

69. Секретариат занимается вопросами документационного и информационного обеспечения деятельности гостиничного комплекса.

70. Ночной аудитор. Его работа начинается ночью и заключается в проверке и подведении итогов по кредиторской задолженности гостей.

71. Служба общественного питания обслуживает гостей в кафе, барах, ресторанах на территории гостиницы, а также организует и обслуживает банкеты, презентации и т. д.

72. Служба общественного питания включает в себя:

73. 1) бары;

74. 2) кафе;

75. 3) рестораны;

76. 4) кухню.

77. Обязанностями руководителя службы общественного питания являются:

78. 1) составление меню;

79. 2) доставка необходимых продуктов;

80. 3) контроль качества готовой продукции;

81. 4) распределение по участкам обслуживающего персонала.

82. Отделы службы питания возглавляются руководителями. В данный отдел входят менеджеры, следящие за обслуживанием в номерах.

83. Основой всех ресторанов является меню, в соответствии с которым обслуживают постояльцев.

84. Кухня. Роль этой службы очень важна, так как каждый человек имеет потребность в еде. Отдыхающие испытывают большее чувство удовлетворения, если еда была приготовлена вкусно и питательно. Очень многое зависит от квалификации поваров.

85. К этой службе можно отнести рестораны, бары, кафе, обслуживание в номерах.

86. Единственное, что может испортить впечатление от хорошо приготовленной пищи – это плохое обслуживание. Чтобы этого не произошло, персонал должен вовремя обслуживать гостя.

87. Для правильного функционирования кухни необходима своевременная доставка продуктов питания и напитков в достаточном количестве и надлежащего качества. Отдел напитков и пищевых продуктов отслеживает те продукты и напитки, которые пользуются наибольшим спросом, постоянно ищет возможность обновления ассортимента.

88. Транспортный отдел обслуживает гостей, привозя их в гостиницу, предоставляя туристам автомобили в пользование, обеспечивая своевременную доставку продуктов питания и напитков.

89. Игорные заведения, центры досуга предлагают клиентам гостиницы услуги игорного бизнеса, например игровые автоматы, казино, всевозможные виды игр и развлечений. Центр досуга организует различные встречи, концерты, экскурсии, разнообразные кружки по интересам и увлечениям гостей и т. д. Одним словом, этот отдел занимается привлечением гостей к активному виду отдыха.

90. Коммерческая служба ведет анализ результатов хозяйственной и финансовой деятельности. Во главе коммерческой службы стоит коммерческий директор. Он осуществляет контроль за организацией банкетного обслуживания. Представители коммерческих служб занимаются поиском контактов с организаторами конгрессных мероприятий, обсуждают вопросы использования помещений гостиницы под собрания, совещания.

91. Инженерные службы отвечают за техническое оборудование и оснащение гостиницы (системы кондиционирования, теплоснабжения и др.).

92. В состав инженерных служб входят:

93. 1) главный инженер;

94. 2) служба текущего ремонта;

95. 3) служба благоустройства территории;

96. 4) служба связи.

97. В перечень вспомогательных служб входят услуги прачечной и бельевой службы, службы уборки помещений, склада.

98. В состав дополнительных служб входят платные услуги:

99. 1) сауна;

100. 2) бассейн;

101. 3) парикмахерская;

102. 4) солярий;

103. 5) спортивные сооружения и другие подразделения.

104. В гостиницах также существуют скрытые подразделения. Это отдел продаж и маркетинга.

105. Обязанности работников отдела продаж и маркетинга можно разделить на четыре группы, включающие:

106. 1) продажу гостиничного продукта;

107. 2) продажу услуг по организации бизнес-семинаров и конференций;

108. 3) рекламу;

109. 4) связи с общественностью.

110. Отдел маркетинга работает в тесном сотрудничестве с административной службой. Задача маркетологов состоит в исследовании рынка и определении сегмента, на котором они будут работать. Также они изучают работу своих конкурентов, выявляют их сильные и слабые стороны. Если у гостя возникает какая-нибудь потребность, административная служба ставит в известность не только то подразделение, которое может удовлетворить эту потребность, но и отдел маркетинга.

111. Отдел маркетинга представляет собой аналитический центр, который собирает различного рода информацию и на ее основе строит стратегию продаж.

112. Информационный отдел состоит из систем, разделенных на несколько модулей.

113. Модуль менеджера (система поддержки управления гостиницей). Он создает отчеты в автоматическом режиме. Можно, например, задать системе в определенное время распечатывать отчеты о деятельности различных подразделений.

114. Модуль административной службы. Эта система собирает данные о техническом состоянии номеров, статусе номеров, расценках на номера, текущей занятости гостиницы. С ее помощью осуществляется резервирование и регистрация гостей, выявляются постоянные клиенты. Можно сказать, что административная служба ведет личный счет гостя, где отражаются затраты, которые гость произвел в номере, плата за еду в ресторане, чистку одежды в химчистке и т. д.

115. Модуль отдела резервирования предназначен для автоматизированной работы отдела резервирования номеров.

116. Модуль подразделения питания. На кухню поступает информация от поставщиков, от отдела обслуживания в номерах на центральный кухонный терминал – заказы от клиентов гостиницы. Заказы также передаются из торговых залов.

117. Модуль отдела горничных. Этот модуль используют для информации о состоянии номеров. Каждому номеру присваивается статус либо «Свободно», либо «Занято».

118. Информационный отдел находится как бы снаружи отеля и поэтому не входит в основную сеть гостиничного комплекса. Работники информационного отдела представляют собой «поставщиков» гостей отеля, и поэтому у них нет прямой связи с внутренними подразделениями гостиницы.

119. Отдельное место в любом гостиничном предприятии занимает руководитель. Решения стратегического характера (ориентация на курортное обслуживание, порядок и система расчетов с клиентами) принимаются собственником, генеральным директором или управляющим гостиницей, которые занимают главное место в сфере управления.

120. Генеральный директор или управляющий являются представителями собственника предприятия перед управленческим персоналом, с одной стороны, и гостями предприятия – с другой.

121. Кроме того, генеральный директор решает задачи, связанные с общими направлениями деятельности предприятия, в том числе проведение финансовой политики, к которой можно отнести определение лимитов расходов на содержание персонала, предельных ассигнований на административные и хозяйственные нужды, вопросы закупочной политики и т. д.

122. В крупных гостиницах и отелях для круглосуточного наблюдения и контроля за персоналом существуют исполнительный комитет и должность исполнительного директора. Наличие исполнительного комитета характерно для гостиничных предприятий, где присутствует доля иностранного капитала. В данный комитет входят руководители разных подразделений гостиничного предприятия.

123. Руководители структурных подразделений, принимают решения в рамках своих подразделений и несут ответственность перед вышестоящим руководством.

124. Гостиницы имеют также среднее управленческое звено, в которое входят определенные службы менеджмента. Каждая служба имеет менеджера, заместителя менеджера, супервайзера и хостеса.

125. Во всей иерархии управления руководство занимает главенствующую роль. Для того чтобы управление на местах было более эффективным, нужно иметь несколько уровней управления, а подразделений должно быть минимальное количество.

 

3. Сущность понятия «предприятия»: его цели и основные функции. Внутренняя и внешняя среда

предприятия. Юридическое лицо и его признаки

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (дохода).

Термин «предприятие» используется в гражданском праве применительно как к субъектам, так и к объектам права. Так, предприятие, являясь юридическим лицом, рассматривается как субъект гражданского права. Предприятие в смысле объектов права означает определенный имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности (земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция), а также права на фирменное наименование, товарные знаки и знаки обслуживания.

Основные признаки предприятия сформулированы в Гражданском кодексе Российской Федерации, а именно:

· обладает правами юридического лица;

· производит продукцию;

· наличие обособленного имущества;

· наличие цели деятельности предприятия;

· подлежит государственной регистрации;

· действует на основании устава, либо учредительного договора;

· способно выступать на рынке от своего имени;

· выступает на рынке в качестве объекта различных сделок;

· право предприятия быть истцом, а также ответчиком в арбитражном суде;

· имеет свое наименование и юридический адрес;

· ориентация на капитал как на самовозрастающую стоимость.

 

2. Цели, задачи и функции предприятия

Каждое предприятие производит продукцию, реализует товары, оказывает услуги, осуществляет определенную деятельность для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли наиболее эффективным способом. В этом состоит его главная цель.

В то же время существует целый спектр целей предприятия, которые лежат в русле достижения его главной цели. Они могут быть дифференцированы по степени важности. К таким целям относятся:

• максимизация объема выпуска продукции, работ, услуг;

• обеспечение конкурентоспособности продукции на основе использования достижений научно-технического прогресса;

• устойчивость и стабильность функционирования;

• удержание позиций на рынке (завоевание новых рынков) и обеспечение высокой эффективности производства;

• достижение комплексности производства и др.

К важнейшим задачам действующего предприятия относятся:

- получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);

- обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;

- обеспечение выплаты заработной платы персоналу предприятия, нормальных условий труда и возможностей профессионального роста работников;

- создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;

- охрана окружающей среды (земли, воздушного и водного бассейнов);

- недопущение сбоев в работе предприятия (в том числе срывов поставок и выпуска недоброкачественной бракованной продукции, резкого сокращения объема производства и дохода предприятия).

Задачи предприятия определяются:

1. Интересами владельца.

2. Размером капитала.

3. Ситуацией внутри предприятия.

4. Внешней средой (см. рис. 3).

Рисунок 3. Факторы, определяющие формирование предприятий

Право постановки задачи перед персоналом предприятия остается за его владельцем независимо от его статуса — частное лицо, государственный орган или акционер. Владелец исходя из собственных интересов, поставленных целей, выбранных приоритетовне только обладает правом, но вынужден формулировать и ставить задачи перед коллективом предприятия. В противном случае вместо него это сделает кто-то другой в своих интересах. Важнейшей задачей предприятия во всех случаях является получение дохода за счет реализации потребителям производимой продукции (выполняемых работ, оказанных услуг). На основе полученного дохода удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

Орган, который формулирует и конкретизирует какую-либо хозяйственную задачу, обязан учитывать реальные условия ее исполнения. Это могут быть: целесообразность этой задачи с точки зрения интересов и профиля предприятия; наличие достаточногообъема денежных и материальных ресурсов, а также квалифицированных кадров; отсутствие запретов и ограничений производственной деятельности и т. п. Независимо от формы собственности, размеров и отраслевой принадлежности, предприятие работает, как правило, на условиях коммерческого расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Предприятие самостоятельно заключаетдоговоры с потребителями продукции (в том числе получает государственные заказы), заключает договоры и ведет расчеты с поставщиками нужных производственных ресурсов, осуществляет наем рабочей силы, управляет собственными финансами, ведетденежные расчеты.

К основным функциям производственного предприятия можно отнести:

- изготовление продукции для производственного и личного потребления в соответствии с профилем предприятия;

- продажа и поставка продукции потребителю;

- послепродажное обслуживание продукции;

- материально-техническое обеспечение производственного процесса на предприятии;

- управление и организация труда персонала на предприятии;

- повышение качества продукции, снижение удельных издержек и рост объема производства на предприятии;

- предпринимательство;

- уплата налогов, внесение обязательных и добровольных взносов и осуществление платежей в бюджет и другие финансовые органы;

- соблюдение действующих государственных законов, стандартов и нормативов.

Функции предприятия конкретизируются и уточняются в зависимости:

- от размеров предприятия;

- отраслевой принадлежности;

- от степени специализации и кооперирования;

- от наличия социальной инфраструктуры;

- от формы собственности;

- от взаимоотношений с местными органами власти.

Экономические и социальные задачи, из которых вытекают функции предприятий, определяются многими факторами и неодинаковы для различных предприятий. Предприятие несет полную ответственность перед финансовыми органами за своевременное перечисление налогов и других платежей, покрывает из собственного дохода все убытки и потери.За счет выручки от реализации продукции (услуг) оно производит оплату расходов на организацию и развитие производства, а также на закупку сырья, материалов, оплату рабочей силы.

Администрация и персонал предприятия обязаны постоянно заботиться о том, чтобы изготовленная ими продукция была достаточно высокого качества и не слишком дорогостоящей. То и другое необходимо для завоевания и удержания рынка сбыта. Продукция низкого качества, так же, как и слишком дорогостоящая, заставляет потребителя искать поставщика, у которого можно приобрести те же изделия с лучшими качественными показателями или по более низкой цене. Чтобы не терять потребителей, специалисты предприятия изучают рынки сбыта продукции, принимают меры по ускорению научно-технического прогресса, улучшению качества продукции, снижению ее себестоимости. Фактическиситуация на производственных предприятиях, в их трудовых коллективах определяет состояние и темпы развития экономики страны, свидетельствует о степени эффективности экономической политики правительства.

Государственные законы, действующие в области экономики, определяют главным образом лишь компетенцию государства и границы его вмешательства в работу предприятия, Частные, кооперативные, акционерные и другие предприятия не освобождаются от государственного контроля, который ведется:

- за доходами предприятия и уплатой им налогов;

- санитарным состоянием производства;

- назначением и техническим уровнем продукции;

- соблюдением стандартов и технических условий производства;

- правовой защитой наемного персонала и некоторыми другими сторонами деятельности предприятий.

Законодательством предусмотрено, что предприятие несет полную ответственность за все виды его деятельности, в том числе:

- за соблюдение интересов государства и прав граждан;

- соблюдение законов и сохранность окружающей среды;

- приумножение вверенного ему государством или держателями акций имущества;

- повышение эффективности производства.

Предусматривается, что деятельность предприятия не должна нарушать нормальных условий работы других предприятий и организаций, ухудшать условия жизни граждан на прилегающей территории. При этом государство или иной вышестоящий орган, как правило, не отвечают по обязательствам предприятия. Предприятие в таком случае не отвечают по обязательствам государства идругих органов.

Администрация предприятия обязана создавать нормальные условия труда для персонала. Решения по социально-экономическим вопросам должны приниматься с участием трудового коллектива. Между администрацией и трудовым коллективом заключается трудовое соглашение, в котором закрепляются взаимные обязательства:

- по санитарному состоянию и технике безопасности работ;

- условия режима работы предприятия и его подразделений, включая сменность работы и продолжительность смен;

- продолжительность и размеры оплаты отпусков;

- условия и формы оплаты труда по категориям работников и др.

Местные органы власти и коммерческие организации не вправе вмешиваться в осуществление внутренних хозяйственных и административных функций предприятия. Они могут выступать лишь в качестве органов контроля правомерности хозяйственной деятельности предприятия, вносить свои предложения и требовать исполнения руководством предприятия действующего законодательства.

Внешняя среда предприятия – это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы обычно делятся на две группы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного воздействия (макроокружение).

К факторам прямого воздействия относят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным обществом).

В условиях переходной экономики России именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке.

Основные функции государства:

• создание правовой основы жизнедеятельности страны, в том числе разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства;

• обеспечение правопорядка в стране и ее национальной безопасности;

• стабилизация экономики (в первую очередь снижение уровня безработицы и инфляции);

• обеспечение социальной защиты и социальных гарантий;

• защита конкуренции.

Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии.

К наиболее значимым факторам косвенного воздействия относятся:

политические факторы – основные направления государственной политики и методы ее реализации, возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе, заключаемые правительством международные соглашения в области тарифов и торговли и т. д.;

экономические факторы – темпы инфляции или дефляции, уровень занятости трудовых ресурсов, международный платежный баланс, процентные и налоговые ставки, величина и динамика внутреннего валового продукта, производительность труда и т. д. Эти параметры оказывают на различные предприятия неодинаковое влияние: что одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность. Например, стабилизация закупочных цен на продукцию сельского хозяйства для ее производителей рассматривается как угроза, а для перерабатывающих предприятий – как выгода;

социальные факторы внешней среды – отношение населения к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и традиции; разделяемые людьми ценности; менталитет общества; уровень образования и т. п.;

технологические факторы, анализ которых позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

Анализ внешней среды предприятия затрудняется тем, что основными характеристиками внешней среды являются ее неопределенность, сложность, подвижность, а также взаимосвязанность ее факторов. Окружение современных предприятий изменяется с нарастающей скоростью, что предъявляет все более возрастающие требования к анализу внешней среды и выработке такой стратегии, которая в максимальной степени учитывала бы все возможности и угрозы внешней среды.

Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений. Целью анализа внутренней среды предприятия служит выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как, чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.

Внутренняя среда организаций включает следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру.

Значение анализа внутренней среды объясняется следующими обстоятельствами:

• информация о внутренней среде необходима для того, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на который предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей;

• анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели и задачи организации.

Основными элементами внутренней среды предприятия являются:

• производство (в зарубежной экономической литературе – управление операциями): объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т. д.;

• персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;

• организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия;

• маркетинг, охватывающий все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, в том числе: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;

• финансы – своего рода зеркало, в котором отражается вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне;

• культура и имидж предприятия – слабоформализуемые факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т. п.

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Зависимость от мнений иностранных экспертов или аналитических материалов, изложенных на иностранном языке, усугубляет неопределенность. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

 

 

4. Классификация предприятий по формам собственности, по учредителям, по принципу отраслевой

принадлежности, по размерам, по принадлежности капитала и контролю

5. Организационно-правовые формы юридических лиц, классификация их по целям

6. Процесс создания предприятия: его стратегия. Классификация стратегий. Поиск и выбор

партнеров. Источники формирования имущества предприятия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: