Тема 2. Основные показатели и измерители использования технических средств транспорта

Выполняя любую перевозку грузов или пассажиров, транспорт одновременно производит свою техническую работу в виде пробега соответствующих видов подвижного состава. Необходимость учета технической работы транспорта вытекает из необходимости полного учета и обеспечения транспортных потребностей государства с целью экономии материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Для анализа и учета технической работы на каждом виде транспорта существует определенный комплекс количественных и качественных показателей.

К количественным показателям относятся:

 - интегральный (суммарный) пробег подвижного состава, который вычисляется в поездо - километрах, локомотиво – километрах, вагоно – километрах, судо – километрах и т.п., рассчитываемый на пробег в груженом и порожнем состоянии;

- количество грузовых операций, выполняемых в пунктах отправления, в пути следования и пунктах назначения;

- число единиц подвижного состава, переданных от одних подразделений к другим (передача) и др.

Качественные показатели характеризуются:

- оборотом транспортной единицы (локомотива, вагона, автомобиля, самолета) в часах или сутках;

- среднесуточный пробег единицы в километрах;

- часовая скорость движения;

- статическая и динамическая нагрузка подвижного состава (вагонов, автомобилей и т.д.) в тоннах;

- коэффициент использования пробега (процент груженого пробега транспортной единицы к общему пробегу за расчетный период);

- средняя продолжительность работы транспортной единицы за сутки в часах;

- коэффициент использования парка подвижного состава (процент работающих единиц от общего списочного их наличия);

- производительность транспортной единицы в тонно – километрах за расчетный период (сутки, год).

С помощью количественных и качественных показателей можно оценить качество использования подвижного состава во времени, а также в части его мощности и грузоподъемности.

К временным показателям относятся: оборот транспортной единицы; среднесуточный пробег единицы; скорость движения транспортных единиц.

 

- Оборот транспортной единицы – время (в сутках, часах), затрачиваемое транспортной единицей на выполнение одного перевозочного цикла. Он оценивается от одной загрузки подвижной единицы до другой очередной загрузки. За это время подвижная единица участвует: 1) в начальной операции, включая погрузку; 2) в следовании от пункта отправления к пункту назначения; 3) в конечной операции включая выгрузку; 4) в следовании к пункту очередной погрузки (в порожнем состоянии).

Оборот транспортной единицы определяется по формуле:

Θ=lполн. / Vср. +tнач. + tкон.    (1)

где lполн. – полное расстояние, покрываемое единицей за оборот (полный рейс) и состоящие из груженой и порожней части:

lполн. =lгр. + lпор.    (2)

tнач., tкон. – время пребывания в пункте    отправления (погрузки) и в пункте назначения (выгрузки), час.

Vср. - средняя скорость движения на рейсе, км/ч.

    Ускорение оборота составляет одну из главных задач работников каждого вида транспорта: чем меньше время оборота, тем большую перевозочную работу можно выполнить наличным парком подвижного состава.

    - С реднесуточный пробег – количество километров, которые проходит в среднем каждая транспортная единица за сутки.

    Среднесуточный пробег состоит из пробега в груженом и порожнем состоянии и определяется по следующей формуле в зависимости от оборота:

S= lполн./ Θ   (3)

где lполн. – полное расстояние оборота (полный рейс), км;

Θ – оборот единицы, сутки.

    Необходимо стремиться к увеличению среднесуточного пробега, т.е. к повышению интенсивности использования подвижного состава, но при этом необходимо следить, чтобы доля пробега в порожнем состоянии была минимальной.

- Часовая скорость движения  транспортных единиц на различных видах транспорта имеет разные наименования и рассчитывается с учетом специфики каждого из них. Различают четыре категории скоростей:

- Ходовая, которая следует непосредственно после стадии разгона (применительно к самолетам это скорость называется крейсерной);

-   Эксплуатационная, коммерческая (на ж/д транспорте участковая). Это средняя скорость движения с учетом стоянок на промежуточных пунктах и в пределах участка. На автомобильном транспорте эксплуатационная скорость определяется как пройденное автомобилем расстояние за сутки и отнесенное ко времени его работы в часах;

- Маршрутная,  представляет собой среднюю скорость движения на всем пути следования транспортной единицы от ее сформирования до расформирования. Маршрутная скорость совпадает со скоростью доставки.

    - Статическая нагрузка – это качество использования грузоподъемности каждой транспортной единицы в среднем на стадии ее первоначальной загрузки.

    Средняя статическая нагрузка за определенный период (сутки, месяц, год) на единицу рабочего парка рассчитывается по формуле:

Рст.= ƩpΘ/ТN (4),

    а на 1 т грузоподъемности:

Рст.= ƩpΘ/ТQпарк=ƩpΘ/ТNg      (5)

где Qпарк – суммарная грузоподъемность рабочего парка транспортных единиц, т

Θ – оборот транспортной единицы парка, сут.

g – средняя грузоподъемность единицы рабочего парка, т

Т – расчетный период, сут.

N – рабочий (эксплуатируемый парк) прицепного подвижного состава, ед.

    Сравнивая величину статической нагрузки со средней грузоподъемностью, можно определить степень (качество) использования подъемной силы транспортной единицы.

    - Динамическая нагрузка – это уровень использования грузоподъемности транспортных средств с учетом пробега их до пункта назначения. Чем больше пробег большегрузных единиц по сравнению с малогрузными, тем выше средняя динамическая нагрузка и наоборот, которая определяется по формуле:

Рдин.= Ʃpl/ƩnS    (6)

где Ʃpl – грузооборот транспортной единицы;

ƩnS – интегральный пробег прицепного подвижного состава за сутки.

- Производительность транспортных единиц – это степень использования подвижного состава по времени, по грузоподъемности и измеряется в тонно – км, пассажиро – км за сутки, приходящихся на каждую единицу рабочего парка, на 1 т грузоподъемности парка или на 1 кВт (лошадиную силу) мощности (локомотива, автомобиля и т.д.).

Чем больше динамическая нагрузка и выше среднесуточный пробег каждой транспортной единицы, тем выше их производительность.

Суточная производительность транспортной единицы рабочего парка (вагона, судна и т.д.) за расчетный период вычисляется по формуле:

Jп= Ʃpl/TN=SnPдин.     (7)

- производительность 1 т грузоподъемности парка равна:

J'п= Ʃpl/TQпарк     (8)

    - производительность тяговой единицы парка равна:

Jм= Ʃpl/TМ    (9)

- производительность 1 кВт или 1 л.с. мощности активных транспортных единиц (локомотивов, буксиров, автомобилей) равна:

J'м= Ʃpl/TМВ     (10)

где М – рабочий (эксплуатируемый парк) активных транспортных средств;

В – средняя паспортная мощность одной единицы активного парка.

Показатели производительности транспортных средств на 1 т грузоподъемности являются главными показателями качества использования подвижного состава и парка на всех видах транспорта.

Примечание: на основе пройденной темы студент выполняет 3 практическую работу. Вариант распределяет преподаватель, ведущий практическую часть дисциплины.

 

Практическая работа № 3

Тема: Определение показателей использования технических средств транспорта

Указания по выполнению работы:

1. Определить оборот транспортных средств.

2. Определить среднесуточный пробег единицы.

3. Определить статическую нагрузку на единицу рабочего парка и на 1 т грузоподъемности.

4. Определить динамическую нагрузку.

5. Определить производительность транспортной единицы рабочего парка, 1 т грузоподъемности, тяговой единицы парка и 1 кВт мощности активных транспортных единиц.

Порядок выполнения работы:

По исходным данным вычислить основные качественные показатели использования технических средств транспорта.

Цель работы:

Пользуясь формулами, научиться определять показатели технической работы транспорта.

 

Исходные данные:

Таблица 3

Вариант Длина груженого пробега, км Длина порожнего пробега, км Время погрузки, час. Время выгрузки, час. Средняя скорость движения, км/ч Раб. парк приц. единиц, ед. Раб.парк  самодв. един., ед. Кол. приц. состава, ед. Грузопод. един. т Ср.мощность, кВт Объем перевоз. грузов, т Учетный период, сут.
1 645 50 24 28 60 60 5 15 65 5200 2500 15
2 600 150 30 26 65 50 7 17 70 5500 3100 20
3 1200 40 26 24 40 25 3 20 60 4480 2400 25
4 840 3 20 18 60 40 8 3 8 176 3000 7
5 560 50 15 17 70 16 2 16 65 6700 2500 10
6 750 170 2 2 70 8 2 1 10 110 45 10
7 957 123 3 2 65 8 3 2 12 199 33 5
8 941 35 2,5 2,5 55 8 4 2 15 220 4500 23
9 861 5 2,5 2 70 5 2 1 4,5 85 38 19
10 400 100 24 22 60 35 3 20 60 4400 2700 15

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: