До подачи заявки на приватизацию предприятия или до утверждения ежегодной программы приватизации муниципального имущества объект возможной приватизации следует подвергнуть всестороннему анализу. Это касается не только технической стороны дела, но и юридической. Практика показывает, что зачастую отсутствуют правоустанавливающие документы на объекты ЖКХ, либо на рассмотрении суда находятся дела об оспаривании прав на данное имущество.
Для этого, в первую очередь необходимо:
- провести инвентаризацию всего имущества предприятия, в том числе сетевого хозяйства;
- зарегистрировать право собственности /хозяйственного ведения/ иные права на объекты, в отношении которых указанная регистрация не была осуществлена;
- определить, какое имущество сможет в последующем войти в состав приватизируемого, а какое не будет приватизировано и перейдет собственнику.
Особенностью организаций жилищно-коммунального комплекса является наличие в составе имущества основных фондов, которые можно разделить на три основные группы:
|
|
- Инженерная инфраструктура (сети, головные сооружения, оборудование, используемое в процессе производства услуг). Указанные объекты, как правило, остаются у собственника и не подлежат приватизации. Данное имущество может быть передано собственником другим лицам по гражданско-правовым договорам в пользование.
- Фонды, обеспечивающие обслуживание инженерной инфраструктуры (производственные базы, ремонтные мастерские, склады, машины, гаражи, оборудование и др.). Указанные объекты могут быть переданы собственником в уставные капиталы вновь создаваемых акционерных обществ.
- Вспомогательные фонды (оборудование для прочистки трубопроводов, ремонта сетей, антикоррозионной защиты, участки телемеханизации и т.д. для локальных работ и услуг). Имущество может быть приватизировано любым способом.
В соответствующие разделы плана приватизации, а в последующем и передаточного акта вносятся обременения, связанные с использованием объектов коммунально-бытового назначения с предоставлением прав пользования приватизированным имуществом третьим лицам (публичные сервитуты: проходы, проезды, лестницы, инженерные коммуникации).
Техническая необходимость приватизации
При определении целей приватизации необходимо проанализировать техническое состояние инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса России, конкретного региона и конкретного предприятия. По данным Департамента ЖКХ Администрации Тюменской области (Информационный бюллетень по итогам социально-экономического развития жилищно-коммунального комплекса Тюменской области (без округов) за 2003 год) состояние инженерной инфраструктуры по югу области выглядит следующим образом:
|
|
№ п/п | Наименование | Ед. изм. | Кол-во | % износа |
1 | Котельные | Шт. | 1355 | 51,8 |
2 | Коммунальные сети: - водопроводные - канализационные - тепловые (в 2-х трубном исполнении) - электрические | Км. | 4305 1097 2143 4344,5 | 60 60 41,6 42,5 |
3 | Насосные станции: - водопроводные - канализационные - тепловые | Ед. | 1198 112 150 | 55 65 43,6 |
4 | Очистные сооружения: - водопровода - канализации | Ед. | 26 19 | 71 60 |
5 | Центральные тепловые пункты | Ед. | 902 | 41,6 |
6 | Трансформаторные подстанции | Ед. | 2148 | 56,4 |
Таким образом, вложение инвестиций в основной капитал, строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря более чем необходимо в настоящее время.
Приватизация предприятия-монополиста, оказывающего жилищно-коммунальные услуги, не приведет к демонополизации рынка услуг, поскольку сам по себе переход от муниципальной формы предприятия к частной не ликвидирует особенностей технологического производства услуг (условий естественной монополии). Однако данный переход способен повысить заинтересованность руководителей организаций в положительном финансовом результате своей деятельности, что повлечет за собой цепочку положительных изменений как для монополиста, так и, возможно, для потребителей.