Проблемно-поисковые вопросы

1. Ваше мнение о границах диалектического метода. Существуют ли они? Обоснуйте ответ.

2. Связана с диалектикой способность человека к постоянному духовному самообновлению и самосохранениюперед угрозой  хаоса, неопределенности?

3. Раскройте философское понятие закона. Приведите примеры различных видов законов.

4. Назовите основные принципы диалектики. Приведите примеры их проявления в различных сферах бытия.

5. Назовите законы диалектики, отвечающие на следующие вопросы:

а) что есть источником развития?

б) каков механизм развития?

в) в каком направлении идет развитие?

6. Выберите правильные выводы:

а) все в мире необходимо, случайность существует только как идея;

б) все в мире случайно, необходимость существует только в нашем сознании;

в) одни явления в мире случайные, другие - необходимые;

г) случайность является формой проявления необходимости;

д) каждое явление есть случайным и необходимым, но в разном смысле.

7. В чем заключается принципиальное отличие диалектического возражения от метафизического?

8. Как Вы понимаете утверждение Гегеля о том, что "диалектика есть постижение противоречий в их единстве"?

9. Субъективная диалектика является отражением объективной, возможно ли в таком случае считать, что содержание первой, полностью совпадает с содержанием второй? Аргументируйте  свой ответ.

10. Что является ведущим в диалектическом взаимодействии формы и содержания?

11. Может ли одно и то же явление быть одновременно и причиной, и следствием? Могут причина и следствие меняться местами? Приведите примеры.

12. Раскройте сущность альтернативных концепций диалектики.

 

Темы докладов и рефератов

 1. Диалектика как теория развития.

2. Категории диалектики как универсальные формы мышления.

3. Мировоззренческое и методологическое значение законов диалектики.

 

Литература

1. Гаврилов Н.И. Основыфилософии; учебно-методическоепособие для вузов – К.: „Манускрипт”, с. 205-247.

2. Губар О.М Філософія: інтерактивний курс лекції: Навч. посібник.-К.: Центр учбової літератури, 2007, с.237-260.

3. Заїченко Г.А. та ін., Філософія. Підручник – К.: Вища шк., 1995, с. 205-247.

4. Причепій Є.М Філософія. Підручник. Вид 3-тє стереотипне- К.: Академвидав, 2009, с.-37-39.

5. Подольська Є.А. Філософія. Підручник- К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006.- с.476-521.

6. Подольська Є.А. Кредитно-модульний курс з філософії: філософія, логіка, етика, естетика, релігієзнавство. Навчальний посібник. Вид. друге, перероб. та доп.-К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006, с.30302-348.

5. Философскийэнциклопедическийсловарь, М.Ланда, М.Смолкин и др.; 2-е издание – М.: Советскаяэнциклопедия, 1989.



СЕМИНАР № 7

Тема: Проблемы истинностизнания.

Методы и формы познавательной деятельности

Цели и задачи занятия: усвоить основные положения теории познания, выявить возможности использования общенаучных методов на эмпирическом или теоретическом уровнях, исследовать преимущества и ограниченности применения определенных методов в конкретный проблемной ситуации; охарактеризовать основные формы научного познания, показать их эвристические возможности; изготавливать навыки использования адекватного методологического инструментария для решения научных задач.

    Основные понятия и категории темы: абстрагирование, аксиоматизация, анализ, аналогия, измерения, гипотеза, дедукция, эксперимент, идеализация, идея, индукция, исторический метод, концепция, логический метод, методология, моделирование, парадигма, сравнения, проблема, синтез, наблюдение, восхождение от абстрактного к конкретному, теория, факт, формализация.

ПЛАН

1. Эволюция философских представлений о познании и закономерности его развития.

2. Основные принципы познавательной деятельности.

3. Понятие метода и методологии научного исследования.

4. Классификация методов научного познания.

5. Формы познания.

 

Проблемно-поисковые вопросы

1. Какие основные уровни научного познания и чем они отличаются между собой?

2. Что такое методология научного познания? Определите ее предмет и функции.

3. Какой уровень, кроме эмпирического и теоретического, выделяется современной методологией научного познания?

4. Отличается ли теоретический уровень научного познания от метатеоретического?

5. В чем заключается единство, различие и взаимосвязь философии и методологии науки?

6. Дайте классификацию методов познания. Проанализируйте их преимущества и ограниченности на конкретных примерах.

7. Раскройте диалектику обогащения знания. Продемонстрируйте эвристический потенциал форм научного познания на конкретных примерах.

Темы докладов и рефератов

1. Познание, деятельность, общение.

2. Гипотеза как форма развития знаний. Построение гипотезы и этапы ее развития.

3. Философия и современная методология науки: тенденции,взаимосвязи и взаимовлияния.

Литература

1. Губар О.М Філософія: інтерактивний курс лекції: Навч. посібник.-К.: Центр учбової літератури, 2007, с.260-277.

2. Заїченко Г.А. та ін., Філософія. Підручник – К.: Вища шк., 1995, с. 312-332.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательскаякорпорация„Логос”, 1998, с. 182-189.

 4. Кохановский В.П. Философия: учебник для высшихучебных заведений. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996, с. 419-466.

5. Несмеянов Е.Е. Философия в вопросах и ответах: Учебноепособие для

вузов – М.: Гардарики, 1999, с. 266-287.

6. Причепій Є.М Філософія. Підручник. Вид 3-тє стереотипне- К.: Академвидав, 2009, с.-304-331.

7. Подольська Є.А. Філософія. Підручник- К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006.- с.558-599.

8. Подольська Є.А. Кредитно-модульний курс з філософії: філософія, логіка, етика, естетика, релігієзнавство. Навчальний посібник. Вид. друге, перероб. та доп.-К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006, с.355-334, 415-441.

9.  Философскийэнциклопедическийсловарь, М.Ланда, М.Смолкин и др.; 2-е издание – М.: Советскаяэнциклопедия, 1989.

 

 

СЕМИНАР № 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: