double arrow

Надо ли приватизировать Водоканал?

Действующие нормативно-правовые акты о приватизации государственного и муниципального имущества не предусматривают запрета на приватизацию объектов водопроводно-канализационного хозяйства. Как к этому следует относиться в нынешних условиях роста числа приватизируемых государственных и муниципальных объектов?

Наталья Сандалова,

Консалтинговая группа «Лекс»

УРФО, 2005

 

Действительно, статья 30 федерального закона № 178-фз от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» к объектам коммунально-бытового назначения, используемых по назначению и запрещенных к приватизации, относит только жилищный фонд и объекты его инфраструктуры, а также объекты энергетики, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения. Под объектами энергетики, применяемыми в ЖКХ, принято понимать объекты тепло- и электроэнергетики, непосредственно производящие и передающие энергию, а также соответствующее сетевое хозяйство. Следовательно, объекты водопроводно-канализационного хозяйства в данном списке не обозначены.

Еще хуже обстоят дела с отчуждением имущества водопроводно-канализационного хозяйства при процедуре банкротства. Среди сфер деятельности, регулируемых федеральным законом от 17.08.1995 г. № 147-фз «О естественных монополиях», не обозначены услуги водоснабжения и водоотведения. По закону к естественным монополиям относятся только РАО "ЕЭС России", "Газпром", ОАО "Российские железные дороги", предприятия трубопроводного транспорта и связи. Следовательно, применение федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в части главы «Банкротство субъектов естественных монополий»[1], а тем более, федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» к предприятиям ВКХ не является обоснованным.




Почему это является принципиальным? Потому что для имущества субъектов естественных монополий предусмотрен ряд защитных механизмов при реализации на конкурсе в результате банкротства. Например, обязательными условиями участия в конкурсе являются согласие покупателя принять на себя обязательства организации - должника по договору энергоснабжения и др., а также обеспечение сохранения единого производственно - технологического комплекса в соответствии с его целевым назначением. Кроме того, на этапе подачи в суд заявления о банкротстве для естественных монополистов предусмотрен больший размер накопившихся обязательств перед кредиторами (500, а не 100 тыс. рублей) и больший период неисполнения обязательств (шесть, а не три месяца).



Единственным способом защиты имущественных комплексов ВКХ является отнесение их к системам жизнеобеспечения. В этом случае согласно статьям 110, 132 закона «О несостоятельности (банкротстве)» объекты ВКХ не включаются в общую конкурсную массу, а продаются путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном статьей 110 названного федерального закона. Обязательным условием такого конкурса должна являться обязанность покупателя содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных объектов. Цена продажи определяется независимым оценщиком. После проведения конкурса орган местного самоуправления заключает с покупателем объектов ВКХ соглашение об исполнении условий конкурса. Не проданные в таком порядке объекты ВКХ подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования.

Теперь давайте разберемся, действительно ли необходимо избегать приватизации (или иного перехода в частную собственность) водопроводно-канализационного хозяйства или при определенных условиях это допустимо и даже эффективно.

Для начала выделим аргументы, говорящие в пользу приватизации объектов ВКХ:

1. Отсутствие прямого запрета на приватизацию данных объектов в действующем федеральном законодательстве

2. Историческое толкование ранее действующих нормативно-правовых актов[2] говорит о том, что приватизация объектов водопроводно-канализационного хозяйства, а также предприятий, осуществляющих эксплуатацию, обслуживание и содержание указанных объектов, могла осуществляться и ранее по решению соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с местными программами приватизации.

3. Мировой и российский практический опыт приватизации объектов ВКХ говорит о такой возможности.

В частности, выделяют английскую и французскую модели передачи водоканалов частным компаниям. Во французском варианте муниципалитет оставляет за собой право собственности на весь имущественно-хозяйственный комплекс водоснабжения и допускает частных операторов в этот сектор либо на условиях совместного владения, либо через контракты. В английской модели частный оператор полностью или частично выкупает в собственность инфраструктурные активы и финансирует их развитие за счет собственных средств. В течение последних 10 лет в России нашли применение как английская, так и французская модели.

Английская модель в российской практике заключается в акционировании и приватизации предприятий ВКХ. Целью акционирования предприятий водопроводно-канализационного хозяйства является привлечение частных инвестиций в развитие инженерной инфраструктуры города. На сегодняшний день акционированы предприятия водопроводно-канализационного хозяйства Новокузнецка, Кемерово, Анджеро-Суджинска, Волхова, Барнаула, Ишима и др. В большинстве случаев контрольный пакет акций пока остался у местных властей, а в Новокузнецке Водоканал является частным уже более 10 лет. Положительный пример акционирования предприятий ВКХ имеется и в г. Нижнекамске.

Аргументами против приватизации объектов ВКХ являются:

1. Вновь мировой и российский опыт

В большинстве развитых стран частные компании в секторе ВКХ представлены не слишком широко, в основном, это муниципальные структуры. По мнению финских специалистов, в России часто путают два разных понятия - акционирование и приватизация. Акционирование подразумевает разделение деятельности Водоканала и муниципалитета, а приватизация - продажу основных фондов предприятия в частные руки. Предприятия ВКХ, по мнению финской стороны, должны быть собственностью муниципалитетов.

С учетом того, что водоснабжение в мире является коммерчески выгодным делом, полная приватизация водоснабжающих предприятий России, на их взгляд, представляется ошибочной.

2. Нормативно-правовые акты, устанавливающие полномочия государственных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, оставляют в их ведении и/или финансировании системы жизнеобеспечения соответствующих территорий. Таким образом, есть основания для формирования государственной или муниципальной собственности или смешанной (частно-государственной / частно-муниципальной) собственности на объекты водоснабжения и водоотведения. В то же время здесь идет речь скорее о централизованных системах, а не вообще обо всех системах ВКХ.

3. Согласно Указу Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 (ред. от 03.03.2005) "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" сведениями, отнесенными к государственной тайне, являются сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 300 тыс. человек, и (или) расположение головных сооружений водопровода и водовода, их питающих.

Таким образом, не являются сведениями, отнесенными к государственной тайне, городские водопроводные и канализационные сети, схемы водоснабжения населенных пунктов с населением 300 тыс. чел. и менее, а также альтернативные (в т.ч. автономные) системы водоснабжения.

Ситуация, складывающаяся вокруг объектов ВКХ, конечно, объясняется большей степенью монополизации услуг по водоснабжению и водоотведению в сравнении с другими локальными монополиями. Например, практически можно отказаться от централизованного теплоснабжения в пользу автономных источников тепловой энергии, работающих на газе, а в случае значительных затрат по газификации при строительстве жилых домов можно перейти на использование электрической энергии. В то же время децентрализованные (автономные) системы водоснабжения слабо развиты, а альтернативы водоотведению практически нет. Сети водоснабжения и водоотведения характеризуются высокой стоимостью, быстрым износом в процессе эксплуатации, а следовательно, строительство автономных систем водоснабжения и, главное, водоотведения в большинстве случаев экономически нецелесообразно. Это дает монополистам в сфере водоснабжения и водоотведения возможность диктовать свои условия и делает рынок услуг не конкурентоспособным.

Для построения схем управления системами водоснабжения и водоотведения для различных категорий городов могут быть проанализированы различные варианты, в том числе:

- модель централизованного управления;

- модель акционерного управления;

- концессионные, лизинговые, трастовые и другие модели управления.

Однако, очевидно одно: собственник объектов ВКХ должен осознавать всю полноту своей ответственности за качественное управление этими объектами и поддержание их в надлежащем состоянии, поскольку они являются одной из подсистем жизнеобеспечения населения.


 


Прочее






Сейчас читают про: