Общие требования к выпускнику аспирантуры

Выпускник аспирантуры должен быть широко эрудирован, иметь фундаментальную научную подготовку, владеть современными ин­формационными технологиями, включая методы получения, обработки и хранения научной информации, уметь самостоятельно формировать научную тематику, организовывать и вести научно-исследовательскую деятельность по избранной научной специальности.

Требования к научно-исследовательской работе аспиранта

Научно-исследовательская часть программы должна:

- соответствовать основной проблематике научной специаль­ности, по которой защищается кандидатская диссертация:

- обладать актуальностью, научной новизной, практической значимостью;

- использовать современные теоретические, методические и технологические достижения отечественной и зарубежной науки и практики;

- использовать современную методику научных исследований;

- использовать современные методы обработки и интерпрета­ции исходных данных, при необходимости с применением компью­терных технологий;

- содержать теоретические (методические, практические) раз­делы, согласованные с научными положениями, защищаемыми в кан­дидатской диссертации.

3. Требования к выпускнику аспирантуры по профессиональ­
ной подготовке (специальным дисциплинам), иностранному языку,
философии и специальности научных работников определяются про­
граммами кандидатских экзаменов по соответствующим дисципли­
нам и требованиями к квалификационной работе (диссертации на со­
искание ученой степени кандидата педагогических наук).

29


Требования к итоговой государственной аттестации аспиранта

1. Итоговая аттестация аспиранта включает сдачу кандидатских
экзаменов и представление диссертации в ученый или диссертацион­
ный советы.

Порядок проведения кандидатских экзаменов устанавливается Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Россий­ской Федерации. Образовательные учреждения и научные организа­ции, реализующие программы послевузовского профессионального образования, вправе включать в кандидатский экзамен по научной специальности дополнительные разделы, обусловленные спецификой научной специальности или характера подготовки аспиранта.

Требования к содержанию и оформлению диссертационной ра­боты определяются Высшей аттестационной комиссией Министерст­ва образования Российской Федерации (ВАК России).

2. Требования к итоговой государственной аттестации (порядок
представления и защиты диссертации на соискание степени кандида­
та наук) разрабатываются Высшей аттестационной комиссией Мини­
стерства образования Российской Федерации (ВАК России).












Документы, подтверждающие освоение основной образовательной программы подготовки

Аспиранта

1. Лицам, полностью выполнившим основную образовательную программу при обучении в аспирантуре в образовательных учрежде­ниях и научных организациях, реализующих программы послевузов­ского профессионального образования, и прошедшим итоговую атте­стацию выдается удостоверение.

2. Лицам, полностью выполнившим основную образовательную программу послевузовского профессионального образования и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию (защитившим дис­сертацию на соискание ученой степени кандидата наук), выдается ди­плом кандидата наук, удостоверяющий присуждение искомой степени.

30


РАЗДЕЛ 4

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПОДГОТОВКИ

АСПИРАНТОВ И СОИСКАТЕЛЕЙ ПО ПЕДАГОГИКЕ

ЧГПУ

4.1.1 компонент программы

Образовательно-профессиональные дисциплины

подготовки аспиранта / соискателя

 

Содержание Кол-во часов Ответственные
1 Иностранный язык 100 каф. английско-х) языка, каф. анг­лийской филоло­гии, каф. немец­кого языка, каф. французского языка
2 Философия 100 каф. философии
3 Специальные дисциплины Методология и методика инновационной дея­тельности педагога-исследователя 180 каф. педагогики, каф. ППиПМ
4 Дисциплины по выбору: 1. Инновационные технологии в организации об­ разовательного процесса в высшем профессио­ нальном образовании. 2. Компетентностно ориентированный подход в образовательных пгхлраммах высшего профес­ сионального образования. 3. Философско-методологичес-кие основы науч­ ного знания 100 каф. педагогики каф. ППиПМ
5 Педагогическая практика: 1) ознакомление с материальной базой (классная комната, сцециа-лизированный кабинет, учебные аудитории; наглядные пособия; компьютерная техника и др.); 2) ознакомление с учебно-мето-дической литера­ турой, нормативными документами, технологией проведения занятий по дисциплине; 100 каф. педагогики, каф. ППиПМ

31


3) проведение уроков, практических занятий и семинаров, чтение лекционных курсов; 4) отчет и проведении педагогической практики (методическое объединение, педагогический со­ вет, заседание кафедры, совет института и др.)    
6 Факультативные дисциплины: 1. Научные основы развития социального инсти­ тута воспитания детей и молодежи в условиях модернизации российского общества. 2. Научное обеспечение модернизации профес­ сионального образования. 3. Развитие общего среднего образования как фактор обеспечения конкурентоспособности России на мировой арене. 4. Социокультурные проблемы современного об­ разования. 5. Теоретико-методологические основы проекти­ рования современной системы управления обра­ зованием. 500 каф. педагогики, каф. ППиПМ
  Итого: 1080  

4.2. II компонент программы

Научно-исследовательская работа

и выполнение кандидатской диссертации

 

Содержание Кол-во часов Ответственные
1 Ознакомление с научной литературой по проблеме исследования 662 аспирант/ соискатель
2 Участие в научно-практических конферен­циях, дискуссиях, дебатах, семинарах, сим­позиумах 486 аспирант/ соискатель
3 Ознакомление с передовым опытом работы учреждений образования по проблеме дис­сертационного исследования 432 аспирант/ соискатель
4 Подготовка, проведение и подведение итогов экспериментальной, опытно-поисковой ра­боты 432 аспирант/ соискатель
5 Подготовка и написание статей по теме ис­следования 648 аспирант/ соискатель
6

Написание диссертации на соискание ученой  1376 степени кандидата педагогических наук

аспиранг/ соискатель

32


 

7 Обсуждение диссертационного исследования на научной лаборатории «Актуальные про­блемы образования и воспитания подрас­тающего поколения» 108 аспирант/ соискатель, научный руководитель
8 Работа с экспертами кафедры по проблеме исследования 162 аспирант/ соискатель
9 Подготовка и прохождение предзащиты дис­сертации на выпускающей кафедре 216 аспирант/ соискатель, научный руководитель
10 Подготовка и прохождение предзащиты пе­ред экспертами диссертационного совета 216 аспирант/ соискатель, научный руководитель
11 Работа с представителями профильной ка­федры ведущей организации и оппонентами по диссертационному исследованию 108 аспирант/ соискатель
  Итого: 4846  

4.3. III компонент программы Итоговая аттестация

 

Содержание Кол-во часов Ответственные

1 | Кандидатский минимум по философии

54 каф. философии, аспирант/соискатель
2 Кандидатский минимум по иностран­ному языку 54 каф. английского языка, каф. англий­ской филологии, каф. немецкого язы­ка, каф., каф. фран­цузского языка, аспирант/соискатель
3 Кандидатский минимум по специально­сти: а) 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования; б) 13.00.08 - теория и методика профес­ сионального обучения 54 каф. педагогики, каф. ППиПМ, аспирант/соискатель
  Итого: 162  

33


Содержание Кол-во часов Ответственные
1   Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кан- дидата педагогических наук: — представление документов в диссертационный совет — работа с филологом по тексту диссертации и автореферата — предпечатная подготовка ав­ тореферата и диссертации — рассылка автореферата — подготовка ответов на замеча­ ния в отзывах на автореферат — подготовка ответов на замеча­ ния оппонентов и ведущей орга­ низации — подготовка дискуссионного материала по развитию исследуе­ мой проблемы — подготовка документов (акты о внедрении, характеристика, личный листок, список научных трудов и др.) — подготовка доклада — подготовка мультимедийных материалов для доклада 392   аспирант/ соискатель, научный руководитель    
  Итого: 392  

РАЗДЕЛ 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ПО ПЕДАГОГИКЕ

5.1. Общая характеристика исследования по педагогике

Общеизвестно, что характер развития психолого-педагогических наук обусловливается сегодня ситуацией реального перехода челове­ческого сообщества в исторически новое состояние.

В этих условиях возникла острая необходимость выработки но­вой стратегии и определения главных направлений развертывания научной деятельности с учетом, во-первых, того глобального кризиса, который проявляется во всех областях жизнедеятельности людей и ставиг перед человеком огромное количество проблем, вызывая ин­теллектуальное, духовное, эмоциональное, физическое напряжение. Во-вторых, с учетом изменений, которые произошли в экономиче­ской, социальной, культурной сферах современного общества, свиде­тельствуя о характере, уровне и глубине разрушения базовых основ того мира, в котором мы жили совсем недавно. И, в-третьих, с уче­том изменения самого человека, его жизненных ритмов, а также от­ношений между людьми, между поколениями людей.

Все это требует и четкой оценки реальной ситуации, и поиска путей прогнозирования, проектирования будущего. Не случайно фи­лософы и историки, социологи и культурологи так остро дискутиру­ют сейчас о конце цивилизации, о формировании другого типа -постцивилизации, антропогенной цивилизации, ноосферного, психо­генного общества. Дело, однако, не в терминологии, а в том, что дей­ствительно произошел качественный скачок в развитии человеческо­го сообщества, ставший особенно заметным в последние 20-25 лет. И, по словам Д.И. Фельдштейна, мы сегодня не имеем права, закры­вая на это глаза, пролонгировать прежние исследования, проводя их на установках 70-80 и даже 90-х годов.

Исключительно острая, проблемная ситуация, в которой нахо­дятся сейчас психологическая и педагогическая науки, требует разра­ботки новых теоретических концепций, расширения исследований закономерностей психического, психофизиологического, социально-

35


го, личностного развития человека в условиях реального выхода его в открытое всемирное пространство, в том числе и через Интернет, что изменяет характер общения и деятельности.

При этом, с одной стороны, возрастает ответственность ученых, с другой - увеличивается сложность работы ученых, так как они должны вести свои поиски в условиях своего рода неопределенности, обусловленной высокой динамичностью происходящих процессов, выходом на историческую арену новых субъектов, объективным по­вышением активности человека, его более глубокой рефлексии на мир и, что очень важно, на себя, четко фиксируемой в перестройке ментаяьности, смене целей, ценностей, ориентации индивидов, появ­лении у них новых потребностей.

Постигая бытие на новом уровне своих знаний о нем, накоплен­ных в сфере кибернетики, космологии, генетики, информатики, а также в результате роста самосознания, саморазвития, человек, по су­ти, «вынужден» повышать свой энергетический потенциал и творче­ские способности, развивать прогностическую деятельность. То есть реальная ситуация существования человека в сегодняшнем мире зри­мо и качественно изменяет его в гораздо большей степени, чем когда-либо во все предшествующие времена цивилизации.

К чести психолого-педагогической науки надо заметить, что ученые достаточно быстро реагируют на сложившуюся ситуацию, нащупывая новые линии исследований. Показательно, что на первое место вышли работы, направленные не только на углубление уже имеющихся данных, но и на раскрытие новых характеристик созна­ния, самосознания, мышления, памяти, мотивационно-потребностной сферы людей разных возрастов.

Особое внимание уделяется раскрытию характера, структуры, со­держания, динамики отношений, в которых функционирует ребенок, юноша, взрослый человек; поиску новых видов и форм деятельности, позволяющих людям осознать и самооценить себя, приобрести уверен­ность в собственной значимости, адекватно относясь к оценкам других.

Ведутся интенсивные исследования по установлению условий профилактики и коррекции отклонений личностного развития, пре­одоления разных форм тревожности, агрессивности, химических за­висимостей.

Осуществляется широкомасштабная работа по определению возможностей научного обеспечения системы образования, в рамках

36


которой ведется поиск решения таких сложных проблем, как преодо­ление учебной перегрузки школьников, сохранение их психического и физического здоровья, возможности выбора жизненного пути.

В силу сложности, многогранности педагогического процесса в образовании необходимы очень разные - и по своей тематике, и по предметной направленности исследования. Педагогические исследова­ния по своей сути разноплановы и многофункциональны. Это исследо­вания историко-педагогического, философско-педагогического, соци­ально-педагогического, психолого-педагогического, методического ха­рактера. Однако, по мнению В.И. Загвязинского, практически все при­кладные исследования, связанные с функционированием и развитием образовательного процесса и образовательных учреждений, носят ком­плексный психолопмюдагогический (нередко социально-психолого-педагогический, медико-педагогический и т.д.) характер.

В последнее время, когда задачи развития личности стали при­оритетными, любое продуктивное исследование в образовательной области должно быть психолого-педагогическим, раскрывать и ис­следовать единство внешних и внутренних факторов образования, педагогические условия и способы формирования мотивации, уста­новок, ценностных ориентации, творческого мышления, интуиции, убеждений личности, условия ее здорового психического и физиче­ского развития. Строить подлинное исследование в образовательной сфере без определения ее психологического содержания невозможно.

В.И. Загвязинский отмечает, что если для определения позиций, диагностики, интерпретации результатов используются известные (стандартные) психологические подходы, методы и методики, тогда ис­следование определяется как педагогическое с использованием психоло­гических знаний и методов. Если же идет поиск личностно ориентиро­ванных, индивидуализированных или работающих на психологию кол­лектива позиций и подходов, более точных психологических подходов и методов (например, способов определения творческого потенциала лич­ности и степени ее реализации), то исследование становится психолого-педагогическим.

При этом педагогическое исследование всегда сохраняет свою спе­цифику: в нем речь идет о педагогическом процессе, об обучении и вос­питании, об организации и управлении процессом, в котором обязатель­но участвуют педагог и воспитанник, функционируют и развиваются педагогические отношения, решаются педагогические задачи.

37


5.2. Актуальные направления педагогических исследований

Проблематика большинства защищаемых в настоящее время дис­сертаций по педагогике связана с вопросами управления и организации деятельности образовательных учреждений в новых социально-экономических условиях, организации методической работы в них и вопросами перестройки содержания обучения. В то же время весьма мато диссертаций по проблемам воспитания, качества образования, форм, методов и средств обучения. Практически нет исследований по проблемам трудовой подготовки в школе и практического (производст­венного) обучения студентов профессиональных училищ и техникумов.

Обозначим примерную проблематику возможных исследований по педагогике. Забегая вперед, обратим внимание на то, что в основе любой проблемы лежит какое-то противоречие, рассогласование, требующее поиска решения, чаще всего гармоничного, а сама про­блема должна быть актуальной и истинной (т.е. действительно еще не решенной).

По мнению В. И. Загвязинского, к числу методологических и теоретических исследовательских проблем могут быть отнесены сле­дующие:

- соотношение философских, социальных, психологических и педагогических закономерностей и подходов при определении теоре­тических основ (концепции) и решении ведущих проблем педагоги­ческой деятельности, выборе направлений и принципов развития об­разовательных учреждений;

- способы отбора и интеграции в психолого-педагогическом исследовании подходов и методов конкретных наук (социологии, этики, валеологии и др.);

- специфика психолого-педагогических систем: образователь­ных, воспитательных, коррекционных, профилактических, лечебно-оздоровительных и т.д.;

- соотношение глобачьных, общероссийских, региональных, местных (локальных) интересов и условий при конструировании пси­холого-педагогических систем и проектировании их развития;

- учение о гармонии и мере в педагогическом процессе и прак­тические способы их достижения;

38


- соотношение и взаимосвязь процессов социализации и инди­видуализации, новаторства и традиций в образовании:

- критерии успешности воспитательной работы, развития лич­ности воспитанников в определенных типах образовательных учреж­дений;

- методология и технология педагогического проектирования (на уровне предмета, образовательного учреждения, педагогической системы города, района, региона и др.);

- способы корректного конструирования и эффективного осу­ществления всех этапов исследовательского поиска.

Среди прикладных (практических) проблем можно назвать сле­дующие:

- развивающие возможности современных методических систем;

- гуманитарное образование и духовный мир учителя;

- пути и условия интеграции гуманитарного и естественно­научного образования в средней школе;

- здоровьесберегающие технологии в учебном процессе;

- развивающие возможности новых информационных технологий;

- сравнительная эффективность современных систем обучения для различных категорий учащихся;

- традиции обучения и воспитания в России и других государ­ствах бывшего СССР и их использования в современных условиях;

- формирование воспитательной системы школы (или иного образовательного учреждения);

- школа в системе социального воспитания и обучения;

- педагогические возможности «открытой» школы;

- семья в системе социального воспитания;

- подростковый (молодежный) клуб как база развития вне-учебных интересов и способностей;

- традиции народной педагогики в воспитании;

- роль неформальных структур в социализации молодежи, спо­собы взаимодействия педагогов с неформальными структурами.

Д.И. Фельдштейн выдатяет следующие актуальные направления психолого-педагогических исследований. Он отмечает, что в педаго­гике и психологии до сих пор остаются недостаточно теоретически проработанными и экспериментально изученными многие сферы со­временной жизнедеятельности людей, процессуальные характеристи­ки, формы изменений, механизмы и движущие силы развития чело-

39


века. Поэтому при всей масштабности проводимых ныне исследова­ний имеется насущная потребность организации научного поиска по ряду новых, приоритетных направлений. Можно кратко обозначить некоторые из них.

Первое направление связано с тем, что на смену преобладаю­щей тенденции рассмотрения в развитии человека и общества роли техники, технологии, науки как производительной силы, то есть тех средств, владея которыми человек смог открыть потенциальные воз­можности своей деятельности и творчества, пришла в качестве веду­щей проблема самого человека и как существа биологического в об­щей универсальной эволюции, и как носителя социального, и как творящего особый мир культуры, как главного действующего лица исторического прогресса

Отсюда актуализировались задачи аккумуляции и мобилизации всех знаний о человеке в специальном изучении, осмыслении особен­ностей его функционирования сегодня, условий охранения его устой­чивости в весьма неустойчивом обществе.

Именно тщательный отбор выработанного в сложных поисках действенного, позитивного в понимании человека, его изменений и изменений самих знаний о нем открывает возможности для дальней­шего продвижения в раскрытии сущности человека и как носителя развития, и как организующего начала в этом развитии.

Что может человек? Как интенсифицировать его деятельность по преобразованию мира природы (в новом ее понимании и согласии с ней) и по преобразованию общественных отношений, как усилить его гуманистическую направленность, человеческую ответствен­ность? И как выявить и расширить возможности саморазвития чело­века? При всей многомерности и многоаспектности данного комплек­са вопросов стержневой выступает проблема определения места че­ловека, его позиции в системе социальных связей, выявление, говоря словами Алексея Николаевича Леонтьева, «ради чего и как использу­ет человек рожденное ему и приобретенное им».

Второе направление связано с необходимостью осуществления развернутого междисциплинарного исследования особенностей со­временного ребенка, психологические, социально-психологические изменения которого прослеживаются сейчас исключительно выпукло

Например, отечественные психологи и педагоги имеют неоспо­римые достижения в дифференцированном рассмотрении отдельных

40


периодов детства. Однако в процессе познания возрастных особенно­стей во все большей степени вырисовывается сложность, неравно­мерность, многохарактерность стадий, уровней развития в онтогене­зе. Отсюда насущным становится не только осмысление, сопоставле­ние структуры, содержания разных этапов детского развития, но и построение их сравнительной характеристики, условно говоря, «по вертикали». А для этого мы обязаны, прежде всего, выяснить и про­писать норму психического, психофизиологического, личностного развития ребенка - живущего сейчас, сегодня и качественно отли­чающегося не только от того «Дитя», которое описывали Ушинский и другие великие педагоги, но даже и от ребенка 60-х и 70-х годов два­дцатого, страшно даже сказать - уже прошлого века. При этом ребе­нок стал не хуже или лучше своего сверстника тридцатилетней дав­ности, он просто стал другим!

В этом плане специальная работа предстоит, в частности, по на­учному определению Детства и как особого состояния социального развития, и как особого слоя общества. При этом важно не только выявить закономерности развития Детства, но и установить их на­правленность, динамику, интенсивность изменений, приводящих к появлению новых характеристик. Остро необходима и глубинная корректировка периодизации современного детства как научной ос­новы развития, модернизации системы образования.

Хочу подчеркнуть, что ученые: психологи и педагоги-дидакты, методисты обязаны не сопровождать, как принято писать в некото­рых ведомственных бумагах, процесс модернизации образования, а раскрывать научные основания, выступающие необходимой базой для его осуществления.

Третье направление состоит в организации интенсивного поис­ка новых критериев «взросления» растущих людей, определения сте­пени, характера их действия.

Здесь вычленяется необходимость изучения нескольких обра­зующих такого взросления:

- раскрытие органических предпосылок становления человека как личности;

- определение характера и особенностей воздействия социаль­ной среды и системы воспитательных воздействий как условии лич­ностного развития;

41


- анализ содержания и закономерностей процесса развития че­ловека как личности и как субъекта действия;

- выявление условий, специфики и механизмов осуществления индивидуализации и социализации в современном мире.

Четверное направление состоит в том, чтобы, выявляя опти-мш1ьные сроки обучения, устанавливая, чему и как учить детей, мы четко определили, какова должна быть сущность, структура учебной деятельности младших школьников, чем отличается она у подрост­ков, а чем у старшеклассников? При этом мы обязаны и раскрыть но­вые способы усвоения, присвоения знаний, и установить, каким дол­жен быть молодой человек на выходе во взрослую жизнь - не только какими знаниями, умениями, но и какими личностными качествами он должен обладать. То есть мы обязаны ответить на вопросы - на основе чего и что именно сегодня надо формировать, развивать в 6, 7, 12, 15-летнем ребенке, чтобы через ряд лет он стал субъектом чело­веческого сообщества?

И здесь особую значимость приобретает выявление возможно­стей воспитания у растущих людей личностных качеств, кумули-рующих в единстве лучшие черты конкретного этноса, российского народа и общечеловеческих ценностей. Пятое направление связано с проблемой стремительных сдвигов в развитии общества, обуслов­ленных «информационным взрывом», ростом коммуникаций, что привело к кардинальным изменениям пространства жизни, в котором и формируется современный ребенок, и организуется образователь­ный процесс. Поэтому от нас требуется кардинальное переосмысле­ние и педагогических, и психологических основ образования. Здесь на первый план выходят задачи:

- выявления и учета влияния на растущих людей мощного ин­формационного потока, включая не контролируемые системой обра­зования воздействия средств массовой информации, видеорынка, Ин­тернета;

- поиска психолого-педагогических оснований процесса обу­чения детей, подростков, юношества в современных условиях, тре­бующих раскрытия путей, возможностей не только стимулирования интереса к познанию, формирования познавательных потребностей, но и выработки избирательного отношения к информации, умения ее ранжировать в процессе самостоятельного присвоения знаний.

42


Шестое направление состоит в определении действия, воздей­ствия новых молодежных субкультур, новых социальных связей ре­бенка при раскрытии условий и механизмов канализирования их влияния и актуализации развития духовных начал, в том числе и пси­холого-педагогической поддержки саморазвития, самореализации растущего человека.

Седьмое направление состоит в том. чтобы, опираясь на иссле­дование подвижек в развитии личности, определить возможности усиления эмоционально-волевой стабильности молодых людей, с од­ной стороны, а с другой - восстановления критериев нравственности внутри детского сообщества, что, как вы понимаете, представляет чрезвычайно важную и тонкую задачу.

Восьмое направление связано с актуализацией разработки пси­холого-педагогических оснований и принципов построения много­плановых и многоуровневых форм развертывания отношений взаи­модействия взрослых и детей. Эта проблема обостряется в силу мно­гих обстоятельств, в числе которых нарастающее отчуждение между взрослыми и детьми, которые существенно повзрослели, с одной сто­роны, с другой - по ряду параметров углубился их социальный ин­фантилизм. При этом индивидуально они взрослеют не личностно, не субъектно, а лишь в плане показного поведения. Исследование дан­ной проблемы необходимо для установления путей укрепления пре­емственности поколений. Тем более что сегодня имеется и нарастает опасность деструктирования всей системы культурно-исторического наследия.

Речь идет не о проблеме «отцов и детей» в ее привычной оценке, а о широком социокультурном плане взаимодействия поколений -взрослого сообщества и растущих людей, об объективной, реально обусловленной позиции отношений Мира Взрослых к Детству не как к совокупности детей разных возрастов, которых надо растить, вос­питывать, обучать, а как к субъекту взаимодействия, как к особому собственному состоянию, которое общество проходит в своем посто­янном воспроизводстве. Это не «социальный питомник», а разверну­тое во времени, ранжированное по плотности, структурам, формам деятельности социальное состояние, в котором взаимодействуют дети и взрослые.

К сожалению, проблема взаимодействия (не просто отношений, а именно взаимодействия) взрослых и детей фактически до сих пор

43


не только в должной степени не проработана, но даже четко не по­ставлена на соответствующем научном уровне. В этом плане пред­ставляется чрезвычайно важным определить, во-первых, сущность, содержания позиций Взрослого мира и мира Детства именно как спе­цифических субъектов взаимодействия; во-вторых, выделить и рас­крыть пространство (структуру, характер) их взаимодействия.

Это пространство между Мирами Взрослых и Детей необходимо продуманно структурировать. Оно должно заполняться не только ин­формационными потоками, моделями совершенствующегося образо­вания, но и соответствующими конструктами, которые обеспечивают превращение каждого ребенка в субъекта и организатора диалога со взрослыми, и ставят Детство, во всей сложности его внутренних «ор­ганизаций», в позицию реального субъекта такого диалога.

Девятое направление связано с тем, что в современной ситуа­ции резкого обострения обстановки во всем мире выявляется не толь­ко многогранность и чрезвычайная сложность, но и малая изучен­ность психолого-педагогических характеристик изменяющихся взаи­моотношений этносов, вопросов профилактики этно- и ксенофобии, воспитания толерантности.

Десятое направление связано с необходимостью в более широ­ком плане определить теоретические основания и структурировать оказание психолого-педагогической помощи людям - растущим и взрослым в связи с ростом нервно-психических, в том числе по­сттравматических, расстройств, что особо актуализирует вопросы развития психотерапии и создания системы действенной психологи­ческой и социально-педагогической реабилитации.

Одиннадцатое направление состоит в разработке научных - пси­хологических, психофизиологических, психолого-дидактических - ос­нов построения учебников и учебных книг нового поколения, их взаи­мосвязи с новейшими информационными технологиями, включая Ин­тернет.

Разумеется, круг актуальных психологических и педагогических проблем значительно шире, ибо сегодня перед нами открывается многомерное пространство новых задач, новых тем, требующих и глубинного теоретического осмысления, и значительного расширения экспериментальных работ.

На основе анализа тематики фундаментальных исследований Российской академии образования на 2009 год, а также содержания

44


августовских совещаний работников образования Челябинской об­ласти, обозначим наиболее актуальные направления педагогиче­ских исследований, имеющих большое научное и практическое зна­чение:

- выявление и обоснование совокупности условий эффективно­сти взаимодействия педагогической науки и системы образования на современном этапе развития;

- выявление и обоснование структуры компонентов основопола­гающих результатов исследований в различных областях педагогики;

- выявление факторов и содержания инновационного развития ведущих направлений отечественной педагогической науки в первой трети XX века.

- определение функций и соотношения инвариантного и вариа­тивного компонентов содержания образования в различных дидакти­ческих подходах, способов структурирования фундаментальных за­кономерностей в современном дидактическом знании;

- разработка концепции обучения одаренных детей в условиях модернизации образования и дидактических моделей содержания об­разования;

 

- определение особенностей взаимосвязи теории и практики воспитания в ситуации изменения парадигмы воспитания и разработ­ка типологии просоциальных детских общностей;

- выявление связей воспитания и образования с философией, психофизиологией, искусствоведением, богословием, литературой и правом;

-   раскрытие эвристического потенциала историко-
педагогического знания для педагогической науки и практики;

- проведение сравнительного анализа роли конфессионального фактора в развитии западноевропейской и российской учебной лите­ратуры XVI - XVIII вв.;

- изучение опыта воспитания подрастающего поколения в усло­виях Древности;

 

- выявление основных направлений развития историографии отечественной школы в 20-е - 40-е годы XX века;

- определение основных направлений трансформации нацио­нальных систем образования, в том числе стран СНГ;

- разработка теоретических моделей совершенствования инно­вационной деятельности образовательных учреждений;

45


- разработка концептуальной модели и методических средств проектирования учителем модернизации собственной деятельности;

- разработка теоретических моделей механизмов информацион­ной поддержки модернизации образования на региональном и муни­ципальном уровнях;

- разработка теоретических основ и инструментария экспертизы инновационных проектов и программ развития в сфере образования;

- разработка новых подходов в области управления образовани­ем и менеджмент-подготовки руководителей отрасли;

- развитие инновационного потенциала управления образова­тельными системами разного уровня;

- разработка принципов и технологических подходов к оценке развития региональных систем образования;

- создание теоретических основ, моделей и механизмов общест­венной экспертизы качества общего образования;

- теоретические основания анализа современного состояния и перспектив развития олимпиадного движения школьников как ресур­са повышения качества общего образования;

- разработка условий и механизмов развития систем общего об­разования в этнорегиональном контексте;

- выявление качественных характеристик управления в системе открытого образования;

- определение способов обоснования принятия эффективных
управленческих решений;

- разработка модели эффективной региональной системы управ­ления качеством образования;

- создание моделей управленческой компетентности руководи­телей и специалистов муниципальных органов управления образова­нием, обеспечивающих эффективную инновационную деятельность общеобразовательных учреждений;

- разработка актуальных методологических и теоретических за­дач образования в контексте общих проблем современной культуры и социума;

- проведение системного анализа образования как социокуль­турного феномена и разработка теоретического обоснования концеп­туальных подходов культурного развития детей и молодежи;

- изучение особенностей культуры личности, ее интегральных характеристик и динамики развития в социальном аспекте;

46


- определение основных закономерностей эволюционных про­цессов культуро-ориентированного образования;

- выявление сущности и значения педагогической культуроло­гии в образовательном пространстве России;

- изучение проблем диалога культур в полиэтническом про­странстве, коммуникативных норм социальных субъектов образова­тельной деятельности, культурно-исторического творчества в контек­сте формирования социальных экосистем;

- исследования в области общей теории художественного обра­зования и эстетического воспитания, психолого-педагогических ме­ханизмов креативного развития личности, научно-методического обеспечения современного дошкольного, общего и профессионально­го художественного образования;

- разработка методологии проектирования художественно-
творческой деятельности детей и молодежи в системе школа-
колледж-вуз;

- создание художественно-образовательного пространства в се­ти Интернет на основе применения информационных и коммуника­ционных технологий;

- исследование проблем полихудожественного образования в условиях междисциплинарного взаимодействия;

- разработка психолого-дидактических основ создания нового поколения учебно-методических комплектов по искусству (музыка, мировая художественная культура, изобразительное искусство);

- разработка социально-педагогической стратегии и механизмов активно-созидательного влияния образования на совершенствование соци&чьной практики в российском социуме;

- исследование целей и ценностей образования в условиях села на основе осуществления социально-педагогического анализа посе­ленческой структуры городского и сельского социума современной России;

- обоснование воспитательного потенциала социальной педаго­гики в гуманизации социальной среды, формировании экокультур-ных, духовно-нравственных ценностей у детей и молодежи, профес­сионально-ценностном самоопределении в условиях рыночной эко­номики, гармонизации детско-родительских отношений;

47


- исследование процессов формирования социальной ответст­венности учащейся молодежи средствами инициативно-созидательной деятельности;

- исследование социальной компетентности учащихся в услови­ях информационно-образовательной среды;

- обоснование социально-педагогической парадигмы обновле­ния дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

- обоснование и разработка инновационных социально-
педагогических механизмов и технологий профилактики асоциально­
го поведения детей и подростков, влияния на гармонизацию отноше­
ний в исправительных учреждениях для несовершеннолетних;

- разработка социально-педагогической концепции профилакти­ки социального сиротства в России;

- исследование проблем непрерывного профессионального со­циально-педагогического образования: допрофессиональной подго­товки, среднего специального, высшего, дополнительного социально-педагогического образования, а также подготовки социально-педагогических кадров высшей квалификации;

- разработка основы общей теории содержания среднего обра­зования;

- разработка моделей и структур содержания общего среднего образования;

- анализ источников формирования содержания образователь­ных областей и учебных предметов как элементов культурного опыта человечества;

- обоснование аксиологических принципов отбора содержания начального образования, отражающего в образовательных областях и учебных предметах систему общечеловеческих ценностей;

- анализ перспективных средств, среды и технологии обучения как источников формирования содержания образования;

- работа над системой базовых категорий психологической ан­тропологии детства и дошкольного образования;

- анализ научно-методических предпосылок построения техно­логичной системы оценки результатов дошкольного образования;

 

- разработка онтологических оснований содержания общего среднего образования;

- обоснование системы развития креативных способностей и потенциальной одаренности школьников;

48

■■■■


- разработка методологии развивающего образования;

- раскрытие роли и места неформального образования в системе взаимодействия формального, неформального и внеформального об­разования, разработка теоретических основ их взаимодействия и пре­емственности;

- теоретические основы оценки учебных достижений учащихся;

- систематизация традиционных форм и способов контроля ка­чества образования;

- формирование теоретико-методологической базы решения ак­туальных задач развития и модернизации профессионального образо­вания;

- разработка проблем опережающего профессионального обра­зования;

- разработка методологии определения содержания профессио­нального образования на основе компетентностного подхода;

- разработка проблем интеграции различных уровней профес­сионального образования;

- разработка проблем воспитания современного специалиста; социшгьно-педагогических и социально-культурологических основ развития педагогического образования;

- разработка методологии мониторинга качества педагогическо­го образования;

- разработка методологических основ развития педагогических систем непрерывного образования;

- разработка методологии непрерывного образования взрослых;

- психолого-педагогический анализ отечественного и зарубеж­ного опыта профессионального образования в условиях подготовки кадров для экономики, основанной на знаниях;

- разработка модели взаимосвязи образовательных учреждений и предприятий-заказчиков кадров;

- разработка концепции развития региональных систем профес­сионального образования на основе проектно-целевого подхода;

- определение степени взаимного влияния национальных, систем образования и изучение процессов их международной интеграции;

 

- разработка концепции информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования;

- создание модели компетенций инженера (выпускника техни­ческого вуза), необходимых в разработке и освоении нанотехнологий;

49


- обоснование подходов к обновлению структуры и содержания естественнонаучного образования;

- осуществление и прогнозирование развития образовательных программ в условиях непрерывного образования;

 

- разработка современных технологий организации воспита­тельной деятельности педагога в системе профессионального образо­вания, теоретической модели формирования социокультурных цен­ностей и установок, модели становления профессионального само­сознания и идентификации;

- разработка психологических основ обучения и воспитания в условиях гуманизации образования;

- выявление типологии паттернов поведения, используемых субъектом в ситуации хронического неуспеха;

- изучение влияния современного социума и средств масс-медиа на развитие личности;

- разработка теоретико-методологических основ технологий
развития, духовно-нравственного, эстетического и экономического
воспитания личности в условиях современного общества;

- разработка социатьно-педагогических основ развития образова­тельных траекторий личности в системе непрерывного образования;

- разработка методолого-теоретических основ мониторинга ка­чества педагогического образования в учреждениях различного типа;

- выявление и обоснование общих тенденций в изменении со­держания и условий деятельности педагогических работников учреж­дений начального и среднего профессионального образования под влиянием социально-экономических, технико-технологических и об­разовательных изменений в России и за рубежом;

- обоснование научных подходов к определению содержания и психолого-педагогических механизмов интенсификации процесса обучения при подготовке педагогов;

- разработка и использование инновационных интенсивных ме­тодических систем;

- моделирование психолого-педагогической системы самореа­лизации личности педагога профессиональной школы;

- разработка и обоснование общих закономерностей и принци­пов профессиональной дидактики для различных направлений и уровней педагогического образования;

50


- раскрытие взаимосвязи факторов современной образователь­ной среды профессиональных лицеев, колледжей, вузов и ценностно-смыслового содержания деятельности педагогов;

- создание структуры и критериев профессиональной зрелости методиста образовательного учреждения;

- обоснование общей технологии процесса повышения квали­фикации и переподготовки кадров.

- обоснование взаимодействия рынка образовательных услуг с рынком труда при переходе на двухуровневую подготовку специали­стов с высшим образованием, проведение анализа особенностей этого перехода;

- разработка концепции управления инновационным комплексом учреждения высшего профессионального образования во взаимодейст­вии с высшим дополнительным и послевузовским образованием;

- разработка научных основ построения виртуальных корпора­тивных университетов на основе современных дистанционных техно­логий образования;

- разработка многокритериальных оценок качества ментально структурированной подготовки элитных специалистов и ее состав­ляющих;

- разработка научно-образовательных подходов к оценке обра­зовательной составляющей государственной промышленной полити­ки; проведение психолого-педагогического анализа управленческой компетентности руководителей учреждений профессионального об­разования;

- выявление и обоснование закономерностей и базовых принци­пов организационно-управленческих и методических инноваций в национальных системах профессионального образования;

- формирование системного, полидисциплинарного методоло­гического обеспечения теории и практики инновационного проекти­рования и развития образования взрослых, разработка социально-экономических, социокультурных, андрагогических оснований такого развития;

- выявление и оптимизация инновационных тенденций и про­цессов в построении и управлении образовательными системами;

- разработка механизмов применения международных стандар­тов при создании систем управления качеством в сфере профессио­нального образования взрослых;

5]


- создание научных основ организационно-управленческого, со­держательного и технологического обеспечения национально-региональных систем образования взрослых и их интеграции в общее образовательное пространство;

- определение ведущих направлений и факторов развития непре­рывного образования взрослых как социокультурного института разви­тия человека, гражданского общества и социального государства;

- разработка теоретических основ развития креативной деятель­ности студентов;

- разработка методологических оснований реализации возмож­ностей логико-алгебраических дисциплин, изучаемых в высших педа­гогических учебных заведениях;

- разработка методологии преподавания элективного курса гео­метрии для профильной школы;

- разработка научно обоснованных моделей качества предмет­ной подготовки учителя;

- разработка целостной методологии использования студенче­ских электронных портфолио в оценке индивидуальных достижений студентов;

- разработка методологической и методической базы создания и использования мультимедийных средств обучения по техническим дисциплинам;

- выявление факторов, влияющих на правильность восприятия и понимания отображаемых мультимедиатехнологических процессов;

- разработка теоретических основ развития информатизации об­разования в условиях информационного общества массовой глобаль­ной коммуникации, научно-методического обеспечения подготовки научно-педагогических кадров информатизации образования, психо­лого-педагогических основ автоматизации управления технологиче­скими процессами в сфере образования;

- разработка методологии оценки качества педагогической про­дукции, функционирующей на базе информационных и коммуника­ционных технологий (ИКТ), ее эффективного и безопасного исполь­зования, а также моделей и алгоритмов автоматизированного педаго­гического контроля знаний;

- обоснование дидактических и функциональных возможностей информационно-коммуникационной предметной среды со встроен­ными элементами технологии обучения, а также теоретико-

52


методологических предпосылок создания и использования научно-педагогического и программно-технологического обеспечения разви­тия информатизации образования;

- разработка медицинских и психологических основ формиро­вания здоровьесберегающей образовательной среды учебного заведе­ния и научно-методических условий организации и функционирова­ния образовательного пространства;

- выявление особенностей распределенного обучения в техниче­ском вузе в условиях функционирования локальных и глобальной сетей;

- определение направлений информатизации математического образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации;

- разработка и обоснование комплекса организационно-
методических мероприятий, компенсирующих негативные воздейст­
вия ИКТ;

- разработка структуры и содержания подготовки кадров ин­форматизации образования в условиях функционирования информа­ционного образовательного пространства;

- обоснование содержания дополнительной подготовки специа­листов в области прикладной информатики в образовании;

- теоретическое обоснование и формулировка принципов не­прерывной подготовки инженерных и управленческих кадров в об­ласти комплексного использования информационных и коммуника­ционных технологий в профессиональной деятельности;

- выявление критериев оценки качества андрагогических моде­лей информатизации образования взрослых;

- разработка научно-методических основ создания инфраструк­туры подготовки кадров информатизации региональной системы об­разования;

- выявление дидактических основ формирования системы изме­рителей для тестирования ИКТ-компетентности учителей;

- обоснование компонентного состава научно-педагогического контента автоматизированной системы информационно-методического обеспечения образовательного процесса для учрежде­ний начального и среднего профессионачьного образования;

- определение состава и структуры интегрированной системы автоматизации управления учебным заведением;

53


- обоснование и описание процедуры формализации экспертной информации о факторах, влияющих на развитие образовательного процесса, для автоматизированной системы мониторинга качества внутрифирменной подготовки;

- выявление способов идентификации педагогической продук­ции, функционирующей на базе ИКТ;

- исследование современных методов статистического анализа качества продукции для обоснования их применения при оценивании педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ;

- разработка требований к психофизиологическим характери­стикам качества электронных изданий образовательного назначения для детей дошкольного возраста;

- проведение исследований, ориентированных на разработку информационной модели образовательного учреждения и модели ав­томатизированной системы психолого-педагогического тестирования в условиях гуманитарного вуза;

- исследование феномена молодежных субкультур и социально-негативных объединений несовершеннолетних;

- прогнозирование развития воспитательной ситуации в стране;

- обоснование принципов развития духовно-нравственного вос­питания в системе общего среднего образования;

 

- разработка методологий проведения мониторинга воспита­тельных систем, научного обеспечения процессов реализации воспи­тательного потенциала содержания общего образования, обоснование способов оценки результатов воспитательного процесса в учреждени­ях общего образования;

- определение функций социального партнерства семьи с субъектами образовательной среды в реализации профессионального маршрута детей;

 

- разработка концепции развития воспитания в Российской Фе­дерации, а также концепций - этнопедагогического компонента со­временного воспитания, военно-патриотического воспитания детей и молодежи;

- разработка модели интеграции воспитательного потенциала основного и дополнительного образования, ее инновационных харак­теристик;

- определение культурологического воспитательного потенциа­ла неформального образования;

54


- обоснование компетентностного подхода в исследовании
карьерных стратегий личности;

- выявление основных тенденций и особенностей развития ин­ститута семьи и процессов его трансформации в условиях становле­ния нового качества отношений семьи с государством и обществом;

- выявление механизмов эффективного взаимодействия семьи и воспитания как социальных институтов;

- определение функций социального партнерства семьи с
субъектами образовательной среды в реализации профессионального
маршрута детей в интересах формирования у детей и молодежи, ак­
туальных для современного этапа развития государства и общества,
компетенций;

- исследование проблем семейного неблагополучия и социаль­ного сиротства в современных условиях; теоретических и феномено­логических особенностей девиантного поведения несовершеннолет­них, предложения по профилактике и преодолению девиаций в дет­ской среде;

- изучение специфических условий и закономерностей психиче­ского развития детей с особыми образовательными потребностями различных возрастных и нозологических категорий: младенцев и младших школьников со сложной патологией ЦНС, дошкольников с разными формами речевой патологии, с нарушениями социально-эмоционального развития, со сложными и комплексными наруше­ниями;

- комплексный, междисциплинарный анализ (психолого-
педагогический, психологический, нейропсихофизиологический)
изучаемых феноменов нарушенного развития в детском возрасте, ор­
ганических и социальных факторов дизонтогенеза;

- совершенствование подходов, методов и технологий (включая информационные), способствующих оптимизации процесса коррек-ционно-развивающего обучения для всех основных категорий детей с особыми образовательными потребностями;

- решение вопросов организации и содержания специализиро­ванной помощи подросткам и взрослым в контексте проблем их со­циальной адаптации и социализации;

- расширение контекста исследований по проблемам ранней по­мощи, вторичной профилактики нарушений развития, в частности, связанным с необходимостью консультативного (психологического,

55


психолого-педагогического) сопровождения семей (матерей), имею­щих детей мпаденческого и раннего возраста с выраженными нару­шениями интеллектуального и эмоционального развития.

5.3. Логическая структура диссертационного исследования по педагогике

Важным параметром любого исследования, в том числе и дис­сертационного, служит его актуальность. Этот параметр отражает необходимость и своевременность решения исследуемой проблемы для дальнейшего развития теории и практики образования, характе­ризует противоречия, которые возникают между общественными по­требностями (спросом на научные идеи и практические рекоменда­ции) и наличными средствами их удовлетворения, которые могут дать наука и практика в настоящее время.

При оценке актуальности выбранной темы следует знать, что актуальность применительно к диссертационным работам заключает­ся в убеждении в том, что ранее подобных работ не выполнялось. Для этого желательно четко представить актуальность исследования на трех уровнях:

- социально-педагогическом (представляет объект исследования);

- научно-теоретическом (представляет предмет исследования)

- научно-методическом (обоснование непосредственно акту­альности темы исследования).

Пример: кандидатская диссертация «Формирование индивидуального стиля деятельности будущего педагога-воснитателя»:

Актуальность исследовании. Модернизация высшего и среднего обра­зования в России предполагает не только изменение структуры получения об­разования, но и качественно новый подход к его организации, что находит свое отражение в государственных документах: Национальной доктрине образова­ния в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Современные требования к организации, структуре и содержанию образования отвергают господство субъект-объектной модели обучения и требуют от пре­подавателей организации деятельности в рамках личностно ориентированной парадигмы образования, построенной на субъект-субъектном характере взаи­моотношений участников образовательного процесса. Однако, но данным Е.В. Ткаченко, система образования оказалась не подготовленной к таким ра­дикальным изменениям. Особое отставание при этом проявляется в сфере вос-

56


питательной деятельности. Для успешной реализации задач, обусловленных требованиями реформирования и модернизации системы образования в нашей стране, актуальным на социально-педагогическом уровне становится пере­смотр профессиональной подготовки специалистов в области воспитания.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по про­блемам подготовки специалистов в области воспитания возрастает в связи с от­сутствием в высшей школе утвердившихся подходов к организации данного процесса. Гуманистический характер понимания воспитательного процесса расширяет требования к личности педагога-воспитателя, которая должна вы­полнять не столько функцию передачи социального опыта подрастающему по­колению, сколько фасилитируюшую функцию, создавать условия для актуали­зации потенциала развития личности ребенка. Однако современная подготовка педагога-воспитателя обычно опирается на «знаниевую» парадигму, в извест­ной степени ограничивающую творчество будущего педагога, эмоциональный аспект образовательного процесса, проявление индивидуальности студентов. Преодолению ограничений, свойственных данной организации образования, служит личностно ориентированная подготовка специалистов, при которой пе­дагогическое взаимодействие преподавателей и студентов строится на принци­пах сотрудничества. Такой подход способствует реализации специфического для каждого студента взаимодействия профессионально значимых качеств и формированию индивидуального стиля деятельности будущего педагога-воспитателя.

На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что формирование индивидуального стиля деятельности специалиста в период его профессиональной подготовки традиционно опирается на равно­значное развитие всех профессионально значимых качеств личности студента. Вместе с тем особенностью системы профессионально значимых качеств явля­ется ее индивидуальность, выраженная во взаимодействии доминантных и ме­нее выраженных групп качеств. В связи с этим формирование индивидуального стиля деятельности будущего педагога-воспитателя должно строигься с учетом принципа индивидуализации, предполагающего активизацию процесса подго­товки педагога-воспитателя в соответствии с типом доминантой группы про­фессионально значимых качеств студентов. В этой ситуации использование со­держания, форм, методов и средств подготовки будет направлено на формиро­вание устойчивых связей между группами доминантных и менее выраженных качеств, что определяет индивидуальный стиль деятельности будущего педаго­га-воспитателя.

В педагогике высшей школы накоплен достаточный опыт по формирова­нию индивидуального стиля деятельности будущих учителей. Однако при всем многообразии работ мы вынуждены констатировать, что исследований, кото­рые рассматривали бы собственно аспект формирования индивидуального сти­ля деятельности будущего педагога-воспитателя с учетом взаимодействия до­минантных профессионально значимых качеств студентов и качеств менее вы­раженных, не проводилось».

57


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: