Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения

 

40.03.01 Юриспруденция

профиль подготовки – уголовно-правовой

деятельность участкового уполномоченного полиции

 

 

Квалификация (степень) – «Бакалавр»

обсуждены и одобрены на заседании кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Протокол № 1 от «31» августа 2017 г. Подготовил: начальник кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин, к.ю.н., доцент подполковник полиции Миронова О.А..  

Симферополь

2017


 


ВВЕДЕНИЕ

 

Отрасль «Конституционное право России» занимает особое в правовой системе Российского государства. Ее ведущая роль обусловлена спецификой общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования.

Знание науки конституционного права РФ дает «ключ» к усвоению всех других юридических дисциплин.

Цели и задачи дисциплины

Цель:

· освоение обучающимися теоретического и нормативного содержания дисциплины, в рамках ее предметной области (наиболее важные правоотношения, закладывающие основы функционирования государства и общества), а также формирование на основе этих знаний, соответствующих умений и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

Задачи:

· ознакомить обучаемых с основными понятиями и теориями научного знания в области конституционного права;

· ознакомить обучаемых с основополагающими источниками, регулирующими конституционно-правовые отношения;

· заложить основы профессионального уровня правового сознания и правовой культуры у обучаемых;

· подготовить обучаемых к практической деятельности, в той или иной степени затрагивающей сферу конституционно-правовых отношений.

 

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

 

Дисциплина «Конституционное право России» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. (С 3.1.4)

Для того чтобы приступить к изучению дисциплины «Конституционное право России», обучаемый должен обладать знаниями, умениями и навыками, которые предусмотрены требованиями для изучения предшествующей дисциплины – «Теория государства и права». Обучаемый должен:

· знать природу и сущность государства и права; основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исторические типы и формы права и государства, их сущность и функции; систему права, механизм государства; механизм и средства правового регулирования, реализации права; роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни, основные особенности становления и развития государства и права России.

· уметь оперировать юридическими понятиями и категориями;

· владеть юридической терминологией.

 

Дисциплина Конституционное право России является предшествующей для изучения всех отраслевых юридических дисциплин. Во всех отраслях российского права получает воплощение и конкретизацию закрепленный конституционно-правовыми нормами государственно-правовой принцип: «Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью».

Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федеративного устройства России, разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами.

Все отрасли права основываются на закрепленных конституционным правом принципах организации государственной власти, компетенции и основных началах деятельности всех органов государства, выступающих субъектами отраслевых правоотношений.

Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно ее нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют круг субъектов законодательной инициативы, виды правовых актов в соответствии с их юридической силой.

Основным источником конституционного права России является Конституция - основной закон государства, нормы которого являются исходными для всех отраслей права.

Так, определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы конституционного права устанавливают основные начала для административного права. Закрепляя различные формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, конституционное право устанавливает основы для гражданского и хозяйственного права. Определяя основы бюджетной системы Российской Федерации, систему налогов, нормы конституционного права определяют основы финансового права.

Устанавливая систему органов судебной власти, конституционные принципы правосудия, права граждан в сфере судопроизводства, конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовного процесса, других отраслей судебного права.

Современное развитие государственного устройства России, переход к демократизации и гражданскому обществу предполагает предъявление новых требований к профессионализму и образованности сотрудников органов внутренних дел. Они должны овладеть глубокими знаниями по всем отраслям права, в том числе - и конституционного права РФ.

Самостоятельная работа слушателей наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей профилирующими кафедрами, учебным отделом, методическими секциями кафедр.

Ввиду отсутствия однозначного определения термина самостоятельная работа в педагогической литературе мы будем придерживаться следующей формулировки: самостоятельная работа — это планируемая работа курсантов и слушателей, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т. д. Значимость самостоятельной работы выходит далеко за рамки отдельного предмета, в связи с чем выпускающие кафедры должны разрабатывать стратегию формирования системы умений и навыков самостоятельной работы. При этом следует исходить из уровня самостоятельности абитуриентов и требований к уровню самостоятельности выпускников с тем, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут.

Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу слушателей и слушателей и совершенствовать ее качество. Коллективами кафедр разрабатываются:

1. Система заданий для самостоятельной работы.

2. Темы рефератов и докладов.

3.  Инструкции и методические указания к выполнению лабораторных
работ, тренировочных упражнений, домашних заданий и т. д.

4. Списки обязательной и дополнительной литературы. Самостоятельная работа носит деятельностный характер и поэтому в ее структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности как таковой: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль. В связи с этим можно выделить условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:

1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).

2. Четкая постановка познавательных задач.

3. Алгоритм, метод выполнения работы, знание курсантом способов ее
выполнения.

4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.

5.   Определение видов консультационной помощи (консультации —
установочные, тематические, проблемные).

6. Критерии оценки, отчетности и т. д.

7.  Виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т. д.).

В зависимости от воспроизводящих и творческих процессов различают три уровня самостоятельной работы:

1. Репродуктивный (тренировочный) уровень.

2. Реконструктивный уровень.

3. Творческий, поисковый.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: