Иванов Дмитрий Владимирович

Член Совета Российского союза молодых ученых,

Председатель Регионального отделения

Российского союза молодых ученых в Республике Марий Эл

доктор физико-математических наук,

заведующий кафедрой высшей математики

Марийского государственного технического университета,

Председатель Совета молодых ученых

Марийского государственного технического университета

В данной статье речь пойдет о тех проблемах, с которыми стал­кивается молодой ученый в процессе самоопределения в научном и педагогическом сообществах. Прежде всего, это касается представи­телей вузовской молодой науки, так как за ее пределами (например, в научно-исследовательских институтах) такая проблема не стоит столь противоречиво. Все дело в том, что высшая школа ставит молодого ученого в условия обязательного сочетания науки и преподавания, а это порождает определенные проблемы.

Социализация личности в среде высшей школы, как правило, происходит в двух основных направлениях: научном и педагогиче­ском. Молодой ученый приобщается, с одной стороны, к миру науч­ного сообщества со свойственными ему исследовательскими уста­новками, целями и ценностями, с другой - к миру педагогической деятельности, который требует умения передать имеющиеся знания ученикам (студентам).

На первый взгляд может показаться, что занятия педагогической и научно-исследовательской деятельностью требуют несколько раз­ных жизненных установок и даже способностей. Так, ученый - это, прежде всего, исследователь, призванный проникать в глубины изу­чаемого объекта, что требует определенной аскезы, известной доли отрешенности от окружающего мира. Наука может твориться в каби-

Иванов, Д.И. Молодой ученый в вузе сегодня (материалы сайта общероссий­ской общественной организации Российский союз молодых ученых) / Д.И. Иванов //Ьпр://го5ти.ш/ас!:ш1у/ор1пюш/58.Ыт1

7


иетах и лабораториях, жизненно не нуждаясь в студенческой аудито­рии. В свою очередь, педагог - человек по определению публичный, умеющий четко излагать свои мысли вслух и желательно в доступной для слушателей форме. Он может не быть исследователем, но должен четко знать тот материал, который преподает. Педагогу необходимо уметь находить контакт со студенческой аудиторией, от этого зависит успешность его занятий. Преподаватель должен обладать целым на­бором личностных качеств, позволяющих ему успешно заниматься педагогической деятельностью. Следовательно, утверждение об оп­ределенной разнонаправленности научной и педагогической практик имеет вполне конкретные аргументы.

Судя по всему, в своих предельных основаниях эти два вида ин­теллектуальной деятельности (наука и преподавание) действительно различны, но, по принципу дополнительности разных видов деятель­ности, могут быть представлены в качестве целостной системы, что дает возможность увидеть их единство и непротиворечивость. При­нимая как частный вариант противопоставление научной и педагоги­ческой деятельности, мы, со своей стороны, склонны полагать, что они находятся в гораздо более сложном диалектическом единстве и для молодого ученого фактически неразрывны, по крайней мере, на начальном этапе творческого становления. Дело в том, что для моло­дого ученого и наука, и преподавание - это уникальный жизненный опыт, возможность социализироваться в среде высшей школы и про­явить себя как на научном, так и на педагогическом поприще. В кон­це концов - это и возможность выбора дальнейшего пути развития, выявление своих жизненных приоритетов - научных или педагогиче­ских, а возможно и их совмещение.

Однако совмещение научной и педагогической деятельности со­пряжено с рядом проблем, самые актуальные из которых будут обо­значены в этой статье. Под проблемами в данном контексте будем понимать те сложности, которые возникают у молодого ученого в процессе совмещения педагогической и научной деятельности.

Начнем с проблемы приоритетов в системе наука-преподавание. Ее суть видится в том, что процесс занятия научно-исследовательской деятельностью, как и учебный процесс, является непрерывным, требующим постоянного включения, погружения, присутствия. А это, в свою очередь, требует наличия как минимум трех факторов: времени, энергии и мотивации. Распределить время и

8


энергию равномерно между учебным процессом и научной деятель­ностью удается далеко не всегда в силу объективных причин. Так, в высшей школе молодой ученый, прежде всего, преподаватель-профессионал, основной задачей которого является обеспечение ка­чественного ведения учебного процесса. Не секрет, что именно на молодых ученых ложится значительная преподавательская нагрузка что отнимает много времени и сил, которые уходят на подготовку к занятиям, их проведение, а также на ряд других обязанностей, на­пример, кураторство.

Особо хотелось бы обратить внимание на молодых ученых, только что окончивших аспирантуру и защитивших кандидатскую диссертацию. Они вливаются в учебный процесс и осваивают новые дисциплины, на что уходит почти все свободное время. В процессе овладения материалом эта нагрузка, безусловно, становится меньше и появляется больше времени для занятий наукой.

Отдельную группу молодых ученых составляют преподаватели, которые ведут дисциплины, близкие по содержанию научным поис­кам и интересам В данной ситуации появляется возможность удачно и крайне плодотворно совмещать научную работу с подготовкой к учебному процессу. В ходе лекций появляется возможность прогова­ривать материал, что способствует лучшему его осмыслению, а в хо­де семинарских занятий - вести диалог со студентами и выслушивать их хмнение по поводу изучаемого материала.

Можно и перевернуть ситуацию, поставив на приоритетное ме­сто науку. Если молодой ученый будет всецело поглощен научной деятельностью, то может пострадать учебный процесс, который, как известно, требует к себе особого внимания и подготовки, а также со­ответствующего настроя. Занимающийся грантовой деятельностью молодой ученый может быть ограничен в своей мобильности. Воз­можные командировки, а то и длительные стажировки создают слож­ности с ведением учебного процесса.

Безусловно, увлеченный молодой ученый найдет время и энер­гию в равной мере и для учебного процесса, и для науки, но это ско­рее из области должного, нежели сущего, из области идеального, не­жели реального положения дел.

Данная проблема, на наш взгляд, тесно связана с другой, не ме­нее актуальной, которую можно обозначить как процесс рутиниза-

9


ции, формализации как научной, так и педагогической деятельности, что особенно губительно именно для личности молодого ученого.

Ни для кого не секрет, что молодые ученые в силу объективных экономических причин зачастую подрабатывают в других учебных заве­дениях. Это происходит по причине необходимости содержать семью, (напомним, что молодые ученые находятся в возрастных рамках 25-35 лет, а это достаточно благоприятный возраст для создания семьи). Во­прос заработка играет в данном контексте далеко не последнюю роль.

Подобного рода совмещения выматывают и рутинизируют пре­подавательскую деятельность, что превращает ее из творческого про­цесса передачи знания от преподавателя к студенту в ремесленниче­ство, поверхностное и механическое начитывание лекций и формаль­ное ведение семинарских занятий. От этого страдают и научная дея­тельность, и качество преподавания. Такого рода ритм не может сти­мулировать научную активность молодого ученого, а скорее наобо­рот: вытеснит науку на периферию его жизни. Решить данную про­блему крайне сложно, и это, по всей видимости, может сделать толь­ко сам молодой ученый, расставив приоритеты.

Рутинизации подвергается не только учебный процесс, но и науч­но-исследовательская деятельность (правда, в этом случае ее уже крайне сложно назвать научно-исследовательской). Особенность этого процесса состоит в формальном подходе к занятию наукой, приоритет его количе­ственной составляющей над качественной, что, в конечном счете, выхо­лащивает из научной деятельности творческое начало. Молодого учено­го зачастую ориентируют на получение исключительно количественных показателей, например, количества написанных и опубликованных ста­тей, студентов, подготовленных к выступлению на конференции и т.п. При таком подходе молодой ученый думает не столько о науке, сколько о том, как соогветствовать необходимым рамкам и нормативам.

На наш взгляд, рутинизация науки и преподавательского труда -одна из наиболее сложных и, к сожалению, распространенных про­блем, с которой молодому ученому приходится сталкиваться в выс­шей школе. Решить ее можно, по всей видимости, одним, весьма ба-натьным способом - наполнить научный и педагогический труд творческим содержанием.

Следующая проблема, которую хотелось бы обозначить в сис­теме наука-преподавание, вызвана новыми требованиями, предъяв­ляемыми самой жизнью к личности молодого ученого как педагога и

10


исследователя. В сжатой форме эти требования можно сформулиро­вать так: ученый обязательно должен быть педагогом, а педагог, что­бы сохранять профессиональную пригодность и адекватность тем из­менениям, которые происходят в мире, обязан быть исследователем. И это не благое пожелание, а требование времени. Слишком большая ответственность ложится на плечи молодых ученых как передовых представителей отечественной интеллигенции.

Осуществляя педагогический процесс, молодой ученый не толь­ко передает знания студентам, но и формирует у них определенный тип социального действия, что оказывает свое влияние на общество, культуру. По принципу амбивалетности всех социальных процессов и явлений молодой ученый сам, будучи активно действующим субъек­том, в свою очередь испытывает влияние аудитории (студентов), что позволяет не отрываться от жизни, а погружаться в нее целиком, ост­ро ощущая настроения молодой аудитории. Такой диалог позволяет активизировать мысленную деятельность как студенческой аудито­рии, так и молодого ученого-педагога.

Необходимость молодого педагога заниматься наукой обуслав­ливается и тем обстоятельством, что именно наука дает возможность преодолеть фрагментарный взгляд на мир, выработать самостоятель­ную жизненную позицию, развиваться интеллектуально.

Не последнюю роль среди рассматриваемых проблем играет востребованность молодого ученого на своем поприще. Чрезвычайно важно именно в молодом возрасте чувствовать свою нужность, важ­ность той работы, которую выполняешь не только для собственной личности, но и для общества в целом. Это связано с тем, что молодые ученые - это не просто молодежь, во многом живущая сегодняшним днем, а люди со сформировавшейся активной гражданской позицией.

Справедливости ради хотелось бы отметить, что в отличие от школьного учителя, положение которого в современной школе статус­ным никак не назовешь, молодой ученый - востребованный специа­лист, что, безусловно, делает его значимой фигурой в современном пе­дагогическом сообществе в целом и в вузовском в частности. Потреб­ность высшей школы в молодых квалифицированных научно-педагогических кадрах крайне велика Это во многом связано и с про­цессами модернизации в системе образования в современной России.

ш-

Молодые специалисты как никогда необходимы системе нашего высшего образования как прогрессивный ня

ттш&р

инв учет

11

Челябинского педуниверситета


щий возможность рассчитывать в будущем на достойную смену ав­торитетных доцентов и профессоров. Этому во многом способствует развитие научных школ с привлечением молодых ученых и формиро­вание сообщества молодых ученых как на федеральном, так и на ре­гиональном уровнях. Успешность данного процесса во многом зави­сит от политической воли руководящей элиты, ее понимания места и роли науки в системе высшего образования.

Далеко не последнюю роль в списке проблем в системе наука-преподавание играет проблема осуществления самостоятельного ру­ководства молодыми учеными научно-исследовательской деятельно­стью студентов. Навыки научного руководства дают возможность молодому ученому самоутвердиться в этом качестве, почувствовать ответственность за ученика и радость от его успехов. В процессе со­вместной работы происходит диалог, сотворчество, что дает возмож­ность молодому учителю и студенту-ученику взаимодополнять и раз­вивать друг друга. Необходимо подчеркнуть, что НИРС не должна осуществляться рутинно, формально по принципу "чем больше, тем лучше". В противном случае результат от такой деятельности будет прямо противоположен ожиданиям. Лучше меньше, но качественнее.

Важной проблемой как в научной, так и в педагогической дея­тельности молодых ученых является их взаимодействие со старшими коллегами - профессорами и доцентами, много лет проработавшими в вузе. Это и проблема педагогического мастерства, которое во многом способствует переводу сложного языка науки, его глубинных идей и смыслов на понятный язык лекционного материала, адресованного сту­денческой аудитории. Молодой ученый-педагог может научиться этому только у старших коллег, которые обладают соответствующим опытом и навыками учебно-методической работы. Такое взаимодействие во многом способствует и сохранению университетских традиций и сбли­жает молодых ученых с опытными преподавателями.

Ряд вышеперечисленных проблем, которые возникают в процес­се социализации молодого ученого в мире науки и преподавательской деятельности, далеко не исчерпан. Но наряду с проблемами остано­вимся также на позитивных обстоятельствах, которые возникают при гармоничном сочетании науки и преподавания.

Хотелось бы начать с того, что молодой ученый, занимающийся наукой, вырабатывает определенную дисциплину мышления, умение систематизировать и структурировать сложный по своему содержа-

12


нию и значительный по объему материал, а это, безусловно, очень помогает в преподавательской работе, на этапе конструирования лек­ционного материала. Наука формирует у молодого ученого умение спрашивать, задавать вопросы, что, несомненно, позитивно сказыва­ется и на методике преподавания, когда педагог с помощью серии удачно заданных ученику вопросов наводит его на правильную мысль, активизирует его мышление.

Важной составляющей педагогического авторитета молодого ученого являются его научные успехи. В глазах студентов - это дале­ко не последний показатель состоятельности педагога. Ссылки на собственные работы, их рекомендация студентам в качестве литера­туры для подготовки к семинарским занятиям дают возможность взглянуть на себя глазами студентов.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что сочетание научно-исследовательской деятельности с преподаванием крайне конструктивно для личностного развития молодого ученого. Занима­ясь наукой и используя свои научные знания в педагогическом про­цессе, молодой ученый выступает в роли популяризатора науки в студенческой среде.

В качестве рекомендаций, способствующих решению проблем, возникающих в системе наука-преподавание, хотелось бы отметить важность следующих мер:

- стимулирование молодых ученых к занятиям научной деятель­ностью и создание для этого благоприятных условий;

- проведение разъяснительной работы в среде молодых ученых относительно необходимости сочетания педагогической деятельности с наукой и о пользе подобного рода сочетания;

- освобождение молодого ученого от чрезмерной нагрузки по учебному процессу, мотивирование его на работу в родном вузе, а не "на стороне";

- поддержка грантовой деятельности молодых ученых;

- избавление, насколько это возможно, педагогической и научной деятельности от рутины и погони за количественными показателями;

- поддержка работы молодых ученых в качестве научных руково­дителей студентов;

- формирование у молодых ученых чувства ответственности за учебно-педагогический процесс.

13


РАЗДЕЛ 2

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АСПИРАНТУРЕ В ЧЕЛЯБИНСКОМ

ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

УНИВЕРСИТЕТЕ

1. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 №125-ФЗ, Положением о Министерстве общего и профессио­нального образования Российской Федерации, утвержденным постанов­лением Правительства Российской Федерации от 05.04.97 № 395 (Соб­рание законодательства Российской Федерации № 15, ст. 1796, 1997), постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 10.08.93 № 42 «Об утверждении Положения о магистерской подготовке /магистратуре/ в системе многоуровнего выс­шего образования Российской Федерации» (зарегистрировано в Мини­стерстве юстиции Российской Федерации № 329 от 16 августа 1993 го­да), другими законодательными и нормативно-правовыми актами систе­ма послевузовского профессионального образования предоставляет гра­жданам Российской Федерации возможность повышения уровня науч­ной и научно-методической квалификации в докторантуре, аспирантуре, адъюнктуре, созданных в образовательных учреждениях высшего про­фессионального образования, имеющих государственную аккредита­цию, и научных учреждениях, организациях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм.

2. С учетом норм ст. 19 Федерального закона «О высшем и по­слевузовском профессиональном образовании» (Собрание законода­тельства Российской Федерации № 15, ст. 4135, 1996) докторантура и аспирантура, адъюнктура являются основными формами подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования, предоставляющими гражданам Рос­сийской Федерации возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации.

3. Подготовка аспирантов в ЧГПУ осуществляется по 31 науч­ной специальности в соответствии с действующей номенклатурой специальностей научных работников. Обучение в аспирантуре осу­ществляется по очной и заочной формам.

14


4. В аспирантуру на конкурсной основе принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образо­вание и творческие достижения в научной работе. Граждане иных го­сударств принимаются в аспирантуру на основе международных до­говоров и соглашений, а также по прямым связям с зарубежными предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лица­ми. Лица, ранее прошедшие полный курс обучения в аспирантуре или стажировку, не имеют права вторичного обучения в аспирантуре.

5. Заявление о приеме в аспирантуру подается на имя ректора ЧГПУ с приложением следующих документов:

- копии диплома о высшем профессиональном образовании (для
лиц, получивших образование в других странах, - удостоверение об
эквивалентности их документов об образовании);

-- списка опубликованных научных работ, изобретений и отчетов по научно-исследовательской работе при наличии у поступающего научных работ и изобретений;

- реферата и рецензии на реферат, подписанной предполагае­мым научным руководителем (для лиц, имеющих диплом специали­ста, а также лиц, имеющих диплом магистра, но окончивших вуз год и более назад);

- удостоверения о сдаче кандидатских экзаменов, если таковое имеется.

Паспорт и диплом об окончании высшего учебного заведения предоставляются лично поступающим в аспирантуру.

6. Прием в аспирантуру проводится ежегодно в сроки, установлен­ные ректором. Для проведения приема организуется приемная комиссия под председательством ректора (проректора). Члены комиссии назнача­ются ее председателем из числа высококвалифицированных научно-педагогических и научных кадров, включая научных руководителей ас­пирантов. Поступающие в аспирантуру проходят собеседование с пред­полагаемым научным руководителем, который сообщает о результате собеседования в приемную комиссию. Решение о допуске к вступитель­ным испытаниям в аспирантуру приемная комиссия выносит с учетом итогов собеседования поступающего с научным руководителем.

7. Поступающие в аспирантуру участвуют в сдаче вступитель­ных испытаний по:

- специальной дисциплине в объеме действующей программы
для специалиста или магистра;

15


- иностранному языку, определенному высшим учебным заве­дением и необходимому аспиранту для выполнения диссертационной работы;

- философии.

Прием вступительных испытаний в аспирантуру проводится ко­миссиями, назначаемыми ректором. Пересдача вступительных испы­таний не допускается. Результаты вступительных испытаний в аспи­рантуру действительны в течение календарного года. Лица, сдавшие полностью или частично кандидатские экзамены, при поступлении в аспирантуру освобождаются от соответствующих вступительных ис­пытаний. Результаты выпускных магистерских экзаменов могут за-считываться в качестве вступительных испытаний в аспирантуру, ес­ли в индивидуальном плане магистра были предусмотрены магистер­ские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине при условии совпадения направлений магистерской под­готовки и тематики магистерской диссертации с направлением пред­полагаемой научно-исследовательской работы в аспирантуре.

8. Приемная комиссия по результатам вступительных испыта­
ний выносит решение по каждому кандидату. При наличии конкурса
должно обеспечиваться зачисление наиболее способных кандидатов,
подготовленных к научно-педагогической деятельности и научной
работе. План приема в аспирантуру устанавливается на основе плана
Министерства образования и науки Российской Федерации и утвер­
ждается ректором. Для составления плана приема деканы факульте­
тов ежегодно до 01.03 текущего года подают в отдел аспирантуры
списки предполагаемых кандидатов для поступления в аспирантуру
ЧГПУ. Квоты на распределение аспирантов по факультетам и науч­
ным руководителям утверждаются ректором. Зачисление в аспиран­
туру производится приказом ректора.

Срок обучения в очной аспирантуре не должен превышать трех лет, в заочной - четырех лет. Освобождение от работы лиц, принятых в очную аспирантуру, производится в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации о труде. Стипендия аспирантам выплачи­вается со дня зачисления, но не ранее дня увольнения с предыдущего места работы.

9. Научный руководитель из числа докторов наук или профессо­
ров утверждается ректором ЧГПУ каждому аспиранту одновременно
с его зачислением в аспирантуру. В отдельных случаях по решению

16


ученого совета к научному руководству подготовкой аспирантов мо­гут привлекаться кандидаты наук соответствующей специальности. Аспирантам, выполняющим научные исследования на стыке смеж­ных специальностей, разрешается иметь руководителя и консультан­та, один из которых может быть кандидатом наук.

10. Аспирант за время обучения в аспирантуре обязан:

- полностью выполнить индивидуальный учебный план;

- сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине, иметь педагогическую практику;

- завершить работу над диссертацией, включая проведение предварительной экспертизы.

 

11. Программа подготовки аспиранта и тема диссертационной ра­боты отражаются в индивидуальном плане. Индивидуальный план со­ставляется совместно научным руководителем и аспирантом в соответ­ствии с временем, отводимым на подготовку аспиранта, и представляет­ся в отдел аспирантуры не позднее 3 месяцев с даты зачисления в аспи­рантуру. Для контроля за выполнением индивидуального плана в нем должна предусматриваться текущая аттестация, осуществляемая в раз­личных формах. В конце каждого года обучения результаты НИР долж­ны быть представлены в письменной форме (отчет) и доложены на на­учном семинаре кафедры (факультета, научной лаборатории). По отчету аспиранта научный руководитель дает письменное заключение. Тема диссертации должна быть утверждена кафедрой и ученым советом ЧГПУ в течение трех месяцев с момента зачисления в аспирантуру.

12. Научный руководитель контролирует выполнение аспиран­том утвержденного индивидуального учебного плана.

13. Аспирант ежегодно аттестуется на научном семинаре кафедры (факультета, научной лаборатории) в сроки, устанавливаемые отделом аспирантуры. Обязательным элементом аттестации аспиранта являются итоги его участия в работе конференций, семинаров, симпозиумов и публикации. При проведении аттестации должны быть сформулирова­ны и внесены в индивидуальный план аспиранта цели, задачи и ожи­даемые результаты НИР следующего года За организацию работы ас­пиранта и своевременность отчетности несут ответственность аспирант и научный руководитель, а также заведующий кафедрой. Аспирант, не выполняющий в установленные сроки индивидуачьный учебный план, отчисляется из аспирантуры приказом ректора. В случае прекращения аспирантом работы над диссертацией научный руководитель представ-

17


ляет на имя проректора по научной работе ЧПТУ служебную записку об отчислении с изложением сути вопроса и визами заведующего ка­федрой и декана В случае отчисления аспиранта и невыполнения им индивидуального плана отделом аспирантуры рассматривается вопрос о снятии нагрузки, запланированной научному руководителю за руко­водство аспирантом. Ученый совет ЧГПУ осуществляет контроль за работой аспирантуры, систематически заслушивает отчеты аспирантов и их научных руководителей.

14. Аспиранты для проведения работ по избранной теме науч­ных исследований пользуются наравне с научно-педагогическими и научными работниками университета оборудованием, лаборатория­ми, кабинетами, библиотеками, правом на командировки, в том числе в порядке исключения и в зарубежные учебные заведения и научные центры, участие в экспедициях и т.д.

15. Перевод аспирантов из одного высшего учебного заведения или научной организации в другое, а также с очной подготовки на за­очную и наоборот осуществляется руководителями высших учебных заведений и научных организаций в счет имеющихся средств и ва­кантных мест. Аспирант, отчисленный из аспирантуры до окончания срока обучения, может быть восстановлен на оставшийся срок в счет имеющихся средств.

16. Аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре, имеют право выполнять оплачиваемую работу (в том числе учебную) при условии выполнения ими индивидуального плана подготовки.

17. Оплата труда научных руководителей производится из рас­чета 50 часов на одного очного и 25 часов на одного заочного аспи­ранта в год, в том числе и в случае утверждения аспиранту научного руководителя и научного консультанта.

18. Аспиранты очной формы обучения пользуются ежегодно ка­никулами продолжительностью в 2 месяца.

19. Окончившим очную аспирантуру и полностью выполнив­шим требования, изложенные в п. 10, предоставляется месячный от­пуск. В случае успешного окончания аспирантуры аспирант получает преимущественное право зачисления в штат университета.

20. Высшие учебные заведения и научные организации могут в соответствии с договором с предприятиями, учреждениями и органи­зациями осуществлять при необходимости предварительную стажи­ровку до 12 месяцев для лиц, поступающих в аспирантуру.

18


21. Аспирант, обучающийся по очной форме в ЧГПУ, вправе осво­ить обязательный минимум содержания профессиональной программы, обеспечивающей получение дополнительной квалификации «Препода­ватель высшей школы» с выдачей соответствующего документа, если этот минимум не был освоен в процессе магистерской подготовки.

22. Выпускникам аспирантуры время обучения в очной аспиран­туре засчитывается в стаж научно-педагогической и научной работы.

23. Срок обучения в очной аспирантуре за счет средстЕ бюджета продлевается приказом ректора ЧГПУ на время отпуска по беремен­ности и родам, а также на период болезни продолжительностью свы­ше месяца при наличии соответствующего медицинского заключения в пределах средств стипендиального фонда. Порядок продления срока обучения в аспирантуре по заочной форме и обучающихся на плат­ной основе находится в ведении ЧГПУ.

24. Аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре за счет
средств бюджета, обеспечиваются стипендией в установленном раз­
мере. В порядке исключения ректор имеет право устанавливать над­
бавки к стипендиям аспирантов без ограничения их предельных раз­
меров. Аспирантам в установленном порядке могут быть назначены
государственные именные стипендии, а именные стипендии ЧГПУ -
решением ученого совета ЧГПУ за счет внебюджетных средств.

25. Для приобретения научной литературы каждому аспиранту, обучающемуся в счет средств бюджета, выдается ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий.

26. Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью тридцать календарных дней с со­хранением среднего заработка.

27. Кандидатские экзамены по философии и иностранному язы­ку сдаются по примерным программам, разрабатываемым и утвер­ждаемым Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

28. ЧГПУ имеет право принимать по ходатайству других орга­низаций, не имеющих право принимать кандидатские экзамены по соответствующим специальностям, кандидатские экзамены у аспи­рантов и соискателей.

29. Комиссии по приему кандидатских экзаменов по каждой дисциплине организуются под председательством ректора (проректо-

19


ра) ЧГПУ. Члены приемной комиссии назначаются ее председателем из числа высококвалифицированных научно-педагогических и науч­ных кадров, включая научных руководителей аспирантов.

Комиссия правомочна принимать экзамены, если в ее заседании участвует на менее двух специалистов по профилю принимаемого эк­замена, в том числе один доктор наук.

30. Кандидатские экзамены принимаются два раза в год в виде сес­
сий продолжительностью один-два месяца каждая. Сроки и продолжи­
тельность сессий устанавливаются ректором ЧГПУ. В случае досрочно­
го представления диссертационной работы в диссертационный совет
кандидатский экзамен может быть принят вне срока сессии.

Отдел аспирантуры уведомляет экзаменующегося о времени и месте проведения экзаменов.

31. Кандидатские экзамены проводятся по усмотрению экзаме­национной комиссии по билетам или без билетов. Для подготовки от­вета соискатель ученой степени пользуется экзаменационными лис­тами, которые сохраняются после приема экзамена в течение года.

32. На каждого соискателя ученой степени составляется прото­кол приема кандидатского экзамена, в который вносятся вопросы би­летов и вопросы, заданные соискателю членами комиссии.

33. Уровень знаний соискателя ученой степени оценивается на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

 

34. Протокол приема кандидатского экзамена подписывается членами комиссии, присутствовавшими на экзамене, с указанием их ученой степени, ученого звания, занимаемой должности и специаль­ности согласно номенклатуре специальностей научных работников.

35. О сдаче кандидатского экзамена выдается удостоверение ус­тановленной формы.

36. В случае неявки соискателя ученой степени на кандидатский экзамен по уважительной причине он может быть допущен ректором ЧГПУ к сдаче кандидатского экзамена в течение текущей сессии.

Повторная сдача экзамена в течение одной сессии не допускает­ся. Соискателем ученой степени может быть в десятидневный срок подано заявление ректору ЧГПУ о несогласии с решением экзамена­ционной комиссии.

20


РАЗДЕЛ 3

ВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОТРАСЛИ

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

(утверждены заместителем министра Л.С. Гребневым;

регистрационный номер 13.00.00 ВТ ППО-2002. Москва, 2002)

3.1. Общая характеристика послевузовского

профессионального образования по отрасли

13.00.00 - Педагогические науки

1. Временные требования к основной образовательной програм­ме послевузовского профессионального образования (далее - Времен­ные требования) по отрасли наук Педагогические науки разработаны в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 640 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта по­слевузовского профессионального образования".

2. Ученая степень, присуждаемая при условии освоения основ­ной образовательной программы послевузовского профессионального образования и успешной защиты квалификационной работы (диссер­тации на соискание ученой степени кандидата наук) - кандидат педа­гогических наук.

Нормативный срок освоения основной образовательной програм­мы послевузовского профессионального образования (подготовки аспи­ранта (адъюнкта), далее по тексту - подготовки аспиранта) по отрасли Педагогические науки при очной форме обучения составляет 3 года

Нормативный срок подготовки аспиранта по отрасли Педагоги­ческие науки при заочной форме обучения составляет 4 года.

В случае досрочного освоения основной образовательной про­граммы подготовки аспиранта и успешной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук аспиранту присуждается искомая степень независимо от срока обучения в аспирантуре (адъ­юнктуре, далее по тексту - аспирантуре).

21


3. Цели аспирантуры

Цель аспирантуры - подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации педагогического про­филя для науки и образования.

Целями подготовки аспирантов, в соответствии с существую­щим законодательством, являются:

- формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

- углубленное изучение теоретических и методологических ос­нов педагогической теории;

- изучение методологии и методов педагогического исследо­вания;

- углубление философских знаний;

- совершенствование знания иностранного языка, ориентиро­ванного на профессиональную деятельность;

- подготовка к преподавательской деятельности.
Квалификационная характеристика выпускника аспирантуры
Выпускник аспирантуры должен:

быть готовым к осуществлению самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности;

- владеть системой знаний:

- об истории и современных тенденциях развития педагогики и образования, о человеке как объекте и субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях;

- о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных подходах к образованию и практике их реализации;

- обладать исследовательской культурой в области педагогиче­ских наук;

- знать основные законодательные и нормативные документы в сфере образования.

Кандидат педагогических наук осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с полученной им специальностью научных работников, связанную с решением научно-исследовательских и научно-методических задач в области образования; участвует в качестве руко­водителя или члена научного коллектива в организации и проведении теоретических и экспериментальных исследований в сфере образования, в обработке и интерпретации полученных данных, их обобщении; фор­мирует методологическое обеспечение педагогических исследований.

22


разрабатывает нормативные и методические документы в области педа­гогических наук, учебно-методические документы высшего и среднего профессионального образования педагогического профиля; осуществля­ет преподавание педагогических дисциплин в образовательных учреж­дениях; участвует во внедрении результатов научных исследований, в экспертизе и рецензировании научных работ, в работе научных советов, семинаров, научных и научно-практических конференций.

Основными сферами профессиональной деятельности кандидата педагогических наук являются:

- организации Министерства образования Российской Федерации;

- академические и ведомственные научно-исследовательские организации, связанные с решением педагогических проблем;

- образовательные учебные заведения всех уровней образова­ния, любой формы собственности и ведомственной подчиненности.

 

4. К педагогическим наукам в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников, утверждаемой Минпромнауки России по постановлению Правительства Российской Федерации от 12.09.1997. №1158 "Об утверждении Положения о Министерстве науки и технологии Российской Федерации", относятся специально­сти научных работников, определенные Приказом Минпромнауки России от 31.01.2001 года №47.

5. В приложении дана таблица соответствия специачьностей (магистерских программ по направлениям подготовки) высшего про­фессионального образования и научных специальностей, по которым присуждается ученая степень кандидата педагогических наук (табли­ца составлена в соответствии с номенклатурой специальностей науч­ных работников, определенных приказом Минпромнауки России от 31.01.2001 года №47 и носит рекомендательный характер).

3.2. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта, и условия конкурсного отбора

1. Лица, желающие освоить основную образовательную про­грамму подготовки аспиранта по данной отрасли наук, должны иметь высшее профессиональное образование.

2. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, при­нимаются в аспирантуру по результатам сдачи вступительных экза-

23


менов на конкурсной основе. По решению экзаменационной комис­сии лицам, имеющим достижения в научно-исследовательской дея­тельности, отраженные в научных публикациях, может быть предос­тавлено право преимущественного зачисления.

3. Порядок приема в аспирантуру и условия конкурсного отбора определяются действующим Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионатьного образования в Российской Федерации.

4. Программы вступительных испытаний в аспирантуру разра­батываются образовательными учреждениями и научными организа­циями, реализующими основные образовательные программы после­вузовского профессионального образования, в соответствии с госу­дарственными образовательными стандартами высшего профессио­нального образования.















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: