История клинической психологии и интеграция ее областей (направлений)

Клиническая психология как специальность: предмет, задачи, сферы приложения.

Область профессиональной деятельности психологов.

Клиническая психология направлена на охрану и укрепление здоровья населения (преодоление болезней, восстановление здоровья и социально-трудовой адаптации больных). Предметом клинической психологии как области профессиональной деятельности психологов являются многообразные особенности психики человека в их отношении к здоровью и болезни. Клиническая психология участвует в решении прикладных проблем, связанных с предупреждением и возникновением заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, психокоррекционными формами влияния, участвует в решении различных экспертных вопросов, в социальной и трудовой реабилитации больных людей.

Область психологической науки.

Клиническая психология изучает частные и общие закономерности нарушений и восстановления психической деятельности при разных патологических состояниях и аномалиях развития. Это область теоретической психологии, решающая фундаментальные психологические проблемы на моделях патологии психики.

Предмет КП: частные и общие закономерности изменений, нарушений и восстановления психической д-ти при разных патологических состояниях и аномалиях развития личности.

Предмет кп – все о человеке в определенной ситуации (Жане)

Объект КП: феноменология изменений (нарушений) психической д-ти при различных патологических состояниях.

Задачи КП: профилактика и сохранение здоровья, создание представления о здоровом образе жизни; диагностическое установление клинико-психологического статуса личности; реабилитация; психотерапия.

Виды практики КП: семья; здоровье; производство; искусство и культура.

3 понимания КП: 1) медицинское понимание. 2) КП как таковой пока нет, она должна пройти ряд этапов в развитии, а пока КП является частью обычной психологии. 3) Жане: КП- психологическая дисциплина, основанная на углубленном изучении индивидуальных случаев; предмет КП – индивидуальное поведение человека.

КП – психологическая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой хар-р (медицина, культура, искусство и т.д.) и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, образования и социальной помощи населению.

КП – наиболее существенный подход к пониманию дефектов.

Деятельность клинического психолога направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и психологическую реабилитацию.

Объектом клинической психологии является человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием.

Предметом профессиональной деятельности клинического психолога являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности.

Клинический психолог в указанных выше областях выполняет следующие виды деятельности: диагностическую, экспертную, коррекционную, профилактическую, реабилитационную, консультативную, научно-исследовательскую и некоторые другие.

 

 

Предмет, задачи, цели курса. Основные понятия. Место клинической психологии в системе психологических, педагогических, философских и медицинских дисциплин. Предмет, объект и сфера деятельности клинического психолога.

Деятельность клинического психолога направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и психологическую реабилитацию.

Объектом клинической психологии является человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием.

Предметом профессиональной деятельности клинического психолога являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности.

Клинический психолог в указанных выше областях выполняет следующие виды деятельности: диагностическую, экспертную, коррекционную, профилактическую, реабилитационную, консультативную, научно-исследовательскую и некоторые другие.

 

Ближайшие дисциплины к кп –

1. пси развития. Идея развития значима для кп: высший уровень личности должен быть поправлен для мелкой проблемы, а не какая-то отдельная функция. Только путем развития можно преодолеть проблему.

2. соц пси. Человек с проблемой в группе и вне ее – 2 разных человека.

3. общая пси.

Основные понятия:

Расстройство - комплекс нарушений, характер симптомов и их течения. Виды расстройств (соматические, психологические).

Симптом -  (греч. symptoma – совпадение, признак) — телесные или психические признаки, свидетельствующие об изменении обычного или нормального функционирования организма.

Синдром – это совокупность симптомов. Это фиксация клинической картины.

Нозологическая форма – это описание заболевания через раскрытие синдромов и симптомов.

Нозологическая картина - зафиксированные признаки заболеваний, описанных цеховым медицинским сообществом. Концентрация медицинского опыта.

Генез заболевания – каждое заболевание имеет свою предысторию.

Прогноз – знание наперед.

Анамнез – воспоминания, совокупность сведений о больном и о развитии у него болезни. Получают путем расспроса больного и окружающих его лиц.

Катамнез – комплекс сведений о состоянии больного и динамики у него болезни после установления диагноза, проведения лечения и выписки из стационара.

Эпикриз – решение, заключение врача о состоянии больного, характеристики генеза диагноза и прогноза заболевания, и образа жизни больного.

Диагноз – (распознавание) – заключение о сущности болезни и состоянии пациента.

Типы диагнозов:

- По аналогии – ищется сходство с известными врачу случаями.

- Дифференциальный - его смыслом выступает исключить из ряда заболеваний те, симптомов которых у данного больного не наблюдается. Отличить данное состояние от похожих нозологических картин.

- Обоснованный диагноз – выделение специальных симптомов (симптокомплекс).

- По лечебному эффекту – действует или не действует лечебное средство.

Практические задачи и ф-ции клинических психологов:

1) Сопровождение детского развития в д/саду, школе, интернате, д/доме и т.д. распознавание особенностей развития.

2) Социальная защита населения. Психолог в центре занятости (профориентация и консультирование); службы планирования семьи (предупреждение абортов, предразводные ситуации, ребенок в неполной семье, геронтопсихология); центры помощи жертвам (насилия, катастроф и т.д.); суицидальные центры.

3) Здравоохранение. Восстановление личности после травмы, вывод из постоперационного психоза, реабилитация, сопровождение хронических больных.

4) промышленность.

5) Армия

6) Культура.

Клиническая психология имеет существенное значение для решения фундаментальных психологических проблем, инициирует их решение:

· Психосоматическая проблема (соотношение души и тела, психики и сомы)

· Проблема мозговой локализации психических функций

· Системно-структурная организация психической деятельности (структура психических функций)

· Проблемы психодиагностических исследований (Принципы построения диагностических исследований)

· психологическое воздействие (разработка психологических основ психотерапии)

· Проблема взаимодействия биологического и социально-средового факторов в развитии и распаде психической деятельности.

· психология бессознательного

· Разработка проблем личности и «нормы» в клинической психологии

 

 

История клинической психологии и интеграция ее областей (направлений).

Клиническая психология у нас в стране— молодая область, находящаяся в стадии роста, расширения сферы своего приложения, организационного оформления.

Молодость ее связана с тем, что возраст клинической психологии определяется с периода Великой Отечественной войны и первых после­военных лет, когда психологи-профессионалы стали активно участво­вать в решении задач здравоохранения. Лишь в последние десятилетия потребность медицины в союзе с психологией опредметилась, появился реальный «предмет» этой потребности в лице специалистов — клинических психологов.

Зрелость клинической психологии определяется тем, что идея о связи тела и души, соматических и психических процессов - одна из древнейших в медицине. На протяжении всей своей истории медицина испытывала потреб­ность в использовании психологических воздействий на больных людей. Опытные врачи знали об этой связи и использовали ее в лечебной практике. Уже при первобытно-общинном строе колдуны и шаманы использовали психологическое воздействие для изменения телесного состояния. В античной медицине было сказано о трех типах лечения: ноже, траве и слове. Влияние "психического" фактора на возникновение, течение и лечение болезни учитывалось всегда лучшими представителями медицинской науки, например, наш великий хирург Пирогов писал, что даже огнестрельные раны быстрее заживают на теле бодрого, веселого оптимиста.

1) Гиппократ.

Лечит ядом, огнем, железом (хирургия), словом.

Классификация по типам желчи: сангвиник (самый жизнеустойчивый тип); холерик (астенический живчик); флегматик (спокойствие, покладистость); меланхолик (острое переживание печали).

2) Авиценна.

Медицина востока. Психология неотделима от обычного лечения. Тело и душа неразделимы.

3) Средневековье.

Христианская ментальность разделяет душу и тело. Внимание к личности. Развитие тенденций к личностному анализу.

4) Научный этап.

Бехтерев – описал 12 пар ч-м нервов.

5) Современный этап.

До 1970х годов - этап поиска организационных возможностей для КП.

КП – наиболее существенный подход к пониманию дефектов.

Интеграция методов и форм психологической работы на всех этапах клинико-психологической работы.

Причины интенсивного развития КП: 1) возрастание потребности в психологической помощи; 2) высокое внимание к качеству жизни; 3) высокое внимание общества к вопросам демографии и т.д.; 4) значительное кол-во стрессовых факторов.

Большую роль в становлении клинической психологии как науки сыграли идеи Л.С.Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурия, П.Я.Гальпериным, Л.И.Божович, А.В.Запорожцем и др.

Л.С.Выготский высказал положения, что:

1) мозг человека располагает иными принципами организации функций, нежели мозг животного;

2) развитие высших психических функций не предопределено одной лишь морфологической структурой мозга; психические процессы не возникают в результате одного лишь созревания мозговых структур, они формируются прижизненно в результате обучения, воспитания, общения и присвоения опыта человечества;

3) поражение одних и тех же зон коры имеет разное значение на разных этапах психического развития.

Эти положения, являющиеся по сути общепсихологическими, легли в основу основных направлений клинической психологии: патопсихология использовала их для разработки проблемы распада психики при психических заболеваниях, а нейропсихология - для проблемы локализации ВПФ.

 

 

4. Ведущие разделы (области) клинической психологии. Патопсихология. Нейропсихология. Психосоматика и психология телесности. Психология аномального онтогенеза. Реабилитация. Психотерапия, психологическая коррекция и психологическое консультирование. Психология здоровья. Определение и краткая характеристика. Различия истоков, путей формирования и степени развития теории и практики разных областей клинической психологии.

1. Патопсихология.

Психиатрия использует в основном фармакологию. Патопсихология – использование психотерапии как основного метода лечения.

ПП – изучает конкретные состояния психики, сейчас ПП занимается расстройствами и аномалиями личности.

Метод ПП: глубокая работа с личностью больного.

2. Нейропсихология.

Лурия: теория динамической локализации функций в коре больших полушарий.

Содержанием психики является ВПФ, они взаимосвязаны.

Направления НП: нейропсихология речи (Якобсон), памяти, эмоций, ч-м травы, нейропсихология детства и старости.

3. Психосоматика и психология телесности.

Важнейший исток – психоанализ. Идея психотравмирующей конверсии Фрейда. Любая не преодоленная травма вытесняется, обрастает вторичными и третичными дополнениями и по символичному принципу попадает в орган- мишень.

Конверсия – из психологической травмы в психосоматическую. (конверсиальность – параллельность обстоятельствам).

Также на психосоматику повлияла соматическая терапия.

Одним из родоначальников телесности был В.Райх.

4. Психология аномального онтогенеза.

Дезонтогенез – любое отклонение от нормального развития. (см. вопрос 33).

Реабилитация.

Болезнь имеет большое значение в жизни человека, помогает рефлексировать.

Реабилитация – это развитие.

Самое главное – личностная реабилитация – переоткрытие новых смыслов жизни.

Смысл реабилитации – найти новую задачу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: