Какова структура воспитательных дел

Методические рекомендации

Для педагогов

По организации воспитательных дел

 

В ЧЕМ СУЩНОСТЬ КОЛЛЕКТИВНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ДЕЛ?

 Коллективные творческие дела это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством жизни и в то же время основное воспитательное средство.

В основе воспитательных дел два подхода – деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности детей: познавательной, трудовой, художественной и т.д. Второй – органичного «сращивания» всех видов деятельности, их влияния в едином процессе. Воспитательное дело одновременно содержит в себе влияния нравственные, эстетические, политические, интеллектуальные. Деятельностный подход указывает направленность воспитания, а комплексный определяет характер его содержания.

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ДЕЛА?

Воспитательные дела, в которых доминирующей целью выступает воспитание общественно значимых качеств, называют социально-ориентированными.

Главная цель воспитательного дела данного направления – формирование у детей системы социальных отношений: к обществу, органам власти, правопорядку и т.д.

КАКОВА КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ ЭТИЧЕСКИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ДЕЛ?

Конечная и главная цель этических воспитательных дел – это формирование нравственного поведения. Этические воспитательные дела представляют собой цепь нравственных поступков в ежедневных жизненных ситуациях. Именно поступок характеризует отношение человека к окружающей его действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия. Также важны и побудительные мотивы, которые движут человеком и объясняют поступки. Поэтому формирование высоконравственных мотивов деятельности – важная и необходимая часть этических воспитательных дел.

Передовая педагогическая практика последних лет накопила ценный опыт, который должен быть учтен при организации и осуществлении этических воспитательных дел.

1. Нельзя допускать, чтобы процесс нравственного воспитания превращался в борьбу. Воспитание не борьба, а длительная кропотливая работа, складывающаяся из повседневных будничных дел.

2. Нравственные качества личности не формируются без насущной жизненной необходимости.

3. Должно быть как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу.

4. Проектируя этические воспитательные дела, создающие нравственные привычки, не будем забывать советы К.Д. Ушинского. Нельзя вырабатывать сразу несколько привычек, так как это требует больших затрат нервной энергии и контроля над собой. Нужна повторность разумных действий, вначале - чаще, затем – реже, чтобы не доводить нервную систему до переутомления. Число повторений разумных действий очень индивидуально. Еще более длителен процесс искоренения дурной привычки.

5. Высокие нравственные качества основываются на элементарных.

6.  Через призму моральных качеств рассматриваются и отрицательные привычки.

В ЧЕМ СУЩНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ДЕЛ?

    Эстетические (художественные) дела – общее название дел, доминирующая цель которых – формирование эстетического отношения к жизни. Главные задачи эстетического воспитания – формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей. Критерием эстетической воспитанности считается овладение эстетической культурой. Эстетическая культура как составная часть духовной предполагает умение отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого не только в искусстве, но также в любом проявлении жизни.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПОСТОЯННЫМ ИСТОЧНИКОМ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ДЕЛ?

    Постоянный источник эстетических воспитательных дел – мир искусства. Произведения искусства всегда были учебником жизни. Искусство своей образностью активно воздействует на сознание, чувства, волю людей. Все его виды и жанры имеют большое значение в эстетическом воспитании.

КАКОВА ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ДЕЛ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ?

Доминирующая цель воспитательных дел физкультурной направленности вытекает из уже известных задач физического воспитания: 1) укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию детей; 2) овладение физкультурно-спортивными знаниями; 3) развитие двигательных качеств; 4) воспитание нравственных качеств; 5) формирование эстетических качеств; 6) выработки привычки к систематическим занятиям физкультурой и спортом; 7) формирования гигиенических умений и навыков.

В ЧЕМ СМЫСЛ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ДЕЛ?

    Конкретная практическая природоохранная деятельность. Объектами этой деятельности становятся все источники жизнедеятельности человека – земля, вода, воздух, животные, растения. Потребности региона, местные условия определяют направленность, вид, организацию и осуществление экологических воспитательных дел.

КАКУЮ ЦЕЛЬ ПРЕСЛЕДУЮТ ТРУДОВЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ДЕЛА?

Человеческим трудом создаются все материальные и духовные блага. В процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Трудовое воспитание детей направлено на формирование у них психологической и практической готовности к труду.

Психологическая готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых происходит:

1) осознание целей и задач труда;

2) воспитание мотивов трудовой деятельности;

3) формирование трудовых умений и навыков.

КАКОВА СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ДЕЛ?

    В любом воспитательном деле выделяют следующие этапы:

1) целеполагания (анализа ситуации, формирование доминирующей и сопутствующих воспитательных целей); 2) планирования; 3) организации и подготовки; 4) непосредственного осуществления дела; 5) анализа достигнутых результатов.

 ЗАДАЧА ПЕДАГОГА НА ЭТАПЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ?

Учесть социальную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность доминирующей цели, поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, а затем уже провести детальный педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействия, которая предусматривается в будущем деле.

Обобщение опыта работы лучших воспитателей, достигающих успеха в работе с различными детскими объединениями, позволяет сформулировать ряд практических рекомендаций, соблюдение которых облегчает путь к высоким результатам.

1. Глубокое осмысление конкретных задач воспитательного дела – необходимое условие его эффективности.

2. Любое воспитательное дело организуется на основе комплексного и деятельностного подходов.

3. Не следует стремиться к равнозначности всех решаемых в процессе воспитательного дела задач, потому что оптимизировать систему одновременно по нескольким критериям невозможно.

4. Очень важно определить содержание воспитательного дела в связи с его задачами и условиями осуществления.

5. Рациональные методы, приемы и средства проектируются для каждого этапа воспитательного дела.

6. При подготовке воспитательного дела стремитесь к максимальной организационной четкости.

7. Воспитательные дела не терпят шаблонов, гибкость и широта маневра – их отличительные признаки.

8. Воспитательные дела должны быть разнообразными.

9. Воспитательные дела проектируются как мощный катализатор эмоций.

 ЗАДАЧА ПЕДАГОГА НА ЭТАПЕ ПЛАНИРОВАНИЯ?

    Вместе с воспитанниками в деталях определить направление деятельности, распределить обязанности между участниками, указав не только то, что должно быть сделано, но и на то, как это должно быть сделано.

Планирование будет успешным, если педагог учтет следующие рекомендации:

1. Опирайтесь на уровень подготовленности воспитанников, максимально учитывайте их возрастные и личностные особенности.

2. Планирование должно быть коллективным.

3. Ознакомьтесь с методами сетевого планирования, методикой составления наглядных, удобных для чтения и понятных графических планов.

4. Приучайте детей к мысли, что организация удесятеряет силы.

 ОБЯЗАННОСТЬ ПЕДАГОГА НА ЭТАПЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ДЕЛ?

Необходимо учитывать пять положений:

1. Точное определение задач для каждого подчиненного.

2. Подготовка всего необходимого для предстоящей работы.

3. Установление норм выполнения для измерения результатов.

4. Распределение ответственности и времени отчетности.

5. Инструктирование исполнителей как средство создания организационной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow