Какие вопросы содержит в себе схема анализа воспитательного дела

    Существует апробированная схема анализа воспитательного дела, которая заключается в последовательных ответах на вопросы:

1) все ли позиции подготовки и проведения воспитательного дела нашли отражение в плане;

2) отвечало ли содержание дела намеченной цели;

3) отвечал ли задачам и требованиям уровень организации;

4) все ли запланированные меры в достаточной степени были подкреплены ресурсами;

5) какие фрагменты дела удались лучше и почему;

6) выдержано ли воспитательное дело во времени;

7) кто и почему срывал сроки;

8) представляло ли воспитательное дело систему или же было набором малосвязанных между собой фрагментов и частей;

9) был ли эффект новизны;

10) отвечала ли эмоциональная окраска воспитательного дела его замыслу;

11) удовлетворяет ли качество дела, отношение к нему участников, над какими вопросами заставило оно их задуматься;

12) какой оценки заслуживает каждый член коллектива, принимавший участие в воспитательном деле;

13) каким было поведение участников;

14) почему возникли случаи отрицательной реакции части воспитанников на те или иные педагогические действия;

15) от чего нужно отказаться;

16) что нового ввести в последующие воспитательные дела?

КАКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ ВЫБОР МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ?

На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший, оптимальный. Выбор метода – это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели.

Рассмотрим общие причины, определяющие выбор методов воспитания. В первую очередь должны быть учтены следующие:

1. Цели и задачи воспитания. Цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.

2. Содержание воспитания. Очень важно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом.

3. Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задания выполняются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.

4. Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления – необходимое условие успешного сотрудничества педагога с воспитанниками.

5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.

6. Условия воспитания. Сюда относятся отношения, складывающиеся в детском объединении: климат в коллективе, стиль педагогического руководства и т.д.

7. Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.

8. Уровень педагогической квалификации. Педагог выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.

9. Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.

10.   Ожидаемые последствия. Выбирая метод, педагог должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

ЧТО ОТНОСИТСЯ К ГЛАВНЫМ ФАКТОРАМ ВОСПИТАНИЯ?

К числу главных факторов воспитания относятся:

1) сложившийся образ жизни ребенка, который может содействовать развитию заданных качеств или противодействовать ему;

2) условия жизни, которые содействуют становлению определенного образа жизни в рамках различных регионов (традиции, нравы, национальные особенности, особенности национальной среды);

3) средства массовой информации и пропаганды;

4) уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на личность ребенка;

5) положение воспитанника в системе коллективных отношений;

6) индивидуальные и личностные особенности воспитанника.

ОБЩИЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

Метод воспитания – это путь достижения заданной цели воспитания. Средство воспитания – это совокупность приемов. Средство еще не прием, но уже и не метод. Например, труд, слово. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленных целей, так как в структуре метода приемы и средства есть обязательно.

КАК КЛАССИФИЦУРУЮТСЯ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ?

Классификация методов – это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое, тем самым способствуя их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение,поощрение и наказание. В данном случае общий признак метода включает в себя направленность, применимость, особенность.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

1. Влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующее представления, понятия, идеи.

2. Влияние, создающее привычки, определяющее тот или иной тип поведения.

Наиболее объективна классификация методов воспитания на основе направленности – интегративной характеристики, которая включает в себя единство целевой, содержательной и процессуальной стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяют три группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

3. Методы стимулированияповедения и деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow