Тема: Философия древнего мира

    Цели и задачи занятия: исследовать генезис философии Древнего Востока и философии Древней Греции, акцентируя внимание на космоцентризме Античной философии для того, чтобы по-настоящему понять сущность современной философии.

    Основные понятия и категории темы: агностицизм, атом, атрибут, бытие, гносеология, дедукция, диалектика, дуализм, карма, конфуцианство, метафизика, модус, натурфилософия, номинализм, объективный идеализм, онтология, пантеизм, субъективный идеализм, субстанция.

ПЛАН

І. Зарождение и развитие философии Древнего Востока.

ІІ. Философия Античности.

1. Раннегреческая натурфилософия:

а) представители милетской школы -Фалес, Анаксимен, Анаксимандр;

б) натурфилософия Гераклита.

2.Онтологизм Древнегреческой философии. Атомистическая теория Демокрита.

3. Пифагор и пифагорейство.

4. Софисты.

5. Философия Сократа.

6. Платон и Аристотель - систематизаторы Древнегреческой философии.

7. Поздний античный идеал мудреца:

а) епикуризм;

б) стоицизм.

 

Проблемно-поисковые вопросы

1. Что является основой определения исторических этапов развития философии?

2. Чем бы вы объяснили тот факт, что представители древнеиндийской философии акцентируя внимание на отдельной личности, не касались проблем совершенствования социальной сферы?

3. Какие принципиальные отличия между влиятельными течениями древнекитайской философии: конфуцианством и даосизмом?

4. Проанализируйте историческое значение философии Сократа?

5. Какие особенности философии Платона?

6. Аристотель писал: «Первая философия имеет своим предметом

познание причины настоящего, поскольку оно

настоящее». В чем, согласно Аристотелю, состоит

отличие философии от других наук?

7. Чем обусловлена социально-историческая ограниченность только онтологического понимания философии?

8. Обоснуйте принципиальную разницу между идеализмом и материализмом.

9. Можно ли отождествлять реализм с идеализмом, а номинализм - с материализмом?

 

Темы докладов и рефератов

1. Даосизм и конфуцианство как линии развития философии и культуры Китая.

2. Философское наследие Индии и современность.

3. Античная философия и западноевропейская культура: поиск идентичности.

4. Натурфилософия и современная наука.

5. Сократ: проблема человека и диалогической природы философского знания.

6. Социально - политические взгляды Платона.

7. Проблема знания в философии Аристотеля.

8. Идеи неоплатонизма как фундамент дальнейшего развития естествознания.

9. Энциклопедический характер систематизированных философских представлений античных философов.

10. Платоновское «идеальное государство» и современность.

 

                                       Литература

1. Губар О.М Філософія: інтерактивний курс лекції: Навч. посібник.-К.: Центр учбової літератури, 2007, с. 29-48.

2. Богута И.И. (пер. с чеш.).Историяфилософии в краткомизложении – М.: Мысль, 1991, с. 72-84, 94-100, 109-142, 148-164, 232, 236, 260, 270, 323, 335, 339, 345.

3. Заїченко Г.А. та ін., Філософія. Підручник – К.: Вища шк., 1995, с. 24-35.

4. Канке В.А. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательскаякорпорация„Логос”, 1998, с. 21-49, 78-81.

5. Кохановский В.П. Философия: учебник для высшихучебных заведений. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996, с. 43-63.

6. Несмеянов Е.Е. Философия в вопросах и ответах: Учебноепособие для вузов – М.: Гардарики, 1999, с. 27-44.

7. Причепій Є.М Філософія. Підручник. Вид 3-тє стереотипне- К.: Академвидав, 2009, с. 39-75.

8. Подольська Є.А. Філософія. Підручник- К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006.- с. 112-123.

9. Подольська Є.А. Кредитно-модульний курс з філософії: філософія, логіка, етика, естетика, релігієзнавство. Навчальний посібник. Вид. друге, перероб. та доп.-К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006, с. 29-46.

10. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М.: Гардарики, 1999, с.   22-24, 26-29, 41-66, 82, 95-101, 108, 110.

11. Философскийэнциклопедическийсловарь, М.Ланда, М.Смолкин и др.; 2-е издание – М.: Советскаяэнциклопедия, 1989.

 

 

СЕМИНАР № 2

Тема: Немецкая классическая философия

  Цели и задачи занятия: исследовать генезис философии Нового времени акцентируя внимание на наукоцентризме. Особо выделить, как доминантные, проблемы онтологии и гносеологии, которые в немецкой классической философии приобретают черты универсальности, системности, стремясь выйти на методологические проблемы целесообразной активности субъекта. Проанализировать социальную обусловленность появления философских идей, как ответ на вызов времени.

  Основные понятия и категории темы: абсолютная идея, абсолютный ум, антропологический материализм, дедукция, эмпиризма, индукция, методология, рационализм, реализм, «вещь в себе», трансцендентальное.

ПЛАН

І. Особенности немецкой классической философии: система-разум-деятельность;

1. Концепция субъекта в философской системе Канта;

2. Субъективный идеализм И.Г.Фихте;

3. Система и метод Гегеля. Основные законы диалектики.

4. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Проблемно-поисковые вопросы

1. Проанализируйте особенности немецкой классической философии.

2. Прокомментируйте характерные черты философии Канта.

3. Раскройте сущность категорического императива Канта.

4. Назовите исходные принципы этики Эммануила Канта.

5. Раскройте гуманистический потенциал категорического императиву Канта.

6. Раскройте основные идеи трансцендентальной философии Шеллинга.

7. Выделите особенности натурфилософии Шеллинга.

8. Определите и обоснуйте сущность диалектики Гегеля.

9. Докажите, что философия Гегеля действительно имеет системный, обобщающий характер. Определите противоречия между диалектическим методом и идеалистической системой Гегеля.

10. В чем заключается антропологизм философии Фейербаха?

11. Критикуя абстрактный характер философии Гегеля,Фейербах и сам не сумел избежать абстрактности. В чемона заключается и каковы ее причины?

12. Почему учение Фейербаха Энгельс назвал концом немецкой классической философии?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: