Выпускник аспирантуры должен быть широко эрудирован, иметь фундаментальную научную подготовку, владеть современными информационными технологиями, включая методы получения, обработки и хранения научной информации, уметь самостоятельно формировать научную тематику, организовывать и вести научно-исследовательскую деятельность по избранной научной специальности.
Требования к научно-исследовательской работе аспиранта
Научно-исследовательская часть программы должна:
- соответствовать основной проблематике научной специальности, по которой защищается кандидатская диссертация:
- обладать актуальностью, научной новизной, практической значимостью;
- использовать современные теоретические, методические и технологические достижения отечественной и зарубежной науки и практики;
- использовать современную методику научных исследований;
- использовать современные методы обработки и интерпретации исходных данных, при необходимости с применением компьютерных технологий;
|
|
- содержать теоретические (методические, практические) разделы, согласованные с научными положениями, защищаемыми в кандидатской диссертации.
3. Требования к выпускнику аспирантуры по профессиональ
ной подготовке (специальным дисциплинам), иностранному языку,
философии и специальности научных работников определяются про
граммами кандидатских экзаменов по соответствующим дисципли
нам и требованиями к квалификационной работе (диссертации на со
искание ученой степени кандидата педагогических наук).
29
Требования к итоговой государственной аттестации аспиранта
1. Итоговая аттестация аспиранта включает сдачу кандидатских
экзаменов и представление диссертации в ученый или диссертацион
ный советы.
Порядок проведения кандидатских экзаменов устанавливается Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации. Образовательные учреждения и научные организации, реализующие программы послевузовского профессионального образования, вправе включать в кандидатский экзамен по научной специальности дополнительные разделы, обусловленные спецификой научной специальности или характера подготовки аспиранта.
Требования к содержанию и оформлению диссертационной работы определяются Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации (ВАК России).
2. Требования к итоговой государственной аттестации (порядок
представления и защиты диссертации на соискание степени кандида
та наук) разрабатываются Высшей аттестационной комиссией Мини
стерства образования Российской Федерации (ВАК России).
|
|
Документы, подтверждающие освоение основной образовательной программы подготовки
Аспиранта
1. Лицам, полностью выполнившим основную образовательную программу при обучении в аспирантуре в образовательных учреждениях и научных организациях, реализующих программы послевузовского профессионального образования, и прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение.
2. Лицам, полностью выполнившим основную образовательную программу послевузовского профессионального образования и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию (защитившим диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук), выдается диплом кандидата наук, удостоверяющий присуждение искомой степени.
30
РАЗДЕЛ 4
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПОДГОТОВКИ
АСПИРАНТОВ И СОИСКАТЕЛЕЙ ПО ПЕДАГОГИКЕ
ЧГПУ
4.1.1 компонент программы
Образовательно-профессиональные дисциплины
подготовки аспиранта / соискателя
№ | Содержание | Кол-во часов | Ответственные |
1 | Иностранный язык | 100 | каф. английско-х) языка, каф. английской филологии, каф. немецкого языка, каф. французского языка |
2 | Философия | 100 | каф. философии |
3 | Специальные дисциплины Методология и методика инновационной деятельности педагога-исследователя | 180 | каф. педагогики, каф. ППиПМ |
4 | Дисциплины по выбору: 1. Инновационные технологии в организации об разовательного процесса в высшем профессио нальном образовании. 2. Компетентностно ориентированный подход в образовательных пгхлраммах высшего профес сионального образования. 3. Философско-методологичес-кие основы науч ного знания | 100 | каф. педагогики каф. ППиПМ |
5 | Педагогическая практика: 1) ознакомление с материальной базой (классная комната, сцециа-лизированный кабинет, учебные аудитории; наглядные пособия; компьютерная техника и др.); 2) ознакомление с учебно-мето-дической литера турой, нормативными документами, технологией проведения занятий по дисциплине; | 100 | каф. педагогики, каф. ППиПМ |
31
3) проведение уроков, практических занятий и семинаров, чтение лекционных курсов; 4) отчет и проведении педагогической практики (методическое объединение, педагогический со вет, заседание кафедры, совет института и др.) | |||
6 | Факультативные дисциплины: 1. Научные основы развития социального инсти тута воспитания детей и молодежи в условиях модернизации российского общества. 2. Научное обеспечение модернизации профес сионального образования. 3. Развитие общего среднего образования как фактор обеспечения конкурентоспособности России на мировой арене. 4. Социокультурные проблемы современного об разования. 5. Теоретико-методологические основы проекти рования современной системы управления обра зованием. | 500 | каф. педагогики, каф. ППиПМ |
Итого: | 1080 |
4.2. II компонент программы
Научно-исследовательская работа
и выполнение кандидатской диссертации
№ | Содержание | Кол-во часов | Ответственные | ||
1 | Ознакомление с научной литературой по проблеме исследования | 662 | аспирант/ соискатель | ||
2 | Участие в научно-практических конференциях, дискуссиях, дебатах, семинарах, симпозиумах | 486 | аспирант/ соискатель | ||
3 | Ознакомление с передовым опытом работы учреждений образования по проблеме диссертационного исследования | 432 | аспирант/ соискатель | ||
4 | Подготовка, проведение и подведение итогов экспериментальной, опытно-поисковой работы | 432 | аспирант/ соискатель | ||
5 | Подготовка и написание статей по теме исследования | 648 | аспирант/ соискатель | ||
6 | Написание диссертации на соискание ученой 1376 степени кандидата педагогических наук
| аспиранг/ соискатель |
32
7 | Обсуждение диссертационного исследования на научной лаборатории «Актуальные проблемы образования и воспитания подрастающего поколения» | 108 | аспирант/ соискатель, научный руководитель |
8 | Работа с экспертами кафедры по проблеме исследования | 162 | аспирант/ соискатель |
9 | Подготовка и прохождение предзащиты диссертации на выпускающей кафедре | 216 | аспирант/ соискатель, научный руководитель |
10 | Подготовка и прохождение предзащиты перед экспертами диссертационного совета | 216 | аспирант/ соискатель, научный руководитель |
11 | Работа с представителями профильной кафедры ведущей организации и оппонентами по диссертационному исследованию | 108 | аспирант/ соискатель |
Итого: | 4846 |
4.3. III компонент программы Итоговая аттестация
№ | Содержание | Кол-во часов | Ответственные |
1 | Кандидатский минимум по философии | 54 | каф. философии, аспирант/соискатель | |
2 | Кандидатский минимум по иностранному языку | 54 | каф. английского языка, каф. английской филологии, каф. немецкого языка, каф., каф. французского языка, аспирант/соискатель |
3 | Кандидатский минимум по специальности: а) 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования; б) 13.00.08 - теория и методика профес сионального обучения | 54 | каф. педагогики, каф. ППиПМ, аспирант/соискатель |
Итого: | 162 |
33
№ | Содержание | Кол-во часов | Ответственные |
1 | Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кан- дидата педагогических наук: — представление документов в диссертационный совет — работа с филологом по тексту диссертации и автореферата — предпечатная подготовка ав тореферата и диссертации — рассылка автореферата — подготовка ответов на замеча ния в отзывах на автореферат — подготовка ответов на замеча ния оппонентов и ведущей орга низации — подготовка дискуссионного материала по развитию исследуе мой проблемы — подготовка документов (акты о внедрении, характеристика, личный листок, список научных трудов и др.) — подготовка доклада — подготовка мультимедийных материалов для доклада | 392 | аспирант/ соискатель, научный руководитель |
Итого: | 392 |
|
|
РАЗДЕЛ 5
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ
ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ПО ПЕДАГОГИКЕ
5.1. Общая характеристика исследования по педагогике
Общеизвестно, что характер развития психолого-педагогических наук обусловливается сегодня ситуацией реального перехода человеческого сообщества в исторически новое состояние.
В этих условиях возникла острая необходимость выработки новой стратегии и определения главных направлений развертывания научной деятельности с учетом, во-первых, того глобального кризиса, который проявляется во всех областях жизнедеятельности людей и ставиг перед человеком огромное количество проблем, вызывая интеллектуальное, духовное, эмоциональное, физическое напряжение. Во-вторых, с учетом изменений, которые произошли в экономической, социальной, культурной сферах современного общества, свидетельствуя о характере, уровне и глубине разрушения базовых основ того мира, в котором мы жили совсем недавно. И, в-третьих, с учетом изменения самого человека, его жизненных ритмов, а также отношений между людьми, между поколениями людей.
Все это требует и четкой оценки реальной ситуации, и поиска путей прогнозирования, проектирования будущего. Не случайно философы и историки, социологи и культурологи так остро дискутируют сейчас о конце цивилизации, о формировании другого типа -постцивилизации, антропогенной цивилизации, ноосферного, психогенного общества. Дело, однако, не в терминологии, а в том, что действительно произошел качественный скачок в развитии человеческого сообщества, ставший особенно заметным в последние 20-25 лет. И, по словам Д.И. Фельдштейна, мы сегодня не имеем права, закрывая на это глаза, пролонгировать прежние исследования, проводя их на установках 70-80 и даже 90-х годов.
Исключительно острая, проблемная ситуация, в которой находятся сейчас психологическая и педагогическая науки, требует разработки новых теоретических концепций, расширения исследований закономерностей психического, психофизиологического, социально-
35
го, личностного развития человека в условиях реального выхода его в открытое всемирное пространство, в том числе и через Интернет, что изменяет характер общения и деятельности.
При этом, с одной стороны, возрастает ответственность ученых, с другой - увеличивается сложность работы ученых, так как они должны вести свои поиски в условиях своего рода неопределенности, обусловленной высокой динамичностью происходящих процессов, выходом на историческую арену новых субъектов, объективным повышением активности человека, его более глубокой рефлексии на мир и, что очень важно, на себя, четко фиксируемой в перестройке ментаяьности, смене целей, ценностей, ориентации индивидов, появлении у них новых потребностей.
Постигая бытие на новом уровне своих знаний о нем, накопленных в сфере кибернетики, космологии, генетики, информатики, а также в результате роста самосознания, саморазвития, человек, по сути, «вынужден» повышать свой энергетический потенциал и творческие способности, развивать прогностическую деятельность. То есть реальная ситуация существования человека в сегодняшнем мире зримо и качественно изменяет его в гораздо большей степени, чем когда-либо во все предшествующие времена цивилизации.
К чести психолого-педагогической науки надо заметить, что ученые достаточно быстро реагируют на сложившуюся ситуацию, нащупывая новые линии исследований. Показательно, что на первое место вышли работы, направленные не только на углубление уже имеющихся данных, но и на раскрытие новых характеристик сознания, самосознания, мышления, памяти, мотивационно-потребностной сферы людей разных возрастов.
Особое внимание уделяется раскрытию характера, структуры, содержания, динамики отношений, в которых функционирует ребенок, юноша, взрослый человек; поиску новых видов и форм деятельности, позволяющих людям осознать и самооценить себя, приобрести уверенность в собственной значимости, адекватно относясь к оценкам других.
Ведутся интенсивные исследования по установлению условий профилактики и коррекции отклонений личностного развития, преодоления разных форм тревожности, агрессивности, химических зависимостей.
Осуществляется широкомасштабная работа по определению возможностей научного обеспечения системы образования, в рамках
36
которой ведется поиск решения таких сложных проблем, как преодоление учебной перегрузки школьников, сохранение их психического и физического здоровья, возможности выбора жизненного пути.
В силу сложности, многогранности педагогического процесса в образовании необходимы очень разные - и по своей тематике, и по предметной направленности исследования. Педагогические исследования по своей сути разноплановы и многофункциональны. Это исследования историко-педагогического, философско-педагогического, социально-педагогического, психолого-педагогического, методического характера. Однако, по мнению В.И. Загвязинского, практически все прикладные исследования, связанные с функционированием и развитием образовательного процесса и образовательных учреждений, носят комплексный психолопмюдагогический (нередко социально-психолого-педагогический, медико-педагогический и т.д.) характер.
В последнее время, когда задачи развития личности стали приоритетными, любое продуктивное исследование в образовательной области должно быть психолого-педагогическим, раскрывать и исследовать единство внешних и внутренних факторов образования, педагогические условия и способы формирования мотивации, установок, ценностных ориентации, творческого мышления, интуиции, убеждений личности, условия ее здорового психического и физического развития. Строить подлинное исследование в образовательной сфере без определения ее психологического содержания невозможно.
В.И. Загвязинский отмечает, что если для определения позиций, диагностики, интерпретации результатов используются известные (стандартные) психологические подходы, методы и методики, тогда исследование определяется как педагогическое с использованием психологических знаний и методов. Если же идет поиск личностно ориентированных, индивидуализированных или работающих на психологию коллектива позиций и подходов, более точных психологических подходов и методов (например, способов определения творческого потенциала личности и степени ее реализации), то исследование становится психолого-педагогическим.
При этом педагогическое исследование всегда сохраняет свою специфику: в нем речь идет о педагогическом процессе, об обучении и воспитании, об организации и управлении процессом, в котором обязательно участвуют педагог и воспитанник, функционируют и развиваются педагогические отношения, решаются педагогические задачи.
37
■
5.2. Актуальные направления педагогических исследований
Проблематика большинства защищаемых в настоящее время диссертаций по педагогике связана с вопросами управления и организации деятельности образовательных учреждений в новых социально-экономических условиях, организации методической работы в них и вопросами перестройки содержания обучения. В то же время весьма мато диссертаций по проблемам воспитания, качества образования, форм, методов и средств обучения. Практически нет исследований по проблемам трудовой подготовки в школе и практического (производственного) обучения студентов профессиональных училищ и техникумов.
Обозначим примерную проблематику возможных исследований по педагогике. Забегая вперед, обратим внимание на то, что в основе любой проблемы лежит какое-то противоречие, рассогласование, требующее поиска решения, чаще всего гармоничного, а сама проблема должна быть актуальной и истинной (т.е. действительно еще не решенной).
По мнению В. И. Загвязинского, к числу методологических и теоретических исследовательских проблем могут быть отнесены следующие:
- соотношение философских, социальных, психологических и педагогических закономерностей и подходов при определении теоретических основ (концепции) и решении ведущих проблем педагогической деятельности, выборе направлений и принципов развития образовательных учреждений;
- способы отбора и интеграции в психолого-педагогическом исследовании подходов и методов конкретных наук (социологии, этики, валеологии и др.);
- специфика психолого-педагогических систем: образовательных, воспитательных, коррекционных, профилактических, лечебно-оздоровительных и т.д.;
- соотношение глобачьных, общероссийских, региональных, местных (локальных) интересов и условий при конструировании психолого-педагогических систем и проектировании их развития;
- учение о гармонии и мере в педагогическом процессе и практические способы их достижения;
38
- соотношение и взаимосвязь процессов социализации и индивидуализации, новаторства и традиций в образовании:
- критерии успешности воспитательной работы, развития личности воспитанников в определенных типах образовательных учреждений;
- методология и технология педагогического проектирования (на уровне предмета, образовательного учреждения, педагогической системы города, района, региона и др.);
- способы корректного конструирования и эффективного осуществления всех этапов исследовательского поиска.
Среди прикладных (практических) проблем можно назвать следующие:
- развивающие возможности современных методических систем;
- гуманитарное образование и духовный мир учителя;
- пути и условия интеграции гуманитарного и естественнонаучного образования в средней школе;
- здоровьесберегающие технологии в учебном процессе;
- развивающие возможности новых информационных технологий;
- сравнительная эффективность современных систем обучения для различных категорий учащихся;
- традиции обучения и воспитания в России и других государствах бывшего СССР и их использования в современных условиях;
- формирование воспитательной системы школы (или иного образовательного учреждения);
- школа в системе социального воспитания и обучения;
- педагогические возможности «открытой» школы;
- семья в системе социального воспитания;
- подростковый (молодежный) клуб как база развития вне-учебных интересов и способностей;
- традиции народной педагогики в воспитании;
- роль неформальных структур в социализации молодежи, способы взаимодействия педагогов с неформальными структурами.
Д.И. Фельдштейн выдатяет следующие актуальные направления психолого-педагогических исследований. Он отмечает, что в педагогике и психологии до сих пор остаются недостаточно теоретически проработанными и экспериментально изученными многие сферы современной жизнедеятельности людей, процессуальные характеристики, формы изменений, механизмы и движущие силы развития чело-
39
века. Поэтому при всей масштабности проводимых ныне исследований имеется насущная потребность организации научного поиска по ряду новых, приоритетных направлений. Можно кратко обозначить некоторые из них.
Первое направление связано с тем, что на смену преобладающей тенденции рассмотрения в развитии человека и общества роли техники, технологии, науки как производительной силы, то есть тех средств, владея которыми человек смог открыть потенциальные возможности своей деятельности и творчества, пришла в качестве ведущей проблема самого человека и как существа биологического в общей универсальной эволюции, и как носителя социального, и как творящего особый мир культуры, как главного действующего лица исторического прогресса
Отсюда актуализировались задачи аккумуляции и мобилизации всех знаний о человеке в специальном изучении, осмыслении особенностей его функционирования сегодня, условий охранения его устойчивости в весьма неустойчивом обществе.
Именно тщательный отбор выработанного в сложных поисках действенного, позитивного в понимании человека, его изменений и изменений самих знаний о нем открывает возможности для дальнейшего продвижения в раскрытии сущности человека и как носителя развития, и как организующего начала в этом развитии.
Что может человек? Как интенсифицировать его деятельность по преобразованию мира природы (в новом ее понимании и согласии с ней) и по преобразованию общественных отношений, как усилить его гуманистическую направленность, человеческую ответственность? И как выявить и расширить возможности саморазвития человека? При всей многомерности и многоаспектности данного комплекса вопросов стержневой выступает проблема определения места человека, его позиции в системе социальных связей, выявление, говоря словами Алексея Николаевича Леонтьева, «ради чего и как использует человек рожденное ему и приобретенное им».
Второе направление связано с необходимостью осуществления развернутого междисциплинарного исследования особенностей современного ребенка, психологические, социально-психологические изменения которого прослеживаются сейчас исключительно выпукло
Например, отечественные психологи и педагоги имеют неоспоримые достижения в дифференцированном рассмотрении отдельных
40
периодов детства. Однако в процессе познания возрастных особенностей во все большей степени вырисовывается сложность, неравномерность, многохарактерность стадий, уровней развития в онтогенезе. Отсюда насущным становится не только осмысление, сопоставление структуры, содержания разных этапов детского развития, но и построение их сравнительной характеристики, условно говоря, «по вертикали». А для этого мы обязаны, прежде всего, выяснить и прописать норму психического, психофизиологического, личностного развития ребенка - живущего сейчас, сегодня и качественно отличающегося не только от того «Дитя», которое описывали Ушинский и другие великие педагоги, но даже и от ребенка 60-х и 70-х годов двадцатого, страшно даже сказать - уже прошлого века. При этом ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника тридцатилетней давности, он просто стал другим!
В этом плане специальная работа предстоит, в частности, по научному определению Детства и как особого состояния социального развития, и как особого слоя общества. При этом важно не только выявить закономерности развития Детства, но и установить их направленность, динамику, интенсивность изменений, приводящих к появлению новых характеристик. Остро необходима и глубинная корректировка периодизации современного детства как научной основы развития, модернизации системы образования.
Хочу подчеркнуть, что ученые: психологи и педагоги-дидакты, методисты обязаны не сопровождать, как принято писать в некоторых ведомственных бумагах, процесс модернизации образования, а раскрывать научные основания, выступающие необходимой базой для его осуществления.
Третье направление состоит в организации интенсивного поиска новых критериев «взросления» растущих людей, определения степени, характера их действия.
Здесь вычленяется необходимость изучения нескольких образующих такого взросления:
- раскрытие органических предпосылок становления человека как личности;
- определение характера и особенностей воздействия социальной среды и системы воспитательных воздействий как условии личностного развития;
41
- анализ содержания и закономерностей процесса развития человека как личности и как субъекта действия;
- выявление условий, специфики и механизмов осуществления индивидуализации и социализации в современном мире.
Четверное направление состоит в том, чтобы, выявляя опти-мш1ьные сроки обучения, устанавливая, чему и как учить детей, мы четко определили, какова должна быть сущность, структура учебной деятельности младших школьников, чем отличается она у подростков, а чем у старшеклассников? При этом мы обязаны и раскрыть новые способы усвоения, присвоения знаний, и установить, каким должен быть молодой человек на выходе во взрослую жизнь - не только какими знаниями, умениями, но и какими личностными качествами он должен обладать. То есть мы обязаны ответить на вопросы - на основе чего и что именно сегодня надо формировать, развивать в 6, 7, 12, 15-летнем ребенке, чтобы через ряд лет он стал субъектом человеческого сообщества?
И здесь особую значимость приобретает выявление возможностей воспитания у растущих людей личностных качеств, кумули-рующих в единстве лучшие черты конкретного этноса, российского народа и общечеловеческих ценностей. Пятое направление связано с проблемой стремительных сдвигов в развитии общества, обусловленных «информационным взрывом», ростом коммуникаций, что привело к кардинальным изменениям пространства жизни, в котором и формируется современный ребенок, и организуется образовательный процесс. Поэтому от нас требуется кардинальное переосмысление и педагогических, и психологических основ образования. Здесь на первый план выходят задачи:
- выявления и учета влияния на растущих людей мощного информационного потока, включая не контролируемые системой образования воздействия средств массовой информации, видеорынка, Интернета;
- поиска психолого-педагогических оснований процесса обучения детей, подростков, юношества в современных условиях, требующих раскрытия путей, возможностей не только стимулирования интереса к познанию, формирования познавательных потребностей, но и выработки избирательного отношения к информации, умения ее ранжировать в процессе самостоятельного присвоения знаний.
42
Шестое направление состоит в определении действия, воздействия новых молодежных субкультур, новых социальных связей ребенка при раскрытии условий и механизмов канализирования их влияния и актуализации развития духовных начал, в том числе и психолого-педагогической поддержки саморазвития, самореализации растущего человека.
Седьмое направление состоит в том. чтобы, опираясь на исследование подвижек в развитии личности, определить возможности усиления эмоционально-волевой стабильности молодых людей, с одной стороны, а с другой - восстановления критериев нравственности внутри детского сообщества, что, как вы понимаете, представляет чрезвычайно важную и тонкую задачу.
Восьмое направление связано с актуализацией разработки психолого-педагогических оснований и принципов построения многоплановых и многоуровневых форм развертывания отношений взаимодействия взрослых и детей. Эта проблема обостряется в силу многих обстоятельств, в числе которых нарастающее отчуждение между взрослыми и детьми, которые существенно повзрослели, с одной стороны, с другой - по ряду параметров углубился их социальный инфантилизм. При этом индивидуально они взрослеют не личностно, не субъектно, а лишь в плане показного поведения. Исследование данной проблемы необходимо для установления путей укрепления преемственности поколений. Тем более что сегодня имеется и нарастает опасность деструктирования всей системы культурно-исторического наследия.
Речь идет не о проблеме «отцов и детей» в ее привычной оценке, а о широком социокультурном плане взаимодействия поколений -взрослого сообщества и растущих людей, об объективной, реально обусловленной позиции отношений Мира Взрослых к Детству не как к совокупности детей разных возрастов, которых надо растить, воспитывать, обучать, а как к субъекту взаимодействия, как к особому собственному состоянию, которое общество проходит в своем постоянном воспроизводстве. Это не «социальный питомник», а развернутое во времени, ранжированное по плотности, структурам, формам деятельности социальное состояние, в котором взаимодействуют дети и взрослые.
К сожалению, проблема взаимодействия (не просто отношений, а именно взаимодействия) взрослых и детей фактически до сих пор
43
не только в должной степени не проработана, но даже четко не поставлена на соответствующем научном уровне. В этом плане представляется чрезвычайно важным определить, во-первых, сущность, содержания позиций Взрослого мира и мира Детства именно как специфических субъектов взаимодействия; во-вторых, выделить и раскрыть пространство (структуру, характер) их взаимодействия.
Это пространство между Мирами Взрослых и Детей необходимо продуманно структурировать. Оно должно заполняться не только информационными потоками, моделями совершенствующегося образования, но и соответствующими конструктами, которые обеспечивают превращение каждого ребенка в субъекта и организатора диалога со взрослыми, и ставят Детство, во всей сложности его внутренних «организаций», в позицию реального субъекта такого диалога.
Девятое направление связано с тем, что в современной ситуации резкого обострения обстановки во всем мире выявляется не только многогранность и чрезвычайная сложность, но и малая изученность психолого-педагогических характеристик изменяющихся взаимоотношений этносов, вопросов профилактики этно- и ксенофобии, воспитания толерантности.
Десятое направление связано с необходимостью в более широком плане определить теоретические основания и структурировать оказание психолого-педагогической помощи людям - растущим и взрослым в связи с ростом нервно-психических, в том числе посттравматических, расстройств, что особо актуализирует вопросы развития психотерапии и создания системы действенной психологической и социально-педагогической реабилитации.
Одиннадцатое направление состоит в разработке научных - психологических, психофизиологических, психолого-дидактических - основ построения учебников и учебных книг нового поколения, их взаимосвязи с новейшими информационными технологиями, включая Интернет.
Разумеется, круг актуальных психологических и педагогических проблем значительно шире, ибо сегодня перед нами открывается многомерное пространство новых задач, новых тем, требующих и глубинного теоретического осмысления, и значительного расширения экспериментальных работ.
На основе анализа тематики фундаментальных исследований Российской академии образования на 2009 год, а также содержания
44
августовских совещаний работников образования Челябинской области, обозначим наиболее актуальные направления педагогических исследований, имеющих большое научное и практическое значение:
- выявление и обоснование совокупности условий эффективности взаимодействия педагогической науки и системы образования на современном этапе развития;
- выявление и обоснование структуры компонентов основополагающих результатов исследований в различных областях педагогики;
- выявление факторов и содержания инновационного развития ведущих направлений отечественной педагогической науки в первой трети XX века.
- определение функций и соотношения инвариантного и вариативного компонентов содержания образования в различных дидактических подходах, способов структурирования фундаментальных закономерностей в современном дидактическом знании;
- разработка концепции обучения одаренных детей в условиях модернизации образования и дидактических моделей содержания образования;
- определение особенностей взаимосвязи теории и практики воспитания в ситуации изменения парадигмы воспитания и разработка типологии просоциальных детских общностей;
- выявление связей воспитания и образования с философией, психофизиологией, искусствоведением, богословием, литературой и правом;
- раскрытие эвристического потенциала историко-
педагогического знания для педагогической науки и практики;
- проведение сравнительного анализа роли конфессионального фактора в развитии западноевропейской и российской учебной литературы XVI - XVIII вв.;
- изучение опыта воспитания подрастающего поколения в условиях Древности;
- выявление основных направлений развития историографии отечественной школы в 20-е - 40-е годы XX века;
- определение основных направлений трансформации национальных систем образования, в том числе стран СНГ;
- разработка теоретических моделей совершенствования инновационной деятельности образовательных учреждений;
45
- разработка концептуальной модели и методических средств проектирования учителем модернизации собственной деятельности;
- разработка теоретических моделей механизмов информационной поддержки модернизации образования на региональном и муниципальном уровнях;
- разработка теоретических основ и инструментария экспертизы инновационных проектов и программ развития в сфере образования;
- разработка новых подходов в области управления образованием и менеджмент-подготовки руководителей отрасли;
- развитие инновационного потенциала управления образовательными системами разного уровня;
- разработка принципов и технологических подходов к оценке развития региональных систем образования;
- создание теоретических основ, моделей и механизмов общественной экспертизы качества общего образования;
- теоретические основания анализа современного состояния и перспектив развития олимпиадного движения школьников как ресурса повышения качества общего образования;
- разработка условий и механизмов развития систем общего образования в этнорегиональном контексте;
- выявление качественных характеристик управления в системе открытого образования;
- определение способов обоснования принятия эффективных
управленческих решений;
- разработка модели эффективной региональной системы управления качеством образования;
- создание моделей управленческой компетентности руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием, обеспечивающих эффективную инновационную деятельность общеобразовательных учреждений;
- разработка актуальных методологических и теоретических задач образования в контексте общих проблем современной культуры и социума;
- проведение системного анализа образования как социокультурного феномена и разработка теоретического обоснования концептуальных подходов культурного развития детей и молодежи;
- изучение особенностей культуры личности, ее интегральных характеристик и динамики развития в социальном аспекте;
46
- определение основных закономерностей эволюционных процессов культуро-ориентированного образования;
- выявление сущности и значения педагогической культурологии в образовательном пространстве России;
- изучение проблем диалога культур в полиэтническом пространстве, коммуникативных норм социальных субъектов образовательной деятельности, культурно-исторического творчества в контексте формирования социальных экосистем;
- исследования в области общей теории художественного образования и эстетического воспитания, психолого-педагогических механизмов креативного развития личности, научно-методического обеспечения современного дошкольного, общего и профессионального художественного образования;
- разработка методологии проектирования художественно-
творческой деятельности детей и молодежи в системе школа-
колледж-вуз;
- создание художественно-образовательного пространства в сети Интернет на основе применения информационных и коммуникационных технологий;
- исследование проблем полихудожественного образования в условиях междисциплинарного взаимодействия;
- разработка психолого-дидактических основ создания нового поколения учебно-методических комплектов по искусству (музыка, мировая художественная культура, изобразительное искусство);
- разработка социально-педагогической стратегии и механизмов активно-созидательного влияния образования на совершенствование соци&чьной практики в российском социуме;
- исследование целей и ценностей образования в условиях села на основе осуществления социально-педагогического анализа поселенческой структуры городского и сельского социума современной России;
- обоснование воспитательного потенциала социальной педагогики в гуманизации социальной среды, формировании экокультур-ных, духовно-нравственных ценностей у детей и молодежи, профессионально-ценностном самоопределении в условиях рыночной экономики, гармонизации детско-родительских отношений;
47
- исследование процессов формирования социальной ответственности учащейся молодежи средствами инициативно-созидательной деятельности;
- исследование социальной компетентности учащихся в условиях информационно-образовательной среды;
- обоснование социально-педагогической парадигмы обновления дошкольного, общего, дополнительного образования детей;
- обоснование и разработка инновационных социально-
педагогических механизмов и технологий профилактики асоциально
го поведения детей и подростков, влияния на гармонизацию отноше
ний в исправительных учреждениях для несовершеннолетних;
- разработка социально-педагогической концепции профилактики социального сиротства в России;
- исследование проблем непрерывного профессионального социально-педагогического образования: допрофессиональной подготовки, среднего специального, высшего, дополнительного социально-педагогического образования, а также подготовки социально-педагогических кадров высшей квалификации;
- разработка основы общей теории содержания среднего образования;
- разработка моделей и структур содержания общего среднего образования;
- анализ источников формирования содержания образовательных областей и учебных предметов как элементов культурного опыта человечества;
- обоснование аксиологических принципов отбора содержания начального образования, отражающего в образовательных областях и учебных предметах систему общечеловеческих ценностей;
- анализ перспективных средств, среды и технологии обучения как источников формирования содержания образования;
- работа над системой базовых категорий психологической антропологии детства и дошкольного образования;
- анализ научно-методических предпосылок построения технологичной системы оценки результатов дошкольного образования;
- разработка онтологических оснований содержания общего среднего образования;
- обоснование системы развития креативных способностей и потенциальной одаренности школьников;
48
■■■■
- разработка методологии развивающего образования;
- раскрытие роли и места неформального образования в системе взаимодействия формального, неформального и внеформального образования, разработка теоретических основ их взаимодействия и преемственности;
- теоретические основы оценки учебных достижений учащихся;
- систематизация традиционных форм и способов контроля качества образования;
- формирование теоретико-методологической базы решения актуальных задач развития и модернизации профессионального образования;
- разработка проблем опережающего профессионального образования;
- разработка методологии определения содержания профессионального образования на основе компетентностного подхода;
- разработка проблем интеграции различных уровней профессионального образования;
- разработка проблем воспитания современного специалиста; социшгьно-педагогических и социально-культурологических основ развития педагогического образования;
- разработка методологии мониторинга качества педагогического образования;
- разработка методологических основ развития педагогических систем непрерывного образования;
- разработка методологии непрерывного образования взрослых;
- психолого-педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта профессионального образования в условиях подготовки кадров для экономики, основанной на знаниях;
- разработка модели взаимосвязи образовательных учреждений и предприятий-заказчиков кадров;
- разработка концепции развития региональных систем профессионального образования на основе проектно-целевого подхода;
- определение степени взаимного влияния национальных, систем образования и изучение процессов их международной интеграции;
- разработка концепции информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования;
- создание модели компетенций инженера (выпускника технического вуза), необходимых в разработке и освоении нанотехнологий;
49
- обоснование подходов к обновлению структуры и содержания естественнонаучного образования;
- осуществление и прогнозирование развития образовательных программ в условиях непрерывного образования;
- разработка современных технологий организации воспитательной деятельности педагога в системе профессионального образования, теоретической модели формирования социокультурных ценностей и установок, модели становления профессионального самосознания и идентификации;
- разработка психологических основ обучения и воспитания в условиях гуманизации образования;
- выявление типологии паттернов поведения, используемых субъектом в ситуации хронического неуспеха;
- изучение влияния современного социума и средств масс-медиа на развитие личности;
- разработка теоретико-методологических основ технологий
развития, духовно-нравственного, эстетического и экономического
воспитания личности в условиях современного общества;
- разработка социатьно-педагогических основ развития образовательных траекторий личности в системе непрерывного образования;
- разработка методолого-теоретических основ мониторинга качества педагогического образования в учреждениях различного типа;
- выявление и обоснование общих тенденций в изменении содержания и условий деятельности педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования под влиянием социально-экономических, технико-технологических и образовательных изменений в России и за рубежом;
- обоснование научных подходов к определению содержания и психолого-педагогических механизмов интенсификации процесса обучения при подготовке педагогов;
- разработка и использование инновационных интенсивных методических систем;
- моделирование психолого-педагогической системы самореализации личности педагога профессиональной школы;
- разработка и обоснование общих закономерностей и принципов профессиональной дидактики для различных направлений и уровней педагогического образования;
50
- раскрытие взаимосвязи факторов современной образовательной среды профессиональных лицеев, колледжей, вузов и ценностно-смыслового содержания деятельности педагогов;
- создание структуры и критериев профессиональной зрелости методиста образовательного учреждения;
- обоснование общей технологии процесса повышения квалификации и переподготовки кадров.
- обоснование взаимодействия рынка образовательных услуг с рынком труда при переходе на двухуровневую подготовку специалистов с высшим образованием, проведение анализа особенностей этого перехода;
- разработка концепции управления инновационным комплексом учреждения высшего профессионального образования во взаимодействии с высшим дополнительным и послевузовским образованием;
- разработка научных основ построения виртуальных корпоративных университетов на основе современных дистанционных технологий образования;
- разработка многокритериальных оценок качества ментально структурированной подготовки элитных специалистов и ее составляющих;
- разработка научно-образовательных подходов к оценке образовательной составляющей государственной промышленной политики; проведение психолого-педагогического анализа управленческой компетентности руководителей учреждений профессионального образования;
- выявление и обоснование закономерностей и базовых принципов организационно-управленческих и методических инноваций в национальных системах профессионального образования;
- формирование системного, полидисциплинарного методологического обеспечения теории и практики инновационного проектирования и развития образования взрослых, разработка социально-экономических, социокультурных, андрагогических оснований такого развития;
- выявление и оптимизация инновационных тенденций и процессов в построении и управлении образовательными системами;
- разработка механизмов применения международных стандартов при создании систем управления качеством в сфере профессионального образования взрослых;
5]
- создание научных основ организационно-управленческого, содержательного и технологического обеспечения национально-региональных систем образования взрослых и их интеграции в общее образовательное пространство;
- определение ведущих направлений и факторов развития непрерывного образования взрослых как социокультурного института развития человека, гражданского общества и социального государства;
- разработка теоретических основ развития креативной деятельности студентов;
- разработка методологических оснований реализации возможностей логико-алгебраических дисциплин, изучаемых в высших педагогических учебных заведениях;
- разработка методологии преподавания элективного курса геометрии для профильной школы;
- разработка научно обоснованных моделей качества предметной подготовки учителя;
- разработка целостной методологии использования студенческих электронных портфолио в оценке индивидуальных достижений студентов;
- разработка методологической и методической базы создания и использования мультимедийных средств обучения по техническим дисциплинам;
- выявление факторов, влияющих на правильность восприятия и понимания отображаемых мультимедиатехнологических процессов;
- разработка теоретических основ развития информатизации образования в условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации, научно-методического обеспечения подготовки научно-педагогических кадров информатизации образования, психолого-педагогических основ автоматизации управления технологическими процессами в сфере образования;
- разработка методологии оценки качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ее эффективного и безопасного использования, а также моделей и алгоритмов автоматизированного педагогического контроля знаний;
- обоснование дидактических и функциональных возможностей информационно-коммуникационной предметной среды со встроенными элементами технологии обучения, а также теоретико-
52
методологических предпосылок создания и использования научно-педагогического и программно-технологического обеспечения развития информатизации образования;
- разработка медицинских и психологических основ формирования здоровьесберегающей образовательной среды учебного заведения и научно-методических условий организации и функционирования образовательного пространства;
- выявление особенностей распределенного обучения в техническом вузе в условиях функционирования локальных и глобальной сетей;
- определение направлений информатизации математического образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации;
- разработка и обоснование комплекса организационно-
методических мероприятий, компенсирующих негативные воздейст
вия ИКТ;
- разработка структуры и содержания подготовки кадров информатизации образования в условиях функционирования информационного образовательного пространства;
- обоснование содержания дополнительной подготовки специалистов в области прикладной информатики в образовании;
- теоретическое обоснование и формулировка принципов непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров в области комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- выявление критериев оценки качества андрагогических моделей информатизации образования взрослых;
- разработка научно-методических основ создания инфраструктуры подготовки кадров информатизации региональной системы образования;
- выявление дидактических основ формирования системы измерителей для тестирования ИКТ-компетентности учителей;
- обоснование компонентного состава научно-педагогического контента автоматизированной системы информационно-методического обеспечения образовательного процесса для учреждений начального и среднего профессионачьного образования;
- определение состава и структуры интегрированной системы автоматизации управления учебным заведением;
53
- обоснование и описание процедуры формализации экспертной информации о факторах, влияющих на развитие образовательного процесса, для автоматизированной системы мониторинга качества внутрифирменной подготовки;
- выявление способов идентификации педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ;
- исследование современных методов статистического анализа качества продукции для обоснования их применения при оценивании педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ;
- разработка требований к психофизиологическим характеристикам качества электронных изданий образовательного назначения для детей дошкольного возраста;
- проведение исследований, ориентированных на разработку информационной модели образовательного учреждения и модели автоматизированной системы психолого-педагогического тестирования в условиях гуманитарного вуза;
- исследование феномена молодежных субкультур и социально-негативных объединений несовершеннолетних;
- прогнозирование развития воспитательной ситуации в стране;
- обоснование принципов развития духовно-нравственного воспитания в системе общего среднего образования;
- разработка методологий проведения мониторинга воспитательных систем, научного обеспечения процессов реализации воспитательного потенциала содержания общего образования, обоснование способов оценки результатов воспитательного процесса в учреждениях общего образования;
- определение функций социального партнерства семьи с субъектами образовательной среды в реализации профессионального маршрута детей;
- разработка концепции развития воспитания в Российской Федерации, а также концепций - этнопедагогического компонента современного воспитания, военно-патриотического воспитания детей и молодежи;
- разработка модели интеграции воспитательного потенциала основного и дополнительного образования, ее инновационных характеристик;
- определение культурологического воспитательного потенциала неформального образования;
54
- обоснование компетентностного подхода в исследовании
карьерных стратегий личности;
- выявление основных тенденций и особенностей развития института семьи и процессов его трансформации в условиях становления нового качества отношений семьи с государством и обществом;
- выявление механизмов эффективного взаимодействия семьи и воспитания как социальных институтов;
- определение функций социального партнерства семьи с
субъектами образовательной среды в реализации профессионального
маршрута детей в интересах формирования у детей и молодежи, ак
туальных для современного этапа развития государства и общества,
компетенций;
- исследование проблем семейного неблагополучия и социального сиротства в современных условиях; теоретических и феноменологических особенностей девиантного поведения несовершеннолетних, предложения по профилактике и преодолению девиаций в детской среде;
- изучение специфических условий и закономерностей психического развития детей с особыми образовательными потребностями различных возрастных и нозологических категорий: младенцев и младших школьников со сложной патологией ЦНС, дошкольников с разными формами речевой патологии, с нарушениями социально-эмоционального развития, со сложными и комплексными нарушениями;
- комплексный, междисциплинарный анализ (психолого-
педагогический, психологический, нейропсихофизиологический)
изучаемых феноменов нарушенного развития в детском возрасте, ор
ганических и социальных факторов дизонтогенеза;
- совершенствование подходов, методов и технологий (включая информационные), способствующих оптимизации процесса коррек-ционно-развивающего обучения для всех основных категорий детей с особыми образовательными потребностями;
- решение вопросов организации и содержания специализированной помощи подросткам и взрослым в контексте проблем их социальной адаптации и социализации;
- расширение контекста исследований по проблемам ранней помощи, вторичной профилактики нарушений развития, в частности, связанным с необходимостью консультативного (психологического,
55
психолого-педагогического) сопровождения семей (матерей), имеющих детей мпаденческого и раннего возраста с выраженными нарушениями интеллектуального и эмоционального развития.
5.3. Логическая структура диссертационного исследования по педагогике
Важным параметром любого исследования, в том числе и диссертационного, служит его актуальность. Этот параметр отражает необходимость и своевременность решения исследуемой проблемы для дальнейшего развития теории и практики образования, характеризует противоречия, которые возникают между общественными потребностями (спросом на научные идеи и практические рекомендации) и наличными средствами их удовлетворения, которые могут дать наука и практика в настоящее время.
При оценке актуальности выбранной темы следует знать, что актуальность применительно к диссертационным работам заключается в убеждении в том, что ранее подобных работ не выполнялось. Для этого желательно четко представить актуальность исследования на трех уровнях:
- социально-педагогическом (представляет объект исследования);
- научно-теоретическом (представляет предмет исследования)
- научно-методическом (обоснование непосредственно актуальности темы исследования).
Пример: кандидатская диссертация «Формирование индивидуального стиля деятельности будущего педагога-воснитателя»:
Актуальность исследовании. Модернизация высшего и среднего образования в России предполагает не только изменение структуры получения образования, но и качественно новый подход к его организации, что находит свое отражение в государственных документах: Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Современные требования к организации, структуре и содержанию образования отвергают господство субъект-объектной модели обучения и требуют от преподавателей организации деятельности в рамках личностно ориентированной парадигмы образования, построенной на субъект-субъектном характере взаимоотношений участников образовательного процесса. Однако, но данным Е.В. Ткаченко, система образования оказалась не подготовленной к таким радикальным изменениям. Особое отставание при этом проявляется в сфере вос-
56
питательной деятельности. Для успешной реализации задач, обусловленных требованиями реформирования и модернизации системы образования в нашей стране, актуальным на социально-педагогическом уровне становится пересмотр профессиональной подготовки специалистов в области воспитания.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по проблемам подготовки специалистов в области воспитания возрастает в связи с отсутствием в высшей школе утвердившихся подходов к организации данного процесса. Гуманистический характер понимания воспитательного процесса расширяет требования к личности педагога-воспитателя, которая должна выполнять не столько функцию передачи социального опыта подрастающему поколению, сколько фасилитируюшую функцию, создавать условия для актуализации потенциала развития личности ребенка. Однако современная подготовка педагога-воспитателя обычно опирается на «знаниевую» парадигму, в известной степени ограничивающую творчество будущего педагога, эмоциональный аспект образовательного процесса, проявление индивидуальности студентов. Преодолению ограничений, свойственных данной организации образования, служит личностно ориентированная подготовка специалистов, при которой педагогическое взаимодействие преподавателей и студентов строится на принципах сотрудничества. Такой подход способствует реализации специфического для каждого студента взаимодействия профессионально значимых качеств и формированию индивидуального стиля деятельности будущего педагога-воспитателя.
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что формирование индивидуального стиля деятельности специалиста в период его профессиональной подготовки традиционно опирается на равнозначное развитие всех профессионально значимых качеств личности студента. Вместе с тем особенностью системы профессионально значимых качеств является ее индивидуальность, выраженная во взаимодействии доминантных и менее выраженных групп качеств. В связи с этим формирование индивидуального стиля деятельности будущего педагога-воспитателя должно строигься с учетом принципа индивидуализации, предполагающего активизацию процесса подготовки педагога-воспитателя в соответствии с типом доминантой группы профессионально значимых качеств студентов. В этой ситуации использование содержания, форм, методов и средств подготовки будет направлено на формирование устойчивых связей между группами доминантных и менее выраженных качеств, что определяет индивидуальный стиль деятельности будущего педагога-воспитателя.
В педагогике высшей школы накоплен достаточный опыт по формированию индивидуального стиля деятельности будущих учителей. Однако при всем многообразии работ мы вынуждены констатировать, что исследований, которые рассматривали бы собственно аспект формирования индивидуального стиля деятельности будущего педагога-воспитателя с учетом взаимодействия доминантных профессионально значимых качеств студентов и качеств менее выраженных, не проводилось».
57