-1-
Для уточнения данных о наличии основных средств в сроки, установленные руководством, проводится их инвентаризация.
Инвентаризация основных средств - проверка и документальное подтверждение фактического их наличия, выявление отклонений от учётных данных и принятие решений о внесении изменений в данные бухгалтерского учёта.
Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:
1) при передаче имущества в аренду, продаже, преобразовании государственных предприятий в акционерные общества;
2) перед составлением годового бухгалтерского баланса, но не ранее Iноября отчётного года;
3) при смене материально ответственных лиц;
4) при установлении фактов хищения, злоупотреблений и порчи ценностей;
5) при пожаре и стихийных бедствиях.
Для проведения инвентаризации основных средств приказом руководителя назначается специальная комиссия. До начала инвентаризации материально ответственные лица дают расписку о том, что все документы на ценности сданы в бухгалтерию, поступившие - оприходованы, выбывшие -списаны в расход.
|
|
Инвентаризационная комиссия проверяет наличие и полноту заполнения инвентарных карточек, инвентарных списков, техническую документацию. Затем комиссия производит осмотр объектов и заносит в инвентаризационную опись основных средств полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические показатели. Опись подписывают все члены комиссии, а материально ответственное лицо даёт расписку, подтверждающую проверку комиссией ценностей в их присутствии, в отсутствии претензий к членам комиссии и принятие перечисленных ценностей на хранение. Опись передается в бухгалтерию, где фактическое наличие сверяется с данными учёта. На выявленные расхождения бухгалтером составляется сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств.
Инвентаризационная комиссия изучает причины отклонений и вносит решения о принятии мер по ним. Это оформляется протоколом, который предоставляется руководителю на утверждение.
Если при инвентаризации выявлены непригодные и не подлежащие восстановлению объекты, то на них составляется отдельная инвентаризационная опись. В ней указывается время ввода в эксплуатацию и причины, приведшие эти объекты к непригодности. Основные средства, не являющиеся собственностью данного предприятия, оформляются отдельными инвентаризационными описями.
-2-
В ходе инвентаризации могут быть выявлены излишки либо недостачи объектов основных средств. Излишки должны быть оприходованы, недостачи – списаны на виновное лицо.
|
|
Учет результатов инвентаризации основных средств.
№ | СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАЦИИ | Дебет | Кредит |
1 | Оприходованы излишки основных средств по остаточной стоимости Одновременно отражается амортизация по данному объекту | 01 01 | 92/1 02 |
2 | Списывается первоначальная стоимость недостающего объекта | 01/9 | 01 |
3 | Списывается начисленная амортизация по недостающему объекту | 02 | 01/9 |
4 | Отражается остаточная стоимость недостающего объекта | 94 | 01/9 |
5 | Списана недостача на виновное лицо | 73/2 | 94 |
6 | Начислен НДС по недостаче | 73/2 | 68 |
7 | Отнесена на виновное лицо разница между взыскиваемой и учетной стоимостью недостачи | 73/2 | 98/4 |
8 | Оплачена сумма недостачи виновным лицом | 50,70 | 73/2 |
9 | Закрывается счет 98/4 | 98/4 | 92/1 |
10 | Списана недостача, по которой конкретный виновник не установлен или суд отказал о взыскании с него недостачи | 92/2 | 94 |