Развитие системы привлечения средств населения (стр.99)

КРЕАТУРА ЗАСТОЯ

(ЭКСПОЗЕ)

Актуальная редакция Стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска http://novo-sibirsk.ru/upload/stratplan.pdf

Основные направления повышения доступности финансовых ресурсов

Совершенствование системы финансовых инструментов (стр.96)

Всеми предприятиями и организациями города в настоящее время используется на разные нужды порядка 450 млрд рублей денежных средств в год, из них на развитие и совершенствование производства расходуется около 1,9 %, на социальное развитие – 0,2 %, социальные выплаты – 0,1 %. При этом доля прибыли в общей сумме используемых средств составляет около 0,4 %. На развитие производства и социальной сферы тратится соответственно около 30 и 12 %, а на социальные выплаты – около 17 % от прибыли.

Поступление наличных денег в кассы банков и расчетно-кассовых центров по области, начиная с 1994 года, превышает потребности клиентов в расходовании наличных средств. С 1997 года превышение прихода стало почти двукратным, что свидетельствует о низкой оборачиваемости денежных средств в городе и области. Такая ситуация создает предпосылки для изъятия и вывоза денежной массы из Новосибирска. Платежный оборот банковской системы города имеет отрицательное сальдо. Поступление денежных средств существенно ниже объема отправляемых ресурсов. Вместе с тем, суммарный платежный оборот за последние несколько лет резко вырос.

По концентрации активов банки Новосибирска и Новосибирской области составляют десятые доли процента от всех активов банковской системы России (для сравнения на Москву и Московскую область приходится 83 % всех российских активов, на Сибирский федеральный округ – чуть более 1 %).

Развитие системы привлечения средств населения (стр.99)

Расширение перечня дополнительных услуг для частных вкладчиков и отсутствие достаточно надежных, проверенных и более выгодных альтернатив для мелких инвесторов накопления денег привело в последнее время к увеличению сроков размещения временно свободных денежных средств. Население постепенно возвращает сбережения в банки, хотя реальная доходность вкладов не всегда превышает уровень инфляции.

В будущем должна постепенно расширяться также практика образования и использования паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. В Новосибирске работают 4 паевых, 3 негосударственных пенсионных фондов и 2 управляющие компании. Стоимость чистых активов и стоимость пая в фонде может колебаться в зависимости от котировок рынка ценных бумаг на биржах. Но общая тенденция развития паевых инвестиционных фондов, при благоприятных условиях развития фондового рынка, гарантирует инвесторам значительно большую доходность, чем обычные банковские вклады. Например, Новосибирский фонд ликвидных акций (при первичном размещении средств в мае 2000 г.) в июле 2002 показал доходность 38,1 % годовых. Негосударственные пенсионные фонды, формируемые за счет взносов юридических и физических лиц, вносимых с целью последующего получения пенсии в зависимости от условий договоров, также имеют большие перспективы в городе. Активное размещение средств, аккумулируемых в этих фондах в инвестиционные проекты со значительным сроком окупаемости, создаст условия для дальнейшего развития экономики города. Слабая информированность населения о работе и преимуществах паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов сдерживают использование этого резерва финансовой поддержки экономического роста.

В странах с развитой рыночной экономикой для привлечения средств населения, направляемых на решение социальных и хозяйственных проблем города, наиболее часто используются механизмы целевого муниципального заимствования. Облигации муниципалитетов активно покупаются городскими жителями. В 90-е годы такого рода займы были и в России, и Новосибирске в том числе. Но из-за кризиса 1998 года обязательства заемщиков оказались невыполненными, в результате была скомпрометирована и сама идея. В перспективе система целевых муниципальных займов должна быть восстановлена.

Добровольное страхование представлено привычными для населения формами, в большей мере личным страхованием от несчастных случаев и болезни (77,4 % всех договоров). За счет средств граждан на страховом рынке заключается 90 % процентов договоров добровольного страхования, из них 85 % приходится на договоры личного страхования. Многие современные страховые договоры в городе не получили должного развития. Практически отсутствуют сделки по страхованию финансовых рисков, риска непогашения кредита, вклада, неисполнения обязательств заемщика, профессиональной ответственности.

Для развития систем привлечения в экономику средств населения необходимо постоянное совершенствование деятельности кредитных организаций, повышение надежности гарантий по вкладам граждан, улучшение работы страховых организаций. Стратегически важными направлениями этой работы являются:

разработка надежных государственных и муниципальных механизмов защиты вкладов населения в банки, паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды и др.;

создание для частных вкладчиков привлекательных условий и дополнительных услуг в новосибирских банках, в том числе снижение минимальной суммы вкладов, установление ставок депозитов, превышающих инфляцию, розыгрыши призов по вкладам, скидки в магазинах, более удобный режим работы (в выходные дни и вечернее время) и т.п.;

расширение для физических лиц рынка услуг по безналичной оплате с помощью пластиковых карточек, внедрение систем на основе пластиковых карточек под зарплатные схемы (в том числе под социальные субсидии);

создание системы целевого муниципального заимствования средств населения;

разработка и внедрение экономических механизмов стимулирования платежеспособного спроса населения на страховые услуги, повышение капитализации страховых организаций, формирование надежных инвестиционных инструментов для долгосрочного размещения страховых резервов, усиление городского перестраховочного рынка, сокращающего отток значительных сумм страховой премии за пределы города;

проведение разъяснительной и образовательной работы среди населения о преимуществах участия в паевых инвестиционных фондах, негосударственных пенсионных фондах, заключение договоров добровольного страхования.

http://www.gazeta.ru/business/2014/08/11/6170661.shtml

 

Накопительная пенсионная система в России будет отменена

В правительстве «Газете.Ru» косвенно подтвердили, что принципиальное решение уже принято. «Отдельного утверждения (правительства) это решение не требует», — ответил собеседник «Газеты.Ru» на вопрос о том, когда правительство может утвердить отказ от накопительного пенсионного страхования. Он также посоветовал обратиться к недавним заявлениям курирующей данный вопрос в правительстве вице-премьера Ольги Голодец.

5 августа решением правительства был утвержден мораторий на перечисление в ПФР накопительной части за 2015 год. Вице-премьер Ольга Голодец тогда заявила, что отказ от накопительной системы «активно обсуждается в правительстве». Она также сообщила, что решение о заморозке пенсионных накоплений в 2015 году было принято в связи с неэффективностью существующей системы.

«На сегодняшний день не существует документов, описывающих процедуру изъятия. Теоретически такое изъятие возможно, — заявил «Газете.Ru» советник по информационной политике Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Валерий Виноградов. — Понятно, что срочно нужны деньги для выплат, что все кредитные источники скукожились, а банки требуют докапитализации (уже попросили Газпромбанк, ВТБ, Сельхозбанк).

Изъять очередной объем длинных денег из экономики можно, чтобы сразу их потратить. Но экономику это добьет.

С одной стороны, есть на что потратить прямо сейчас, с другой — возможный коллапс экономики».

В октябре 2013 года правительство России приняло решение не перечислять в 2014 году накопительную часть пенсии всех будущих пенсионеров в распределительную систему, а направить эти деньги на текущие выплаты пенсионерам. Обосновывалось такое решение необходимостью проверки частных пенсионных фондов и создания на базе Агентства по страхованию вкладов (АСВ) страхового фонда для выплат клиентам обанкротившихся НПФ.

В результате в 2014 году федеральному бюджету удалось сэкономить около 243 млрд руб.

Однако эти резервы понадобились правительству уже весной этого года — после вхождения Республики Крым в состав России.

Тогда министр финансов Антон Силуанов в ответ на поручение Владимира Путина выделить средства в размере 55 млрд руб. на развитие Крыма и покрытие бюджета региона предложил использовать сэкономленные средства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: