Карл Густав Юнг (1875 – 1961)

Основные произведения:

Психологические типы

Отношение между Я и бессознательным

Проблема души в нашем мире

Психология и алхимия

Символика духа

В отличие от Фрейда, Юнг не придавал главенствующего значения Эдипову комплексу и половому влечению. Помимо сексуального у человека есть целый комплекс влечений. Юнг обнаружил ещё более глубокую область – коллективное бессознательное, которое появляется вместе с человеком. Это коллективная память человечества. Сфера коллективного бессознательного обращена не только в прошлое, она предвидит будущее.

Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Архетип – это схема инстинктивного поведения человека. Они выполняют роль организаторов психики. Это априорные идеи, дремлющие мыслемифы. В каждом из нас живёт архетип великого отца и великой матери.

Момент врачебного вмешательства – борьба воль врача и пациента. Для успешного лечения они должны быть одного психологического типа (интро- или экстраверты).

Различные архетипы:

Анима и анимус – женское и мужское. Если у мужчины преобладает анимус, он агрессивен, если анима – инфантилен; а женщине анимус придаёт мужиковатость.

Персона и тень. Персона – совокупность наших социальных ролей; тень – наши страхи и комплексы. Тень заставляет нас проецировать наши комплексы на других. Необходимо научить сосуществовать со своей тенью, а для этого необходимо с ней встречаться.

Самость – образ Бога в нас. Этот архетип обеспечивает целостность человека как индивидуальности.

Архетипы проявляются через символы – в религии и искусстве. В наше время мы редко обращаемся к коллективному бессознательному. Оно прорывается в виде агрессивных нарушений, в этом причина глобальных катастроф ХХ века.

Приложение № 2

Глоссарий

Позитивизм - (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

Неопозитивизм - или логический позитивизм (логический эмпиризм) — одно из основных направлений философии 20 в., соединяющее основные установки позитивистской философии с широким использованием технического аппарата математической логики.

Постпозитивизм -   общее название, используемое в философии науки для обозначения множества методологических концепций, пришедших на смену методологии логического позитивизма. П. не представляет собой особого филос. направления, течения или школы, это скорее этап в развитии философии науки, начавшийся приблизительно в кон. 1950-х гг. Характерная черта этого этапа — значительное разнообразие методологических концепций и их взаимная критика

Бессознательного - совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания. Концепция Б. была впервые выражена Г. Лейбницем. Он оценивал Б. как низшую форму душевной деятельности. Определенные психические процессы, считал он, лежат за пределами осознанных представлений, которые возвышаются подобно островкам над океаном темных восприятий.

  Иррационализм - (от лат. irrationalis — неразумный) — филос. концепция, отрицающая возможность разумного познания действительности или существенным образом ограничивающая такую возможность. Отрицая или принижая рациональное познание, И. выдвигает на первый план внерациональные аспекты духовной жизни человека: инстинкт, интуицию, чувство, волю, мистическое «озарение», воображение, любовь, бессознательное и т.п. Обычно И. утверждает алогичный и иррациональный характер самой действительности, исключающий ее познание с помощью разума или делающий такое познание второстепенным.

Экзистенциализм(фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века. Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается.

Неотомизм - (от имени Фомы Аквинского) — официальная философия католицизма с 1879, современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Бог воспринимается как первопричина, вещи — как соединение материи и формы, процессы — как переход потенции в актуальность.

Приложение № 3

Вопросы для активизации студентов

 

Вопросы для обсуждения

1.  Общая характеристика Западной философии XX века.

2.  Сциентизм и антисциентизм в современной западноевропейской философии.

3.  Проблемы человека, общества и культуры в современной Западноевропейской философии.

4.  «Вызовы современности» и развитие философии в 80-90-е годы XX века.

Основные понятия

Философия жизни,

 феноменология,

герменевтика,

позитивизм,

индивидуализм,

экзистенциализм,

психоанализ,

неопозитивизм,

постпозитивизм,

 гуманизм.

       

Темы рефератов

· Ф.Ницше и его отношение к христианству.

· Проблема природы и статуса научного знания в истории позитивизма.

· Роль и место экзистенциализма в развитии науки и искусства XX века.

· Развитие психоанализа в XX веке и его влияние на философию.

· Гуманизм в философии и гуманистическое движение второй половины XX века.

· «Римский клуб» и постановка «глобальных проблем современности».

· Модернизация, модернизм и постмодернизм.

 

Приложение № 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: