Методическая разработка для проведения
Практического занятия №10
по Основам сестринского дела
раздел: «Инфекционный контроль и профилактика ВБИ»
на тему: «Предстерилизационная очистка шприцев, игл, резиновых изделий. Моющие растворы, приготовление, критерии использования. Контроль качества предстерилизационной очистки шприцев и игл. Азопирамовая, фенолфталеиновая пробы. Стерилизация: понятие, методы. Паровой и горячевоздушный методы стерилизации. Сроки сохранения стерильности. Правила работы со стерильным столом. Правила пользования биксом. ЦСО: устройство, функции. Профилактика передачи вирусов парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции в ЛПУ: пути инфицирования, общие меры предосторожности»
для студентов 1 курса
Обсуждена и одобрена на заседании ЦМК
протокол №____
«_____»_____________ 200 … г.
Уточнено (дополнено): «_____»_____________ 200 … г.
_____________
(подпись)
Санкт-Петербург
2011
Тема: «Предстерилизационная очистка шприцев, игл, резиновых изделий. Моющие растворы, приготовление, критерии использования. Контроль качества предстерилизационной очистки шприцев и игл. Азопирамовая, фенолфталеиновая пробы. Стерилизация: понятие, методы. Паровой и горячевоздушный методы стерилизации. Сроки сохранения стерильности. Правила работы со стерильным столом. Правила пользования биксом. ЦСО: устройство, функции. Профилактика передачи вирусов парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции в ЛПУ: пути инфицирования, общие меры предосторожности»
|
|
Учебные группы, курс: учебные группы студентов,
1 курс
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
Знать:
- понятия «инфекционный процесс», «внутрибольничная инфекция»;
- масштаб проблемы ВБИ;
- способы передачи инфекции в ЛПУ;
- факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции;
- группы риска развития внутрибольничной инфекции;
- виды возбудителей внутрибольничной инфекции;
- меры профилактики и контроля внутрибольничных инфекций;
- требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала;
- уровни мытья рук;
- виды, методы и средства дезинфекции;
- преимущества и недостатки различных групп дезинфектантов;
- правила техники безопасности при работе с дезинфицирующими средствами;
- методы, средства и режимы стерилизации;
- виды контроля режима и качества стерилизации
Уметь:
- проводить влажную уборку помещений ЛПУ с применением дезинфицирующего раствора;
- проводить проветривание и кварцевание помещений ЛПУ;
- проводить контроль санитарного состояния палат, тумбочек, холодильников;
|
|
- готовить дезинфицирующие растворы различной концентрации;
- оказать первую помощь при попадании хлорсодержащих растворов на кожу и слизистые;
- осуществить дезинфекцию предметов ухода за пациентами, белья, инструментов;
- осуществить дезинфекцию и утилизацию использованного одноразового медицинского инструментария;
- готовить моющие растворы;
- осуществить предстерилизационную очистку изделий медицинского назначения;
- осуществить контроль качества предстерилизационной очистки;
- соблюдать технику безопасности при работе с биологическими жидкостями;
- уметь использовать защитную одежду (халат, маску, фартук, очки, щитки, перчатки) в практической деятельности;
- обработать руки до и после манипуляции;
- обработать руки и слизистые при контакте с биологическими жидкостями
Владеть:
- техникой использования стерильного бикса
Учебное время: 6 часов
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ И РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
№ п/п | Учебные вопросы | Время, мин. |
1. | Введение | 5 |
2. | Контроль исходного уровня знаний | 15 |
3. | Контроль усвоения основных этапов ориентировочной основы действий | 15 |
4. | Самостоятельная работа студентов, подготовка к катетеризации, техника безопасности, возможные осложнения | 210 |
5. | Определение итогового уровня знаний | 20 |
6. | Заключение преподавателя, объявление задания на следующее занятие | 5 |
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Оснащение для катетеризации мочевого пузыря:
1. стерильный катетер
2. две пары перчаток (стерильные и нестерильные)
3. стерильные салфетки (средние – 4 шт, малые – 2 шт.)
4. стерильный глицерин
5. шприц с 10 мл изотонического раствора
6. антисептический раствор
7. емкость для сбора мочи (дренажный мешок)
8. мыло
9. индивидуальное полотенце
10. стерильный лоток и два пинцета
11. мешок для грязного белья
12. фантом для катетеризации
ЛИТЕРАТУРА:
Е.В. Лемента, В.Н. Прилепская Сестринское дело. - Москва-Ростов- на-Дону: 2005. с. 128 – 131;
Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова Основы сестринского ухода. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - с. 333 – 341;
К.Е. Давлицарова, С.Н. Миронова Манипуляционная техника. – Москва: Форум – Инфра – М, 2005. - с. 390 - 400;
С.А. Агкацева Сестринские манипуляции. – Москва: Медицина, 2006. - с. 239 – 261;
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
I. Введение - 5 мин
Отмечает отсутствующих студентов на занятии.
Объявляется тема занятия: «Предстерилизационная очистка шприцев, игл, резиновых изделий. Моющие растворы, приготовление, критерии использования. Контроль качества предстерилизационной очистки шприцев и игл. Азопирамовая, фенолфталеиновая пробы. Стерилизация: понятие, методы. Паровой и горячевоздушный методы стерилизации. Сроки сохранения стерильности. Правила работы со стерильным столом. Правила пользования биксом. ЦСО: устройство, функции. Профилактика передачи вирусов парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции в ЛПУ: пути инфицирования, общие меры предосторожности»
Обращает внимание на форму одежды (белый халат), готовность к занятию. Беседуют со студентами по существу данной темы, указывая круг вопросов и проблем, подлежащих обсуждению на занятии, дает установку на закрепление практических навыков. Предлагает вспомнить сестринский процесс и как проводится планирование деятельности медицинской сестры по удовлетворению нужд пациента с учетом сестринского процесса.
II. Контроль исходного уровня знаний – 15 мин
Проверка исходного уровня знаний студентов проводится методом фронтального опроса, либо тестированием. Вопросы для фронтального опроса приведены в приложении; тест – контроль проводится с помощью тестов, приведенных в приложении, ситуационные задачи, кроссворды.
|
|
III. Контроль усвоения основных этапов ориентировочной основы действий – 15 мин
Контроль усвоения студентами ориентировочной основы действий при выполнении практической работы проводится путем выборочного опроса студентов. Разбиваются на малые группы по 2 – 3 человека. Студенты вырабатывают практические навыки подмывания больного, подачи судна, мочеприемника, катетеризацию мочевого пузыря у мужчин и женщин.
IV. Самостоятельная работа студентов, научиться применению мочеприемника, катетеризации мочевого пузыря – 210 мин
По окончании контроля усвоения студентами ориентировочной основы действий преподаватель сообщает особенности содержания задания на практическую работу и дает команду о начале её выполнения.
Преподаватель контролирует выполнение команды студентами и производит проверку и разбор ответов по картам контроля исходного уровня знаний. Систематически производит персональный контроль и коррекцию самостоятельной работы студентов, проверяет исполнение различных манипуляций, грамотность и аккуратность выполнения работы. Ориентируясь в основном на индивидуальную работу со студентами, преподаватель периодически привлекает внимание всех студентов к допускаемым ошибкам в работе и дает общие методические указания по выполнению наиболее трудных элементов задания.
I. Определение итогового уровня знаний – 20 мин
Определение итогового уровня знаний является по существу завершающим этапом индивидуальной работы преподавателя со студентами и осуществляется, по возможности, без отрыва студентов от продолжения ими самостоятельной работы. Оценка итогового уровня знаний производится с учетом полноты и правильности выполнения всех элементов практической работы: проведение манипуляций, решения ситуационной задачи. По мере готовности работы студенты представляют свои тетради на проверку, по итогам которой преподаватель выставляет итоговую оценку в журнал. В ходе проверки преподаватель производит разбор допущенных ошибок, дает указания на устранение недочетов манипуляций. После выполнения этих указаний преподаватель ставит в тетради свою подпись, удостоверяющую отработку практической работы студентом, и делает соответствующую пометку в журнале.
|
|
II. Заключение преподавателя, объявление задания на следующее задание – 5 мин
Преподаватель подводит итоги занятия, отмечает общие недостатки в подготовке к занятию, называет фамилии неуспевающих студентов и студентов, показывающих отличные знания и навыки. Объявляет тему следующего занятия и дает указания по организации самостоятельной подготовки.
Тема следующего занятия «Методы простейшей физиотерапии». Материал изложен в учебнике В.Р. Вебер, Г.И. Чуваков, В.А. Лапотников Основы сестринского дела. – М.: Медицина, 2001г, стр.205 – 212.
Дополнительно целесообразно использовать С.А. Агкацева «Сестринские манипуляции» – М.: Медицина, 2006г. стр. 351 – 372.
При подготовке также руководствоваться материалами лекции по теме.