Факторы, определяющие выбор метода учета затрат и калькулирования себестоимости. Позаказный метод: особенности и сфера применения, записи в учете. Попередельный метод учета: варианты учета затрат: полуфабрикатный и бесполуфабрикатный. Нормативный метод.
Под организацией учета производственных затрат понимается, во-первых, система используемых предприятием бухгалтерских счетов и, во-вторых, применяемые предприятием подходы к группировке своих издержек. На организацию учета производственных затрат оказывает влияние ряд факторов:
- вид деятельности предприятия;
- его размер;
- организационная структура управления;
- правовая форма;
- технология и организация производства.
Принимая во внимание эти обстоятельства и учетную политику на будущий год, предприятие определяет, какие счета первого и второго порядка следует включить в рабочий план счетов, и какие аналитические счета необходимо открыть к этим счетам.
Попередельный метод калькулирования применяется на предприятиях, на которых производственный процесс состоит из нескольких стадий (переделов). Объектами учета затрат на производство являются отдельные стадии процесса, а объектом калькулирования — продукт (или продукты) каждого законченного передела.
Аналитические счета по учету затрат на производство открывается по переделам.
Сущность метода заключается в том, что прямые затраты отражаются в текущем учете не по видам продукции, а по стадиям (переделам) производства, несмотря на то, что в одном переделе можно получить продукцию разных видов.
С учетом особенностей технологий производства попередельный метод учета затрат и калькуляции может быть полуфабрикатным и бесполуфабрикатным.
Полуфабрикатный метод применяется, когда каждый передел, за исключением последнего, представляет собой законченную стадию обработки сырья, в результате которой получают полуфабрикаты собственного производства, готовые для дальнейшего использования в производстве либо для реализации. Полуфабрикатный метод сочетает оперативный учет движения деталей и сборочных единиц в натуральных измерителях с учетом фактической цеховой стоимости. После каждого передела осуществляется калькулирование себестоимости.
Это позволяет: выявить себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях их обработки; осуществлять объективный контроль за формированием себестоимости продукции.
При бесполуфабрикатном методе:
1) бухгалтерский учет движения производственных заделов не ведется;
2) предусматривается только учет затрат по переделам;
3) себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяется, а исчисляется только себестоимость готового продукта;
4) затраты на производство распределяются между товарным выпуском и остатками незавершенного производства.
При данном методе предусматривается систематизация собственных затрат по каждому цеху, отражение передачи полуфабрикатов из одного производственного подразделения в другое только в оперативном учете без включения себестоимости полуфабрикатов, принятых в обработку из других цехов.
Бесполуфабрикатный метод предусматривает:
1) только учет затрат по переделам, себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяется, исчисляется лишь себестоимость готовой продукции;
2) учет затрат ведется без бухгалтерских записей при передаче полуфабрикатов собственного производства из одного структурного подразделения в другое;
3) контроль движения полуфабрикатов осуществляется в натуральном выражении, без записей на бухгалтерских счетах;
4) затраты на изготовление полуфабрикатов учитываются по цехам в разрезе статей расходов;
5) стоимость исходного сырья включается в себестоимость только одного передела;
6) добавленные затраты отражаются по каждому переделу в отдельности;
7) себестоимость единицы готовой продукции формируется путем суммирования затрат производственных подразделений (переделов) с учетом доли их участия в процессе изготовления;
8) затраты на производство распределяются между товарный выпуском и остатками незавершенного производства.
Калькулирование себестоимости единицы продукции при данном методе состоит из трех этапов:
1) расчета объема производства в условных единицах, если известны данные о степени завершенности продукта на конкретном этапе обработки;
2) оценки себестоимости одной условной единицы продукции;
3) оценки себестоимости готовой продукции и незавершенного производства.
Метод позаказного учета затрат используется при изготовлении конкретного заказа продукции. Объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ (изделие, вид оказываемых услуг и т.п.), включающий две и более составляющих. Себестоимость заказа представляет собой сумму себестоимостей входящих в него более простых продуктов. Затраты на каждую единицу заказа определяются отношением общих затрат на заказ на количество единиц заказа.
Метод применяется в ремонтных, столярных, швейных мастерских, в строительстве. Используется как в производственных, так и непроизводственных организациях. Себестоимость заказа определяется суммой всех затрат производства со дня открытия заказа до дня его выполнения. Это является существенным недостатком, так как невозможно проконтролировать себестоимость в течение выполнения заказа.
При этом методе:
1) все данные о понесенных затратах собираются по конкретному заказу;
2) затраты аккумулируются по каждой завершенной партии, а не за промежуток времени;
3) для учета затрат ведется только один счет «Незавершенное производство»;
4) расшифровка счета осуществляется с помощью отдельных карточек учета затрат по заказу, находящемуся в производстве;
5) запись затрат при позаказном методе калькулирования осуществляется в следующем порядке:
- затраты записываются сначала на счет учета затрат на производство;
- по окончании изготовления изделий производственные затраты переносятся из незавершенного производства в запасы готовой продукции;
- после реализации продукции затраты списываются из запасов готовой продукции на счет реализованной продукции.
Оценка накладных расходов с помощью нормативного коэффициента является приближенной, поэтому сумма накладных расходов, понесенных в течение периода, будет более точной, если использовать цеховые накладные коэффициенты расходов.
Во внепроизводственных организациях под заказом подразумевается договор на услуги.
Существует три подхода к определению базы и значения нормативного коэффициента распределения косвенных затрат:
1) выбирается статья прямых затрат (обычно трудозатраты работников предприятия) и рассчитывается один коэффициент;
2) выбирается несколько статей прямых затрат и рассчитывается общий коэффициент;
3) выбирается несколько статей прямых затрат и рассчитывается несколько коэффициентов распределения косвенных затрат.
При позаказном методе затраты цехов учитываются по отдельным заказам и статьям калькулирования, а затраты сырья, материалов, топлива и энергии - по отдельным группам. По изделиям, на которые не требуется составлять развернутые отчетные калькуляции, учет затрат может осуществляться только по статьям расходов без расшифровки материалов по группам. Всю первичную документацию заполняют с обязательным указанием номеров (шифров) заказов. Фактическую себестоимость единицы изделий или работ определяют после выполнения заказа путем деления суммы затрат на количество изготовленных по этому заказу изделий. При сдаче изделий заказчику или на склад частями до окончания заказа в целом их оценивают по плановой или фактической себестоимости однородных изделий, выпускавшихся ранее, с учетом изменений в конструкции, технологии и условиях производства. Чтобы при позаказном методе правильно распределять затраты, нужно организовать тщательный контроль за правильной выпиской первичных документов в соответствии с нормативно-технической документацией.
В индивидуальном и мелкосерийном производстве детали и узлы подразделяются на: детали и узлы, изготавливаемые только для отдельного конкретного изделия (заказа); детали и узлы, общие для нескольких изделий (заказов).
Затраты на производство этих деталей и узлов, изготавливаемых, как правило, в порядке серийного или массового производства, учитываются с помощью нормативного метода. По комплектам таких деталей и узлов, предназначенных для изготовления изделий индивидуального производства, исчисляется нормативная и фактическая себестоимость.
Полная себестоимость изготавливаемого в индивидуальном порядке изделия слагается из затрат, учтенных по заказу (в части так называемых оригинальных деталей и узлов), и стоимости общих деталей и узлов, изготавливаемых в порядке серийного или массового производства.
Для учета затрат на каждый заказ открывают отдельный аналитический счет с указанием шифра заказа. Учет прямых затрат по отдельным заказам ведут на основании первичных документов, отражающих выработку, расход материалов и т.п., с обязательным указанием соответствующего шифра заказа. Косвенные расходы распределяют между отдельными заказами условно принятым в данном производстве или отрасли способом. Все затраты считаются незавершенным производством вплоть до окончания заказа. При частичном выполнении заказов и их сдаче выпуск оценивают по фактической себестоимости ранее выполненных заказов с учетом изменений в их конструкции, технологии, условиях производства.
Важнейшими элементами нормативного метода учета затрат на производство являются своевременное выявление отклонений от действующих норм и учет изменений норм. Это наиболее прогрессивный метод, позволяющий эффективно использовать данные учета для выявления резервов снижения себестоимости и оперативного руководства производством.
Нормативный метод учета затрат основан на сравнении фактических результатов с некоторыми нормативами, вычислении отклонений фактических данных от нормативных, анализе этих отклонений и принятии соответствующих управленческих решений.
Для использования нормативного метода калькулирования необходимо:
- составить для единицы каждого вида изделия нормативную карту, в которой отражаются: наименование продукции, ее код, технологический маршрут обработки по производственным подразделениям (участкам, цехам);
- указать для каждого изделия номенклатуру материалов, по которым устанавливаются планово-расчетные цены;
- знать нормативную цену прямых материалов (определяется на основе анализа тенденций на рынке данного вида материала, совокупности существующих и потенциальных поставщиков; ответственность за определение нормативной цены возлагается на агента по закупкам);
- знать нормативное количество прямых материалов (зависит от уровня интенсификации и технологии производства, состояния машин и механизмов);
- возложить ответственность за нормативное количество материалов на производственных менеджеров предприятия (агентов по закупке сырья, материалов, комплектующих и т.п.);
- определить нормативную трудоемкость каждого изделия на основе учета всех технологических операций, связанных с производством продукции;
- знать нормативное рабочее время на изготовление единицы продукции на данной технологической операции;
- знать нормативную ставку оплаты прямого труда по каждой технологической операции, которая учитывает разряд работы. Как правило, ставки определяются самим предприятием и фиксируются в трудовом контракте.
На основе этих данных рассчитываются нормативные затраты прямых материальных и прямых трудовых ресурсов на единицу продукции.
Нормативные затраты прямых материальных ресурсов определяются как произведение нормативной цены и нормативного количества материальных ресурсов.
Нормативные затраты прямых трудовых ресурсов определяются как произведение нормативной ставки оплаты прямого труда на нормативное рабочее время.
Помимо прямых материальных и прямых трудовых затрат рассчитываются нормативные коэффициенты переменных и постоянных общепроизводственных расходов.
Нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов - это частное от деления планируемых переменных общепроизводственных расходов на планируемое количество нормативных машино-часов или человеко-часов прямого труда.
Нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов - это частное от деления планируемых постоянных общепроизводственных расходов на среднегодовой уровень производственной мощности предприятия (нормальную производственную мощность), выраженную в нормах-часах прямого труда.
47. Учет и распределение косвенных затрат.
Деление затрат на прямые и косвенные. Состав косвенных затрат, их учет. Выбор базы распределения. Достоверность и точность исчисления себестоимости
По способу включения в себестоимость продукции затраты предприятия подразделяются на прямые и косвенные. Прямыми являются расходы по производству конкретного вида продукции. Поэтому они могут быть отнесены на объекты калькуляции в момент их совершения или начисления прямо на основании данных первичных документов. К ним относятся: затраты сырья, материалов, заработная плата производственных рабочих и др.
Под косвенными понимают расходы, которые носят общий для производства нескольких видов продукции характер и включаются в их себестоимость косвенным путем (общепроизводственные расходы, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, управленческие расходы, часть расходов на продажу и другие) с помощью методов распределения (ставок, процентов, коэффициентов и баз распределения и других).
Основные затраты чаще всего выступают в виде прямых, а накладные - косвенных, но они не являются тождественными. Группировка затрат на прямые и косвенные необходима при организации отдельных систем учета полных и частичных затрат на производство.
К косвенным затратам в составе себестоимости продукции (работ, услуг) можно отнести затраты на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Первые два вида расходов включают в себестоимость продукции по статье «Общепроизводственные расходы» и учитывают на синтетическом счете 25 «Общепроизводственные расходы».
Общехозяйственные расходы учитывают на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и по такой же статье включают в себестоимость продукции. Указанные счета активные, собирательно-распределительные. На дебете счетов в течение месяца отражают затраты, по кредиту осуществляют списание затрат на производственные счета.
После завершения месяца остатки на указанных счетах отсутствуют. Для указанных расходов установлена единая методика контроля затрат:
1) по каждому их виду составляют плановую смету с подразделением по статьям;
2) аналитический учет затрат осуществляют по статьям в соответствии с установленной номенклатурой;
3) фактические затраты по статьям сопоставляют со сметными и устанавливают отклонения.
Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования учитывают обычно на отдельном субсчете счета 25 «Общепроизводственные расходы». Аналитический учет расходов по содержанию и эксплуатации производственного оборудования ведут по каждому цеху (производству др.) в отдельности по следующей типовой номенклатуре статей:
1) «Амортизация оборудования и транспортных средств»;
2) «Эксплуатация оборудования» (стоимость смазочных, обтирочных и прочих вспомогательных материалов, заработная плата рабочих, обслуживающих оборудование, отчисления на социальные нужды, стоимость потребленного топлива и всех видов энергии, услуги вспомогательных производств и т.п.);
3) «Текущий ремонт оборудования и транспортных средств»;
4) «Внутризаводское перемещение грузов»;
5) «Прочие расходы».
По окончании месяца расходы на содержание и эксплуатацию оборудования списывают на счета 20 «Основное производство» и 28 «Брак в производстве» (в части исправимого брака) и распределяют между отдельными видами продукции и незавершенным производством выбранным предприятием способом.
Распределение косвенных расходов между объектами калькуляции может осуществляться несколькими способами: пропорционально основной заработной плате, нормативным или плановым затратам, сметным (нормативным) ставкам на содержание и эксплуатацию оборудования, массе и объему продукции, количеству отработанных рабочими человеко-часов, количеству машино-часов оборудования и другими. При выборе способа распределения косвенных расходов предприятия необходимо учитывать специфику его работы, в том числе уровень механизации и автоматизации отдельных подразделений, уровень квалификации счетных работников и другие факторы.
На втором субсчете счета 25 «Общепроизводственные расходы» ведут учет расходов по обслуживанию, организации, управлением структурным подразделением (цехом, производством и т.д.).
Общие для всей организации расходы учитывают на активном синтетическом счете 26 «Общехозяйственные расходы». Их аналитический учет ведут по отдельным статьям, сгруппированным в четыре раздела:
А. Расходы на управление организацией.
Б. Общехозяйственные расходы.
В. Сборы и отчисления.
Г. Общезаводские непроизводительные расходы.
48. Нормативный метод учета затрат на производство.
Нормативный метод как инструмент учета, планирования и контроля затрат. Определение нормативных затрат и их использования в калькулировании себестоимости. Вычисление отклонений прямых материальных затрат, прямых трудовых затрат, общепроизводственных расходов. Учетные записи в системе нормативного учета, запись отклонений в регистрах бухгалтерского учета.
Нормативный метод эффективно функционирует в относительно стабильных условиях, когда можно установить нормативы и использовать их на протяжении достаточно продолжительного периода (квартал, год и т.д.) или имеется нормативная база, содержащая нормативные, сменные показатели, рассчитываемые на основе первичной технологической, конструкторской, финансовой и административной документации. Если условия функционирования предприятия постоянно меняются, то использование метода затруднительно. Метод наиболее эффективен при массовом поточном производстве. Если при этом используется процессный метод учета, то это позволяет оценить эффективность основных производственных процессов, действующих на предприятии. Возможно вести оперативный учет отклонений фактических затрат от норм с указанием места их возникновения, причин и виновников. Метод позволяет фиксировать изменения норм в результате внедрения организационно-технических мероприятий и определять влияние этих изменений на себестоимость продукции.
Фактическая себестоимость продукции слагается из суммы затрат по текущим нормативам, отклонений от норм и изменений норм и т.д.
Для использования нормативного метода калькулирования необходимо:
1) составить для единицы каждого вида изделия нормативную карту, в которой отражаются: наименование продукции, ее код, технологический маршрут обработки по производственным подразделениям (участкам, цехам);
2) указать для каждого изделия номенклатуру материалов, по которым устанавливаются планово-расчетные цены;
3) знать нормативную цену прямых материалов (определяется на основе анализа тенденций на рынке данного вида материала, совокупности существующих и потенциальных поставщиков; ответственность за определение нормативной цены возлагается на агента по закупкам);
4) знать нормативное количество прямых материалов (зависит от уровня интенсификации и технологии производства, состояния машин и механизмов);
5) возложить ответственность за нормативное количество материалов на производственных менеджеров предприятия (агентов по закупке сырья, материалов, комплектующих и т.п.);
6) определить нормативную трудоемкость каждого изделия на основе учета всех технологических операций, связанных с производством продукции;
7) знать нормативное рабочее время на изготовление единицы продукции на данной технологической операции;
8) знать нормативную ставку оплаты прямого труда по каждой технологической операции, которая учитывает разряд работы. Как правило, ставки определяются самим предприятием и фиксируются в трудовом контракте.
На основе этих данных рассчитываются нормативные затраты прямых материальных и прямых трудовых ресурсов на единицу продукции.
Нормативные затраты прямых материальных ресурсов определяются как произведение нормативной цены и нормативного количества материальных ресурсов.
Нормативные затраты прямых трудовых ресурсов определяются как произведение нормативной ставки оплаты прямого труда на нормативное рабочее время.
Помимо прямых материальных и прямых трудовых затрат рассчитываются нормативные коэффициенты переменных и постоянных общепроизводственных расходов.
Нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов - это частное от деления планируемых переменных общепроизводственных расходов на планируемое количество нормативных машино-часов или человеко-часов прямого труда.
Нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов - это частное от деления планируемых постоянных общепроизводственных расходов на среднегодовой уровень производственной мощности предприятия (нормальную производственную мощность), выраженную в нормах-часах прямого труда.
Использование среднегодового уровня производственной мощности позволяет учитывать норму отнесения всех постоянных расходов на единицу продукции.
Основой для исчисления фактической себестоимости выпускаемой продукции при нормативном методе служат калькуляции нормативной себестоимости (нормативные калькуляции), составленные на основе норм затрат, действующих на начало месяца. Эти калькуляции используются для определения фактической себестоимости продукции, оценки брака, незавершенного производства (при инвентаризациях) и для экономического анализа.
Таблица 1 - Расчет отклонений от норм затрат
| Виды отклонений | Расчет отклонений |
| I. По материалам | |
| 1. По цене используемых материалов | (Нормативная цена единицы материала – фактическая цена) * количество купленного материала |
| 2. По количеству используемых материалов | (Нормативное количество материала на фактический выпуск продукции – фактический расход материалов) * нормативная цена материалов |
| 3. Совокупное отклонение расхода материалов | (Нормативные затраты на единицу материала – фактические затраты на единицу материала) * фактическое количество используемых материалов на выпуск продукции |
| II. По труду | |
| 1. По ставкам заработной платы | (Нормативная почасовая ставка заработной платы – фактическая почасовая ставка заработной платы) * фактически отработанное время |
| 2. По производительности труда | (Нормативное время на фактический выпуск продукции – фактически отработанное время) * нормативная почасовая ставка оплаты труда |
| 3. Совокупное отклонение по трудовым затратам | (Нормативные затраты труда на единицу продукции – фактические затраты труда на единицу продукции) * фактический объем выпуска продукции |
| III. По накладным расходам | |
| 1. По постоянным накладным расходам | (Сметная ставка постоянных накладных расходов на единицу продукции – фактическая ставка постоянных накладных расходов на единицу продукции) * фактический объем выпуска продукции |
| 2. По переменным накладным расходам | (Сметная ставка переменных накладных расходов на единицу продукции - фактическая ставка переменных накладных расходов на единицу продукции) * фактический объем выпуска продукции |
49. Бухгалтерский баланс.
Значение и функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике. Принципы построения баланса. Взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом «О прибылях и убытках». (Ф №2) и другими формами отчетности
Бухгалтерский баланс является не только одной из основных форм финансовой отчетности, но и содержит в себе важные методологические предпосылки, определяющие методологию ведения бухгалтерского учета. Бухгалтерский баланс как отчетная форма характеризует состояние хозяйственных средств с точки зрения их состава и источников формирования в денежном виде на определенную дату. Средства представленные в активе, совершают непрерывный кругооборот, складывающийся из бесчисленного количества всевозможных технологических и организационных хозяйственных операций, формирующих процессы приобретения и заготовления материальных ресурсов, их переработки, выпуска и продажи готовой продукции. Чем активнее пульсируют средства в кругообороте, чем быстрее они оборачиваются, тем рациональнее они используются и тем экономически эффективнее функционирует предприятие, так как каждый виток в кругообороте не только возмещает затраченные средства, но и приносит прибыль
В связи с различным характером участия с кругообороте хозяйственные средства делятся на оборотные и внеоборотные активы Различие между ними заключается не в том. что одни из них участвуют в обороте, а другие нет. а в том. как они участвуют в нем. Оборотные средства по мере потребления вступают в оборот всей своей массой, изменяют при отом свою форму, превращаясь из одних видов в другие-из денежных средств в запасы сырья, из сырья по мере переработки в детали, полуфабрикаты и готовые изделия, готовые изделия при продаже - в денежные средства и т. д. Внеоборотные активы выступающие в виде зданий, сооружений, машин, оборудования и других материальных объектов основных средств или нематериальных активов а также других долгосрочных вложений. служат длительное время, снашиваются постепенно и по мере износа частями постепенно вступают в кругооборот. Их оборот приобретает замедленный характер и занимает длительное время, поэтому они в балансе выделены в специальный раздел, именуемый "Внеоборотные активы".
Внеоборотные активы выступающие в виде зданий, сооружений, машин, оборудования и других материальных объектов основных средств или нематериальных активов а также других долгосрочных вложений. служат длительное бремя, снашиваются постепенно и по мере износа частями постепенно вступают в кругооборот. Их оборот приобретает замедленный характер и занимает длительное время, поэтому они в балансе выделены в специальный раздел, именуемый "Внеоборотные активы"
Поскольку средства в активе баланса сгруппированы в порядке ускорения оборота или повышения уровня ликвидности - от основных средств к материальным запасам и денежным средствам, вторым разделом актива баланса являются "Оборотные активы". Источники в пассиве делятся на собственные и привлеченные Собственные источники принадлежат самому предприятию и представлены в первом разделе пассива в виде капитала и резервов, а привлеченные, то есть заемные или возникшие в ходе расчетных отношений в виде кредитной задолженности, в последующих двух разделах. Привлеченные в зависимости от срока их погашения делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Это и определяет структуру пассива баланса и последовательность размещения в нем источников хозяйственных средств Такое построение баланса дает возможность создать отчетливое представление об объеме, структуре и состоянии средств предприятия, об обеспеченности их собственными и привлеченными источниками их покрытия, а также о финансовых результатах и их использовании. Эта информация является чрезвычайно важной для инвесторов, кредиторов поставщиков, покупателей, государственных финансовых и налоговых органов и всех других пользователей бухгалтерской отчетности, так как она позволяет оценить рентабельность предприятия. его платежеспособность, состояние и эффективность использования ресурсов, кредитные и расчетные отношения, жизнеспособность и эффективность предпринимательской деятельности.
Рассмотрим взаимоувязку показателей форм № 1 и № 2. Их две. Первая увязка относится к показателю нераспределенной прибыли. Минфин России не раз обращал внимание на тот факт, что записи по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» могут производиться лишь по операциям, предусмотренным Планом счетов. В последнем из указанных Писем финансовое ведомство даже рекомендовало промежуточные дивиденды, выплаченные в течение года, за который подготавливается бухгалтерская отчетность, отражать обособленно в годовом балансе в разделе «Капитал и резервы» (в круглых скобках). Это дает возможность пользователям отчетности понять, на что была потрачена чистая прибыль текущего года.
Вторая увязка связана с тем, что в соответствии с требованиями ПБУ 18/02, пользователь отчетности должен видеть, как показатель бухгалтерской прибыли (убытка) связан с суммой налога на прибыль организаций. По этой причине постоянные налоговые обязательства (активы), отложенные налоговые активы (ОНА), отложенные налоговые обязательства (ОНО) и текущий налог на прибыль отражаются в отчете о прибылях и убытках. При этом отдельно в пояснениях к балансу и отчету о прибылях и убытках раскрываются условный расход (условный доход) по налогу на прибыль и все переходные составляющие к сумме текущего налога на прибыль.
ОНА и ОНО, влияющие на показатель текущего налога, могут быть исчислены как разница сальдо по соответствующим счетам на начало и конец отчетного периода (показаны в бухгалтерском балансе) либо как разница оборотов за год по этим счетам. Итак, указанные взаимоувязки статей отчетности приведены в таблице 1.
Таблица 1. Взаимосвязь формы № 1 формы № 2
| Наименование показателя и код строки | |
| Бухгалтерский баланс | Отчет о прибылях и убытках |
| «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (470), столбец 4 - столбец 3 | «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» (190), столбец 3 |
| «Отложенные налоговые активы» (145), столбец 4 - столбец 3 | «Отложенные налоговые активы» (141), столбец 3 |
| «Отложенные налоговые обязательства» (515), столбец 4 - столбец 3 | «Отложенные налоговые обязательства» (142), столбец 3 |
Взаимосвязь между остальными формами бухгалтерской отчетности можно представить при помощи таблиц 2,3.
Таблица 2. Взаимосвязь формы № 3 и формы № 1
| Отчет об изменениях капитала (форма № 3) | Бухгалтерский баланс (форма № 1) | ||
| наименование (строка) | наименование (графа) | наименование (строка) | наименование (графа) |
| Остаток на 1 января отчетного года (100) | Уставный капитал (3) | Уставный капитал (410) | На начало отчетного года (3) |
| Остаток на 31 декабря отчетного года (140) | Уставный капитал (3) | Уставный капитал (410) | На конец отчетного года (4) |
| Остаток на 1 января отчетного года (100) | Добавочный капитал (4) | Добавочный капитал (420) | На начало отчетного года (3) |
| Остаток на 31 декабря отчетного года (140) | Добавочный капитал (4) | Добавочный капитал (420) | На конец отчетного года (4) |
| Остаток на 1 января отчетного года (100) | Резервный капитал (5) | Резервный капитал (430) | На начало отчетного года (3) |
| Остаток на 31 декабря отчетного года (140) | Резервный капитал (5) | Резервный капитал (430) | На конец отчетного года (4) |
| Резервы, образованные в соответствии с законодательством (данные отчетного года) | Остаток (3) | Резервы, образованные в соответствии с законодательством (431) | На начало отчетного года (3) |
| Резервы, образованные в соответствии с законодательством (данные отчетного года) | Остаток (6) | Резервы, образованные в соответствии с законодательством (431) | На конец отчетного года (4) |
| Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами (данные отчетного года) | Остаток (3) | Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами (432) | На начало отчетного года (3) |
| Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами (данные отчетного года) | Остаток (6) | Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами (432) | На конец отчетного года (4) |
| Резервы предстоящих расходов (данные отчетного года) | Остаток (3) | Резервы предстоящих расходов (650) | На начало отчетного года (3) |
| Резервы предстоящих расходов (данные отчетного года) | Остаток (6) | Резервы предстоящих расходов (650) | На конец отчетного года (4) |
Таблица 3. Взаимосвязь формы № 4 и формы № 1
| Отчет о движении денежных | Бухгалтерский баланс (форма № 1) | ||
| наименование (строка) | графа | наименование (строка) | графа |
| Остаток денежных средств на начало отчетного года | 3 | Денежные средства (260) - за исключением сумм, учтенных по дебету счета 50 субсчет «Денежные документы» | 3 |
| Остаток денежных средств на конец отчетного года | 3 | Денежные средства (260) - за исключением сумм, учтенных по дебету счета 50 субсчет «Денежные документы» | 4 |
50. Консолидированная бухгалтерская отчетность.
Международные и национальные стандарты в бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Состав и структура консолидированной отчетности. Процедура консолидации.
Переход России к принципиально новым экономическим отношениям обусловил необходимость кардинального реформирования российской системы бухгалтерского учета. Целью реформирования является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами учета и финансовой отчетности (далее МСФО) и требованиями рыночной экономики для обеспечения сопоставимости информации, формируемой российскими и зарубежными хозяйствующими субъектами. Данная цель определена в Постановлении Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».
Задачи реформы заключаются в следующем:
сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа будет проводиться по следующим основным направлениям:
- совершенствование нормативного правового регулирования;
- формирование нормативной базы (стандарты);
- методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
- кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
- международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).
Особым объектом анализа и важным дополнительным источником информации для оценки финансового состояния организации и ее финансовых результатов является сводная (консолидированная) отчетность, которую составляют корпоративные структуры. Когда мы используем термин «отчетность», то рассматриваем финансовую отчетность предприятия или организации, не углубляясь в их организационно-экономическую структуру. Между тем современные крупные организации могут объединять несколько предприятий с различной системой участия. Под одним наименованием находится не одно предприятие, а целая группа связанных предприятий. Организации, имеющие в своей структуре дочерние предприятия, составляют консолидированную отчетность, получившую в нашей стране название сводной отчетности.
В состав консолидированной отчетности входят сводные: бухгалтерский баланс (форма N 1); отчет о финансовых результатах (форма N 2); отчет об изменении капитала (форма N 3); отчет о движении денежных средств (форма N 4); приложения к бухгалтерскому балансу (формы N 5 и N 6); пояснительная записка (с раскрытием информации по сегментам и аффилированным лицам); аудиторское заключение.
Консолидированная отчетность имеет цель – показать инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная потребность составления консолидированных отчетов - элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы.
Бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в консолидированную бухгалтерскую отчетность, если головная организация:
- обладает более 50% голосующих акций акционерного общества или более 50% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;
- определяет решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с договором, заключенным между головной организацией и дочерним обществом;
- имеет иные способы определения решений, принимаемых дочерним обществом.
В свою очередь, данные о зависимом обществе включаются в сводную отчетность, если головная организация имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Материнская компания может не составлять и не представлять консолидированную финансовую отчетность, если:
- она сама является дочерним предприятием, находящимся в полной или частичной собственности другого предприятия, и его другие владельцы, включая тех, кто в иных случаях не обладает правом голоса, были проинформированы и не возражают против того, чтобы материнское предприятие не представляло консолидированную финансовую отчетность;
- долговые или долевые инструменты материнского предприятия не обращаются на открытом рынке (местная или зарубежная фондовая биржа либо внебиржевой рынок, включая местные и региональные рынки);
- материнское предприятие не представило и не готовится представлять финансовую отчетность в комиссию по ценным бумагам или иную регулирующую организацию для целей выпуска инструментов различных классов на открытый рынок;
- конечное или промежуточное материнское предприятие рассматриваемого материнского предприятия представляет консолидированную финансовую отчетность для широкого круга пользователей, которая соответствует Международным стандартам финансовой отчетности.
В консолидированную бухгалтерскую отчетностьне включаются отчеты предприятий, в принципе входящих в сферу консолидации, но не представляющих интереса для объединения.
В зависимости от характера сделки при инвестировании и установлении контроля выделяют два метода составления первичной консолидированной отчетности: метод покупки (приобретения) и метод слияния (поглощения). Эти методы различаются процедурно и оказывают большое влияние на совокупные финансовые результаты, представляемые в консолидированной отчетности.






