Тема 12. Научное познание

1. Предмет философии науки. Плюрализм философских моделей научного познания. Научная картина мира.

2. Специфика научного познания. Проблема критерия научности.

3. Эмпирический уровень познания: его специфика, многообразие методов и форм. Понятие эмпирического закона.

4. Теоретический уровень познания: его специфика, многообразие методов и форм.

5. Диалектика чувственного и рационального в научном познании.

 

ГЛОССАРИЙ: Наука. Философия науки. Модели познания. Логический детерминизм. Интуитивизм. Индуктивизм. Концепция «критического рационализма» (Поппер). «Парадигмальная концепция» (Кун). Концепция «Исследовательских программ» (Лакатос). Концепция «научного реализма» (Патнэм, Селларс). Концепция «анархистской эпистемологии» (Фейерабенд). «Историческая концепция» (Тулмин). Научная революция. Категории науки. Законы науки. Рациональность. Интерсубъективность. Метод научного познания. Форма научного познания. Научный факт. Научная проблема. Гипотеза. Теория. Эмпирический уровень познания. Эмпирический закон. Теоретический уровень познания. Наблюдение. Эксперимент. Измерение. Описание. Классификация. Типологизация. Систематизация. Единство исторического и логического. Восхождение от конкретного к абстрактному и наоборот. Формализация. Математизация. Гипотетико-индуктивный метод. Анализ и синтез. Дедукция. Аналогия (моделирование). Абстрагирование. Идеализация. Научная картина мира. Научная парадигма. Матрица понимания. Исследовательская программа.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Что является предметом философии науки?

2. Какие концепции развития научного познания вы знаете? Чем можно объяснить их плюрализм?

3. Чем отличается логико-детерминистская концепция познания от индуктивистской?

4. Соотнесите понятия «научная парадигма» и «исследовательская парадигма».

5. В чем особенность развития отечественной философии науки?

6. Что такое научное познание, и чем оно отличается от обыденного и художественного?

7. Чем отличается теоретическое познание от эмпирического?

8. Назовите основные формы эмпирического познания и дайте им краткую характеристику.

9. Что такое «эмпирический закон»?

10. Охарактеризуйте основные формы теоретического познания.

11. Что такое теория, и какова ее структура?

12. Какие универсальные методы научного познания вы знаете? Охарактеризуйте их.

13. В чем проявляется взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного познания?

14. В чем смысл феномена «научная картина мира»? Каково его значение в познании мира?

15. Может ли быть в принципе абсолютно научная картина мира?

16. Опишите в общих чертах современную научную картину мира.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Берков, В.Ф. Философия и методология науки: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2004. – 335 с.

2. Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научные знания в динамике культуры. Методология научного исследования. Учебное пособие – М.: Прогресс – Традиция и др., 2005 – 463 с.

3. Кохановский, В.П. Философия науки: Учебное пособие для ВУЗов. – Ростов-на-Дону: МарТ – 2005. – 492 с.

4. Основы философии науки: Учебное пособие для ВУЗов / С.А. Лебедев, А.Н. Авдулов, В.Г. Борзенков и др. – Екатеринбург: Деловая книга, 2005 – 537 с.

5. Лось, В.А. История и философия науки: Основы курса: Учебное пособие – М.: ИНФРА – М, 2005 – 270 с.

6. Войтов, А.Г. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – М.: Дашков и К, 2004. – 401 с.

7. Аль – Ани Н.М. Философия техники: Очерки истории и теории: Учебное пособие. – М.: Гранд, 2004 – 309 с.

8. Кун, Т. Структура научных революций. Пер. с англ. – М.: АСТ, 2003 – 605 с.

9. Поппер, К.Р. Логика научного исследования / Пер. с англ. В.Н. Брюшкин и др. – М.: Республика, 2005 – 446 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: