Тема 1. Введение в предпринимательское право

Методические указания

По подготовке к практическим занятиям по дисциплине

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО

 

 

Направление подготовки: 40.03.01 - Юриспруденция

Профиль подготовки:      Гражданско-правовой, уголовно-правовой, государственно-правовой

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения:                       очная

 

 

Автор: Ющенко Н.А.

 

 

Методические рекомендации по подготовке практических занятий

Для студентов

 

Виды работ на практических занятиях:

- ответы на контрольные вопросы по рассматриваемой теме и обсуждение их;

- решение типовых (ситуационных) задач;

- решение кейсов;

- выполнение тестовых заданий;

- составление схемы и таблицы по рассматриваемой теме;

- составление проекты правовых документов;

- написание эссе

- готовят презентации.

Рекомендации по устному выступлению студентов:

Устные выступления на практических занятиях представляют собой подготовленную студентами монологическую речь, рассчитанную на определенное по продолжительности время (примерно 15 минут) и на определенную аудиторию слушателей. Устные выступления позволяют проверить знания, умения и навыки, сформулированные по отдельным темам дисциплины.

Требования к выступлениям на практических занятиях. Одним из условий, обеспечивающих успех практических занятий, является совокупность определенных конкретных требований к выступлениям, докладам, рефератам студентов. Эти требования должны быть достаточно четкими и в то же время не настолько регламентированными, чтобы сковывать творческую мысль, насаждать схематизм.

Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков:

1. Связь выступления с предшествующей темой или вопросом.

2. Раскрытие сущности проблемы.

3. Методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.

Разумеется, студент не обязан строго придерживаться такого порядка изложения, но все аспекты вопроса должны быть освещены, что обеспечит выступлению необходимую полноту и завершенность.

Обязательным требованием к выступающему, особенно в начале практического курса, является зачитывание плана выступления, доклада, реферата. Опыт показывает, что многие студенты, содержательно выступив по какому-либо вопросу, часто затрудняются сжато изложить основные положения своего доклада. На первых практических занятиях многие студенты не могут четко планировать выступления. Иногда студент при подготовке к практическому составляет план не в начале работы, а уже после того, как выступление им написано. В таких случаях выступление обычно представляет собой почти дословное воспроизведение фрагментов из учебных пособий без глубокого их осмысления. В определенной ситуации можно рекомендовать студенту осветить лишь один или два пункта его доклада, что формирует гибкость мышления, способность переключать внимание, быстроту переориентировки. Руководителю же практического занятия это позволяет предотвращать повторения, выделять главное, экономить время.

Важнейшие требования к выступлениям студентов – самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них.

Приводимые студентом примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения и в то же время не быть слишком «специализированными». Примеры из области наук, близких к будущей специальности студента, из сферы познания, обучения поощряются руководителем практического занятия.

Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.

Рекомендации по решению типовых (ситуационных) задач:

Решение ситуационных задач является одной из форм текущего контроля за усвоением студентами учебного материала по дисциплине «Предпринимательское право».

Целью решения ситуационных задач является формирование у студентов навыков самостоятельного решения конкретных казусов (задач).

Правильное решение ситуационных задач должно способствовать лучшему освоению учебного материала, углубленному рассмотрению содержания тем дисциплины «Предпринимательское право». При решении ситуационной задачи студенты, должны показать умение анализировать нормативно-правовые источники, делать обоснованные выводы.

Приступая к решению задачи, студент должен, прежде всего, уяснить содержание задачи, сущность возникшего спора, внимательно проанализировать доводы сторон и дать им оценку с точки зрения действующего законодательства.

При решении задач студенты, руководствуясь правовыми актами и практикой их применения, должны определить юридическое значение фактических обстоятельств, упомянутых в задаче для вынесения определенного решения по вопросам, сформулированным в тексте задачи. Ответы на поставленные вопросы должны быть обоснованы ссылками на конкретные правовые нормы.

При решении задач следует руководствоваться такими официальными изданиями, как: «Собрание законодательства РФ», «Российская газета», «Парламентская газета», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ» и др.

Рекомендации по составлению таблиц и схем:

Визуализация информации — представление числовой и текстовой информации в виде структурных схем и таблиц.

Параметры оценки заданий на составление таблиц и схем: точность и лаконичность формулировок, ответов, необходимых для занесения в таблицы; убедительные, аргументированные предложения по решению выделенных проблем; собственная позиция по данным вопросам.

Рекомендации по подготовке проектов договоров и иных документов:

Подготовка проектов предпринимательских договоров и иных документов – одна из форм письменных работ, которая направлена на формирование у студента практических навыков, предполагающих приобретение основ правовых знаний.

Цель подготовки проектов договоров и иных документов в области предпринимательского права – способствовать формированию у студентов навыков самостоятельного научного творчества, повышению их теоретической и профессиональной подготовки, лучшему освоению учебного материала, углубленному рассмотрению содержания тем дисциплины «Предпринимательское право».

Приступая к подготовке проекта договора и иного документа, студент должен, прежде всего, уяснить сущность документа, его правовую природу, определить его стороны и предмет.

При составлении проекта договора и иного документа следует руководствоваться такими официальными изданиями, как: «Собрание законодательства РФ», «Российская газета», «Парламентская газета», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ» и др.

Рекомендация по подготовке эссе:

Эссе – одна из форм письменных работ, которая направлена на формирование универсальных компетенций студента, предполагающих приобретение основ правовых знаний. Эссе – небольшая по объему самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем дисциплины.

Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Эссе должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария данной дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

При подготовке к эссе необходимо придерживать плана, предложенного преподавателем в паспорте фонда оценочных средств текущего контроля. При подготовке вопросов студентам необходимо провести анализ собранных конкретных данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации.

Студент должен аргументировать положения и выводы по предложенной теме.

Объем эссе составляет 8-10 страниц. Эссе выполняется в отдельной тетради и состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

Рекомендации по подготовке презентации:

Целью интерактивного метода презентации с использованием слайдов является организация процесса изучения теоретического содержания в интерактивном режиме.

Студенты заранее получают темы и готовят слайды. Студент может самостоятельно выбрать интересующую его тему презентации и согласовать ее с преподавателем.

Количество слайдов должно быть не более 10 и характеризующие особенности отдельных видов предпринимательской деятельности.

Каждый студент выступает с презентацией перед аудиторией. Выступление не должно превышать 7 минут. По окончании презентации совместно со студентами подводятся итоги и озвучиваются извлеченные выводы.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

                                                                                      

Тема 1. Введение в предпринимательское право

Устный опрос:

1. Предмет предпринимательского права. Предпринимательские отношения.

2. Методы правового регулирования предпринимательского права.

3. Принципы правового регулирования предпринимательского права.

4. Система предпринимательского права.

5. Основные современные подходы к предпринимательскому праву.

6.Проблемы и целесообразность кодификации норм, регулирующих предпринимательские и связанные с ними отношения.

7. История правового регулирования предпринимательства в зарубежных странах. Торговое право зарубежных стран.

8. Развитие предпринимательства в России.

Тема 2. Источники предпринимательского права

Устный опрос:

1. Понятие и виды источников предпринимательского права.

2. Законодательство о предпринимательской деятельности.

3. Подзаконные нормативные акты и их значение в регулировании предпринимательских отношений.

4. Обычаи делового оборота.

5. Роль арбитражной практики в применении законодательства о предпринимательской деятельности.

6. Локальные нормативные акты.

7. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ в регулировании предпринимательских отношений.

Тема 3. Субъекты предпринимательского права

Устный опрос:

1. Понятие и виды субъектов предпринимательского права.

2. Правовое положение индивидуального предпринимателя.

3. Коммерческие организации.

4. Организационная структура субъекта предпринимательской деятельности.

5. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.

6. Государство и муниципальные образования как субъекты предпринимательского права: подходы в теории и практике.

7. Регистрация предпринимателей.

8. Дочерние хозяйственные общества.

9. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридического лица.

10. Холдинги и холдинговые компании.

11. Финансово – промышленные группы.

12. Правовое регулирование малого и среднего предпринимательства.

13. Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ и РТ.

 

Тема 4. Правовой режим имущества хозяйствующих субъектов

Устный опрос:

1. Право собственности и его значение для предпринимателя.

2. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

3. Закрепление объектов гражданских прав за предпринимателем. Правовое значение закрепления имущества на отдельном балансе.

4. Основные средства: понятия, классификация, оценка.

5. Нематериальные активы.

6. Понятие амортизации.

7. Оборотные средства.

8. Резервный, амортизационный и иные фонды, их правовой режим.

 

Тема 5. Несостоятельность (банкротство)

Устный опрос:

Часть 1

1.История и зарубежный опыт правового регулирования несостоятельности (банкротства).

2. Развитие института несостоятельности в России.

3. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства).

4. Субъекты отношений в области несостоятельности (банкротства).

5. Меры по предупреждению банкротства организаций.6. Рассмотрение дел о банкротстве. 7. Арбитражные управляющие.8. Наблюдение.9. Финансовое оздоровление. 10. Внешнее управление. 11. Конкурсное производство.12. Мировое соглашение.

13. Упрощенные процедуры банкротства.

Часть 2

1. Возможность, целесообразность и правовая обеспеченность банкротства гражданина. 2. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей. 3. Банкротство градообразующих организаций. 4. Банкротство сельскохозяйственных организаций. 5. Банкротство кредитных организаций. 6. Банкротство страховой организации.7. Особенности банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг.8. Банкротство стратегических предприятий и организаций. 9. Банкротство субъектов естественных монополий.

Тема 6. Предпринимательский договор

Устный опрос:

1. Роль и значение договора в регулировании отношений с участием предпринимателей.

2. Субъекты предпринимательского договора.

3. Объекты предпринимательского договора.

4. Содержание предпринимательского договора.

5. Порядок заключения предпринимательского договора.

6. Исполнение договора.

7.Особенности регулирования отношений с участием предпринимателей в обязательственном праве.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: