Содержание и методика проведения занятия

Методическая разработка для проведения

Практического занятия №10

по Основам сестринского дела

раздел: «Инфекционный контроль и профилактика ВБИ»

 

на тему: «Предстерилизационная очистка шприцев, игл, резиновых изделий. Моющие растворы, приготовление, критерии использования. Контроль качества предстерилизационной очистки шприцев и игл. Азопирамовая, фенолфталеиновая пробы. Стерилизация: понятие, методы. Паровой и горячевоздушный методы стерилизации. Сроки сохранения стерильности. Правила работы со стерильным столом. Правила пользования биксом. ЦСО: устройство, функции. Профилактика передачи вирусов парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции в ЛПУ: пути инфицирования, общие меры предосторожности»

 

для студентов 1 курса

 

Обсуждена и одобрена на заседании ЦМК

протокол №____

«_____»_____________ 200 … г.

 

 

Уточнено (дополнено): «_____»_____________ 200 … г.

_____________

 (подпись)

 

 

Санкт-Петербург

2011

Тема: «Предстерилизационная очистка шприцев, игл, резиновых изделий. Моющие растворы, приготовление, критерии использования. Контроль качества предстерилизационной очистки шприцев и игл. Азопирамовая, фенолфталеиновая пробы. Стерилизация: понятие, методы. Паровой и горячевоздушный методы стерилизации. Сроки сохранения стерильности. Правила работы со стерильным столом. Правила пользования биксом. ЦСО: устройство, функции. Профилактика передачи вирусов парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции в ЛПУ: пути инфицирования, общие меры предосторожности»

Учебные группы, курс: учебные группы студентов,

1 курс

 

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

       Знать:

       - понятия «инфекционный процесс», «внутрибольничная инфекция»;

       - масштаб проблемы ВБИ;

       - способы передачи инфекции в ЛПУ;

       - факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции;

- группы риска развития внутрибольничной инфекции;

- виды возбудителей внутрибольничной инфекции;

- меры профилактики и контроля внутрибольничных инфекций;

- требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала;

- уровни мытья рук;

- виды, методы и средства дезинфекции;

- преимущества и недостатки различных групп дезинфектантов;

- правила техники безопасности при работе с дезинфицирующими средствами;

- методы, средства и режимы стерилизации;

- виды контроля режима и качества стерилизации

 

       Уметь:

       - проводить влажную уборку помещений ЛПУ с применением дезинфицирующего раствора;

       - проводить проветривание и кварцевание помещений ЛПУ;

       - проводить контроль санитарного состояния палат, тумбочек, холодильников;

       - готовить дезинфицирующие растворы различной концентрации;

       - оказать первую помощь при попадании хлорсодержащих растворов на кожу и слизистые;

       - осуществить дезинфекцию предметов ухода за пациентами, белья, инструментов;

       - осуществить дезинфекцию и утилизацию использованного одноразового медицинского инструментария;

       - готовить моющие растворы;

       - осуществить предстерилизационную очистку изделий медицинского назначения;

       - осуществить контроль качества предстерилизационной очистки;

       - соблюдать технику безопасности при работе с биологическими жидкостями;

       - уметь использовать защитную одежду (халат, маску, фартук, очки, щитки, перчатки) в практической деятельности;

       - обработать руки до и после манипуляции;

       - обработать руки и слизистые при контакте с биологическими жидкостями

 

       Владеть:

       - техникой использования стерильного бикса

Учебное время: 6 часов

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ И РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

№ п/п Учебные вопросы Время, мин.
1. Введение 5
2. Контроль исходного уровня знаний 15
3. Контроль усвоения основных этапов ориентировочной основы действий 15
4. Самостоятельная работа студентов, подготовка к катетеризации, техника безопасности, возможные осложнения 210
5. Определение итогового уровня знаний 20
6. Заключение преподавателя, объявление задания на следующее занятие 5

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Оснащение для катетеризации мочевого пузыря:

1. стерильный катетер

2. две пары перчаток (стерильные и нестерильные)

3. стерильные салфетки (средние – 4 шт, малые – 2 шт.)

4. стерильный глицерин

5. шприц с 10 мл изотонического раствора

6. антисептический раствор

7. емкость для сбора мочи (дренажный мешок)

8. мыло

9. индивидуальное полотенце

10. стерильный лоток и два пинцета

11. мешок для грязного белья

12. фантом для катетеризации

 

           

 

       ЛИТЕРАТУРА:

       Е.В. Лемента, В.Н. Прилепская Сестринское дело. - Москва-Ростов- на-Дону: 2005. с. 128 – 131;

       Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова Основы сестринского ухода. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - с. 333 – 341;

       К.Е. Давлицарова, С.Н. Миронова Манипуляционная техника. – Москва: Форум – Инфра – М, 2005. - с. 390 - 400;

       С.А. Агкацева Сестринские манипуляции. – Москва: Медицина, 2006. - с. 239 – 261;

           

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

I. Введение - 5 мин

 

Отмечает отсутствующих студентов на занятии.

Объявляется тема занятия: «Предстерилизационная очистка шприцев, игл, резиновых изделий. Моющие растворы, приготовление, критерии использования. Контроль качества предстерилизационной очистки шприцев и игл. Азопирамовая, фенолфталеиновая пробы. Стерилизация: понятие, методы. Паровой и горячевоздушный методы стерилизации. Сроки сохранения стерильности. Правила работы со стерильным столом. Правила пользования биксом. ЦСО: устройство, функции. Профилактика передачи вирусов парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции в ЛПУ: пути инфицирования, общие меры предосторожности»

Обращает внимание на форму одежды (белый халат), готовность к занятию. Беседуют со студентами по существу данной темы, указывая круг вопросов и проблем, подлежащих обсуждению на занятии, дает установку на закрепление практических навыков. Предлагает вспомнить сестринский процесс и как проводится планирование деятельности медицинской сестры по удовлетворению нужд пациента с учетом сестринского процесса.

 

II. Контроль исходного уровня знаний – 15 мин

Проверка исходного уровня знаний студентов проводится методом фронтального опроса, либо тестированием. Вопросы для фронтального опроса приведены в приложении; тест – контроль проводится с помощью тестов, приведенных в приложении, ситуационные задачи, кроссворды.

 

III. Контроль усвоения основных этапов ориентировочной основы действий – 15 мин

Контроль усвоения студентами ориентировочной основы действий при выполнении практической работы проводится путем выборочного опроса студентов. Разбиваются на малые группы по 2 – 3 человека. Студенты вырабатывают практические навыки подмывания больного, подачи судна, мочеприемника, катетеризацию мочевого пузыря у мужчин и женщин.

 

IV. Самостоятельная работа студентов, научиться применению мочеприемника, катетеризации мочевого пузыря – 210 мин

По окончании контроля усвоения студентами ориентировочной основы действий преподаватель сообщает особенности содержания задания на практическую работу и дает команду о начале её выполнения.

Преподаватель контролирует выполнение команды студентами и производит проверку и разбор ответов по картам контроля исходного уровня знаний. Систематически производит персональный контроль и коррекцию самостоятельной работы студентов, проверяет исполнение различных манипуляций, грамотность и аккуратность выполнения работы. Ориентируясь в основном на индивидуальную работу со студентами, преподаватель периодически привлекает внимание всех студентов к допускаемым ошибкам в работе и дает общие методические указания по выполнению наиболее трудных элементов задания.

 

I. Определение итогового уровня знаний – 20 мин

 

Определение итогового уровня знаний является по существу завершающим этапом индивидуальной работы преподавателя со студентами и осуществляется, по возможности, без отрыва студентов от продолжения ими самостоятельной работы. Оценка итогового уровня знаний производится с учетом полноты и правильности выполнения всех элементов практической работы: проведение манипуляций, решения ситуационной задачи. По мере готовности работы студенты представляют свои тетради на проверку, по итогам которой преподаватель выставляет итоговую оценку в журнал. В ходе проверки преподаватель производит разбор допущенных ошибок, дает указания на устранение недочетов манипуляций. После выполнения этих указаний преподаватель ставит в тетради свою подпись, удостоверяющую отработку практической работы студентом, и делает соответствующую пометку в журнале.

 

II. Заключение преподавателя, объявление задания на следующее задание – 5 мин

 

Преподаватель подводит итоги занятия, отмечает общие недостатки в подготовке к занятию, называет фамилии неуспевающих студентов и студентов, показывающих отличные знания и навыки. Объявляет тему следующего занятия и дает указания по организации самостоятельной подготовки.

Тема следующего занятия «Методы простейшей физиотерапии». Материал изложен в учебнике В.Р. Вебер, Г.И. Чуваков, В.А. Лапотников Основы сестринского дела. – М.: Медицина, 2001г, стр.205 – 212.

Дополнительно целесообразно использовать С.А. Агкацева «Сестринские манипуляции» – М.: Медицина, 2006г. стр. 351 – 372.

При подготовке также руководствоваться материалами лекции по теме.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: