Категории синдрома и фактора в клинической психологии.
Категории синдрома и фактора в клинической психологии связаны с общим подходом к мозговой локализации ВПФ. В отличие от представления, когда определенный психический процесс соотносится с определенной морфологической зоной, в клинической психологии используется более системное представление: звено (компонент) в структуре психического процесса связано с функцией определенной зоны мозга (фактором).
Факторы - функции разных систем организма, совокупность которых составляет естественную, природную основу реализации психических процессов. Каждый фактор обеспечивает то или иное звено в структуре психической деятельности. При нарушении фактора нарушаются все те психические процессы, в структуру которых входит звено, базирующееся на этом факторе.
Симптом (н.см.) - нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга.
Первичные н.см. - нарушения психических функций, непосредственно связанные с нарушением некоторого фактора.
|
|
Вторичные н.см. - нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных н.см. по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями.
Психологическийсиндром - система взаимосвязанных нарушений комплекса психических процессов (симптомов), возникающая в результате нарушения некоторого синдромообразующего фактора или нескольких факторов.
Медицинский синдром - это сочетание симптомов, характерное для определенной нозологии. Как правило, описывается как перечень, а не закономерность.
Основные понятия:
Расстройство - комплекс нарушений, характер симптомов и их течения. Виды расстройств (соматические, психологические).
Симптом - (греч. symptoma – совпадение, признак) — телесные или психические признаки, свидетельствующие об изменении обычного или нормального функционирования организма.
Синдром – это совокупность симптомов. Это фиксация клинической картины.
Нозологическая форма – это описание заболевания через раскрытие синдромов и симптомов.
Нозологическая картина - зафиксированные признаки заболеваний, описанных цеховым медицинским сообществом. Концентрация медицинского опыта.
Генез заболевания – каждое заболевание имеет свою предысторию.
Прогноз – знание наперед.
Анамнез – воспоминания, совокупность сведений о больном и о развитии у него болезни. Получают путем расспроса больного и окружающих его лиц.
Катамнез – комплекс сведений о состоянии больного и динамики у него болезни после установления диагноза, проведения лечения и выписки из стационара.
|
|
Эпикриз – решение, заключение врача о состоянии больного, характеристики генеза диагноза и прогноза заболевания, и образа жизни больного.
Диагноз – (распознавание) – заключение о сущности болезни и состоянии пациента.
Типы диагнозов:
- По аналогии – ищется сходство с известными врачу случаями.
- Дифференциальный - его смыслом выступает исключить из ряда заболеваний те, симптомов которых у данного больного не наблюдается. Отличить данное состояние от похожих нозологических картин.
- Обоснованный диагноз – выделение специальных симптомов (симптокомплекс).
- По лечебному эффекту – действует или не действует лечебное средство.
Клиническая психология и медицинская практика. Нозология, этиология и клинический метод врача. Клиническое мышление медиков.
Нозология - учение о болезнях, позволяющее решать основную задачу частной патологии и клинической медицины: познание структурно-функциональных взаимосвязей при патологии, биологические и медицинские основы болезней. Нозология отвечает на вопросы, во все времена волновавшие человечество — что такое болезнь и чем она отличается от здоровья, каковы причины и механизмы развития болезни, выздоровления или смерти.
Нозологическая форма – описание определенного заболевания через раскрытие его синдромов и симптомов.
Симптом – минимальная нозологическая единица в семиотике диагноза. Семиотика – установленные знаковые хар-ки языка, на сколько точно он может передавать определенные значения.
Синдром – фиксация определенной клинической картины, основная оперативная единица мышления врача. Этиология – анализ причин возникновения расстройств.
Клиническое мышление врача: 1) симптоматическое мышление; 2) синдромное мышление (попутка видеть динамику нозологической картины, назначение лечения и отслеживание обратной связи); 3) клиническое мышление (понимание индивидуального пути заболевания, рассмотрение больного как личности, рассмотрение болезни в ее генезе и патогенезе)
Медицинская деонтология. Проблемы ятрогении. Виды ятрогении. Врачебная профессионализация. Болезнь и психопатогенез. Понятие болезни. Переживание болезни. Отношение к болезни: онтогенетический механизм формирования начальной стадии ориентировки в болезни. Болезнь и ее психологические проявления.
Медицинская деонтология (клиническая этика). Одним из ключевых моментов терапии является личность врача. Деонтология занимается этической стороной отношений медика и больного.
Ятрогения – усугубление болезни под влиянием медицинского персонала или врача.
Классификация ятрогений: 1) назначение ложного курса лечения => разочарование больного в медицинской помощи; 2) из-за ошибок медперсонала; 3) из-за стиля отношений медперсонала и пациентов; 4) преморбидная личность больного (мнительность, ипохондричность и т.д.).
Ятрогении могут формировать СМИ или общественное мнение.
Врачебная профессионализация: врачи учатся 6 лет, далее интернатура на рабочем месте (1 год), далее ординатура (2 года). Коллегиальность мед. коллективов (медицинские конференции).
Понятие болезни связано с понятием боль. Боль является важнейшим признаком заболевания. Болезнь в разных этносах рассматривается либо как награда, либо как наказание.
Восприятие и переживание болезни.
Гендерное различие: для мужчин болезнь – угроза их самолюбию и мужественности (переносят многие заболевания на ногах).
Проблема ощущения болезни: ипохондрия, алекситимия.
Врач должен ориентировать больного. ССР влияет на ориентировку.
На разных этапах развития, разное отношение к болезни. Переживание боли – важнейший критерий личностной зрелости.
8 типов реакции на болезнь (Бирн): 1) фиксация на болезни; 2) психосоциальные переживания; 3) аффективный срыв (агрессия); 4) аффективное торможение; 5) осмысление болезни; 6) субъективное напряжение; 7) уход в болезнь; 8) вера в помощь врача.
|
|
Психологические проявления.
Ожоги – высокая раздражительность, агрессивность, снижение д-ти. Коллит (острая боль в желудке или кишечнике) – подначивание, цинизм, язвительность.