Анализ натуральных и стоимостных показателей эффективности использования основных средств

К натуральным показателям относят показатели, которые характеризуют использование отдельных видов основных средств. Например, показателями, которые характеризуют использование грузового автотранспорта, являются:

1) Коэффициент использования машин в работе:

;

2) Коэффициент сменности:

;

3) Коэффициент использования пробега:

;

4) Коэффициент технической готовности:

;

5) Коэффициент использования рабочего времени:

;

Таблица 2

Показатели использования грузового автотранспорта в 2010 году

  Показатели   По плану   Фактически Отклонение от плана (+, -) Выполнение плана, %
1. Среднегодовое количество автомашин, ед.       -2,0   94,0
2. Средняя грузоподъемность машин, т   4,0   4,2   0,2   105,0
3.Общий тоннаж, т (с.1*с.2)   140,0   138,6   -1,4   99,0
4.Автомобиле-дни нахождения машин в хозяйстве       -730   94,0
из них:        
в ремонте       136,0
в работе     -936 90,0
5.Отработано одной машиной за год, дней       -12   95,0
6.Коэффициент технической готовности (Автомобиле-дни нахож. в х-ве – а/дни в рем./авт.-дни в х-ве)   0,92   0,88   -0,04   95,0
7.Коэффициент использования машин в работе   0,74   0,71   -0,03   95,0
8. Время нахождения машин, час:        
в наряде     -7488 90,0
в пробеге     -8647 83,0
9.Коэффициент использования рабочего времени   0,7   0,65   -0,05   93,0
10. Общий пробег машин, тыс. км   2266,7   2001,0   -265,7   88,0
в т.ч. с грузом 1360,0 1120,6 -239,4 82,0
11. Коэффициент использования пробега   0,6   0,56   -0,04   93,0
12. Объем грузооборота, тыс. т/км   4760,0   4146,0   -614   87,0
13.Средняя загруженность машины, т   3,5   3,7   0,2   105,0
14.Объем перевезенных грузов, тыс.т   190,0   188,0   -2,0   98,0
15.Коэффициент использования грузоподъемности машин (с.13/с.2)   0,875   0,881   +0,006   100,0
16. Средняя техническая скорость движения, км/ч (с.10/8.2)   42,83   45,2   2,4   105,0

Объем грузооборота за базисный период равен 4760,0 =35*4*270*8*0,7*0,6*0,875*42,83

ЧМ ср.*ГПср.*ЧОДср.*ПРДср.* КИРВ*КИП*КИГП;

Данные табл.2 показывают, что субъект хозяйствования в 2010 году был не обеспечен грузовым автотранспортом и коэффициенты экстенсивной загрузки ниже плановых, не выполнен план по объему грузооборота и объему перевезенных грузов. Наряду с этим наблюдается превышение планового показателя по средней загруженности автомобиля на 0,2 т и как следствие этого перевыполнение плана по коэффициенту использования грузоподъемности машин.

По грузовому автотранспорту объем грузооборота (V) зависит от среднегодового количества автомашин (К), количества отработанных дней в среднем за год одной автомашиной (Д), средней продолжительности рабочего дня в часах (Ч), коэффициента использования рабочего времени (Кр), среднетехнической скорости движения (СД), коэффициента использования пробега (Кп), средней грузоподъемности машины (СГ) и коэффициента использования грузоподъемности машин (Кгр).

Мультипликативная модель выглядит так:

V =К*Д*Ч*Кр*СД*Кп*СГ*Кгр.

Используем прием цепных подстановок и определяем:

Vo =Ко*До*Чо*Кро*СДо*Кпо*СГо*Кгро;

Vрасч.1 = К1* До*Чо*Кро*СДо*Кпо*СГо*Кгро;

Vрасч.2 = К1* Д1*Чо*Кро*СДо*Кпо*СГо*Кгро;

Vрасч.3 = К1* Д1*Ч1*Кро*СДо*Кпо*СГо*Кгро;

Vрасч.4 = К1* Д1*Ч1*Кр1*СДо*Кпо*СГо*Кгро;

Vрасч.5 = К1* Д1*Ч1*Кр1*СД1*Кпо*СГо*Кгро;

Vрасч.6 = К1* Д1*Ч1*Кр1*СД1*Кп1*СГо*Кгро;

Vрасч.7 = К1* Д1*Ч1*Кр1*СД1*Кп1*СГ1*Кгро;

V1 = К1* Д1*Ч1*Кр1*СД1*Кп1*СГ1*Кгр1;

Общее отклонение в объеме грузооборота рассчитывается разницей между фактическим и базисным объемом грузооборота – V1 – Vo;

Изменение в объеме грузооборота за счет изменений в количестве автомашин определяется разницей между первым расчетным объемом и базисным объемом, за счет изменений в количестве дней работы – разницей между расчетным вторым объемом и первым расчетным, за счет изменений средней продолжительности рабочего дня – разницей между расчетным третьим объемом и вторым расчетным, за счет изменений в коэффициенте использования рабочего времени – разницей между четвертым и третьим расчетными объемами грузооборота, за счет изменений в средней технической скорости движения – разницей между пятым и четвертым расчетными объемами, за счет изменений в коэффициенте использования пробега – разницей между шестым и пятым расчетными объемами, за счет изменения средней грузоподъемности – разницей между седьмым и шестым расчетными объемами грузоподъемности, а за счет изменений в коэффициенте использования грузоподъемности – разницей между фактическим объемом грузооборота и расчетным седьмым объемом грузооборота.

Исходя из проведенного анализа видно, что организация имеет резервы повышения эффективности использования грузового автотранспорта.

Под производственной мощностью предприятия подразумевается максимально возможный выпуск продукции при реально существующем объеме производственных ресурсов и достигнутом уровне техники, тех­нологии и организации производства. Он может выражаться в челове­ко-часах, машино-часах или объеме выпуска продукций в натуральном или стоимостном выражении. Производственная мощность пред­приятия не может быть постоянной. Она изменяется вместе с совер­шенствованием техники, технологии и организации производства и стратегией предприятия.

Анализ работы оборудования основан на системе показателей, характеризующих его использование по численности, времени работы и мощности.

Для анализа количественного использования оборудования его группируют по степени использования:

а) оборудование установленное или сданное в эксплуатацию;

из него: фактически работающее;

находящееся в ремонте и на модернизации;

резервное оборудование;

б) не установленное оборудование (не сданное в эксплуатацию);

из него: подлежащее установке;

подлежащее списанию.

При анализе использования оборудования рассчитывают следующие показатели:

1) Коэффициент использования парка наличного оборудования (Кн):

Кн = Количество действующего оборудования / Количество наличного оборудования;

2) Коэффициент использования парка установленного оборудования (Ку);

Ку = Количество действующего оборудования / Количество

установленного оборудования

3) Коэффициент использования оборудования, сданного в эксплуатацию (Кэ):

Кэ = Количество установленного оборудования / Количество

наличного оборудования.

Для характеристики экстенсивной загрузки оборудования анализируют использование оборудования по времени: баланс времени работы оборудования, коэффициент использования оборудования в работе и коэффициент его сменности.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: