Приватизация унитарных предприятий в условиях естественных монополий

Актуальность приватизации предприятий ЖКХ сейчас обусловлена рядом объективных факторов. В связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») начаты процессы разграничения государственного и муниципального имущества. Подготовлен федеральный законопроект "О государственном и муниципальном имуществе", согласно которому в публичной собственности должно находиться только то имущество, которое "по своему функциональному назначению необходимо для осуществления соответственно Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями возложенных на них федеральными законами исключительных публичных полномочий". При этом федеральные и региональные власти будут отстранены от владения коммерческими предприятиями. Законопроект содержит четкое указание на то, что публичная собственность может находиться либо непосредственно в казне, либо должна быть закреплена на праве оперативного управления. Все предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, будут либо акционированы, либо преобразованы в казенные предприятия, либо ликвидированы.

Габрусь Н.В., Сандалова Н.В.

Консалтинговая группа «ЛЕКС»

«Коммунальный комплекс России» № 2, февраль, 2005

Учитывая то, что большинство предприятий жилищно-коммунального комплекса осуществляют свою деятельность в условиях естественных монополий, в процессе их приватизации необходимо учитывать ряд особенностей.

 Что можно приватизировать, а что нельзя?

Согласно ч.1 ст. 30 (Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества») не могут быть приватизированы используемые по назначению:

- жилищный фонд и объекты его инфраструктуры;

- объекты энергетики, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения.

Закон о приватизации запрещает отчуждение указанных объектов только в составе имущественного комплекса унитарного предприятия. В то же время не исключена возможность последующей приватизации данного имущества, например, путем его внесения в качестве вклада в уставный капитал какого-либо юридического лица.

Наиболее важным вопросом применительно к приватизации объектов коммунально-бытовой сферы является, безусловно, определение конкретного имущества, приватизация которого запрещена.

Жилищный фонд и объекты его инфраструктуры

Если идентификация жилищного фонда не вызывает вопросов, то понятие «объектов его инфраструктуры» требует конкретизации. Объектами инфраструктуры жилищного фонда принято считать внутридомовые инженерные сети. Граница внутридомовых сетей определяется в актах разграничения балансовой принадлежности с эксплуатирующими организациями. Если все сети жилого дома и эксплуатирующей организации принадлежат муниципалитету, то граница сетей определяется, как правило, по границе эксплуатационной ответственности.

Объекты энергетики

В действующем законодательстве отсутствует понятие «энергетика», однако Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» содержит определение «объекты электро энергетики». Ими являются имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства (линии электропередач, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное оборудование, предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии).

В соответствии с различными формами движения материи, существуют различные формы энергии, в том числе тепловая, электрическая и атомная. Таким образом, применяя принцип аналогии и учитывая различные виды энергии, используемые в ЖКХ, к объектам энергетики следует относить имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи и сбыта соответствующего вида энергии, оперативно-диспетчерского управления в электро- и тепло энергетике, в том числе объекты сетевого хозяйства, предназначенные для обеспечения связей и осуществления передачи энергии. В состав названных имущественных комплексов могут входить разнородные объекты, образующие единое целое, предполагающее использование их по общему назначению и рассматриваемые как одна вещь (ст. 134 ГК РФ – сложная вещь).

Следует отметить, что в законодательстве не упомянуты объекты водопроводно-канализационного хозяйства. При системном анализе нормативно-правовых актов следует вывод об ограничении приватизации данных объектов. В частности, Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. К таким сведениям относятся сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 300 000 человек и (или) расположение головных сооружений водопровода их питающих. Однако прямой запрет на приватизацию не установлен. Таким образом, данный вопрос оставлен на усмотрение собственника – органа местного самоуправления.

 Приватизация предприятий - монополистов

Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности субъектов естественных монополий в том числе относит:

- услуги по передаче электрической энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по передаче тепловой энергии.

К субъектам естественных монополий следует относить предприятия – монополисты, включенные в реестр субъектов естественных монополий, а также иные организации, осуществляющие производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в вышеназванных сферах.

Особенности приватизации данных предприятий связаны с наличием в составе их имущественных комплексов объектов, не подлежащих приватизации. Таким образом, в результате приватизации претерпевает изменения лишь организационно-правовая форма, а форма собственности на имущественный комплекс не меняется.

Исключение составляют предприятия водопроводно-канализационного хозяйства, которые к объектам естественных монополий не отнесены. Однако по внешним признакам состояние рынка водно-канализационного хозяйства имеет сходство с монопольным, при котором рынок эффективнее работает в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства. 

При приватизации конкретного предприятия, в том числе и предприятия жилищно-коммунальной отрасли, являющегося локальной монополией, учитываются особенности его нынешнего состояния, финансовое положение, наличие задолженностей и т. п. Необходимо решить, какая из целей приватизации для него наиболее актуальна в данный момент:

привлечение инвестиций,

реконструкция,

новые методы управления,

освоение нового оборудования и технологий для выпуска более качественной продукции,

выход на новые рынки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: