1. Ваше мнение о границах диалектического метода. Существуют ли они? Обоснуйте ответ.
2. Связана с диалектикой способность человека к постоянному духовному самообновлению и самосохранениюперед угрозой хаоса, неопределенности?
3. Раскройте философское понятие закона. Приведите примеры различных видов законов.
4. Назовите основные принципы диалектики. Приведите примеры их проявления в различных сферах бытия.
5. Назовите законы диалектики, отвечающие на следующие вопросы:
а) что есть источником развития?
б) каков механизм развития?
в) в каком направлении идет развитие?
6. Выберите правильные выводы:
а) все в мире необходимо, случайность существует только как идея;
б) все в мире случайно, необходимость существует только в нашем сознании;
в) одни явления в мире случайные, другие - необходимые;
г) случайность является формой проявления необходимости;
д) каждое явление есть случайным и необходимым, но в разном смысле.
7. В чем заключается принципиальное отличие диалектического возражения от метафизического?
|
|
8. Как Вы понимаете утверждение Гегеля о том, что "диалектика есть постижение противоречий в их единстве"?
9. Субъективная диалектика является отражением объективной, возможно ли в таком случае считать, что содержание первой, полностью совпадает с содержанием второй? Аргументируйте свой ответ.
10. Что является ведущим в диалектическом взаимодействии формы и содержания?
11. Может ли одно и то же явление быть одновременно и причиной, и следствием? Могут причина и следствие меняться местами? Приведите примеры.
12. Раскройте сущность альтернативных концепций диалектики.
Темы докладов и рефератов
1. Диалектика как теория развития.
2. Категории диалектики как универсальные формы мышления.
3. Мировоззренческое и методологическое значение законов диалектики.
Литература
1. Гаврилов Н.И. Основыфилософии; учебно-методическоепособие для вузов – К.: „Манускрипт”, с. 205-247.
2. Губар О.М Філософія: інтерактивний курс лекції: Навч. посібник.-К.: Центр учбової літератури, 2007, с.237-260.
3. Заїченко Г.А. та ін., Філософія. Підручник – К.: Вища шк., 1995, с. 205-247.
4. Причепій Є.М Філософія. Підручник. Вид 3-тє стереотипне- К.: Академвидав, 2009, с.-37-39.
5. Подольська Є.А. Філософія. Підручник- К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006.- с.476-521.
6. Подольська Є.А. Кредитно-модульний курс з філософії: філософія, логіка, етика, естетика, релігієзнавство. Навчальний посібник. Вид. друге, перероб. та доп.-К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006, с.30302-348.
5. Философскийэнциклопедическийсловарь, М.Ланда, М.Смолкин и др.; 2-е издание – М.: Советскаяэнциклопедия, 1989.
|
|
СЕМИНАР № 7
Тема: Проблемы истинностизнания.
Методы и формы познавательной деятельности
Цели и задачи занятия: усвоить основные положения теории познания, выявить возможности использования общенаучных методов на эмпирическом или теоретическом уровнях, исследовать преимущества и ограниченности применения определенных методов в конкретный проблемной ситуации; охарактеризовать основные формы научного познания, показать их эвристические возможности; изготавливать навыки использования адекватного методологического инструментария для решения научных задач.
Основные понятия и категории темы: абстрагирование, аксиоматизация, анализ, аналогия, измерения, гипотеза, дедукция, эксперимент, идеализация, идея, индукция, исторический метод, концепция, логический метод, методология, моделирование, парадигма, сравнения, проблема, синтез, наблюдение, восхождение от абстрактного к конкретному, теория, факт, формализация.
ПЛАН
1. Эволюция философских представлений о познании и закономерности его развития.
2. Основные принципы познавательной деятельности.
3. Понятие метода и методологии научного исследования.
4. Классификация методов научного познания.
5. Формы познания.
Проблемно-поисковые вопросы
1. Какие основные уровни научного познания и чем они отличаются между собой?
2. Что такое методология научного познания? Определите ее предмет и функции.
3. Какой уровень, кроме эмпирического и теоретического, выделяется современной методологией научного познания?
4. Отличается ли теоретический уровень научного познания от метатеоретического?
5. В чем заключается единство, различие и взаимосвязь философии и методологии науки?
6. Дайте классификацию методов познания. Проанализируйте их преимущества и ограниченности на конкретных примерах.
7. Раскройте диалектику обогащения знания. Продемонстрируйте эвристический потенциал форм научного познания на конкретных примерах.
Темы докладов и рефератов
1. Познание, деятельность, общение.
2. Гипотеза как форма развития знаний. Построение гипотезы и этапы ее развития.
3. Философия и современная методология науки: тенденции,взаимосвязи и взаимовлияния.
Литература
1. Губар О.М Філософія: інтерактивний курс лекції: Навч. посібник.-К.: Центр учбової літератури, 2007, с.260-277.
2. Заїченко Г.А. та ін., Філософія. Підручник – К.: Вища шк., 1995, с. 312-332.
3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательскаякорпорация„Логос”, 1998, с. 182-189.
4. Кохановский В.П. Философия: учебник для высшихучебных заведений. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996, с. 419-466.
5. Несмеянов Е.Е. Философия в вопросах и ответах: Учебноепособие для
вузов – М.: Гардарики, 1999, с. 266-287.
6. Причепій Є.М Філософія. Підручник. Вид 3-тє стереотипне- К.: Академвидав, 2009, с.-304-331.
7. Подольська Є.А. Філософія. Підручник- К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006.- с.558-599.
8. Подольська Є.А. Кредитно-модульний курс з філософії: філософія, логіка, етика, естетика, релігієзнавство. Навчальний посібник. Вид. друге, перероб. та доп.-К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006, с.355-334, 415-441.
9. Философскийэнциклопедическийсловарь, М.Ланда, М.Смолкин и др.; 2-е издание – М.: Советскаяэнциклопедия, 1989.
СЕМИНАР № 8