Реферирование литературы

Отечественная История

 

Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы

по изучению курса

 

 

Составитель: Л. Я. Баранова,

кандидат исторических наук,

доцент

 

Екатеринбург

2009

Самостоятельная работа является важнейшей составной частью учебной, научной деятельности студента. Именно она позволяет приобрести навыки научно-исследовательской работы, научиться грамотно и эффективно работать с литературой, повышать свою квалификацию самостоятельно. Навыки самостоятельной работы позволят будущему молодому специалисту совершенствовать свою профессиональную подготовку, а значит, быть конкурентоспособным на рынке труда и обеспечить себе карьерный рост.

Сначала необходимо определить форму самостоятельной работы: подготовка к практическому занятию или к коллоквиуму, написание доклада, реферата; работа по теме курсового или дипломного исследования. Это позволит правильно распределить время, наметить объем работы.

Любая форма самостоятельной работы начинается со знакомства и поиска необходимой литературы. После выявления и составления первичного списка литературы начинается процесс ее изучения. Важно уметь правильно читать и работать с литературой и выбранными источниками. Есть несколько общепринятых научных правил. 

Работа с литературой

В самостоятельной работе студентам приходится использовать литературу различных видов: первоисточники, монографии, научные сборники, хрестоматии, учебники, учебные пособия, журналы. Изучение курса «Отечественной истории» предполагает знакомство студентов с большим объемом научной и учебной литературой, что, в свою очередь, порождает необходимость выработки у них рационально-критического подхода к изучаемым источникам.

Предварительный просмотр книги включает ознаком­ление с титульным листом книги, аннотацией, предисловием, оглавлением. При ознакомлении с оглавлением необходимо вы­делить разделы, главы, параграфы, представляющие для вас интерес, бегло их просмотреть, найти места, относящиеся к теме (абзацы, страницы, параграфы), и познакомиться с ними в об­щих чертах.

Быстрое чтение. Это следующий этап работы с кни­гой. Целью быстрого прочтения выделенных мест является оп­ределение того, что из прочитанного вами в том или ином фраг­менте текста представляет наибольшую ценность, к какому воп­росу семинарского занятия, доклада, реферата имеет отношение информация и что с ней делать, как применить, чем дополнить. Специалисты предлагают несколько простых рекомендаций по методике быстрого чтения:

♦ ясно осознать и четко зафиксировать цель чтения: по какому именно вопросу нужна информация, для чего она нужна, ее характер и т. д.;

♦ оперативно менять скорость чтения, замедляя на информации, прямо соответствующей цели, увеличивать скорость чтения других частей. Описательный текст читается быстрее, чем текст сложных умозаключений, доказательств;

♦ сосредоточенно работать над текстом, без отвлечения. Это обеспечит глубокое понимание текста;

♦ уметь определять структуру текста – соподчиненность его частей (глав, параграфов, рубрик), взаимосвязь текста с рисунками, таблицами, графиками, сносками, примечаниями и приложениями;

♦ понимать смысл прочитанного при беглом ознакомлении с текстом (выработать способность при прочтении целого предложения сразу понимать его смысл и значение);

♦ скорость правильного чтения должна быть в 3-4 раза выше скорости речи.

Научный аппарат. Научные издания сопровождаются различными вспомогательными материалами - научным аппаратом, поэтому важно знать, из каких основных элементов он состоит, каковы его функции.

♦ знакомство с книгой лучше всего начинать с изучения аннотации – краткой характеристики книги, раскрывающей ее содержание, идейную, тематическую и жанровую направленность, сведения об авторе, назначение и другие особенности. Аннотация помогает составить предварительное мнение о книге;

♦ глубже понять содержание книги позволяют вступительная статья, в которой дается оценка содержания книги, затрагиваемой в ней проблематики, содержится информация об авторе, высказываются полемические замечания, разъясняются отдельные положения книги, даются комментарии и т. д. Вот почему знакомство с вступительной статьей представляется очень важным: оно помогает студенту сориентироваться в тексте работы, обратить внимание на ее наиболее ценные и важные разделы. Той же цели содействует знакомство с оглавлением, предисловием, послесловием;

♦ весьма полезными элементами научного аппарата являются сноски, комментарии, таблицы, графики, списки литературы. Они не только иллюстрируют отдельные положения книги или статьи, но и сами по себе являются дополнительным источником информации для читателя. Если читателя заинтересовала какая-то высказанная автором мысль, не нашедшая подробного освещения в данном источнике, он может обратиться к тексту источника, упоминаемого в сноске, либо к источнику, который он может найти в списке литературы, рекомендованной автором для самостоятельного изучения.

Ведение записи прочитанного. Существует несколько форм ведения записей:

план (простой и развернутый) – наиболее краткая форма записи прочитанного, представляющая собой перечень вопросов, рассматриваемых в книге или статье. Развернутый план представляет собой более подробную запись прочитанного, с детализацией отдельных положений и выводов, с выпиской цитат, статистических данных и т. д. Развернутый план - неоценимый помощник при выступлении с докладом на конкретную тему на семинаре, конференции;

тезисы кратко сформулированные положения основные положения книги, статьи. Как правило, тезисы составляются после предварительного знакомства с текстом источника, при его повторном прочтении. Они помогают запомнить и систематизировать информацию;

конспект – краткое письменное изложение или запись содержания книги, статьи. Конспектирование следует начинать после прочтения источника и составления его плана. Основу конспекта составляют тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами.

Конспект может быть: 1) текстуальным, который создается из отрывков подлинника – цитат, с сохранением логики и структуры текста; 2) свободным – который основан на изложении материала в удобном для читателя порядке (например, мысли, разбросанные по всей книге, сводятся воедино); 3) тематическим, в котором за основу берется тема или проблема и который может быть составлен по нескольким источникам.

Целесообразно составлять свою собственную картотеку литературы в любой форме (бумажном или электронном носителе) по интересующим вас темам, так как происходит постепенное накопление материала к курсовым и дипломным работам. У каждой единицы литературы существует отдельная карточка с выходными данными: Фамилия, имя, отчество автора. Основное название книги: Подзаголовок книги / Сведения о переводах, редакторе, изданиях, авторском коллективе и т. п. – Место издания: Издательство, год издания. – Объем книги (количество страниц).

Большую помощь студентам в самостоятельной работе, при подготовке к экзамену по курсу оказывает составление собственного словаря терминов. Эта работа проводится как при чтении конспекта лекций, так и при самостоятельном изучении учебников, научной литературы. Такая работа предполагает близкое знакомство с различного вида словарями и энциклопедиями. Например:

Агрессия – вооруженное нападение с целью захвата территории иного государства, уничтожения или ограничения его независимости.

Демократия – (народовластие), политическое устройство государства, при котором политическая власть принадлежит народу.

Модернизация – процесс превращения традиционного (аграрного) общества в современное (индустриальное) и т. д.

Реферирование литературы

Реферат (лат. геfегге докладывать, сообщать) – 1) доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников; 2) изложение содержания научной работы, книги, статьи.

Реферат позволяет использовать приобретенные навыки работы с литературными источниками, способствует развитию аналитических способностей. В зависимости от способа реферативного изложения можно выделить три типа рефератов:

  реферат-экстракт, составленный из оригинальных предложений первоисточника;

перефразированный реферат, полученный на основе перефразирования текста первоисточника;

интерпретированный реферат, представляющий собой интерпретацию первоисточника.

Студент вправе выбрать любой тип реферата. Но в любом случае при подготовке реферата необходимо изучить и проанализировать рекомендованную для его написания литературу. Рекомендуемый объем реферата – 20-25 страниц машинописного текста (формат А 4, 14 кегль, полуторный интервал, поля: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см). Образец титульного листа реферата приводится. Структура реферата должна включать в себя следующие пункты:

Оглавление.

Введение.

Глава 1. § 1, § 2.

Глава 2. § 1, § 2.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

Во введении необходимо кратко раскрыть актуальность темы реферата, дать краткую характеристику использованной при его подготовки научной литературы, сформулировать его цель и задачи.

Цель и задачи реферата обусловливают его структуру. Названия глав и параграфов должны отражать сформулированные во введении задачи. Название глав и параграфов не должно совпадать с названием реферата.

В заключении формулируются основные выводы, делаются обобщения по проделанной работе.

Разумеется, количество глав и параграфов – отнюдь не догма, а всего лишь «руководство к действию». Студент может предпочесть несколько иную структуру реферата, выделив в ней, скажем, не две, а три или даже четыре главы; разбивать или не разбивать их на параграфы. Важно только помнить, что объем реферата лимитирован 20-25 страницами; что параграфы должны быть объемом не менее 4-5 страниц и посвящены рассмотрению конкретных аспектов проблемы, заявленной в названии соответствующей главы.

Научный аппарат реферата должен быть оформлен в соответствии с правилами. В частности, все приводимые в реферате цитаты (прямые или косвенные) должны иметь соответствующую сноску на источник. С правилами оформления научного аппарата можно ознакомиться в библиотеке института либо проконсультироваться на этот счет с библиографами.

Рефераты пишутся только по темам, рекомендованным преподавателем и представленным в соответствующем учебно-методическом пособии или комплексе. Категорически недопустимо представлять рефераты, взятые из Интернета. Подобные рефераты рассматриваться и рецензироваться не будут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: