Педагогические воззрения Ф.Фребеля

Фридрих Фрёбелъ- в своих педагогических воззрениях исходил из всеобщности законов бытия: "Во всем присутствует, действует и царит вечный закон... и во внешнем мире, в природе, и во внутренним мире, духе..." Назначение человека, по Фребелю, – включиться в осеняемый этим законом "божественный порядок", развивать "свою сущность" и "свое божественное начало". Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически переливается во внешний. Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.В основном педагогическом сочинении Фребеля " Воспитание человека"подчеркнуто, что человек по своей сути - творец. Воспитание должно выявить и развить в человеке соответствующие творческие задатки. Фребель сформулировал несколько законов воспитания: самораскрытие божественного начала в человеке, поступательное развитие человека, закон природосообразного воспитания. Фребель полагал, что ребенок в своем развитии творчески повторяет исторические этапы генезиса человеческого сознания.Центром педагогической системы Фребеля является теория игры. По Фребелю, детская игра - "зеркало жизни" и "свободное проявление внутреннего мира". Игра - мостик от внутреннего мира к природе. Природа представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы. Шар, куб, цилиндр и прочие предметы, олицетворяющие сферичность природы, - это средства, с помощью которых устанавливается связь между внутренним миром ребенка и внешним миром.

 

45.Д.Дьюи-основатель прагматической педагогики.   Наиболее ярким представителем прагматизма в области педагогики был американский философ и педагог Джон Дьюи (1859-1952). В своем труде «Школа будущего» Д. Дьюи рассматривал воспитание как процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания, по его мнению, накопление ребенком социального опыта ведет к формированию его личности. Он предлагал решать задачи воспитания посредством спонтанного развития ребенка: «Ребенок – это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо оно может служить мерилом воспитания». Накопление ребенком социального опыта ведет к формированию его личности. Д. Дьюи представлял также одно из направлений прагматизма «инструментализм».Согласно «инструментальной» педагогики обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственности его открытия, способом постижения истины. Такой путь познания представлялся прагматистам более соответствующим природе ребенка, нежели традиционное сообщение ему знаний. Конечным результатом обучения, по Д. Дьюи, должна стать сформированность навыков мышления, под которыми понималась способность в первую очередь к самообучению. При такой системе обучения, целями образовательного процесса выступали: умение решать жизненные задачи, овладение творческими навыками, обогащение опыта, под которым понимались знания, как таковые, и знания о способах действия, а также воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию.Школьное обучение, согласно Д. Дьюи, следует начинать с деятельности учащихся, имеющей социальное содержание и применение, и только позже подводить школьников к теоретическому осмыслению материала, к познанию природы вещей и способов их изготовления.

 

6.Культура и просвещение в Полоцком……

Согласно летописям, в XI—XIII вв. на территории Беларуси существовало 35 городов. Их рост, развитие ремесел и торговли требовали грамотных людей. На развитие письменности и про­свещения большое влияние оказало принятие христианства. Центрами культуры были монастыри и княжеские дворы, при которых основывались школы, библиотеки, велась переписка книг. Письменность распространяется не только среди князей, но и среди простых людей. Свидетельством этого являются ле­тописи, берестяные грамоты, найденные в Витебске и Мсти-славле, рукописное Туровское Евангелие XI века, сохранившие­ся надписи на архитектурных памятниках.В рассматриваемый период наиболее высокого уровня раз­вития достигло Полоцкое княжество, которое имело тесные торговые и культурные связи со странами Запада и Византией. Крупный вклад в развитие культуры и просвещения на восточнославянских землях в XII в. внесли белорусские просветители.Одной из ярких представительниц белорусской культуры является Ефросинья Полоцкая. Дочь полоцкого князя Святослава Всеславича, Предслава получила основательное образование при княжеском дворе. С детства выделялась своими способностями, твердым характером, любовью к книгам и широким кругозором. Решив посвятить себя служению богу, вопреки воле родителей в ранней юности ушла в монастырь, в стенах которого была наречена Ефросиньей. С позво­ления полоцкого епископа она поселилась в Софийском соборе и занялась перепиской книг. Это занятие требовало огромного труда, умения, грамотности, поэтому им занимались исключи­тельно мужчины. Ефросинья не только переписывала религиоз­ные тексты, византийские и отечественные хроники, природо­ведческие трактаты, но и сама писала литературные произведения, принимала участие в создании местной летописи.По традиции того времени Софийский собор был центром духовной жизни — науки, культуры, письменности. В его сте­нах совершались богослужения, хранились государственная каз­на и архив, находилась библиотека. Здесь учились не только «книжной премудрости», но и христианским заповедям (послу­шанию,смирению, любви к ближнему).Высокообразованная игуменья расширила учебную программу. Кроме церковносла­вянского, дети учили греческий, латинский языки, получали сведения по природоведению, истории, риторике, медицине.Ефросинья основала два монастыря, где переписывать кни­ги стали десятки грамотных людей. Открыла при них школы, что способствовало распространению письменности. Игуменья не только наладила переписку книг, но и сплотила вокруг себя талантливых людей — художников, ювелиров. По ее заказу была выстроена всемирно известная церковь Спаса — уникальный образец полоцкой архитектурной школы. Местный мастер Лазарь Богша сделал для Ефросиньи свой знаменитый крест — бесценный памятник искусства, ставший символом и национальной гордостью белорусского народа. Просветитель­ская деятельность Ефросиньи Полоцкой получила широкий об­щественный резонанс, ее имя стало символом служения роди­не, преданности идеалам просвещения. Культура древнего Турова проявляется и отражается в различных областях и достижениях — в архитектуре, письменности и письменных произведениях, ремесленно-торговом творчестве, в идеологических представлениях. Древний Туров, как центр княжения дреговичей и Туровского феодального княжества, был средоточием высших достижений культурной жизни периода разложения первобытного общества и формирования раннефеодального общества.Туров впервые упоминается в «Повести временных лет» л 980 г. Существование города в конце X в. подтверждается находками в древнейших пластах туровского городища лепной керамики, подправленной на ручном гончарном круге. Подтверждением существования Турова в конце X в. служит выявленное в 1993 г. на окольном городе языческое святилище. Отдельные его детали весьма близки киевскому святилищу, сооруженному Владимиром Святославичем в 980 г. после вхождения на княжеский престол в Киеве и описанному в «Повести временных лет». Как и киевское святилище, сооруженное «на холму вне двора теремного», туровское святилище сооружено вне детинца, на окольном городе. В центре святилища находилось место (яма) для установки главного божества пантеона — Перуна. Святилище включало в себя установку идолов (кумиров) главных божеств пантеона Владимира (Перун, Хоре, Даждьбог, Стрибог, Симаргл, Мокошь). Как и киевское святилище, святилище в Турове сооружено в конце X века и знаменует собой попытку создания Владимиром Святославичем общегосударственного языческого пантеона богов и находящегося в вассальном подчинении туровского князя. Туровское языческое святилище (капище) подтверждает ведущую административную, общественную и духовную роль города в княжении дреговичей.Новгородское княжество в XII – XIII веках на севере владело землями по Онежскому озеру, бассейном Ладожского озера и северными берегами Финского залива. Форпостом Новгородского княжества на западе был город Юрьев (Тарту), который основал Ярослав Мудрый. Это была Чудская земля. Новгородское княжество очень быстро расширялось на север и восток (северо-восток). Так, к Новгородскому княжеству отошли земли, которые простирались до Урала и даже за Урал.Сам Новгород занимал территорию, которая имела пять концов (районов). Вся территория Новгородского княжества делилась в соответствии с пятью районами города на пять областей. Эти области еще называли пятинами. Так, на северо-запад от Новгорода располагалась Водская пятина. Она распространялась в сторону Финского залива и охватывала земли финского племени водь. Шелонская пятина распространялась к юго-западу по обе стороны реки Шелонь. Между реками Мста и Ловать, к юго-востоку от Новгорода располагалась Деревская пятина. По обе стороны Онежского озера на северо-восток к Белому морю располагалась Обонежская пятина. За Деревской и Обонежской пятинами, на юго-восток располагалась Бежецкая пятина.Основу Новгородской экономики составляло сельское хозяйство. Земля и работающие на ней крестьяне давали основные доходы землевладельцам. Таковыми были бояре и конечно православное духовенство.Среди крупных землевладельцев были и купцы. Новгородцы поставляли на рынок полотно, пеньку, лён, сало, воск и тому подобное. В Новгород из-за границы шли металлы, сукна, оружие и другие товары.Через Новгород шли товары из стран Запада в страныВостока и в обратном направлении. Новгород выступал посредником в такой торговле.Товары с Востока доставляли в Новгород по Волге, откуда их направляли в западные страны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: